Содержание
- Как нужно правильно носить грудничка и брать на руки
- Почему малыша полезно носить на руках
- Какая позиция предпочтительнее
- Почему водить ребенка за руки нельзя
- Что происходит, когда взрослый водит ребенка
- Психологический аспект
- Можно ли поднимать за руки грудничка
- Как правильно брать новорожденного ребенка на руки?
- Как носить новорожденного ребенка на руках
- Как правильно носить ребенка на руках: советы
- Как класть новорожденного ребенка
- «Да я тебе сейчас!»: почему нельзя поднимать руку на ребенка. Никогда
Можно ли поднимать ребенка за руки
Как нужно правильно носить грудничка и брать на руки
В первые шесть месяцев жизни младенец много времени проводит на руках. Это неудивительно: физический контакт с мамой является важнейшей потребностью маленького человечка. Чтобы понять, как правильно носить грудничка, нужно учитывать самый важный фактор – возраст ребенка. Но каждый малыш индивидуален, некоторые детки опережают ровесников по физическому развитию, и это тоже необходимо иметь в виду.
Прежде чем выбрать удобное положение ребенка на руках, следует ознакомиться с универсальными рекомендациями:
- приблизительно до 3 месяцев малышу тщательно поддерживают голову;
- ребенка любого возраста поднимают обязательно двумя руками, осторожно и плавно;
- до 2 месяцев младенца нельзя держать за подмышки;
- пока ребенок не научился сидеть (примерно до полугода), желательно не брать его на руки в положении сидя, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на позвоночник;
- поднимая малыша за ручки, захватывают не только кисть, но и запястье;
- собираясь взять ребенка из кроватки или положить в нее, взрослый наклоняется вперед всем корпусом, так как при этом риск падения или неосторожного приземления для крохи минимален.
Почему малыша полезно носить на руках
В возрасте от полугода до года ребенок учится самостоятельно перемещаться, начинает ползать, а потом и ходить, но по-прежнему с радостью забирается на руки. Существует даже специальный термин – «хендлинг», искусство носить ребенка на руках. Почему крохе так хочется подолгу находиться в нежных объятиях родителей?
- Телесный контакт укрепляет привязанность между матерью и младенцем. На руках у мамы ребенку спокойно, он чувствует себя в безопасности.
- «Высоко сижу, далеко гляжу». Для ребенка, который начинает активно познавать окружающий мир, руки взрослого — удобный наблюдательный пункт.
- Правильное положение на руках — залог гармоничного физического развития малыша, укрепления его мышц и позвоночника.
- Перемещение в пространстве стимулирует правильное функционирование вестибулярного аппарата. Именно поэтому полезно держать ребенка в разных позициях.
Не существует общих правил, определяющих, как долго кроха должен находиться на руках. Прежде всего, это зависит от характера и темперамента маленького человека. Некоторым непоседам достаточно просто быть рядом с мамой или держать её в поле зрения, а кто-то начинает возмущенно плакать, стоит только на несколько минут оказаться не на руках, а в кроватке или на полу.
Какая позиция предпочтительнее
Когда малыш находится на руках, удобно должно быть и ему, и маме. Одним деткам нравится позиция, лежа, другие предпочитают любопытно оглядываться, устроившись столбиком. Существует несколько положений, которые одобрены специалистами как правильные и безопасные.
- Классическая «колыбелька». Это положение можно использовать с рождения. Оно одинаково хорошо подходит и для кормления, и для убаюкивания. Младенец располагается горизонтально на спинке или немного развернут животом к маме. Его головка лежит на локтевом сгибе одной руки матери, другая ее рука поддерживает попку. Раскрытая ладонь находится на пояснице ребенка. Можно брать грудного ребенка на руки в положении «колыбелька», желая помочь ему успокоиться или заснуть. Нужно поочередно держать малыша головой вправо и влево, чтобы минимизировать риск искривления позвоночника. Когда деткам исполняется 3-4 месяца, они обычно не любят подолгу находиться в этой позе, поскольку она не обеспечивает достаточно хорошего обзора.
- Положение столбиком. Педиатры советуют носить грудничков столбиком после каждого кормления, чтобы помочь отрыгнуть воздух. В позиции столбиком достаточно велика вертикальная нагрузка на неокрепший позвоночник, поэтому нужно хорошо поддерживать спинку ребенка. Малыш расположен лицом к взрослому, прижат к животу и груди, головка лежит на плече. Раскрытая кисть взрослого фиксирует поясницу, кисть другой руки — шею и затылок. Когда кроха будет уверенно держать голову, вторую руку можно переместить с затылка на лопатки. Подросшим деткам нравится положение столбиком «лицом к миру», когда взрослый прижимает к себе малыша не животом, а спинкой.
- Лежа на животе. Малыш находится на руках взрослого горизонтально, лицо обращено вниз. Одна рука поддерживает грудь и подбородок, вторая располагается между ножками, так, чтобы туловище и ножки ребенка опирались на предплечье и ладонь. Такую позу, так же, как и столбиком, можно использовать при коликах.
- Поза Будды. Ребенок полулежит, опираясь спинкой на грудь взрослого. Одной рукой малыша обнимают, поддерживая под две ручки. Предплечье и ладонь другой руки помещают под бедра и коленки. При этом позвоночник принимает С-образную форму, естественную для крохи: именно в таком положении он находился в материнской утробе. Вертикальная нагрузка минимизирована, таким образом можно держать деток, которые еще не сидят самостоятельно. Удачная альтернатива положению столбиком, обеспечивающая хороший обзор.
- Из-под мышки. Малыш лежит на спинке на предплечье и ладони одной руки взрослого, бедро служит опорой для попки. Локоть поддерживает таз ребенка, ножки расположены за спиной мамы или папы. Головку можно дополнительно фиксировать кистью второй руки. Из этой позиции непоседу, пожелавшего получше осмотреться, легко переместить в положение столбиком.
- Лягушка. Специалисты считают, что держать ребенка в этой позе полезно в качестве профилактики дисплазии тазобедренных суставов. Поза лягушки используется для деток, которым уже исполнилось 4 месяца. Малыша можно усадить на живот, бедро или на спину (после года). Ребенок располагается лицом к взрослому, прижимаясь животиком. Разведенные ножки согнуты в коленях. Важно, чтобы колени находились выше, чем попка. Только при соблюдении этого условия посадка будет правильной. Одной рукой взрослый обнимает кроху в области поясницы, второй (свободной) можно для подстраховки держать ребенка за ручку. Эта позиция позволяет надолго брать на руки увесистого карапуза, поскольку в таком положении малыш хорошо упирается в туловище взрослого, благодаря чему его становится легче держать.
- Перечисленные позиции являются базовыми. Как удобнее всего носить кроху – сидя, лежа, столбиком или лягушкой – каждая мама определяет сама, в зависимости от ситуации и предпочтений маленького человечка.
- А что делать, если становится тяжело держать подросшее чадо? На помощь придут слинги и эрго-рюкзаки. Они заменяют мамины руки, помогая надежно зафиксировать ребенка в нужной позиции. Можно даже отправиться на прогулку или переделать мелкие домашние дела, усадив в слинг любопытного помощника.
- Иногда родители избегают брать кроху на руки, боясь избаловать его. Но время, когда малыш так нуждается в заботе родителей, пролетит очень быстро. Важно почаще обнимать кроху и носить на руках, даря ему любовь и ощущение покоя и безопасности.
Почему водить ребенка за руки нельзя
Ситуацию, когда взрослый водит ещё не ходящего ребенка за руки, мы видим повсеместно – и малыш в восторге, и взрослый уверен, что помогает освоить крохе один из важнейших навыков – ходьбу. Но на самом деле это медвежья услуга для развития.
Развитие ребенка – поэтапный процесс, и последовательность этапов развития имеет немалое значение: например, мы же не учим ребенка сначала писать, а уже потом – алфавит. Это касается любых навыков, формирующихся с самого рождения, в том числе и хождения.
Все мы знаем, что ходить малыш начинает не внезапно. Сначала он учится переворачиваться, потом – ползать, садиться, вставать. Самый последний этап – ходьба. Но это только то, что мы четко видим и можем зафиксировать.
Часто мы не можем заметить промежуточные этапы: как ребенок изучает свое тело и его движения, как запоминает «что будет, если». Это очень важный навык безопасности и координации движений, когда мозг фиксирует причинно-следственные связи: если наткнуться на препятствие, упадешь, его можно переступить; если наступить на скользкое, упадешь, нужно оставаться на месте; если что-то большое движется навстречу, надо посторониться. Взрослому понадобятся колоссальные усилия, чтобы объяснить годовалому крохе такие «правила» безопасности, тогда как естественным путем развития самостоятельное обучение промежуточным навыкам дается намного быстрее и проще.
Что происходит, когда взрослый водит ребенка
Всё просто: малыш пропускает этап формирования промежуточных навыков движения. Это значит, что ребенок в результате, конечно, научиться ходить самостоятельно, но это будут небезопасные для него движения, лишенные понятий пространства, ведь он не знает, как и из-за чего можно упасть, что сделать, чтобы не упасть.
Взрослый «помогал», страховал, демонстрируя, что хождение – это просто и безопасно. Малыш, который начинал хождение за ручки, очень размыто чувствует и понимает свое тело и его возможности, ведь этап «что будет, если» пропущен.
Психологический аспект
Психологи говорят, что приблизительно в год у ребенка происходит первый этап сепарации – «отделения» от матери. Это связано с тем, что малыш приобретает навык самостоятельной ходьбы и буквально идет познавать мир.
Волнение мамы по этому поводу совершенно понятно, она пытается помочь, подстраховать, словить, чтобы малыш был в безопасности. Но вот в чем проблема: если мама водит малыша за руки, сепарации как естественного этапа развития опять же не происходит – ребенок зависим от взрослого, ограничен в передвижении, самообучения не происходит, понятий безопасности не вырабатывается. Поэтому лучше, чтобы мама была всегда рядом, но при этом не делала за кроху того, чему он должен научиться самостоятельно.
Ирина Шабаева – психолог студии umpalump, который специализируется на «ремонтных» работах. Внимание подкорректировать, память отрегулировать, чтение подтянуть, скорость увеличить (или уменьшить), поведение откалибровать, и взаимопонимание установить. Возраст значения не имеет! Ира использует целый «чемодан» инструментов, бережно переданный ей учителями-психотерапевтами, наставниками-врачами и собранные личным опытом.
На встрече #мамаклуба Ирина Шабаева расскажет, как с помощью психологических игр мама может помочь ребенку в решении самых разных проблем:
«Дети обожают играть, в играх они проживают целые истории и жизни, совершают подвиги и отправляются в далекие путешествия. А может ли психологическая игра быть столь же интересной детям? Чем эти игры отличаются от обычных, и как правильно выбрать психологическую игру под определенный возраст и конкретный запрос. А главное, я расскажу Вам о тонкостях и хитростях, которые помогут Вас создавать собственные психологические игры для своего ребенка».
Приглашаем всех мам малышей от 0 до 7 на майскую встречу #мамаклуба в Киеве! Тема встречи: «Быть мамой — легко! Лучшие игры для развития, обучения и воспитания детей».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Можно ли поднимать за руки грудничка
Быть родителями — нелегкий труд, выполнять который хорошо мы учимся в течение всей нашей жизни. Ни один человек не умеет всего и не знает ответов на все родительские вопросы. И точно также нет такого, который бы мог ловко и непринужденно обращаться с новорожденным малышом, не обучаясь этому.
После первых эмоций непередаваемой радости и счастья, нахлынивающих при рождении крохи, перед молодыми родителями встает целый ряд вопросов, которые им предстоит решать в срочном порядке. И, наверное, самый первый из них — как правильно держать новорожденного ребенка.
Малыш требует емкого ухода за собой, осуществляя который мама и папа вынуждены брать его на руки и класть в кроватку/на столик по многу раз за день. А ведь он еще настолько мал и хрупок, что необходимость брать ребенка на руки нас очень часто пугает. Мы боимся не навредить ему своими неловкими движениями. Между тем, в этом нет совершенно ничего сложного — с каждым днем Вы будете набираться все больше практического опыта и чувствовать себя все увереннее и спокойнее. Более того, брать новорожденного на руки очень приятно! Ощущение телесной и эмоциональной близости идут на пользу и малышу, и маме. Кроме того, научившись носить новорожденного ребенка в разных позах, мы поспособствуем его более скорому и гармоничному физическому развитию.
А теперь давайте обо всем по порядку.
Как правильно брать новорожденного ребенка на руки?
Самое главное, что Вы должны понимать: кроха не так уж и слаб и беспомощен, инстинкты самосохранения и естественные рефлексы у новорожденного уже работают, а потому навредить ему любыми своими действиями нельзя. Но все же мышцы младенца еще недостаточно натренированы, он хоть и способен удерживать головочку, но только на какие-то секунды, резко откидывая ее затем назад или в стороны. Такие рывки опасны растяжениями связок и даже повреждением позвонков — вот почему ребеночку нужно просто помочь, подстраховывая его.
Для этого головочку новорожденного следует постоянно поддерживать в области затылка, избегая ее запрокидывания и резких мотаний по сторонам. Беря ребенка на руки, сперва плавно наклонитесь к нему, улыбнитесь, ласково заговорите — для него это не должно стать неожиданностью и тем более не должно его напугать. Затем одну ладонь подложите малышу под ягодицы, а другой придерживайте головку сзади в области темени. Прислонив малютку к своему телу, бережно и плавно подымите кроху. Если младенец спит, то, бережно развернув его, уложите на руку, противоположную поддерживающей головку. Во время бодрствования ребеночка можно перевернуть на бок или животик, взяв его подмышками, обхватив пальцами сзади лопатки — и тогда поднять к себе.
Если же младенец лежит на животике, то достаточно просто подложить одну руку под нижнюю часть живота в области таза, а другую — подмышками под грудь, чтобы ребенок в нее как бы уперся.
А дальше расположите ребенка в любой удобной для него и для Вас позе.
Ни в коем случае нельзя поднимать новорожденного с кровати, потягивая за руки — существует большой риск вывиха суставов.
Как носить новорожденного ребенка на руках
Мало кто задумывается над этим до того, как в семье появился малыш, но беря ребенка на руки разными способами, мы можем не только навредить ему или совершенно никак не повлиять на его здоровье, но еще и поспособствовать формированию многих навыков, тренировке мышц и развитию тазобедренных суставов.
Молодой маме (а также отцу и остальным родственникам, проводящим с ребенком хоть какое-то время) следует научиться держать новорожденного на руках разными способами и применять хотя бы несколько из них. Опробуйте их все и выберите те, которые будут наиболее удобны для Вас и больше всего предпочтительны для Вашего карапуза.
Это классический вариант ношения новорожденного, хотя и не самый легкий и удобный. Между прочим, деткам он частенько не нравится, но экспериментировать с другими позами родители (по большей части мамочка) побаиваются.
Так вот, возьмите младенца на руки, как описано выше, и разверните его, уложив головку на локтевой изгиб противоположной к той, которая держит голову, руки. Поддерживайте этой рукой, на которой лежит новорожденный, верхнюю часть его тела, а другой — нижнюю. Именно в такой позе родители и бабушки укачивают своих чад, хотя делать этого совершенно нельзя! Лучше используйте эту позу для кормления — Вы будете видеть лицо друг друга.
Животиком вниз
Такое ношение не очень популярно среди молодых мам, а зря: оно способствует физическому развитию крохи и совершенно безопасно, когда ребеночек находится у Вас на руках (при укладывании младенца на живот во время сна существует риск удушья) — главное, правильно его расположить.
Примечательно, что мужчины менее склонны к лишним переживаниям и, а потому среди отцов эта поза более популярна.
Согните руку в локте и расположите ее под грудью ребенка так, чтобы он разместился между сгибами Вашей руки (от локтя к запястью), при этом шея ребенка должна лечь вам на локоть. Обхватив его таким способом, удерживайте ладонью подмышками малыша, слегка прижав к себе, чтобы зафиксировать головку. Другую руку расположите в промежности крохи, ладонью придерживая животик карапуза. Несмотря на то, что вы своими руками зафиксировали тело ребенка, его конечности могут свободно двигаться.
Ребеночка очень удобно «катать» в таком положении — вперед-назад, вверх-вниз, из-за чего эта позу называют еще «вертолетик» или «самолетик». Также возможно сесть, не меняя положения тела младенца, уложив его к себе на колени (одну ногу запрокиньте на другую, чтобы передняя часть ребенка оказалась на возвышении).
Данная поза ускоряет поднятие и самостоятельное удерживание новорожденным головочки, прекрасно тренирует мышцы спины, способствует развитию двигательной активности — кроха начинает тянуться ручками вперед. Благодаря такому ношению младенец быстрее учиться переворачиваться со спинки на животик и наоборот.
Поднимаем ребеночка вертикально, укладывая его животиком к себе на свое плечо, подымая его вверх, чтобы уровень груди ребенка был вровень с плечом взрослого или даже выше. Одной рукой придерживаем его сзади за спинку и головку, другой — под ягодицами.
Такая поза способствует отхождению воздуха, скопившегося в желудке малыша, а также побуждает его к поднятию и удерживанию головки, тренируя мышцы шейного отдела. Вдобавок ко всему, малышу прекрасно видно, что творится у мамы за спиной.
Возьмите ребенка подобно предыдущему варианту, только опустив чуть ниже — чтобы кроха подбородком касался Вашего плеча (головка лежит на плече). Придерживайте головку, а также ножки и попу, прижав кроху к своему телу.
В народе такую позу называют «столбиком»: именно ее педиатры рекомендуют применять после каждого кормления крохи, а также, когда у малютки болит животик: прижмите ребенка к своему телу, согревая животик теплом.
Носить детей вертикально родители начинают также особенно активно, когда у тех пробуждается интерес к окружающему миру. С высоты открывается достаточно широкая панорама: поворачивая головочку по сторонам, малыш может рассматривать все вокруг. А затем начнет отталкиваться от Вас ручками и тянуться ими за интересующими его предметами.
Такое ношение очень нравится деткам, которые уже начинают познавать мир — в 3-6 месяцев. Возьмите ребенка на руки, разверните его к себе спиной, прижав к своей груди и животу. Ваша одна рука поддерживает малыша под его ручками, обхватив грудную клетку крохи, а другой необходимо соединить ступни ног вместе, широко разведя их в стороны согнутыми в коленях и бедрах. Ручки ребеночка свободны, он может ими двигать, играть (например, со своими ножками), а взору открываются широкомасштабные панорамы.
Будьте уверены: в таком положении младенцу будет очень комфортно, удобно и интересно. Ко всему прочему, такое ношение способствует развитию тазобедренных суставов. Только что родившихся малышей тоже можно брать на руки таким образом — не забывайте, что головочку нужно подстраховать (расположите ребеночка так, чтобы головка опиралась о ваше предплечье). Не забывайте чередовать стороны — укладывайте ребенка то на левую, то на правую.
Коленно-локтевая поза
В этой позе особенно удобно высаживать деток (например, на горшочек), а также многие мамы используют ее для подмывания девочек. Но и для ношения ребенка она тоже очень хорошо подходит, если ему будет в ней комфортно.
Поверните малыша к себе спиной, протяните свои руки у него подмышками, возьмите за ножки и соедините их вместе с ручками — локотки с коленками. Ребеночка прижмите спиной к своему животу. Эта поза позволяет «разгрузить» ножки крохи, сняв с них напряжение и усталость от некоторых других видов ношения.
Если в этом есть необходимость, то из такого положения новорожденного можно переместить на бок — вправо или влево, освободив одну руку.
Данный способ ношения осваивается почти в последнюю очередь — когда ребеночек уже научится уверенно сидеть без посторонней помощи. Он станет очень удобным, также и для мамы, когда у нее будет возникать необходимость освободить ходя бы одну руку.
Широко раздвиньте ножки крохи в стороны, усадив его на свое бедро. При этом прижмите ребенка, обняв сзади, рукой к своему телу, чтобы он внезапно не откинулся назад. Положение ребенка следует чередовать, помещая его то на одну, то на другую сторону. Младенца можно таким же способом усадить к себе на животик — при этом он обнимает широко разведенными в стороны ножками переднюю часть Вашего тела. В таком положении очень удобно сохранять зрительный контакт с малышом, играть и общаться с деткой — это так важно для его гармоничного развития и спокойствия нервной системы!
Как правильно носить ребенка на руках: советы
В основном, во время взятия и ношения новорожденного руки взрослого почти всегда располагаются в промежности, в шеечной области головы или подмышками/на груди. В целом тело младенца должно иметь опору в трех точках: в области затылка, лопаток, таза. Разные позы следует чередовать между собой, чтобы избежать развития кривошеи, а также, чтобы стимулировать разные суставы и группы мышц крохи.
Помните, что сфинктер желудка у младенца еще не развит, то есть пища в нем не удерживается (из-за чего он часто срыгивает), а потому опускать верхнюю часть тела ниже ягодиц нельзя.
В первые месяцы жизни малыша отдавайте предпочтение позам для ношения на руках в горизонтальном положении, хотя вовсе отказываться от вертикальных совершенно не обязательно.
К слову, держа новорожденного ребенка вертикально, всегда поддерживайте сзади его спинку, а при ношении в горизонтальном положении следите за тем, чтобы ручки и ножки не болтались.
На первых порах, пока Вы еще учитесь ухаживать за малышом, лучше держать его обеими руками, а позже, когда малыш сможет самостоятельно держать головку, сидеть и обнимать вас за шею, крепко держась, можно попробовать одну руку освободить.
Никогда не кричите на ребенка, не сгоняйте на нем свою злость и не огорчайтесь, особенно, беря его на руки: подходите к крохе только со светлой улыбкой и полными любви глазами — и делайте это как можно чаще!
Как класть новорожденного ребенка
Укладывать младенца в кроватку или коляску следует таким же способом, что и брать на руки, только в обратном порядке. Со спящим ребенком на руках необходимо полностью наклониться к горизонтальной поверхности, уложить кроху, выждать несколько секунд, чтобы он адаптировался и привык к «новому» месту, и затем аккуратно извлечь из-под его тела свои руки и сразу же прикрыть чем-нибудь, чтобы сохранить тепло от Вашего тела.
Если ребенок бодрствует, то разворотом его тела расположите его боком, придерживайте противоположные ручку и ножку, зафиксировав их своими ладонями, уложите ребенка, снова разверните на спинку (если он лежит на спине) и поднимитесь, не теряя с ним зрительного и/или речевого контакта.
Всего по истечении нескольких дней неумелая и пугливая мамочка так ловко берет и кладет своего новорожденного ребенка, будто всю жизнь она занималась исключительно этим. Вскоре Вы с улыбкой будете вспоминать, как страшно было поначалу. И непременно будете радоваться любой возможности взять свою кровиночку поближе к себе. Наслаждайтесь этой близостью — дети растут несправедливо быстро.
«Да я тебе сейчас!»: почему нельзя поднимать руку на ребенка. Никогда
«Бить детей нельзя» — как ни печально, эта аксиома время от времени подвергается сомнению. Мы пообщались с психологами и психотерапевтами и узнали, почему телесные наказания крайне вредны для физического и психического здоровья ребенка и как поступать, когда нет сил сдерживаться.
«Бить или не бить» — казалось бы, ответ на этот вопрос давным-давно найден, по крайней мере, в профессиональной среде. Но некоторые специалисты высказываются не так однозначно, говоря о том, что ремень по-прежнему можно считать инструментом воспитания.
Однако большинство психологов и психотерапевтов считают, что бить детей — значит не воспитывать, а применять физическое насилие, последствия которого могут быть крайне негативными по нескольким причинам.
«Физическое насилие тормозит развитие интеллекта»
Зоя Звягинцева, психолог
Очень непросто остановить свою руку, занесенную для шлепка, когда ребенок ведет себя плохо. В этот момент эмоции родителей зашкаливают, гнев захлестывает волной. Кажется, ничего страшного не случится: мы шлепнем нашалившего ребенка, и он поймет, что можно, а что нельзя.
Но многочисленные исследования долгосрочных последствий шлепков (не битья, а именно шлепков!) — таких исследований уже больше сотни, а число принявших в них участие детей приближается к 200 тысячам — приводят к одному выводу: шлепки не оказывают позитивного влияния на поведение детей.
Физическое насилие срабатывает как способ остановить нежелательное поведение только в краткосрочном периоде, в долгосрочном же оно убивает детско-родительские отношения, влияет на развитие волевой и эмоциональной части психики, тормозит развитие интеллекта, увеличивает риск развития психических, кардио-сосудистых заболеваний, ожирения и артрита.
Что же делать, когда ребенок плохо себя ведет? Долгосрочный способ: быть на стороне ребенка, разговаривать, разбираться в причинах поведения и, главное, не терять контакта, доверия, коммуникации — очень затратен по времени и ресурсам, но окупается со временем. Благодаря этому ребенок учится понимать и контролировать эмоции, приобретает навыки разрешения конфликтов мирным путем.
Авторитет родителей зависит не от страха, который испытывают к ним дети, а от степени доверия и близости
Это не означает вседозволенности, границы желательного поведения должны быть установлены, но если в экстренных ситуациях родителям приходится прибегать к силе (например, физически останавливать дерущегося малыша), то эта сила не должна причинить боль ребенку. Мягких, крепких объятий будет достаточно, чтобы притормозить драчуна, пока он не успокоится.
Возможно, будет справедливо наказать ребенка — например, ненадолго лишить каких-то привилегий, чтобы установить связь между плохим поведением и неприятными последствиями. Важно при этом договариваться о последствиях, чтобы ребенок тоже считал их справедливыми.
Почти невозможно применить эти советы на практике, когда родители сами в таком эмоциональном состоянии, что не могут справиться с гневом и отчаянием. В таком случае необходимо сделать паузу, глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Если ситуация позволяет, лучше отложить обсуждение плохого поведения и последствий и использовать эту возможность, чтобы передохнуть, отвлечься и успокоиться.
Авторитет родителей зависит не от страха, который испытывают к ним дети, а от степени доверия и близости, от возможности разговаривать и даже в самых сложных ситуациях рассчитывать на их помощь. Не надо разрушать его физическим насилием.
«Ребенок должен знать, что его тело неприкосновенно»
Инга Адмиральская, психолог, психотерапевт
Один из важных аспектов, который нужно учитывать в теме физических наказаний, — это вопрос неприкосновенности тела. Мы много говорим о том, что необходимо с раннего возраста обучать детей говорить «нет» тем, кто пытается дотронуться до них без разрешения, распознавать и уметь отстоять границы своего тела.
Если в семье практикуются физические наказания, все эти разговоры о зонах и праве сказать «нет» девальвируются. Ребенок не может научиться говорить «нет» малознакомым людям, если у него нет права на неприкосновенность в собственной семье, дома.
«Лучший способ избежать насилия — его профилактика»
Вероника Лосенко, дошкольный педагог, семейный психолог
Ситуации, в которых родитель поднимает руку на ребенка, очень разные. Поэтому нет одного ответа на вопрос: «А как иначе?» И тем не менее, можно вывести следующую формулу: «Лучший способ избежать насилия — это проводить его профилактику».
Например, вы шлепаете малыша за то, что он в десятый раз лезет в розетку. Поставьте заглушку — сегодня их легко купить. Так же можно поступить с ящиками, опасными для ребенка приборами. Так вы и себе нервы сбережете, и на детей не придется ругаться.
Другая ситуация: ребенок все разбирает, ломает. Задайте себе вопрос: «Зачем он это делает?» Понаблюдайте за ним, почитайте об особенностях детей в этом возрасте. Возможно, его интересует устройство вещей и мира в целом. Может, благодаря этому интересу он однажды выберет для себя карьеру ученого.
Часто, когда мы понимаем смысл поступка близкого человека, нам становится проще на него реагировать.
«Подумайте о долгосрочных последствиях»
Юлия Захарова, клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт
Что происходит, когда родители бьют детей за проступки? В этот момент нежелательное поведение ребенка связывается с наказанием, и в дальнейшем дети слушаются для того, чтобы избежать наказания.
На первый взгляд, результат выглядит эффективным — один шлепок заменяет множество разговоров, просьб и увещеваний. Поэтому возникает соблазн использовать телесные наказания чаще.
Родители добиваются немедленного послушания, но телесные наказания влекут за собой ряд серьезных последствий:
- Ситуация, когда близкий человек пользуется физическим преимуществом для установления власти, не способствует росту доверия между ребенком и родителем.
- Родители подают детям плохой пример: ребенок начать может вести себя асоциально — проявлять агрессию к тем, кто слабее.
- Ребенок будет готов подчиниться каждому, кто покажется ему сильнее.
- Дети могут научиться манипулировать родительским гневом, чтобы наблюдать, как родитель теряет контроль.
Старайтесь воспитывать ребенка, удерживая в фокусе долгосрочную перспективу. Вы растите агрессора, жертву, манипулятора? Вам действительно неважны доверительные отношения с вашим ребенком? Есть много способов воспитания без применения телесных наказаний, подумайте об этом.
«Насилие искажает восприятие реальности»
Мария Злотник, клинический психолог
Родитель дает ребенку ощущение поддержки, устойчивости и безопасности, учит строить доверительные и близкие отношения. Семья влияет на то, как дети будут воспринимать себя в дальнейшем, как будут чувствовать себя во взрослой жизни. Поэтому физическое насилие не должно быть нормой.
Насилие искажает восприятие ребенком внешней и внутренней реальности, травмирует личность. Дети, подвергшиеся насилию, во взрослом возрасте больше склонны к депрессиям, совершению суицидальных попыток, алкоголизму и употреблению наркотиков, а также к ожирению и артриту.
Вы взрослый, вы можете и должны остановить насилие. Если сделать это самостоятельно не получается, нужно обратиться за помощью к специалисту.
«Шлепки разрушительны для психики ребенка»
Светлана Бронникова, клинический психолог
Нам часто кажется, что другого способа успокоить ребенка, заставить его слушаться нет и что шлепок ладонью — не насилие, что ничего страшного от этого с ребенком случиться не может, что мы все равно не были способны остановиться.
Все это лишь мифы. Другие способы есть, и они значительно более эффективны. Остановиться возможно. Шлепки разрушительны для психики ребенка. Унижение, боль, разрушение доверия к родителю, которые переживает ребенок, которого шлепают, приводят впоследствии к развитию эмоционального переедания, лишнему весу и другим серьезным последствиям.
«Насилие загоняет ребенка в ловушку»
Анна Познанская, семейный психолог, психодрама-терапевт
Что происходит, когда взрослый поднимает руку на ребенка? Во-первых, разрыв эмоциональной связи. В этот момент ребенок теряет в лице родителя источник поддержки и безопасности. Представьте: вы сидите, пьете чай, уютно завернувшись в плед, и вдруг стены вашего дома исчезают, вы оказываетесь на морозе. Примерно это и происходит с ребенком.
Во-вторых, так дети узнают о том, что бить людей можно — особенно тех, кто слабее и меньше. Объяснить им потом, что младшего брата или детей на площадке нельзя обижать, будет намного сложнее.
В-третьих, ребенок попадает в ловушку. С одной стороны, он любит родителей, с другой — злится, боится и обижается на тех, кто причиняет боль. Чаще всего злость блокируется, а со временем блокируются и остальные чувства. Ребенок вырастает во взрослого, который не осознает своих чувств, не может их адекватно выражать и не умеет отделять собственные проекции от реальности.
Став взрослым, тот, кто в детстве подвергался насилию, выбирает партнера, который будет причинять боль
Наконец, любовь связывается с болью. Став взрослым, тот, кто в детстве подвергался насилию, либо находит себе партнера, который будет причинять боль, либо сам находится в постоянном напряжении и ожидании боли.
Что делать нам, взрослым?
- Говорить детям о своих чувствах: о злости, обиде, тревоге, бессилии.
- Признавать свои ошибки и просить прощения, если все-таки не сдержались.
- Признавать чувства ребенка, возникающие в ответ на наши действия.
- Заранее обсуждать с детьми наказания: какие именно последствия повлекут за собой их действия.
- Договариваться о «технике безопасности»: «Если я буду очень злиться, то стукну кулаком по столу, и ты уйдешь в свою комнату на 10 минут, чтобы я мог успокоиться и не навредить ни тебе, ни себе».
- Поощрять желательное поведение, не воспринимать его как само собой разумеющееся.
- Просить о помощи близких, когда чувствуете, что усталость достигла того уровня, когда уже сложно себя контролировать.
«Насилие рушит авторитет родителя»
Евгений Рябовол, семейный системный психолог
Как ни парадоксально, физические наказания дискредитируют родительскую фигуру в глазах ребенка, а не укрепляют авторитет, как это представляется некоторым родителям. В отношении к родителям исчезает такой важный компонент, как уважение.
Общаясь с семьями, я всякий раз вижу, что дети интуитивно чувствуют доброе и недоброе отношение к себе. Искусственные условия, часто создаваемые агрессивными родителями: «Я бью тебя, потому что волнуюсь, и чтобы ты не вырос хулиганом», — не работают.
Ребенок вынужден соглашаться с этими доводами и при встрече с психологом обычно проявляет лояльность к родителям. Но в глубине души он хорошо знает, что больно не есть хорошо, а причинение боли — это не проявление любви.
А дальше все просто: как говорится, помните, что когда-нибудь ваши дети вырастут и смогут ответить.
Алена Прихидько — семейный психотерапевт, организатор проекта «Стопнасилие» .
Чему учат ребенка шлепки?
Дети умеют вывести из себя. Малыш устраивает истерику в магазине или в парке и плюется полезной едой. Школьник не садится за уроки, грубит и не ложится вовремя спать. Подросток ежедневно провоцирует конфликты в школе и дома. Некоторые родители не выдерживают и начинают воспитывать детей с помощью шлепков.
Мама в роли лучшей подруги — хорошо ли это?
Близкие отношения с родителями считаются идеалом, к которому стремится каждая семья. Вместе с тем, разрушая разделяющую нас границу и превращаясь в лучших друзей, мы теряем нечто важное. Наша читательница Елена рассказала о своих взаимоотношениях с мамой, а психоаналитик Марина Мяус прокомментировала ее историю.