Содержание
- Развитие личности детей дошкольного возраста консультация
- Предварительный просмотр:
- Можно ли говорить о личности ребенка
- 5 признаков, что вы подавляете личность своего ребенка
- Вы лишаете ребенка самостоятельности
- Вы отдаете ребенку все лучшее в ущерб себе
- Вы считаете, что сделаете все за ребенка намного лучше
- Вы чрезмерно контролируете успехи и интересы ребенка
- Вы боитесь обидеть или разозлить ребенка
Можно ли говорить о личности ребенка
О любом из вас, наши читатели, можно сказать очень многое, но прежде всего то, что каждый — это личность, т. е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе.
Никогда не было и не будет на земле человека, во всем подобного вам, абсолютного двойника, и эта ваша неповторимость не случайна. Это одна из закономерностей развития личности. Однако человек не рождается готовой личностью, ею он становится постепенно, и этот процесс занимает многие годы.
Давайте же разберемся в том, что мы понимаем под словом «личность» и какие условия определяют ее формирование. Для этого необходимо в первую очередь выяснить, кем же, если не личностью, рождается человек, с чего начинается история личности. Всякий живой организм представляет собой не сумму отдельных органов, а такое единство, в котором все составные части связаны между собой и зависят друг от друга. Если нарушается жизнедеятельность какого-либо органа, то это не может не отразиться на деятельности всего организма, потому что нарушается его единство.
Таким образом, всякое отдельное живое существо целостно, неделимо. Чтобы подчеркнуть это, мы говорим, что оно есть индивидуум (в переводе на русский язык с латыни это значит «неделимое»).
При этом даже животные одного вида могут сильно отличаться друг от друга. Посмотрите, как по-разному ведут себя совсем еще недавно родившиеся щенки. Одни подвижны, энергичны, они первыми бросаются к пище, отталкивая своих робких собратьев; эти напористые малыши с первых дней жизни становятся хозяевами положения.
На этом примере мы убеждаемся, что животное помимо черт, общих для всего вида, имеет особые свойства, присущие только данному индивидууму. Это так называемые индивидуальные особенности. Они обусловлены и наследственностью, и прижизненным влиянием окружающей среды; другими словами, индивидуальные особенности — это сплав врожденных и приобретенных черт. В опытах И. П. Павлова показано, как можно сделать животное запуганным или злобным. Не менее отчетливо, чем у животных, индивидуальные особенности проявляются у маленьких детей, даже у новорожденных. Значит, уже с первого дня жизни человек обладает индивидуальными особенностями.
Но можно ли говорить о личности новорожденного? Разумеется, нельзя, так же как и нельзя говорить о личности животного. Человек рождается, следовательно, индивидуумом, но от животных он отличается тем, что ребенок может стать личностью, а животное — никогда. Соответственно, индивидуальные особенности нельзя отождествлять со свойствами личности. Поэтому ценность личности прямо не зависит, например, от свойств нервной системы, от особенностей темперамента.
Обладатель живого, так называемого сангвинического темперамента, основу которого составляет, по учению И. П. Павлова, тип нервной системы, характеризующийся силой и подвижностью физиологических процессов, как личность может быть человеком мелким, цепляющимся за привычное, боящимся нового.
В то же время между особенностями человека как индивидуума и его личностью имеется глубокая связь: ведь личность есть продукт развития индивидуума в обществе. Развитие личности — это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивидуум стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе, вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь человек — общество и формирует прежде всего человеческую личность. И уже на первом году жизни у ребенка можно легко заметить потребность в общении со взрослыми. Однако известно немало случаев, когда дети полностью были лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались поистине трагичными.
В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вымолвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отразилось на умственных способностях Ивана Антоновича: он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота. По возрасту Иван Антонович был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Так же не становились личностями дети, похищенные и выкормленные животными.
В нормальных условиях человек очень рано вступает в отношения с окружающими людьми, с коллективом, с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день все более богатыми.
Хорошо известно, что в ранний период жизни различные связи между ребенком и окружающим его миром разрозненны, ребенок не имеет единого отношения к предметам и явлениям действительности. Настроения быстро сменяют друг друга, потому что они ничем между собой не объединены, являются как бы взаимно независимыми. Ребенок, только что плакавший из-за «обиды», которую причинил ему взрослый, радостно тянется к новой игрушке; он еще продолжает время от времени всхлипывать, но это только отзвук пережитой эмоции, психологически он уже полностью захвачен игрой. Другое дело — дети постарше.
Однажды ребенку лет шести взрослый дал довольно трудное задание. При этом ему было сказано, что в награду он получит вкусную конфету. Конечно, ему хотелось и выполнить задание, и получить конфету. Малыш старался, но все-таки не справился с делом. Когда же взрослый вернулся в комнату, то ребенок сделал вид, что выполнил все, как нужно. Взрослый хоть и догадался об обмане, но, чтобы не огорчать ребенка, похвалил его и дал обещанную конфету. Казалось, что, получив награду, ребенок обрадуется. На самом же деле произошло совсем другое: он смутился и, наконец, заплакал.
Неожиданно? Нет, нисколько.
Ведь ребенок не только хотел получить конфету. У него сложились отношения и к делу, которое предстояло сделать, и — главное — к взрослому, который с ним занимался. Поэтому когда его постигла неудача, а потом он все-таки получил конфету, то это не только не отвлекло и не обрадовало его, но он огорчился еще больше. Ведь получение конфеты не являлось для него чем-то самостоятельным, а было включено в его отношения со взрослым; поддержание норм, установившихся в этих отношениях (а они были ребенком нарушены), оказалось для него гораздо важнее конфеты.
Как много разнообразных чувств вызывает у людей музыка!
Эта маленькая история очень поучительна. Оказывается, что в развитии человека не просто увеличивается количество отношений, которые связывают его с окружающими явлениями и с другими людьми. Одни отношения становятся более важными, главными, другие — менее важными. Они существуют не независимо друг от друга, а подчиняются друг другу, образуя как бы целые системы отношений.
Отношения ребенка с обществом меняются в зависимости от того, какое положение в обществе он занимает. В самые первые годы жизни ребенок не имеет обязанностей перед обществом, он предмет постоянных забот взрослых, и потому все, что ребенок делает, имеет значение только для него самого.
Однако очень скоро картина меняется. В этом смысле переломным моментом в процессе формирования личности человека является его поступление в школу. Здесь он впервые убеждается в том, что его деятельность отвечает требованиям общества и оценивается по своему результату, что она нужна не только ему самому. Ведь жить в обществе и жить только для себя невозможно.
Деятельность в ее человеческой форме со всеми своими особенностями и определяет формирование личности. Именно в деятельности складывается необходимое единство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложившимися у человека с окружающим миром. Целенаправленная, осмысленная деятельность как бы «распределяет» эти отношения по степени их важности для человека в данный период жизни. Однако те отношения, которые были главными, могут уступить свое место, и на высших ступенях этой воображаемой лестницы оказываются совсем другие. Для дошкольника главная деятельность — это игра и наиболее важно то, что с ней связано. Но вот вчерашний дошкольник становится первоклассником, теперь основное в его жизни — учение.
Эта ведущая деятельность рождает совсем новые отношения. Изо дня в день увеличивается число связей между ребенком и действительностью, он устанавливает их с самыми различными сторонами жизни. Впрочем, это относится не только к детям. О богатстве, широте личности взрослого человека мы судим по богатству и широте его связей с жизнью. Лишь обывателя ничто не касается и ничто не интересует. Обыватель связан только со своим скудным мирком, а настоящему человеку всегда многое близко и важно. Поэтому если мы обратимся к биографиям выдающихся людей, то увидим, как многогранна была личность каждого из них, как широки интересы, обильны знания и умения.
Именно в этом смысле К. Маркс однажды сказал, что ничто человеческое ему не чуждо. Полководец Суворов был разносторонне образованным человеком, тонким ценителем поэзии, знатоком философии, Да и сам он отлично владел пером. Композитор Бородин был профессором химии, а его друг Кюи, тоже композитор, учился инженерному искусству у легендарного Тотлебена и был крупным специалистом в военно-инженерном деле, генералом. Эйнштейн играл на скрипке и зачитывался романами Достоевского. Чехов с увлечением занимался медициной и был квалифицированным врачом.
Подобных примеров можно привести великое множество. Но вот что в них особенно обращает на себя внимание: богатство интересов не только не мешало всем этим людям заниматься главным своим делом, а, как правило, помогало. Чехов не скрывал, что медицинские познания часто были необходимы в его литературной работе, а Эйнштейн утверждал, что романы Достоевского дали ему как ученому больше, чем открытия многих известных математиков. Трудно в наше время сделать что-то крупное, имея познания, пусть даже большие, только в одной, узкой области.
Но тут у вас, должно быть, возникает вопрос: как не заблудиться в море интересов, увлечений, желаний и приплыть к нужному берегу? Ответ прост: нужно хорошо знать, какой именно берег больше всего привлекает, и тогда этот берег будет одновременно и компасом, указывающим вам путь. Точнее говоря, направляет развитие личности цель жизни. Это очень знакомые слова, но вдумайтесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни — это просто желание, ну, скажем, желание стать инженером или летчиком, получить при окончании школы золотую медаль или всего-навсего завести почтового голубя?
Чтобы стать целью жизни человека, желание должно быть подчинено цели, способной объединить его действия и усилия и стать тем идеалом, с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков.
По тому, каковы у человека его главные жизненные цели, можно судить о ценности его личности. Важно, чтобы цель, поставленная человеком перед собой, не была узколичной, а имела бы объективную ценность. И не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковывало бы крупную личность.
Итак, личность всегда развивается под влиянием тех конкретно-исторических условий, в которых живет человек. В социалистическом обществе личность впервые получила возможность невиданного в истории расцвета всех ее физических и духовных сил.
Многочисленные воздействия, испытываемые человеком, участвуют в формировании его личности. Это обстоятельство привело к тому, что родилось мнение, будто личность не что иное, как продукт биографии человека, т. е. прошлое целиком определяет его настоящее и будущее. Это неверная точка зрения, так как личность находится в постоянном движении, каждый день в ней что-то обновляется, происходят важные смысловые изменения. Прекрасным примером в этом отношении может служить судьба воспитанников выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Ребята, приходившие в колонию правонарушителями, выходили из нее через несколько лет активными и убежденными строителями новой жизни. В корне менялось их отношение к действительности. То, что раньше казалось важным и ценным, представлялось совсем в ином свете. Без таких смысловых изменений невозможно развитие личности. Вы не раз уже, наверное, замечали, как изменился, например, для вас смысл многих ваших детских поступков. Это, в свою очередь, зависит от изменения перспективы в жизни человека. Заслуга А. С. Макаренко состояла, в частности, в том, что он открывал перед своими воспитанниками новые перспективы — близкие и более отдаленные. Однако, как бы ни были хороши воспитатели и благоприятны окружающие условия, значительная личность может сформироваться только в том случае, если человек сам активно участвует в ее создании. Личность складывается сама собой только в начале жизненного пути, но уже подросток в значительной степени сам ее «конструирует», «строит». Он знает, каким он хотел бы быть: добрым, справедливым, смелым, самостоятельным, и старается осуществить свою программу.
С того момента, как человек начинает осознавать себя как личность, он анализирует свои поступки, отмечает свои достоинства и недостатки, намечает пути собственного развития. Особенно активно «самостроительством» человек обычно занимается в юности, и эта работа, пожалуй, как ничто другое, щедро вознаграждает его.
Так, под влиянием всех тех условий, о которых мы говорили, индивидуум превращается в человеческую личность.
Подобно тому как индивидуум — единство органов и жизненных функций организма, так и личность — тоже единство, но высшего порядка. Это единство деятельности и сознания человека, его отношений к миру.
Развитие личности детей дошкольного возраста
консультация
Дошкольный возраст — это стадия жизни, идущая после раннего возраста и соответствующая в отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6—7 лет. В этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Однако, можно ли говорить о ребенке-дошкольнике как о личности?
Предварительный просмотр:
Развитие личности детей дошкольного возраста
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра.
Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Младшие дошкольники (3—4 года) в основном играют в одиночку. Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15—20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Средние дошкольники (4—5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.
Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей.
В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование.
Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.
Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.
Старший дошкольник (5—7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.
В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.
Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода. Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.
Личностное развитие дошкольника включает:
1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;
2) развитие эмоциональной и волевой сферы.
Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.
Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники — правила взаимоотношения с другими детьми.
В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.
На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.
Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных — чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.
К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Дошкольный возраст — это стадия жизни, идущая после раннего возраста и соответствующая в отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6—7 лет. В этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Однако, можно ли говорить о ребенке-дошкольнике как о личности?
Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л.И. Божович, развивая эту мысль А.Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцирования диффузного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние все более отделяются от непосредственного эмоциональногоотношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая в себя моральное содержание поступков героев, их отношения к другим людям [Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Формирование самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний Д.Б. Эльконин считал важнейшим личностным новообразованием возраста.
Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций. В.С. Мухина связывает возникновение воли с:
- развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);
- установлением отношения между целью действий и их мотивом;
- возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта (эмоционального образа) с конца к началу деятельности. Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов: помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.
Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы.
Согласно этой теории, психологический возраст определяется:
- социальной ситуацией развития;
- ведущим видом деятельности;
- противоречиями кризисов развития;
Развитие ребенка необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами, возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
К возникновению личностных новообразований , являющихся четвертым компонентом, определяющим психологический возраст ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода. К базисным характеристикам личности дошкольника относятся:
- Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами. На этой основе возникает соподчинение мотивов.
- Самостоятельность. Обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого. Важнейшим фактором, влияющим на развитие самостоятельности, является стиль общения ребенка и взрослого.
- Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности.
- Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а также произвольности его поведения.
- Свобода поведения. Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.
- Безопасность поведения. Основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка.
- Ответственность. Связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка за свои действия способствует, прежде всего, переживание им последствий своих действий по отношению к другим людям.
- Самосознание.
Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.
В дошкольном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе говоря, детей дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.
Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально — потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Это и характеризует новую ступень в формировании личности ребенка, ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического склада личности».
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредствованное нормами, правилами и самооценкой.
К концу дошкольного возраста у ребенка формируется более реалистическая самооценка и сознание своего места в системе социальных отношений.
Поставленная в ходе исследования гипотеза подтвердилась — было установлено: в дошкольном возрасте развиваются социально обусловленные психологические характеристики, т.е. происходит развитие личности.
Можно ли говорить о личности ребенка
Личность — это достаточно интересный предмет исследования психологов, потому как каждый человек по-своему уникальный. Невозможно дать четкое описание личности, отталкиваясь от определённых терминов, ведь влияние оказывает как семья, так и общество, окружение, обстоятельства. Развитие личности начинается с самого детства, сложно изменить зрелого человека, процесс формирования необходимо корректировать с ранних лет. Что такое личность? Какие факторы влияют на развитие ребёнка? Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы.
Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.
Развитие личности у ребёнка
Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.
Ребёнок осознаёт себя личностью если:
1. Он часто применяет личные местоимения. Часто в разговоре и действиях фигурирует «я», «мне», «я сам».
2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо. Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.
3. Овладел навыками самоконтроля. Его «хочу» теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.
4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует: какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.
Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.
— Формирование личности ребёнка в институте семьи. В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания друзей, учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.
Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.
— Формирование личности в общении. Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.
Как повлиять на развитие личности ребёнка?
1. Общайтесь с ребёнком как с партнером. Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.
2. Меньше запрещайте. Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.
3. Дайте ему немного свободы. Часто родители, а также бабушки и дедушки, стараются ребёнка во всем контролировать. Это хорошо с точки зрения безопасности, но с точки зрения личности — огромный минус. Важно иногда отходить в сторону и давать ребёнку свободу в выборе друзей, досуга, интересов. Постарайтесь выделить несколько сфер его деятельности, в которые вы не будете вникать. Так он почувствует возможность стать самостоятельным и будет формироваться как личность, индивид.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
5 признаков, что вы подавляете личность своего ребенка
Между здоровым вниманием и гиперопекой есть грань, которую родители не всегда могут заметить.
Текст: Ольга Несмелова · 19 сентября 2019
Мама Миши очень любит своего сына. Настолько сильно, что постоянно говорит ему, как и что делать. Ей вечно кажется, что Миша не может самостоятельно справиться даже с самыми элементарными задачами: «Ну почему ты так чистишь зубы?», «Встань прямо, не горбись!», «Почему ты опять такой напряженный?». Миша понимает, что мама знает, как лучше, поэтому беспрекословно ее слушается. Впрочем, у него не остается времени даже подумать, чего же он сам на самом деле хочет.
Миша и его мама — реальные люди. Они вместе с шестью другими семьями приняли участие в реалити-шоу «Территория семьи», чтобы понять ошибки, допущенные в воспитании, и наладить детско-родительские отношения. В этом им помогал психолог Марк Бартон. Он определил, что главная проблема Мишиной мамы — гиперопека, и она далеко не единственная, кто грешит подобным отношением к ребенку.
Марина Руфанова
«Очень многие родители считают, что просто заботятся о своем ребенке, но на деле они его попросту подавляют: не позволяют принимать самостоятельные решения и лишают возможности учиться на своих ошибках. Это может привести к тому, что ребенок, когда вырастет, будет лишен решительности и самостоятельности. И это не самое страшное из всех последствий».
Совершенно нормально, что, когда маленький человек только появляется на свет, родители делают за него все: кормят, поят и одевают. Но с возрастом ребенка уровень протекции нужно уменьшать. С каждым годом у сына или дочери должно появляться больше самостоятельных решений, выборов и задач. В этом залог развития здоровой личности и ваших гармоничных отношений с этой личностью. А если этого не происходит, то можно говорить о гиперопеке. Мы выделили 5 основных признаков, характерных для такой модели родительского поведения.
Вы лишаете ребенка самостоятельности
В раннем возрасте, около 2-3 лет, дети обычно впервые пытаются быть независимыми: дотянуться до игрушки, залезть на диван, самостоятельно покорить сложную (аж целый метр!) горку. Родителям может показаться, что все эти активности ужасно опасные, и они лучше сами достанут желаемую игрушку или посадят на диван. При регулярном повторении подобных ситуаций у детишек могут атрофироваться воля и способности. Самостоятельные усилия и возможные ошибки — это обязательное условие развития организма. Ну разрешите вы ребенку один раз упасть с горки! Так он поймет, что тактика была неверной, и попробует новую. И, главное, не будет бояться пробовать.
Вы отдаете ребенку все лучшее в ущерб себе
Устойчивое выражение «Все лучшее — детям!» знают все. Только вот следование этой установке на самом деле приводит не к самым благоприятным последствиям. Некоторые родители привыкают отдавать малышам лучший кусочек пирога, покупать самую модную одежду, при этом лишая удобств и благ самих себя. Результаты такого поведения разрушительны для обеих сторон. Взрослые пренебрегают своими нуждами, а дети привыкают к постоянному комфорту, от которого им потом будет сложно отказываться. Распределение благ должно быть равным, и ребенку важно понимать, что маме с папой тоже хочется красивых вещей и вкусной еды.
Вы считаете, что сделаете все за ребенка намного лучше
Часто взрослые считают, что дети выполняют любое поручение слишком медленно, слишком некачественно или слишком как-нибудь не так еще. Так что родители предпочитают быстро завершить задание самостоятельно. Конечно, так нельзя. Привыкая, что все делают за него, дети теряют возможность взять на себя ответственность за результат. В будущем это приводит к дальнейшему прогрессированию безответственности и нежеланию делать что-либо самостоятельно. В случае, когда вы никуда не спешите, лучше позвольте малышу выполнить задание своими силами — пусть медленно, не так аккуратно, но зато сам.
Вы чрезмерно контролируете успехи и интересы ребенка
Некоторые родители полагают, что они сами в состоянии подобрать детям игрушки, увлечения и интересы. Знакома ли вам ситуация, когда вы говорили ребенку что-то вроде: «Вот эту книжку не надо читать, лучше возьми эту», а на его протесты отвечали решительным отказом? Итог может оказаться неутешительным: малыш будет развиваться куда медленнее, чем его сверстники, выбирающие сами себе занятие или предмет по душе. Куда лучше предоставить малышу самому решать, чего ему хочется. Как уже было упомянуто, независимость — неотъемлемая часть развития растущего организма и разума.
Вы боитесь обидеть или разозлить ребенка
Например, вы попросили сына или дочь вымыть посуду, но ребенок совершенно отказывается вам помогать. Дело доходит до слез и криков. Испугавшись, что малыш слишком распереживался, вы покорно идете к раковине сами. Если такая ситуация повторяется из раза в раз, что дети начинают ощущать свою власть и с каждым разом требовать все большей отдачи от взрослого. Естественно, ребенок не всегда будет заниматься только тем, чем ему хочется, и необходимо мягко объяснить маленькому человеку, что от «нелюбимых» дел тоже никуда не деться.