Можно ли продавать землю около дороги

8 критических ошибок, которые совершают 90% людей при покупке участка.

1. Доверие к рекламе с чересчур низкой ценой.

Кто из вас не встречал рекламу вроде этой: «Земля с действующими коммуникациями (электричество, магистральный газ, водопровод) на берегу озера — 15 т.р. за сотку»? Нужно скорее звонить, договариваться о просмотре! Но у каждого ли при этом возникает вопрос: «С чего бы это, при наличии стабильно высокого спроса на землю с коммуникациями в живописных местах, собственник решил расстаться с нею за символическую цену — в 10 раз ниже рыночной»? В лучшем случае, приехав на просмотр, вы увидите голое поле, заросшее бурьяном, от которого до ближайшего озера минимум 5 км. Обещанный участок вы сможете посмотреть только на схеме, потому что подъехать к нему невозможно — дорог нет. Из коммуникаций вам покажут только технические условия, и то, если повезет. В худшем случае, вам доведется столкнуться с юридически проблемной землей: плохая юридическая история, суды, залог земли в банке — также могут стать причиной демпинговой цены.

Следствие: минимум — потерянное зря время и разочарование; максимум — покупка обещаний, которым не суждено сбыться, т.к. выпонить эти обещания за такие деньги не возможно. Да их никто и не собирался выполнять.

2. «Главное купить землю, а остальное приложится».

Весьма распространенный способ «обкэшивания» земельных активов крупными землевладельцами — продажа размежеванных по несколько соток земельных наделов без дорог и коммуникаций. Они не хотят этим заниматься, т.к. это очень сложно, дорого и долго, а земли у них слишком много. От первого случая их отличает то, что они не обманывают покупателя и ничего ему не обещают. Взамен низкой цены на «пустые» участки, они рисуют покупателям следующую перспективу: когда все участки будут распроданы, собственники объединятся в ДНТ или СНТ, выберут активного председателя, сложатся средствами, проведут коммуникации и построят дороги. Но, как показывает обширная практика, «потом» уже ничего не происходит. Заставить всех собственников проучаствовать в благоустройстве поселка практически не реально. Либо все работы финансирует только часть жителей, — которым больше надо, либо процесс и вовсе замирает.

Следствие: вы рискуете купить участок в чистом поле, которое так никогда и не станет поселком. Альтернатива — вам придется финансировать благоустройство поселка за себя и еще за несколько нерадивых соседей.

3. «ИЖС — хорошо, «дачка» — плохо».

Расхожее заблуждение, связанное с отсутствием четкого понимания статуса различных категорий и видов разрешенного использования (ВРИ) земли. «ИЖС» (Индивидуальное жилищное строительство) — это вид разрешенного использования внутри категории «земли населенных пунктов». «Дачное строительство» — это вид разрешенного использования внутри категории земель сельхозназначения. И в том, и в другом случае оформляется свидетельство о праве собственности на землю, разрешено возведение индивидуального дома и надворных построек, подведение всех коммуникаций, прописка, круглогодичное проживание. Однако, прежде чем построить дом на участке ИЖС, необходимо согласовать проект и получить разрешение на строительство в местной администрации. Эта процедура далеко не бесплатна и может занять до года. На дачной земле собственник может начать строительство сразу после получения свидетельства о собственности, т.к. проект всего поселка уже прошел согласование. Немаловажным преимуществом дачной земли является более низкая ставка земельного налога. Для примера, в Серпуховском районе собственник дачного участка в 20 соток платит налог примерно 3 400 руб. в год. Налог на такой же участок в соседней деревне составляет 22 000 руб. в год.

Следствие: покупая ИЖС — участок, вы усложняете и удорожаете процесс строительства, и платите более высокие налоги, при полном отсутствии явных преимуществ перед «дачной» землей.

4. Пренебрежение правовым статусом земли.

В зависимости от того, какую юридическую модель продажи участков выбрал застройщик (он же собственник земельного массива), существуют два основных вида собственности на дачные участки: общедолевая и индивидуальная. Если застройщик до начала реализации проекта создал ДНП, и внес весь массив в уставный капитал этого ДНП, то каждый покупатель вынужден войти в ДНП и приобрести долю в праве на общедолевую собственность. Другой вариант предполагает индивидуальное право собственности на каждый отдельный участок, т.к. все участки отмежеваны и на каждое оформлено свидетельство. ДНП в таких поселках тоже создается, но лишь для решения совместных коммунальных вопросов. Фактически, такие поселки — это конгломерат независимых собственников, где членство в ДНП является добровольным, а право собственности бесспорным. Первый же вариант более рискованный, т.к. каждый собственник в значительной мере зависит от воли сообщества и его лидеров, в т.ч. в плане распоряжения своим участком. Иногда покупатели не уделяют должного внимания этим тонкостям при выборе участка.

Следствие: приобретая участок в виде доли в праве на общедолевую собственность, вы рискуете попасть в зависимость от неких решений и правил, принятых еще до вас, и без вашего участия, а все ваши действия с участком должны получить одобрение общего собрания.

5. «В поселке должна быть собственная инфраструктура».

В поселках, расположенных в глухих, удаленных местах, где на 20 км в округе только один сельмаг, застройщик вынужден строить собственную инфраструктуру. Иначе он ничего не продаст. Разумеется, это преподносится покупателям как неоспоримое благо и преимущество. Однако продавцы умалчивают, во что обойдется жителям содержание этой инфраструктуры, и какова будет дальнейшая судьба объектов в том случае, если они окажутся невостребованными жителями. В поселках с собственной инфраструктурой коммунальный платеж достигает 10 000 — 15 000 р. в месяц. Такие инфраструктурные объекты как магазины и рестораны, как правило, существуют как отдельный бизнес и должны приносить прибыль, ну или хотябы окупаться. Если жители поселка не могут обеспечить нужную прибыль, то на территорию начинают пускать людей извне. Идеально, когда поселок расположен в тихом живописном месте, но при этом в ближайших окрестностях есть вся привычная горожанину инфраструктура. Это очень ценное сочетание, и встречается не часто.

Следствие: выбирая участок в поселке с собственной инфраструктурой, вы вынуждены нести расходы по ее содержанию, даже если вы ею не пользуетесь, а ваш поселок со сременем рискует превратиться в территорию, доступную для всех желающих.

6. «Только «большая вода».

Вы мечтаете выйти из дома рано по утру, и спуститься с удочкой к реке, или в жаркий летний день отдохнуть с семьей на берегу озера? Не вы один. Отдых у воды очень популярен среди москвичей. Поэтому, покупая участок в непосредственной близости от природного водоема (река, озеро), будьте готовы к шумному соседству с компаниями отдыхающих, и горами мусора, которые остаются после них. Преградить гражданам доступ к берегам водоемов никто не имеет право. А если к берегу нет другого прохода и проезда, кроме как через ваш поселок, то вам придется и вовсе отказаться от контроля доступа не вашу территорию. Разумеется, что продавцы поселков у воды будут убеждать вас, что вопрос с доступом посторонних лиц на «вашу» беговую территорию урегулирован. Однако следует помнить, что нет законных способов преградить доступ к воде всех желающих. А расчистка береговой линии от мусора неизбежно ляжет на плечи жителей поселка. Конечно, водоем нужен, желательно большой, и не один. Но лучше, чтобы он находился на удалении от 1 до 5 км. от вашего поселка.

Следствие: выбирая поселок в непосредственной близости от природного водоема, вы рискуете получить нежелательное соседство в виде шумных компаний отдыхающих, антисанитарии в береговой зоне, а то и вовсе поток посторонних людей, добирающихся к «большой воде» по территории вашего поселка.

7. «Большой поселок — это плохо».

Бесспорно, у маленьких поселков есть ряд преимуществ. Однако, и недостатки тоже есть, и о них необходимо знать. Основной недостаток — значительные платежи на содержание поселка в пересчете на одного жителя, т.к. есть расходы, которые не зависят от количества домовладений. Например, обслуживание инженерных сетей. В маленьких поселках коммунальный платеж составляет минимум 10 000 — 15 000 в месяц. Кроме того, выбирая участок в маленьком поселке, оглядитесь вокруг. И если вы увидите свободные поля, будьте уверены, что со временем они также будут застроены, а «ваш» маленький поселок — это, скорее всего, лишь первая очередь более крупного проекта. Прокладка инженерных коммуникаций к любому поселку весьма хлопотна и затратна. На малеком поселке эти затраты не окупаются.

Следствие: покупая участок в маленьком поселке, будьте готовы к значительным коммунальным платежам, и дальнейшему развитию незастроенных территорий поблизости.

Читать еще:  Можно ли продать советские бумажные деньги

8. «Водопровод и канализация должны быть центральными».

Уезжая за город в погоне за чистым воздухом и приятными глазу пейзажами, большинство из нас не готово расставаться с привычными городскими удобствами, главным образом, инженерными коммуникациями. Поэтому многие покупатели рассматривают только те поселки, где «все коммуникации — центральные», избегая вариантов с локальными очистными сооружениями и индивидуальными скважинами. Однако, следует знать, что «центральные» водопровод и канализация в загородном поселке — это абсолютно не аналог городским системам жизнееобеспечения. По сути, это те же локальные септики и скважины, только большего масштаба. Данные системы крайне дороги в оформлении и строительстве, поэтому застройщики поселков идут на это лишь по причине необходимости, а именно:

1. слишком глубокое залегание питьевого водоносного горизонта;

2. нахождение поблизости свалки, кладбища, скотомогильника, животноводческой фермы;

3. нахождение поблизости природного водоема, обеспечивающего водой населенные пункты.

Бесперебойная работа этих стистем зависит от ряда факторов: от погодных и природных условий, до добросовестной работы УК и сознательности соседей. У поселков с централизованной подачей воды и водоотведением есть и еще ряд существенных недостатков, например:

1. непрозрачность тарифов и платежей на обслуживание и техниченскую поддержку этих систем;

2. зависимость от УК, которая может использовать полное или частичное отключение этих систем как аргумент в конфликтах с жителями поселка.

Следствие: приобретая участок или дом в поселке с «центральным» водоснабжением и канализацией, узнайте, нет ли поблизости свалок, скотомогильников, или кладбищь, а также, будьте готовы к:

1. перебоям в работе системы, особенно в экстремальных погодных условиях;

2. ослаблении напора воды, особенно в период полива огородов;

3. к никем не регулируемым тарифам на водоснабжение и водоотведение, устанавливаемым вашей УК;

4. высоким коммунальным платежам, значительная часть которых идет на техническое содержание и ремонт этих систем;

5. в случае конфликта с УК быть отключенным от централизованной подачи воды.

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

Читать еще:  Можно ли продать золото без пробы

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Дом возле трассы: как решить возможные проблемы?

Строительство дорог и новых развязок может привести к тому, что ваш дом, еще совсем недавно расположенный в тихом местечке, может стать частью оживленной трассы. Полбеды, если мимо проносятся легковые и грузовые автомобили, совсем печально, если рядом организована развязка со светофором. Современная индустрия домостроения предлагает несколько вариантов решений, которые если и не смогут сделать проживание абсолютно комфортным, то точно гарантируют приемлемые условия существования.

Дом у дороги: случиться может с каждым

Устранение проблем, связанных с проживанием у дороги, существенно зависит от того, почему дом оказался именно в этом месте. Иногда изначально участок покупается рядом с трассой за счет пониженной стоимости, и начинается строительство дома. В этом случае могут изначально быть спроектированы решения, минимизирующие влияние дороги.

Во втором случае дорога появляется в связи с прокладкой новой трассы, реконструкцией старой, возведением эстакады, постройкой очередной транспортной развязки с целью минимизации пробок. Первый и самый радикальный шаг, который приходит на ум, – переезд. Данный шаг сопряжен с трудностью продажи дома (близость дороги может повлиять на его стоимость и скорость продажи), расходами на покупку, ремонт жилья и, конечно, сам переезд. Далеко не всегда возможна смена места жительства, поэтому большинству домовладельцев остается одно – бороться с пагубным воздействием трассы.

Трасса: чего следует опасаться прежде всего

Топ-лист проблем, связанных с появлением вблизи дома трассы, венчают загазованность территории и пыль. Выбросы вредных веществ в атмосферу, которые аккумулируются в закрытых помещениях, рано или поздно приводят к ухудшению здоровья жильцов. Пыль от дороги оседает на фасаде здания, проникает даже в закрытое помещение, тонким слоем покрывает все растения на участке.

Примечательно, что более пагубно наличие рядом с домом светофора, на котором будут останавливаться авто, а не скоростной трассы, так как в этом случае выброс вредных веществ увеличивается. Так, стартующий с места автомобиль загрязняет атмосферу в 4–5 раз больше, чем автомобиль, двигающийся со скоростью 20–60 км в час без остановки.

На втором месте – постоянный шум от проезжающих автомобилей, который доставляет особые неудобства в вечернее время. Предельно допустимый уровень шума, который может выдержать человек, составляет 130 Дб, а близкая дорога зачастую генерирует шум в 90 Дб. При этом для комфортного проживания шум в помещении должен быть на уровне 30 Дб. Нехитрые математические расчеты показывают, что шум от дороги при помощи современных средств должен быть снижен на 60 Дб.

Вибрация создает проблемы для самой постройки: постоянное воздействие вибрации может привести к деформации грунта и, как следствие, самого фундамента.

Далее по списку неудобств от дороги называют:

  • постоянно бьющий в окна свет от машин;
  • снижение безопасности жилища;
  • ухудшение вида из окна.

Решаем проблемы: от реконструкции участка до снежинок на окнах

Если дом у дороги только планируется строить, то начать решать проблемы, вызванные близостью трассы, можно с грамотной геометрии земельного участка. Во-первых, участок у дороги при наличии возможности должен быть больше аналогичных участков, расположенных в глубине населенного пункта. Во-вторых, линию соприкосновения с дорогой можно максимально отгородить от шума, смога и пыли при помощи:

  • деревянного забора (аналоги в виде кирпичного и пластикового заборов должны быть возведены высотой 3 м для качественного поглощения пыли);
  • установки специального экрана, которая может быть произведена за счет муниципалитета, если экспертиза независимой лаборатории покажет, что предельно допустимый уровень шума превышен;
  • высадки в шахматном порядке 2–3 рядов деревьев. Максимальное поглощение шума и смога будет достигнуто по мере вырастания деревьев до 5 м. При этом максимальными шумоизоляционными свойствами обладают сосны и ели, на втором месте – лиственные (вяз, клен, липа), на третьем месте – плодовые деревья;
  • расположения места под постройку дома в глубине участка, максимально удаленного от дороги;
  • поворота будущего дома глухой стеной к дороге.

Помимо этого, при выборе материала для постройки дома лучше отдать предпочтение пористым вариантам (газобетонные блоки, керамические блоки). Максимальными шумоизолирующими свойствами будет обладать стена, состоящая из нескольких слоев разной степени пористости. Иными словами, стена толщиной в два кирпича будет поглощать звук хуже, чем стена из одного керамического блока, слоя утеплителя и гипсокартона.

В зоне, обращенной к дороге, лучше запланировать размещение хозяйственных помещений без окон, пребывание в которых непостоянно. Скорее всего, для реализации данного варианта шумоизоляции потребуется индивидуальный проект дома.

Если же дом уже стоит, то начать можно с дополнительной обивки здания панелями. Затем целесообразно обратить внимание на окна: максимальной звукопоглощающей функцией обладают трехкамерные окна с различной толщиной камер.

Очистить воздух зачастую сложнее, чем справиться с шумом. Перечень возможных мер включает:

  • установку москитных сеток для частичного поглощения крупной пыли;
  • установку вентиляции дома с принудительной фильтрацией и системой увлажнения;
  • проветривание помещения только в ночное время, когда движение транспорта минимально;
  • размещение максимально возможного количества комнатных растений в доме;
  • частую влажную уборку.

Пожалуй, самой финансово затратной и трудно разрешимой является проблема вибрации, которая может пагубно повлиять на прочность самого дома. На этапе строительства существует специальная система посадки фундамента дома на резиновые шины, которая позволит сглаживать влияние вибрации. Она достаточно дорогостояща и далеко не всем по карману. Если дом возведен, то специалисты предлагают как вариант возведение специального экрана на территории участка. В качестве экрана выступает траншея со следующими характеристиками:

  • глубина должна быть равна глубине фундамента;
  • ширина – 50–70 см;
  • длина – 2 длины стены дома, которая обращена к дороге;
  • наполнение – неутрамбованный пористый материал (например, песок). Идеально, если траншею оставить пустой, но тогда существует риск получения травмы;
  • близость к дому – чем ближе, тем лучше;
  • особенности – на дно траншеи необходимо положить дренажную трубу для отвода воды.

При этом даже наличие траншеи не гарантирует решения всех проблем.

Касаясь вопросов безопасности, особенно для семей с детьми, следует отметить, что дорога должна быть оборудована соответствующими отбойниками, минимизирующими риск причинения вреда. В случае возникновения сомнений касательно соблюдения всех требований безопасности при строительстве дороги также можно обратиться за экспертизой, и при наличии неполадок застройщик обязан устранить все проблемы за свой счет.

Читать еще:  Можно ли продавать энергетик

Пожалуй, самыми нерешаемыми проблемами для уже построенного дома будет постоянный свет фар в окна. В этом случае можно установить рольставни и закрывать их в ночное время.

Дом у дороги может стать настоящей проблемой для его жителей. Прежде чем отчаиваться, следует рассмотреть существующие варианты минимизации влияния дороги на образ жизни семьи: если полностью устранить все негативные факторы и не удастся, то снизить их влияние на 60–70 % под силу практически каждому.

Земля под дороги

Денис Черненко, юрист ООО «Тенкон», г. Санкт-Петербург.

С 1 января следующего года вступают в силу новые нормы отвода земель под дороги и дорожный сервис в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». Данный вопрос был урегулирован в действующем законодательстве еще в 1974 году, и с тех пор никаких существенных изменений не было.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка этой документации осуществляется с учетом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов. В настоящее время продолжают действовать нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.74 N 248.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения определяется органами местного самоуправления. При установлении порядка использования полос отвода дорог местного значения в соответствии со ст. 56 ЗК РФ допускается установление ограничений прав на землю, в том числе виды разрешенной деятельности и порядок ее осуществления. Пунктом 3 частью 2 ст. 56 ЗК РФ для строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) прямо разрешается определять условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному проекту.

Анализируя новый подзаконный акт и сравнивая его с советским актом законодательства, можно заметить один важный момент: произошло одновременное увеличение размеров (объемов) поперечных уклонов и уменьшение вариантов предоставления таких больших объемов (если смотреть соотношение высоты насыпи и размера поперечного уклона). Тем самым Правительство РФ, скорее всего, решило прекратить манипуляции дорожников. Вспомним скандал со строительством московских дорог: именно широкий разброс отводов, предусмотренный актом советского законодательства, позволял нечистым на руку дорожникам не просто получить неплохую прибыль при строительстве дорог, но и достаточно ловко уйти от ответственности за прикарманивание государственных денег.

О дорожном сервисе

Не секрет, что автодороги должны обеспечиваться объектами дорожного сервиса. Правительством РФ должны быть установлены требования к:

  • обеспеченности автомобильных дорог общего пользования — объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса);
  • перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. До 1 января 2010 года при отсутствии соответствующей документации размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги допускается по согласованию с органами местного самоуправления либо с владельцем автомобильной дороги.

Внимательное изучение данного подзаконного акта позволяет утверждать, что дорожные службы и те, кто связан со строительством дорог и предприятий придорожного сервиса, оказываются в выигрышном положении.

Если рассудить здраво, то в большем выигрыше оказываются те, кто занимается придорожным сервисом. Обозначенный акт, по сути, завершает эпоху киосков и палаток в придорожной полосе. Ведь уже и Роспотребнадзор, и иные контролирующие органы неоднократно указывали на то, что придорожный сервис в России оставляет желать лучшего.

Любой из юристов и предпринимателей скажет, что такие стихийные придорожные заведения а-ля «ночной ларек» выгодны как тем, кто полулегально торгует марсо-сникерсной продукцией либо шашлыками из неизвестно чьего мяса, так и непритязательным водителям-дальнобойщикам. Тем, кто торгует (имеется в виду стихийная и бесконтрольная торговля), выгодно с точки зрения налогообложения и затрат, в области регулирования трудовых отношений. Понятна выгода и дальнобойщиков — дешево и сердито.

Введение норм землеотводов под объекты строительства придорожного сервиса позволит развить сеть мотелей, стабилизировать и упорядочить земельные отношения и отношения собственности по поводу объектов движимого и недвижимого имущества в придорожной полосе.

Вопрос не имеет решения?

Одной из животрепещущих является проблема компенсации собственникам при изъятии земель и построек на земельных участках, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. Этот вопрос освещался в Федеральном законе от 10.05.2007 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд».

Изменения, введенные данным Законом, фактически запрещают перепродажу участков рядом с возможными трассами. А также снижают размер компенсации при изъятии всех построек на зарезервированных участках. Если же сооружения появились после введения режима резервирования, то они могут быть изъяты у владельцев вообще без всякой компенсации. Однако даже такие не совсем удобные для собственников условия резервирования никак не упростили саму процедуру изъятия собственности и не сделали ее менее рискованной и затратной.

Причина тут проста: если владелец участка или постройки не согласен с предложенной ценой, то изъять собственность есть возможность только через суд, который можно намеренно затягивать на многие годы. Согласно ст. 281 ГК РФ в цену выкупа включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, при этом рыночная цена земли может оказаться даже ниже кадастровой. Отсюда вполне закономерен вывод, что непосредственная близость садовых участков к оживленной трассе или промышленной зоне может снизить их рыночную стоимость практически до нуля. Но почему собственник должен отдавать за бесценок то, во что он вложил огромные средства? Ответа до настоящего времени ни закон, ни законодатель не дают.

При этом, если внимательно читать законы и подзаконные акты, невольно ловишь себя на мысли, что речь идет не только о земле непосредственно под автодорогой, но и о более широкой «полосе отвода», на которой будут размещаться объекты дорожного сервиса, коммуникации, наружная реклама и «другие объекты». Вот тут нелишним будет вспомнить, что в апреле 2007 года Правительство РФ утвердило Постановление «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог», которое закрепило за Федеральным дорожным агентством функции изъятия и выкупа. Отсюда вполне закономерен вопрос: из чего все-таки будет исходить Федеральное агентство при определении цены земельных участков и иных объектов собственности?

В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указывается на то, что при рассмотрении подобного рода споров в случае несогласия собственника участка с решением органов власти о его изъятии либо же при недостижении с ним соглашения о выкупной цене уполномоченные органы имеют право предъявить в арбитражный суд иск о выкупе участка:

  • не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии;
  • не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

В противном случае исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению.

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ определено: принудительное отчуждение участка для государственных или муниципальных нужд допускается лишь при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда.

Арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора, если:

  • владелец земли не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка;
  • выкупная цена не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене.

Данное указание Пленума противоречит ч. 4 ст. 57 ЗК РФ, согласно которой убытки определяются на день, предшествующий принятию решения об изъятии участков или ином ограничении прав землепользователей. Таким образом, возникает потенциальная угроза нарушения прав граждан и юридических лиц. Ведь стоимость недвижимости сразу после объявления о ее изъятии существенно снижается, зачастую до нуля.

Помимо собственно принудительного изъятия земельных участков для государственных либо муниципальных нужд существует еще и институт резервирования, который ранее был лишь назван в ЗК РФ. Однако, как было сказано, 10.05.2007 принят Закон N 69-ФЗ, и ЗК РФ был дополнен ст. 56.1 «Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» и ст. 70.1 «Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд». Само по себе резервирование дает возможность чиновникам различных уровней власти административным решением зарезервировать практически любой участок на какие-либо государственные или муниципальные нужды.

Получается, что резервирование исключает возможность выкупа земли, а значит, появился еще один способ «отнятия» земли у владельцев. То есть мы вернулись в изначальное положение, и дальнейшее обращение в судебные инстанции вновь и вновь гонит нас по одному и тому же порочному кругу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: webs24@cp9.ru