Можно ли вылечить аутизм у ребенка

Аутизм у детей: что это за болезнь и можно ли ее вылечить

В последнее время появилось много информации о детском аутизме, его причинах и симптомах. Ученые активно ищут первопричину расстройства, правительства стран принимают национальные программы по адаптации и образованию таких детей, мировое сообщество учредило Всемирный день информирования об аутизме. Однако остается множество вопросов, особенно у молодых родителей и людей, готовящихся только ими стать. Кто находится в зоне риска и какие факторы провоцируют развитие аутизма у детей? Можно распознать индивидуальные особенности ребенка, сигнализирующие о нарушении в работе головного мозга, и вылечить аутизм?

Портал MedAboutMe расскажет о причинах и симптомах аутизма, а также о последних научных достижениях в изучении расстройства.

Аутизм и РАС

В последние десятилетия ученые всего мира фиксируют рост случаев аутизма. Одни исследователи связывают такую тенденцию с усовершенствованием и расширением диагностических критериев, другие — с плохой экологической обстановкой, третьи — с наличием различных заболеваний в желудочно-кишечном тракте. Достоверно установить причину пока не удалось.

Так сложилось, что термин «аутизм» является общим понятием нарушения психического развития у детей, характеризующегося сложностями в социальном взаимодействии, нарушениями речи, отсутствием межличностного контакта. Между тем, врачи применяют более точный термин «расстройство аутистического спектра» (РАС), который в свою очередь обобщает ряд различных нарушений, в частности синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство, детский аутизм, синдром Ретта.

В основе формирования РАС лежит нарушение в работе головного мозга. Патологиям РАС свойственна схожая симптоматика разной степени интенсивности и выраженности: отсутствие зрительного контакта, вербального и невербального общения, слабое выражение эмоций, неадекватная реакция на раздражители, невозможность социального взаимодействия, ограниченность интересов, беспричинное повторение звуков и фраз, стереотипность поведения.

В действительности понятие РАС объединяет самостоятельные и совершенно разные заболевания. Часто аутизм у детей путают с умственной отсталостью или задержкой в психическом развитии, что в корне не верно. На самом деле все эти отклонения различны и требуют индивидуального подхода, хотя иногда диагностируются в совокупности.

Вылечить аутизм у детей нельзя, терапевтические мероприятия направлены только на коррекцию агрессивного или тревожного состояния. Основной упор делается на социализацию ребенка, его адаптацию к внешней среде и обучению.

Отличия мозга ребенка-аутиста

Отличие мозга при РАС от «нейротипичного» заключается в количестве белого вещества — у аутичных людей его больше. Помимо этого зафиксированы более сильные нейронные связи там, где они природой не предусмотрены, а где предусмотрены — более слабые.

Ученые выяснили, что отвечает за такое положение дел определенный белок, который при нормальном функционировании регулирует количество контактов между нервными клетками (синапсов). При сбое в работе под влиянием негативных факторов он перестает правильно работать, в результате чего мозг перегружается лишними нейронными связями. Страдает когнитивно-поведенческая сфера жизни: усвоение знаний и навыков замедляется, повышается тревожность, обедняются эмоции, затрудняется контакт с внешним миром.

Последние исследования американских ученых обнаружили нейроны с «поломанной» реализацией наследственной информации через синтез РНК и белков, связанные с аутизмом. По их данным, именно нервные клетки с измененной экспрессией генов во 2-м и 3-м слое коры головного мозга формируют связи, управляющие высшими психическими функциями организма.

Однако до настоящего времени достоверно не установлена взаимосвязь между временем возникновения нарушений в работе головного мозга, локализацией очагов повреждений и тяжестью патологии.

Синдром раннего детского аутизма

Симптомы расстройств аутистического спектра, как правило, проявляются у детей до 3-х лет, и уже до этого возраста можно при внимательном рассмотрении распознать нетипичные характерные проявления РАС.

Трудности с мелкой моторикой, расфокусировка внимания, задержка речи, непереносимость тактильного контакта, однообразность и повторяемость движений, эхолалии — особенности, на которые должны обратить внимание взрослые. Постановка диагноза требует совокупности признаков поведенческих реакций, а не единичного или разового их проявления.

Порой при врачебном опросе родителей и осмотре малыша выясняется, что с рождения он реагировал вяло на раздражители, мало плакал и долгое время лежал спокойно, не улыбался и не тянулся на руки. В домашней обстановке ребенок чувствует себя более-менее спокойно, взрослые привыкают к его особенностям, но при попытке социализации его «своеобразность» становится особенно заметной как для родных, так и окружающих людей.

Ученые Центра изучения аутизма Кембриджского университета пришли к выводу, что постановка диагноза РАС в возрасте до 2-х лет существенно увеличивает шансы на социальную адаптацию. Ранняя диагностика и коррекция, по их мнению, имеет в этом деле почти решающее значение, при этом вторым по значимости фактором успешного «вливания» в общество они назвали благоприятный климат в окружении ребенка.

Однако проблема ранней диагностики РАС заключается в том, что у специалистов пока нет быстрых, недорогих и объективных биологических маркеров для постановки такого диагноза. Врачи остаются первичным и практически единственным звеном. На данный момент РАС в России выявляют только на основании некоторых характерных изменений поведения, для чего используются специальные диагностические опросники М-CHAT-R для детей от 16 до 30 месяцев, CARS для детей от 2 до 6 лет, ASSQ для детей и подростков от 6 до 16 лет.

Можно ли «вылечить» аутизм?


Кто то видел вылеченного аутиста, неважно каким методом, традиционным от психиатров или нетрадиционным от ДАНов? Обсуждаем всё что связанно с аутизмом у детей Лечение и реабилитация детей с аутизмом Форум родителей детей с аутизмом

Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Лечение и реабилитация детей с аутизмом » Можно ли «вылечить» аутизм?

Можно ли «вылечить» аутизм?

Кто то видел вылеченного аутиста, неважно каким методом, традиционным от психиатров или нетрадиционным от ДАНов?

Всего сообщений: 59
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
11 дек. 2014

Мы семь лет варимся в проблемах аутизма. А я так и не видела, что бы кто то действительно из серьезного такого аутизма вдруг превратился совершенно нейротипичного ребенка.
Так как моя тетя психиатр со огромным стажем, которая работала зам. директора в детском интернате для УО детей, она мне дала понять, что лекарствами от аутизма никого не вылечили, и я ей верю!
Я долго сидела на всем известном сайте мамы, которая пыталась лечить своего сына лет 14, да так видимо у нее тоже ничего не получилось, я видела последние видео повзрослевшего мальчика, которые она выложила на ютьюб, у меня было разочарование, честно сказать, даже шок, я думала, все таки уж кто кто, а она нам так мозги прочистила бадами и всем остальным, что уж ее то ребенок точно будет самым нормальным из всех аутистов на ее сайте, но не вышло и у нее тоже, я смотрю последние пару лет, она подрастеряла то интерес к теме вылечить своего ребенка-аутиста. а так все «правильно» начиналось.

ПОлучается, только любовью и терпением можно чего то существенного добиться, не вылечить, нет, но приблизить как можно близко к норме. не так ли?
Это меня так понесло, учим=учим ребенка нашего, что хорошо, а что плохо, и видно же, что не глупый совсем в определенных областях, а как сделает какую то глупость, руки опускаются и надежда на лучшее дребезжит по швам. фух высказалась.

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Всего сообщений: 1263
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
20 окт. 2015

Всего сообщений: 1604
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
3 нояб. 2014

Всего сообщений: 1345
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
12 июля 2008

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2088
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Откуда: Москва ВАО
Всего сообщений: 1097
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
23 мая 2011

Всего сообщений: 1345
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
12 июля 2008

Самый активный участник голосования

Откуда: Сыктывкар
Всего сообщений: 5673
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 фев. 2010

Откуда: МО
Всего сообщений: 44
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
1 окт. 2013

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Самый активный участник голосования

Откуда: Сыктывкар
Всего сообщений: 5673
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 фев. 2010

Всего сообщений: 35
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
9 апр. 2016

В том что аутизм лечится — я сильно сомневаюсь. Моей дочери 15 лет, короче При желании можете почитать мою тему

А что лечить? МРТ идеальное, внешний вид ребенкa как у человека перенесшего инсульт. Плюс перманентно присутствует нежелание ребенка идти на контакт, принимать помощь В каком либо виде.

Всего сообщений: 1263
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
20 окт. 2015

Всего сообщений: 1345
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
12 июля 2008

В этом и есть основное отличие аутизма от шизофрении. Шизофрения характеризуется периодами обострения и ремиссии, причём ремиссия может быть настолько глубокой, что больной шизофренией на время становится практически нормальным. А вот у аутизма такого нет, аутизм характеризуется постоянным и равномерным течением.

Поэтому в случае аутизма речь идёт только о том, чтобы путём социальной адаптации приблизить ребёнка к нормальному состоянию. Но это только маскировка проблемы, сам аутизм никуда не уйдёт.

Читать еще:  Можно ли детям перепелиные яйца

Например, если ребёнка обучить шаблонам поведения в конкретных ситуациях, то когда ребёнок следует этим шаблонам, его поведение внешне не будет отличаться от нормального. Однако всё равно у аутиста не появится внутреннего чувства как себя правильно вести в той или иной ситуации, которое есть у нейротипичных детей.

Откуда: Калужская область
Всего сообщений: 2005
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
17 мар. 2011

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2088
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Всего сообщений: 365
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
16 мая 2015

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2088
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Всего сообщений: 1604
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
3 нояб. 2014

Всего сообщений: 365
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
16 мая 2015

Да, я понимаю. В Испании к аутистам, так-же как и во всей Европе-толерантно? И второй вопрос, он у Вас в школе обычной учится, с тьютером?

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Всего сообщений: 365
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
16 мая 2015

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Всего сообщений: 1604
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
3 нояб. 2014

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2088
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Всего сообщений: 365
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
16 мая 2015

Всего сообщений: 116
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
29 сен. 2015

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2088
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Всего сообщений: 116
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
29 сен. 2015

Всего сообщений: 116
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
29 сен. 2015

Всего сообщений: 365
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
16 мая 2015

В Штатах легче с аутистом? Гос-во больше помощи оказывает?

Всего сообщений: 116
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
29 сен. 2015

я много и подробно уже писала на этом форуме о ситуации в Штатах. НЕт, здесь не легче.
Схема помощи такая же как в России и других странах. Бесплатно можно определить ребенка начиная с 2,5 лет в класс для Аутистов(как правило это при обычных школах). Нам повезло, рядом школа, программа 27 часов в неделю. Оказываеться, так не везде по Америке, всё зависит от финансирование выделяемого Штатом. Т.е. точно знаю что в соседних графствах, программа только на 13 часов в неделю, есть места где школ и классов нет. И родители вынуждены переезжать. И это поверьте в этой стране грандиозная проблема, для среднего человека.
Пособия на ребенка и маме в Штатах не платят. Я в шоке была когда узнала.
Услуги логопеда или дефектолога покрываеться большинством страховок, если страховка есть. Но возить нужно самим. На дом не приходят. Для меня и мужа каждый выезд это стресс. Никогда не знаешь как ребенок себя поведет и куда ломонеться бежать.
АБА терапия в нашем штате не покрываеться большинством страховок. Мы даже не смогли найти страховку которая это покрывает. Ходят слухи, что якобы люди добиваються покрытия . но никто не знает как это сделать. Вообщем, после месяцев поисков и нервотрепки, мы были вынуждены платить самим. Цены здесь 75-125-150 долларов в час. Т.е. за 6 часов в неделю,( 24 часа в месяц) мы будем платить 2000 долларов в месяц. Мы обычные люди, всегда жили от зарплаты до зарплаты. Для нас это огромная сумма. Но, мы же не можем запустить ребенка. Ходят слухи, что с 2017 года будет закон обязывающий все страховки оплачивать АБА.
Дают грант на 400 долларов на няню одноразого. НЕ поверите, мы не смогли за 3 месяца найти няню. Обычный человек же с таким ребенком сидеть не сможет.
Есть ещё грант на 1000, но там очередь.. дадут не дадут не понятно. И всё!
Ситуация, как я поняла, почитав посты многих родителей зависит от многих факторов. Именно поэтому все родители в разных ситуациях.
У меня ребенок гиперактивный, дифицит внимания, растройство речи и Аутизм Спектр. Хотя аутистических черт становиться всё меньше, боюсь что он УМ. Это только в 6 лет могут определить.

Аутизм: чем лечат и что помогает?

В последние годы тема аутизма очень активно исследуется наукой, а также вызывает немало споров и противоречий в кругах родителей деток-аутистов. Многие прибегают к так называемой «традиционной», «народной» медицине, а также пытаются помочь своим детям при помощи методов, появившихся сравнительно недавно.

Доказательная практика, которая применяется во всем мире, должна руководствоваться всеми методами, используемыми для лечения симптомов аутизма, включая поведенческие, образовательные, медико-биологические и альтернативные
подходы. Но все эти вмешательства должны быть подведены под единые стандарты доказательности, чтобы помощь была эффективной и своевременной.

В этой статье я постаралась рассмотреть чаще всего используемые методы альтернативного лечения, а также привести результаты их исследования с позиции доказательной медицины и распространенность.

Альтернативные методы терапии разделяются на несколько категорий: альтернативные медицинские учения (например, гомеопатия), биологическая терапия, энергетическая медицина, телесноориентированная медицина, а также другие практики (йога, рэйки и т. д.).

Распространенность альтернативной медицины в общей популяции определить довольно сложно из-за большого количества разнообразных вмешательств и различий между исследуемыми популяциями.

Использование среди взрослого населения варьирует от 1,8% до 62%. Данные о детском населении недоступны. Однако, дети с расстройствами развития традиционно чаще остальных больных обращаются к альтернативной медицине. Вот данные по диагнозам: СДВГ 12–64%, ДЦП 56%, С-М Дауна 87%, Аутизм 30–90%.

Многие семьи детей с аутизмом принимают решение использовать альтернативные методы, основываясь на уверенности в их безопасности, минимальном количестве побочных эффектов и «натуральности». Некоторые семьи сообщали,
что их выбор терапии базировался на желании контролировать ход лечения, основываясь на рекомендациях из интернета, от друзей и других семей с детьми-аутистами, а также на обещаниях излечения.

Другим значимым фактором в принятии решения могут быть обещания об избавлении от других серьезных симптомов, таких как, например, проблемы с пищеварением. Предпосылки также создает семейный опыт использования альтернативной медицины (например, родителями), высокий уровень образования, сообщение о серьезности диагноза.

В данной статье я постараюсь охватить несколько категорий альтернативных вмешательств. Я не буду обсуждать аюрведу, китайскую медицину натуропатию и гомеопатию. Объяснения этих мировоззрений очень сильно отличаются у их последователей и тех, кто придерживается доказательной медицины.

Есть некоторые данные в рецензируемой научной литературе, позволяющие комментировать их роль в лечении детей с аутизмом, но они обладают крайне низким уровнем доказательности. Итак,

Биологическая терапия

Наиболее часто встречающиеся терапии у аутистов — биологические терапии. Диеты, витамины, а также нестандартное использование лекарственных средств, таких как секретин, ванкомицин и противогрибковые препараты.

Самой популярной считается безглютеновая и бесказеиновая диета, ее придерживается примерно треть аутистов. Первоначальная гипотеза о «протекающем кишечнике» (gut leaks) не подтвердилась (Касс и соавт, 2008 г.), но многие семьи субъективно говорят об улучшении состояния детей на фоне диеты.

Вполне вероятно, что некоторые из детей имели сопутствующие педиатрические проблемы: лактазную недостаточность, аллергию на молочный белок, проблемы со стулом. И на фоне диеты данные проблемы могли утихнуть, тем самым, возможно, вызвав улучшение поведения.

Эффект БГБК диеты изучался в 4 небольших исследованиях. В исследования были взяты небольшое число детей (до 35), с симптомами аутистического расстройства, от 2 до 16 лет.
Эти исследования показали некоторые улучшения в состоянии детей, в частности, улучшение речи. Но методологические проблемы (малая выборка, отсутствие слепого контроля, и т. д.)
не позволяют считать результаты достоверными.

Важно отметить, что данные диеты нередко бывают бедны кальцием и витамином D, что также требует внимания со стороны родителей и специалистов.

Витамины и другие биодобавки

Почти половина семей детей с аутизмом дают детям витамины и биодобавки. Однако исследований с хорошим дизайном относительно данного метода очень мало. Витамины и БАДЫ
рекламируются как улучшающие специфические симптомы, например, проблемы с пищеварением и со сном. Общественное мнение, ориентировка на все «натуральное», огромное количество врачей, практикующих альтернативную медицину —
все это приводит к тому, что витамины и БАДы рекомендуются постоянно.

Почти половина педиатров призывают своих пациентов с аутизмом принимать мультивитамины, 25% омега -3 кислоты или мелатонин, 19%-пробиотики. (Golnik and Ireland 2009). Из всех исследований, проведенных по витаминам и БАДам, значимый эффект получен только для мелатонина: улучшение сна, снижение количества просыпаний, увеличение длительности сна.

Остальные добавки не показали значимых эффектов, или же дизайны исследований имели серьезные методологические проблемы.

Лечение, направленное на улучшение иммунитета

Потенциальная роль «иммунных поломок» во время развития мозга, которая может приводить к развитию аутизма, положила начало двум терапиям, призванным «подстегнуть» функцию иммунитета. У детей с аутизмом не было выявлено клинически значимых дисфункций иммунитета и аллергий по сравнению с обычными детьми.

Читать еще:  Можно ли капать перекись в ухо ребенку

Однако, сообщается о снижении иммуноглобулинов и некоторых других параметров в анализах, которые сдавались с целью выяснить причины нарушения поведения. Тем не менее, лечение иммуноглобулинами не дает какого-либо эффекта при аутизме.

Вторым чрезвычайно популярным и опасным вмешательством подобного рода является хелирование. Из-за скандала с тимеросалом (1998 год) многие семьи уверены, что консерванты с содержанием ртути, используемые в современных вакцинах вызывают аутизм. Из-за этого хелирование стало частью альтернативного лечения.

Тем не менее, уровень ртути в крови у детей с аутизмом не повышен. Но адепты данной теории утверждают, что нарушается экскреция ртути, и вызывает тем самым повреждения вещества мозга. Исследование эффективности хелирования было прекращено из- за проблем с безопасностью используемого метода для исследуемых (Mitka 2008)

Обычно хелатирующие вещества связываются с тяжелыми металлами и выводят их вместе с мочой или стулом. В медицинской практике они используются для лечения острых отравлений тяжелыми металлами, например, свинцом. Если есть подозрения о воздействии токсических доз ртути, то для подтверждения используется анализ крови.

Сторонники хелирования же проводят измерения уровня ртути в волосах, утверждая, что там происходит ее накопление, и в моче, что связывают с ее экскрецией (Ng et al. 2007). Доказательств данной теории до сих пор не получено.

Гипербарическая оксигенация

Используется для увеличения доставки кислорода к мозгу под давлением в специальной камере. Также выдвигались гипотезы об ответе на кислородный стресс в виде улучшения питания мозга.

Были проведены два рандомизированных клинических исследования в попытке найти доказательства для этих вмешательств, но пришли к противоположным выводам.

Исследование 2009 года с участием 62 детей с РАС сообщает об улучшении поведения и уменьшении аутистических симптомов на фоне гипербарической оксигенации по сравнению с контрольной группой.

Однако разница результатов между группами находится в пределах статистической погрешности. Второе исследование, также 2009 года, включало 34 ребенка и не показало значимых различий между контрольной группой и группой, получающей гипербарическую оксигенацию.

Нельзя не упомянуть о рисках метода: боль в ушах от повышенного атмосферного давления, тревога и паника в замкнутом пространстве для многих детей с аутизмом может быть непереносимым.

Также стоимость данного вмешательства достаточно высока.

Телесноориентированные практики

К хиропрактике и краниосакральной терапии часто прибегают родители детей с аутизмом.

Однако исследований с доказательствами эффективности данного метода для лечения детей с РАС не было представлено. Дети с аутизмом часто имеют нарушения в сенсорной сфере в виде тяги к прикосновениям или наоборот, их непереносимости.

Сенсорная интеграция для таких детей может быть полезна, как часть общего плана вмешательства.

Обычный массаж не признан доказанным методом лечения для детей-аутистов, однако многие родители сообщают о том, что массаж позволяет им лучше понимать своих детей и наладить с ними контакт.

Метод Томатиса

Основной принцип работы метода заключается в сенсорно-звуковом стимулировании. Воздействие осуществляется посредством наушников. Звуковой сигнал передается пациенту двумя способами: костная проводимость (вибрация верхней области черепа) и воздушная проводимость (звуковые волны поступают через наружное ухо).

Адепты метода утверждают, что он может помочь сгладить симптомы аутизма, и даже подстегнуть развитие речи. Некоторые исследования действительно демонстрируют улучшения, однако исследования с участием контрольной группы это не подтверждают.

Возможно, имеются подгруппы детей-аутистов с гиперакузией, для которых действительно данное вмешательство может быть полезным. Нельзя не отметить очень высокую стоимость данного метода для родителей.

Транскраниальная микрополяризация

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП), или микрополяризация головного мозга это метод лечения, суть которого заключается в воздействии на отдельные структуры мозга очень слабым постоянным
электрическим током. Разработан он был еще в 70-х годах прошлого столетия учеными Ленинградского института экспериментальной медицины, а сегодня применяется для лечения и детей, и взрослых
в ряде медицинских учреждений
России и постсоветских стран.

В крупнейшей научной электронной медицинской базе pubmed имеется несколько статей авторства сотрудников Института Головного Мозга (г. Санкт-Петербург), сообщающих о применении этого метода для
лечения детей с ментальными проблемами: РАС, СДВГ, ЗПР. Однако дизайн исследований, в частности, малая выборка, отсутствие плацебо-контроля, рандомизации и иные методологические проблемы не позволяют говорить
о достоверности данных исследований.

Не сообщается также об использовании метода транскраниальной микрополяризации в странах с преимущественно доказательной медициной (США и страны Западной Европы). Стоимость данного вмешательства, однако, стабильно высока.

Физиотерапевтические методики

Такие как электросон, парафинотерапия, озокерит и прочие также используются только на постсоветском пространстве и не имеют под собой доказательной базы для лечения детей с РАС и иными проблемами развития. Сведений об их безопасности также недостаточно.

Ноотропная терапия

«Препараты, улучшающие работу мозга», или ноотропы, обрели наибольшую популярность в России и ближайшем зарубежье в 80х годах прошлого века. На доклинических стадиях была показана
их способность активизировать энергетический обмен в нейронах, усиливать синтез белковых соединений, увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС, укреплять мембраны клеток.

Но многочисленные клинические испытания не нашли подтверждения этим свойствам при использовании ноотропов у людей перорально и парентерально. Проводились довольно большие исследования ноотропов, с хорошим дизайном и выборкой, при разной патологии. Ни одно исследование не показало их достаточной эффективности и безопасности.

В частности, мета-анализ по использованию пирацетама у пациентов с пост-инсультной афазией (Zhang et al.2016) выявил его способность улучшать лингвистические функции у пациентов на очень короткое время, с последующим
их снижением до исходного долечебного уровня. Таким образом, использование ноотропов для лечения ментальной патологии не является доказанным и обоснованным.

В странах Европы и Северной Америки ноотропы, еще называемые «smart drugs», входят в категорию БАДов и не проходят клинических испытаний. «Smart drugs» в основном употребляют молодые
люди в период тяжелых ментальных нагрузок (таких как сессия), чтобы «взбодриться», почувствовать прилив сил и ускорить процессы мышления. В заграничных протоколах лечения этих
препаратов нет.

Однако в зарубежной литературе имеются указания на возможные опасные последствия длительного приема ноотропов: изменения биохимических процессов в мозге, когнитивное снижение, возбуждающее действие на ЦНС, недостаточный контроль качества препаратов, проблемы со сном, недостаточная изученность лекарственного взаимодействия.

Учитывая все эти факторы, едва ли можно назвать ноотропную терапию необходимой и безопасной для детей при расстройствах аутистического спектра.

А что же помогает?

«Волшебной таблетки» от аутизма до сих пор не придумали.

Самым эффективным лечением (именно лечением!) признаны психолого-педагогические вмешательства на основе прикладного поведенческого анализа — АВА терапия и ее вариации.

Сейчас она набирает уверенную и заслуженную популярность в нашей стране, и будет развиваться дальше.

Нельзя не сказать о нейролептиках, антидепрессантах и противоэпилептических препаратах, которые назначаются аутистам в очень больших количествах. Данная проблема характерна не только для России, но и для Европы и США. Доля детей с аутизмом, которым назначаются антипсихотики, стабильно высока.

Но, тем не менее, родители должны знать: нейролептики не лечат аутизм. Они способны справиться с тяжелыми симптомами, такими, например, как некупируемая поведенческими методами агрессия или аутоагрессия.

Также назначение медикаментов бывает необходимо для купирования коморбидных с аутизмом расстройств (эпилепсии, СДВГ). При этом состояние ребенка с аутизмом будет улучшаться за счет купирования симптомов этих заболеваний.

Безусловно, выбор терапии для ребенка целиком и полностью лежит на родителях.

Цель этой статьи — предоставить информацию о тех методиках, которые могут быть в лучшем случае бесполезны, а в худшем — опасны для ребенка.

И напоследок, нельзя не отметить главное. Самый ценный ресурс для родителей детей-аутистов- это время. И чем меньше его будет потрачено на неэффективные вмешательства, тем лучше и качественнее можно будет помочь ребенку.

Мешкова Елизавета, детский врач-психиатр, АВА-терапист.

Лечение аутизма

Лечение аутизма

В современной психиатрии лечение аутизма – это одна из самых сложных и обсуждаемых проблем. Аутизм относится к так называемым расстройствам аутистического спектра (или РАС – по международной классификации). Различная степень тяжести и разноплановая симптоматика заболевания часто приводит к гипердиагностике. То есть многие родители «особенных» детей, взяв информацию из интернета или у знакомых, сами ставят диагноз аутизм. Причем считают, что их ребенок неизлечимо болен, будет всю жизнь нуждаться в опеке и никогда не сможет жить полноценной жизнью.

Необходимо сразу развеять подобные мифы. Лечение аутизма у детей сегодня успешно проводится во многих лечебных учреждениях. С аутистами работают врачи-психиатры и психологи, неврологи и педиатры. Более того, самая важная миссия в лечении отводится как раз родителям. Вместо паники мама и папа необычного малыша должны при первых замеченных «странностях» показать его специалисту (неврологу, психиатру). Диагноз аутизм во многих случаях не подтверждается, поскольку существует множество нарушений развития и поведения, которые вызваны другими заболеваниями.

Если же после тщательного опроса и обследования врач все же ставит такой диагноз, то методы лечения аутизма в современной медицине существуют самые разнообразные. Все зависит от возраста, в котором выявили болезнь, от степени ее тяжести, от доминирующих проявлений. Все врачи, которые практикуют лечение аутизма, сходятся во мнении, что при раннем обнаружении и постановке диагноза (а это возраст – 1, 5-2 года) шансы на успех самые значительные. При интенсивных занятиях с малышом специалистов и родителей есть большая вероятность того, что аутист вырастет, обладая всеми навыками, необходимыми для полноценной жизни в обществе.

Чаще всего диагноз аутизм ставят в возрасте 3 лет. Почему так происходит, ведь по многим признакам болезнь можно было заподозрить и раньше? Дело в том, что симптомы аутизма в возрасте до 2 лет часто воспринимаются как вариант нормы. Ребенок не тянется к ярким игрушкам, не радуется появлению мамы, избегает прикосновений к нему и не смотрит в глаза? Зачастую это трактуется просто как особенность поведения. Более того, некоторые родители радуются, что у них такой спокойный малыш. Тогда как другие мамы весь день ловят маленького исследователя по всей квартире, аутист будет сидеть в уголке и играть весь день с одной игрушкой. И таких признаков множество, о них нужно знать, чтобы не пропустить серьезную патологию и вовремя начать лечение аутизма.

Читать еще:  Можно ли прописать ребенка в ипотечной квартире

Почему же диагноз ставят чаще всего в 3-4 года? Этот возраст считается началом социальной жизни ребенка. Малыша отдают в детский садик или водят в развивающие школы для самых маленьких. И отставание в развитии (в сравнении с другими детьми) родители и воспитатели уже не могут не заметить. Если сразу показать ребенка врачу и полностью обследовать, то детский аутизм лечение не превратится в нерешаемую проблему.

Причины и симптомы аутизма

Загадку возникновения этого заболевания ученые-медики пытаются разгадать уже несколько десятилетий. В течение этого времени выдвигались различные гипотезы, которые позже опровергались. Например, одно время шли серьезные исследования вакцин на предмет вызываемых ими «поломок» в генном аппарате человека. На эту тему публиковалось много статей, однако привело это лишь к тому, что родители стали повально отказываться от вакцинации. И тогда начался рост детских болезней, которые ранее предотвращались педиатрами при помощи «календаря прививок» (всех детей вакцинировали по строго установленному графику).

Позднее шумиха утихла, гипотеза не подтвердилась. Но есть множество других: возраст родителей (особенно отца) более 45-50 лет до сих пор считается одним из факторов риска. Вечная занятость родителей или излишняя суровость в воспитании малышей тоже могут считаться причиной задержки развития. Однако главным этиологическим фактором на сегодняшний день являются различные генетические сбои. Это подтверждается и тем, что у родителей-аутистов достаточно часто рождаются дети с аутичными чертами.

Для того, чтобы не пропустить болезнь в начальной стадии и вовремя начать лечение аутизма у детей в Москве, необходимо знать, как он проявляется. Симптоматика очень разнообразна, но можно выделить следующие черты, общие почти для всех «особенных» детей:

  • Трудности социализации. Проще говоря, дети-аутисты терпеть не могут любые формы общения. Они не любят играть с другими ребятишками, не могут понять, как нужно общаться.
  • Непереносимость телесного контакта.Если здоровый ребенок просится «на ручки», обожает, когда мама его обнимает, то малыш с аутизмом будет всячески избегать прикосновений. Он может даже вести себя агрессивно – отталкивать или бить человека, который захочет его приласкать.
  • Интерес к неодушевленным предметамсвоеобразный – ребенок проявляет его больше, чем к людям или животным. При этом он может выбрать себе любимую игрушку (или даже ее часть, например, ногу от куклы, колесико от автомобиля) и возиться с ней часами.
  • Задержка развития речипроявляется в нежелании произносить слова или фразы, хотя может выясниться, что малыш прекрасно слышал, что ему говорили и усвоил информацию.
  • Повторение за другими людьми слов или целых фраз (как сразу после произнесения, так и по прошествии некоторого времени).
  • Трудности с местоимением «Я». Малыш не может понять, что оно относится к нему и называет себя «Ты» или «Вы».
  • Вместо слов используются жесты, в том числе «ведение рукой» – когда ребенок берет руку взрослого и показывает, чего он хочет.
  • Повторяющиеся движения, жесты, элементы игры, склонность к ритуальным действиям.Например, аутист может каждое утро выстраивать игрушки в одном и том же порядке, который ему больше всего нравится.
  • Нарушения пищевого поведения, вплоть до отказа от приема пищи. «Особенный» ребенок может выбирать предпочтительную пищу по цвету, текстуре или форме и отвергать другую.
  • Отсутствие инстинкта самосохранения – у многих детей с аутизмом нет страха высоты, они могут бежать навстречу движущемуся транспорту.
  • Аутоагрессиявыражается в том, что малыш бьет себя по голове, кусает собственные руки, вырывает волосы.

Как происходит лечение аутизма

Аутизм – это не инфекция, которую можно вылечить антибиотиками. Данное хроническое заболевание считается полиэтиологическим, то есть имеет несколько причин возникновения. Поэтому терапия аутизма не может быть основана на одном каком-то методе или препарате. Ни одна методика не гарантирует полного излечения за конкретный срок. Но грамотное сочетание проверенных методов при соответствующей медикаментозной поддержке, наблюдение у нескольких специалистов разного профиля (психиатр, невролог, психолог, педиатр, терапевт) и регулярные занятия с родителями дают превосходные результаты и помогают «особенным» детям преодолеть недуг и стать полноценными членами общества.

Когда начинается лечение аутизма, врачи решают несколько задач (исходя из описанной симптоматики): необходимо научить ребенка или взрослого аутиста навыкам самообслуживания и коммуникации, скорректировать нарушения поведения.

Насколько успешным будет лечение аутизма, напрямую зависит от степени тяжести болезни:

  • к 4 группе относятся самые незначительные проявления – психологическая уязвимость, избегание интенсивного общения, зависимость от мнения окружающих;
  • в 3-ей группе нарушения более серьезные – аутист все больше стремится производить стереотипные действия (например, каждый день рисовать одни и те же картинки), чаще «уходит в себя»;
  • аутисты, относящиеся ко 2-й группе по степени тяжести, проявляют активное нежелание общаться, контактируют с окружающими очень избирательно. Они ведут себя настороженно, тщательно выбирают одежду и еду, ненавидят перемены, предпочитая стабильные рутинные действия. Могут быть агрессивными в ситуациях, когда им что-то не нравится.
  • 1 группа – самые тяжелые больные, они совершенно не контактируют с людьми, демонстрируют полную отрешенность от внешнего мира.

Понятно, что добиться положительных результатов проще всего с аутистами 4-й группы, нежели с больными РАС из 2-й или 3-й групп. Однако в любом случае лечение аутизма будет более успешным при ранней постановке правильного диагноза.

К примеру, двухлетнего ребенка с аутичными чертами часто удается вывести из патологического состояния за год-полтора, а 4-хлетке понадобится гораздо больше времени на лечение аутизма (около пяти лет). По статистике, поведенческая терапия, которую профессионально проводит клиника лечения аутизма, позволяет около 60 процентов детей обучать в обычной школе в тех случаях, когда заболевание было диагностировано до трехлетнего возраста. Поэтому ранняя диагностика аутизма считается крайне важной, о чем врачи оповещают работников дошкольных учреждений и родителей малышей.

Чтобы родители не теряли надежды, следует знать, что не поддаются абилитации лишь 30% больных аутизмом, у 60 процентов врачам и психологам удается добиться стойкой ремиссии, а 10% аутистов избавляются от патологии и восстанавливаются полностью.

Горячая линия

+7(499)495-45-03

Врач психиатр, психотерапевт ответит на любые Ваши вопросы, первая консультация бесплатная.

Лечение аутизма – методики

Методы лечения аутизма сегодня многочисленны и разнообразны. Но все они подразделяются на 4 большие категории: работа с коррекцией поведения и коммуникации, медикаментозная терапия, биомедицина. И последняя, но немаловажная составляющая комплексного лечения – нетрадиционная медицина.

Все центры лечения аутизма, ко всему прочему, имеют свои собственные наработки в области терапии данного заболевания. Лечение аутизма в плане коррекции поведения пациента в обществе часто начинается с АВА-терапии. К ней могут подключать обучение TEACCH, популярную во все времена трудотерапию, работу аутиста с логопедом, любые виды развивающих занятий. Лечение аутизма предполагает строго индивидуальный подход к каждому больному, поскольку даже самые лучшие методы, если они не сочетаются друг с другом, не дадут нужного эффекта. Поведенческая терапия считается наиболее результативным методом (конечно, если занятия происходят с квалифицированным специалистом и не нарушается принцип регулярности).

Если речь идет о медикаментозной поддержке, то лечение аутизма фармпрепаратами преследует несколько целей (собственно, аутизм лекарствами не лечится, это всегда симптоматическая терапия): снижение гиперактивности, коррекция агрессивного поведения, снижение судорожной готовности. В некоторых случаях лекарства однозначно необходимы, но врачи при их назначении всегда учитывают противопоказания и побочные эффекты, исходя из индивидуальности аутиста. Когда проводится лечение аутизма у подростков, необходимо иметь в виду изменения гормонального фона в этом возрасте и в соответствии с этим корректировать терапию.

Что представляет из себя биомедицина? В основном, речь здесь идет о рациональном для аутичного пациента питании. Правильное питание и специально подобранные диеты в таком сложном деле, как лечение аутизма, являются большой «подмогой». Дело в том, что около 76 процентов пациентов с аутичным расстройством страдают нетипичными реакциями на, казалось бы, привычные для всех остальных продукты питания. Поэтому врач тщательно подбирает ферменты, витамины и минералы, пробиотики, сочетания аминокислот. При профессиональном подходе правильный подбор биодобавок приводит не только к улучшению физического здоровья, но и к прогрессу в психическом развитии.

Нетрадиционное (или иначе – альтернативное) лечение аутизма предполагает использование большого количества методик, начиная с гипнотического воздействия и иглорефлексотерапии, заканчивая гомеопатией, остеопатией и др. Безусловно, альтернативная медицина, как самостоятельный набор методик, не в состоянии вылечить аутизм, однако при комплексной терапии нетрадиционные методы прекрасно подкрепляют основное лечение аутизма у взрослых и детей.

Лечение аутизма в Москве всегда дополняется физиотерапией. В совокупности с основными методами (например, АВА) лучше всего себя зарекомендовали следующие физиотерапевтические виды воздействия: магнитотерапия, электрофорез, электросон, лазеротерапия и т.д.

Обязательно нужно понимать, что лечение аутизма (у детей или у взрослых) – процесс очень нелегкий, долгосрочный. В особо тяжелых случаях с человеком приходится заниматься пожизненно. Врачи отмечают, что на пути подбора лечения необходимо запастись терпением, поскольку методы, которые прекрасно воздействуют и помогают одним людям с аутичными проблемами, совершенно не вызывают «отклика» у других. Это касается не только аутистов. Например, определение терапии для депрессивных больных также отличается длительностью, терпеливым подбором препаратов, смена их до тех пор, пока не подберется оптимальная дозировка и частота приема. Точно так же лечение аутизма до положительного результата предполагает, что родители, исходя из любви к своему ребенку, наберутся терпения и будут выполнять все рекомендации медиков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: webs24@cp9.ru