Содержание
Можно ли мусульманину ходить в шортах
Парад шортиков и маек
Как у нас принято, с переходом на летнее время люди начинают скидывать с себя одежду, чтобы не было слишком «жарко». В таком процессе особенно заметна прекрасная половина человечества. И это при том, что везде и всюду слышны проповеди на тему одежды мусульманки – хиджаба.
В разных религиозных СМИ постоянно пропагандируют закрытую форму одежды мусульманки. Это, конечно, отрадно, и мы бесконечно рады за возможность даавата, подаренную нам Всевышним. Не будет преувеличением, если сказать, что к этому призыву прислушивается огромная аудитория читателей, и многие стараются менять своё прежнее облачение на более достойное, нравственно богатое. Но, чтобы достичь идеального результата, конечно, надо ещё немало стараться.
В такой ситуации нам, наверное, стоит попытаться найти причину для объяснения такого положения вещей. Исследование не требует особых усилий: причина всего этого – мужчины, вернее отсутствие у них нравственных устоев. У многих земляков мы видим предельно низкий уровень исламских знаний. Даже минимум знаний, необходимых для каждого мусульманина, есть не у всех. Как принято испокон веков, мужчина – глава семьи, кормилец и тот, кто ответственен за домочадцев. Когда капитан корабля не справляется со своими обязанностями и даже не старается их выполнять, то судно, конечно, будет плавать не по назначенному курсу, а по течению или по направлению меняющихся ветров.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас пастырь и каждый в ответе за свою паству» . Если глава семьи сам не знает элементарных требований Ислама относительно внешности и одежды, чему он может обучить своих детей?
Хотелось бы обратить внимание читателей на внешний вид соблюдающего мусульманина.
К примеру, часто на наших улицах можно видеть мужчин в так называемых шортах и бриджах. В последнее время среди молодёжи носить их стало особенно модным. В этом они ничего плохого не видят, так как, по их мнению, такая одежда закрывает аврат мужчины (место между пупком и коленями). Да, может быть, они правы в этом утверждении.
Согласно источникам исламской юриспруденции (фикх), авратом мужчины в намазе, в присутствии мужчин или представителей женского пола, на которых ему запрещено жениться (махрам), является место между пупком и коленями. В тех же источниках чётко описывается аврат мужчины в присутствии посторенних ему женщин. Так, в книгах «Аль-Фикх ала мазахибил арбаати», «Фикхуль Манхадж» ясно написано, что аврат мужчины перед посторонними женщинами является подобным аврату женщины в намазе, то есть его авратом считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Ещё раз подчёркиваю, что это по мазхабу имама Аш-Шафии.
Раз так, тогда что получается? Получается, что те, кто носит бриджи перед посторонними женщинами, ходит, открыв аврат, который он ОБЯЗАН закрыть! Тем самым подвергает греху себя, да и окружающих его женщин. Сюда же включается ношение рубашки без рукавов. Мудрость запрета заключается именно в том, что открытие этих мест перед женщинами может привести к запретному, т. е. к прелюбодеянию (зина). Не раз приходилось наблюдать, как некоторые парни умудряются в бриджах посещать мечеть, совершать в них намаз.
Уважаемые братья, желая вам добра, хочу сказать, что совершать намаз в бриджах – макрух (нежелательное действие). Следовательно, совершающий намаз с таким внешним видом воздаяние за обязательное действие получит гораздо меньше. Это с точки зрения Ислама.
Если же посмотреть на эту проблему согласно обычным нормам приличия, поведения, культуры, то опять увидим, что такой внешний вид не соответствует устоявшемуся порядку вещей. Такой вид отталкивает, и это считается некрасивым. А есть даже те, кто скидывают и рубашку: надо же умудриться «щеголять» в майках; ходить не в бриджах, а в шортах, если не сказать – в трусах.
И какое воспитание получит ребёнок, у которого отец ходит в шортах, а мама – в майке? Вполне возможно, в дальнейшем их ребёнок может отказаться даже от того, что надевали его родители!
Такое поведение, такой вид не согласуются ни с рамками приличия, ни с нормами религии. В качестве аргумента в защиту «лёгкой» одежды многие говорят, что им нестерпимо жарко, потно и они не в силах терпеть такое пекло. Однако надо знать, что адская жара в миллиарды раз сильнее относительно жары нашего мира. И не дай Аллах ощутить эту разницу!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Одежда и внешний вид
«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей. [Вся земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.] Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте еду в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных. [Нелюбовь Бога может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя часто сами в этом повинны.]
Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих.
Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах].
Скажи: «Господь [предоставил вам временную земную жизнь с изобилием благ в ней, но] запретил (1) все скверное (непристойные поступки, разврат), как являющееся явным, так и скрытым [что выявляется, к примеру, в результате исследований, экспертиз, опытов][1], [запретил] (2) все греховное [что является очевидным грехом для любого здравомыслящего] и (3) покушение [на честь, имущество, кровь, жизнь другого человека или людей, общества; притеснение, проявление несправедливости], не имея на то права. Также [запретил] (4) все формы язычества (поклонения земному; обожествление чего-либо помимо Бога) и (5) высказывание в адрес Аллаха (Бога, Господа) того, о чем вы [люди] не знаете» (Св. Коран, 7:31–33).
Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[2].
Ответы на вопросы по теме
Разрешена ли операция по пересадке собственных волос с затылка на остальные области головы в случае облысения? Не знаю, интересно ли вам, но на одном из англоязычных мусульманских сайтов нашел ответ, что разрешена. Муслим.
Маловероятно, что данное действие может быть отнесено к запрещенному в Исламе, тем более что пересадка органов от одного человека другому возможна, и на этот счет среди ученых нет разногласий (при условии, что передача органа происходит бесплатно). Хоть мои познания в вопросах здоровья человека и скромны, замечу, что такая операция может быть очень дорогостоящей и при этом малоэффективной, недолгосрочной.
Какими должны быть шорты? Выше колен или ниже? Каково мнение ученых?
Богословы-ханафиты говорят, что шорты у мужчин должны быть ниже колен. Богословы-шафииты — до колен, но, так как при движении они задираются, лучше, если будут закрывать колени. Поэтому прикрытие колен более верное решение.
‘Аурат (та часть тела, которая подлежит обязательному прикрытию) у мужчин: от пупка (ниже пупка, сам пупок не входит) и до колена включительно. Таково на этот счет мнение богословов-ханафитов.
Богословы-шафииты считают: ‘аурат мужчины — это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата[3].
Мне неоднократно говорили, что по маликитскому мазхабу можно носить короткие шорты, которые значительно выше колен. Есть ли такое положение?
Большинство ученых так не считают, ну так зачем вам это?
Я живу в Ингушетии, и наши соседи, односельчане, родственники, друзья ездят на море семьями, да и мы сами собирались туда. Вопрос в том, можно ли семьям ездить на море, где всем все видно как на ладони? Расул, 34 года.
Семьям ездить на море можно и полезно. Однако важно соблюдать нормы мусульманкой одежды: мужчинам следует надевать плавки от пупка до колен, а женщинам — купальники, закрывающие все тело, кроме лица и кистей рук. Таких купальников на сегодняшний день огромное разнообразие, любые цвета и модели. Для детей-подростков также имеются соответствующие мусульманские купальники.
А на то, что видно как на ладони, можно и не смотреть.
Море и солнце — это хорошо и полезно, когда есть такая возможность[4].
Нарушается ли молитва-намаз, если во время ее совершения у мужчины случайно оголилась поясница?
Если ‘аурат во время совершения молитвы случайно и непреднамеренно оголится (например, из-за ветра), то молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло из-за неряшливости верующего, а тем более повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва нарушается, становится недействительной и ее необходимо совершить повторно[5].
Можно, конечно, предположить, что оголилась та часть тела, которая выше пупка или на его уровне, но лучше, дабы быть уверенным в полноценности молитвы-намаза, заправлять рубашки и майки в брюки так, чтобы поясница не оголялась.
Можно ли совершать намаз в форме от «Манчестер Юнайтед», где изображен Дьявол. И есть надписи. Или в другой одежде с изображениями людей, животных?
Нежелательно, но можно, если другой одежды нет.Что касается «изображения Дьявола», то никто из ныне живущих не знает его истинного облика.
Как Ислам смотрит на ношение мужчиной серьги в ухе? Малик.
Можно ли мусульманину проколоть ухо? Азиз, 18 лет.
Запретно, когда мужчины стараются походить на женщин, а женщины — на мужчин. Это противоречит как религиозным, так и природным канонам, которые, в общем-то, едины и четко взаимосвязаны.
Мой друг спросил меня про ношение ушных серег мужчинами. Насколько я знаю, мужчинам носить серьги не только с точки зрения Ислама, но и с культурной точки зрения нельзя. Другу моему сказали, что имам Бухари носил серьги в носу. Правда ли это?
Если посмотреть на подобное с точки зрения нашего российского менталитета и современной культуры, то это выглядит вызывающе, а где-то и неуместно. Верующему человеку не к лицу привлекать таким «крутым» атрибутом внимание других. Что касается имама аль-Бухари, то я не знаю, не встречал информации об этом, но если бы он жил в наше время, то точно не стал бы носить серег.
Я стал мусульманином, но до принятия Ислама сделал татуировки. На плече написано «Аллах», а на спине — «Мухаммад» (да простит меня Всевышний). Что теперь с ними делать? Можно ли их свести или это будет причинением вреда телу? Ильдар, 32 года.
Делать татуировки с точки зрения исламских канонов запретно (харам)[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул тех, кто занимается этим ремеслом, а также тех, кто делает себе татуировки, в числе проклятых[7]. Это действие относится к «изменению человеком своего настоящего облика, данного ему Самим Творцом». Запрет на такого рода действия также оговорен в Священном Коране[8].
Лучше будет их свести. Но если это сложно и есть опасность для здоровья, тогда оставьте как есть.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Или: «Как публичное, так и тайное, скрываемое». [2] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220. [3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748. [4] «Витамин D когда-то называли «витамином, порождаемым светом». Другое, более прозаическое его название — кальциферол, то есть несущий кальций… Витамин D образуется в коже под действием солнечных лучей из предшественников витамина D — провитаминов. Провитамины, в свою очередь, частично поступают в организм в готовом виде с пищей, а частично образуются в тканях из холестерина. Витамин D обеспечивает нормальный рост и развитие костей, предупреждает развитие рахита и остеопороза. Однако роль витамина D не ограничивается защитой костей. От него зависит восприимчивость организма к кожным заболеваниям, болезням сердца и раку. В регионах, где пища бедна витамином D, повышен уровень заболеваемости атеросклерозом, артритами, диабетом, особенно юношеским. Этот витамин предупреждает слабость мускулов, повышает иммунитет, необходим для функционирования щитовидной железы и нормальной свертываемости крови, препятствует росту раковых клеток… При условии, что организм получает достаточное количество ультрафиолетового облучения, потребность в витамине D компенсируется полностью». См.: Витамин D (кальциферол), http://subscribe.ru/archive/home.child.beremenna/201003/08140759.html. [5] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 742. [6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467. [7] Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов), прихорашиваясь тем самым. Они изменяют данное им Богом творение».См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.
Практикуя Ислам в коротких шортах
История, которую я опишу, случалась со мной чаще, чем я могу сосчитать; в таком количестве городов, которое я не смогу вспомнить. В основном, в западных городах, в США и Европе.
Я захожу в магазин. Там, среди покупателей, я встречаю женщину, по внешнему виду которой я могу точно определить, что она мусульманка.
В некоторых случаях она — кассирша, которая считает сумму закупленного и выдаёт сдачу покупателям. Она носит платок. Он плотно окутывает её лицо. Её руки покрыты одеждой по локоть. Лодыжки скромно спрятаны под широкими штанинами или длинной юбкой. Она мусульманка. Я знаю это. Все вокруг знают это.
Я смотрю на неё и думаю: «Она не догадывается, гляжу ли я на неё, как на необыкновенное зрелище, или как на человека, с которым я разделяю общие ценности».
Я понимаю, что, наверное, ей неудобно от взглядов, поэтому отворачиваюсь.
Я хочу сказать ей что-нибудь. Чтобы она поняла, что я смотрю на неё так не потому, что не знакома с её традицией закрывать себя. Чтобы она поняла, что моя мама тоже так одевается. Что я выросла в арабской стране, чьи берега омываются водами Персидского залива, где большинство женщин одевается, как она. Что я тоже поворачиваюсь лицом на восток и цитирую Коран, когда молюсь.
«Может быть мне сказать ей Ассалам алейкум?» — спрашиваю я себя.
Затем я вспоминаю, что я решила надеть на себя сегодня: потёртые и короткие джинсовые шорты, блузка на пуговицах и сандалии.
Волосы мои — это гигантское кудрявое сооружение, они ещё не высохли после утреннего душа. А ещё я вспоминаю, что у меня в носу два кольца — одно обнимает мою правую ноздрю, другое висит под перегородкой. Колечки стали частью моего лица. Я не замечаю их, пока не приходится высмаркиваться или пока я не встречаю того, кто не привык к пирсингу на лице.
Я решаю ничего не говорить ей. Я притворяюсь, что у нас нет ничего общего, что я не понимаю её родной язык или язык, на котором она молится. Я не устанавливаю связь, потому что я не готова к тому, что, возможно, по моему телу пройдутся осуждающим взглядом. Я не хочу чувствовать, о чем она будет думать, когда нерешительно ответит мне Алейкум ассалам.
Мне стыдно, что я сама предвзята и проецирую свои мысли на неё, не давая шанса ответить ей самой. Это неправильно. Моя неуверенность в себе в подобных случаях связана с тем, что я знаю — многие люди из моей религии, глядя на людей, одетых, как я, считают нас женщинами, которые сбились с пути и изменили канонам Ислама.
Я не прикрываю свои бёдра и, тем более, лодыжки. (Самые популярные исламские правовые школы считают женские лодыжки авратом — интимной частью тела, демонстрация которой без всяких сомнений считается грехом.) Ничего в моём внешнем виде не выдаёт мою веру. Некоторые, даже узнав меня поближе, могут продолжать накладывать на меня ярлык «непрактикующей мусульманки» — ведь я пью виски и покуриваю травку.
Тем не менее, я — практикующая мусульманка. Я молюсь (иногда), пощусь, произношу молитву о путешествии, когда завожу двигатель машины. Я плачу закят (практика ежегодных пожертвований, которые обязательны для тех, кто может себе это позволить) и, что самое важное, я чувствую себя мусульманкой. И таких, как я, много.
Мы не верим в монолитное толкование Ислама. Мы любим Ислам и именно потому, что мы так сильно его любим, мы отказываемся сужать его до сурового, окаменелого понимания образа жизни.
Однако нас не принимают. Нам легче притворяться немусульманами, если это защищает нас от одного из следующих явлений: от непрошеных предупреждений о добром наказании, которое ждёт нас в аду; от нежелательных советов от незнакомцев, которые начинаются со слов «Я тебе как [поставить статус родственника]»; или от импровизированной лекции, основанной на каком-нибудь ваххабитской учебнике, который я считала бредом уже в возрасте 13 лет.
Изучение Ислама было частью моего образования до тех пор, пока я не выпустилась из своей американской школы. Наши учебники были из Саудовской Аравии — самого большого последователя ваххабитского течения Ислама.
Я впервые осознала, что могу считать эти тексты бессмысленными, когда смотрела со своей мамой кино про семью, потерявшую ребенка из-за тяжелой болезни. Мне было лет 6 или 7. Мама сказала мне что-то в таком духе: «Я знаю, у Аллаха есть особое место в раю для матерей, которые потеряли своих деток в раннем возрасте». Я посмотрела на неё и спросила: «Даже если они не мусульмане?» Не отрываясь от телевизора, она ответила: «Даже если они не мусульмане».
Это было всё, что мне нужно, чтобы начать верить в Бога сострадающего, а не в того Бога, о котором говорилось в этих саудовских учебниках.
Мои родители довольно религиозны. Они не знают, что я курю или пью. Честно говоря, я не представляю, как бы они отреагировали, узнав об этом, но и не собираюсь это проверять. Они поощряли ношение платка мной и моей сестрой, но не заставляли нас делать это. Как многие родители, они не хотели, чтобы мы носили что-либо открытое или притягивающее внимание. Им бы не понравились мои короткие шорты.
Когда стало очевидно, что мы с сестрой не молимся пять раз в день, они не стали ничего говорить и лишь изредка заводили разговор о том, какие преимущества даёт молитва. Моя мама любила читать произведения американских писателей. Она любила кино. Она любила музыку. Она пыталась запомнить Коран, но считала, что начала учить его слишком поздно.
Родители доброжелательно относились к нашим друзьям-мальчикам и не смотрели на нас с подозрением, когда мы уходили гулять с ними. Мои родители надеялись, что мы будем следовать их пути, но доверили нам сделать свой выбор.
Я непреклонна в своём убеждении, что именно изучение и любопытство стали причинами того, что я осознанно считаю себя мусульманкой. Изучение буддизма помогло мне стать ближе к Исламу, потому что научило меня не поддаваться искушениям — этому не смог научить меня ни один из моих преподавателей Исламоведения, хотя это буквально одна из главных идей Ислама.
Мои исламские наставники учили меня лишь постоянно думать о мирском и приземленном — о том, какие из моих повседневных ошибок приведут к непринятию моих молитв Богом. Они учили меня чувству стыда. Чувству страха. Они внушали мне, что стать хорошей мусульманкой тяжело.
Я никогда не отказывалась от Ислама. Я лишь однажды совершила перерыв в совершении молитв из-за чувства стыда. Я хотела увидеть, придётся ли мне заставлять себе вернуться к коврику для молитв. Я вернулась к нему. Я вернулась тогда, когда поняла, что моя жизнь стала пуста без молитв. Я стала молиться в знак благодарности. Я молилась, и это давало мне утешение.
Омовение перестало быть просто обязательным процессом обрызгивания водой некоторых частей моего тела, а стало ежедневной гигиеной. Это было настоящее посвящение. Я перестала переживать из-за мелочей и моей мантрой стала молитва «Аль-амаль биль ният«, которая говорит о том, что действия зависят от их намерений. Другой моей мантрой стала молитва «Аль дин юср«, которая гласит, что религия — это лёгкость.
Изучение и любопытство дали мне возможность критически взглянуть на лицемерие улемов (Исламской элиты/богословов/клерикалов). Я поняла, что я не обязана исповедовать свою религию так, как этого хочет группка женоненавистников. Два года назад я осудила большинство хадисов (предания о словах и действиях Пророка), фикх (Исламскую юриспруденцию) и тасфир (разъяснение Ислама), потому что все эти три вещи, которые играют сегодня огромную роль в Исламе, прошли через сито взглядов тех мусульман, которые родились в экстремально патриархальном обществе.
Я не осудила все хадисы. Я оставила для себя те, которые без сомнений делают меня лучше — которые учат меня морали, доброте и терпению. Две мантры, которые я упомянула ранее, основаны на хадисах. Мантра «религия — это лёгкость» основана на хадисе Абу Хурайры, одного из сподвижников Пророка, а мантра «действия зависят от намерений» взята из хадиса, который связывают с Умаром ибн аль-Хаттабом, одним из преемников Пророка.
Я уже упомянула ранее, что таких как я — много. Изолированные, обособленные, заклейменные «немусульманами» на фоне других мусульман. Когда нас атакуют, наши взгляды на религию сводят на нет, объясняя наше поведение бунтарством или попыткой соответствовать немусульманскому обществу, в котором мы живём. Несмотря на это чувство непринадлежности, мы, в целом, не мучаемся от сложившейся ситуации. Мы живём здоровой, динамичной и разнообразной жизнью. Мы установили связи и нашли общее со многими другими группами людей, поэтому в целом мы не чувствуем себя отверженными. Мы приняли то, что пока не произойдут серьёзные культурные изменения, мы продолжим жить двумя или несколькими жизнями.
У меня недавно появилась новая мантра — короткая сура, которая называется Аль-Кяфирун (Неверующие). Для меня, неверующие — это не только те, кто не верят в Бога или Пророка. Это и те, кто не верят в то, что я тоже мусульманка.
Последний аят этой суры говорит «Лякум динакум уа лия дин«, что означает «каждому своя религия».
Простая фраза, которая несет в себе всю мощь взаимной связи между нами, несмотря на наши же различия. Аят, который даёт мне силы улыбаться и приветствовать женщину в платке без страха осуждения.
Автор текста: Танаа эль-Наггар, проживающая в нью-йоркском Бруклине, США, последние 19 лет.
Автор иллюстрации: Джим Кук
ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ
Какой хукм, если у мужчины открывается спина во время сужда? Прикрытие аурата (часть тела, которую надо закрывать) является обязательным условием для действительности намаза. Если же во время намаза открылась одна четвёртая часть одного из органов аурата, то намаз нарушается. Аурат мужчины – от пупка до колен включительно. При этом часть между пупком и лобком со всех сторон тела является одним из органов аурата. Поэтому если открылась одна четвёртая часть этого органа со стороны спины, тогда намаз нарушается. Это правило указано в книгах, чтобы мы приблизительно могли определить, нарушился намаз или нет. И поскольку не всегда можно определить это, мы обязаны избегать подобных случаев и надевать такую одежду, в которой мы будем совершать намаз спокойно и не волноваться о том, что какая-то часть аурата может открыться. («Маракиль фалях»)
Разрешается ли пить вино?
Пить вино является запретным действием (харамом). Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Поистине, вино (всё опьяняющее, помутняющее рассудок), азартные игры, идолы и гадание – всё это мерзость и нечисть из деяний шайтана (которые он приукрашает). Остерегайтесь же этого, чтобы обрести счастье в обоих мирах». Есть также много высказываний Посланника Аллаха ﷺ, в которых ясно запрещается распитие спиртных напитков. («Аль-Ихтияр»)
Если молящийся после суры «Аль-Фатиха» начал читать добавочную суру и, прочитав два маленьких аята, забыл следующий аят, а потом через несколько секунд вспомнил и продолжил суру, нужно ли делать суджуду сахви? (г. Волжский)
Если время вспоминания аята продлилось в размере одного рукна (время, приблизительно равное произношению «субханаллах»), то ему будет ваджибом совершить суджуд сахви. Если меньше этого, то ничего не нужно делать.
Можно ли мужчине ходить в шортах перед своей тёщей или перед другими родственниками женского пола, если эти шорты не закрывают аурат? (Г. Орёл)
Если шорты не закрывают аурат, то это запрещено. Аурат – те части тела, которые надо закрывать обязательно. Ауратом мужчины перед мужчинами и женщинами (кроме жены) является часть тела от пупка до колен включительно. Поэтому женщине, которая не является женой этому мужчине, нельзя смотреть на те части тела мужчины, которые входят в аурат. (Аль-Ихтияр)
Нужно ли постригать ногти и волосы покойного? И нужно ли расчёсывать его волосы?
Всего этого не делают, так как это делается для украшения. А он не нуждается в этом. Так сказано в «Маракиль фалях».
Можно ли мусульманам заходить в церковь и можно ли там совершать намаз? (Ахтубинск)
Является нежелательным действием, близким к хараму (макрух тахрими), мусульманину заходить в церковь, синагогу или другие места поклонения немусульман. И поскольку не разрешается заходить туда, то совершать там намаз тем более не разрешено. (Ибн Абидин)
Слышал, что мечеть всегда должна быть открытой и что нельзя закрывать двери мечети на замок. Так ли это?
Закрывать дверь мечети на замок без причины является нежелательным действием (карахат). Однако если есть причина, то это дозволяется. Причиной, по которой в наше время закрывают мечети на ночное время, является боязнь за имущество мечети. Поскольку не раз приходилось слышать, как в некоторых мечетях воруют пожертвования и т.п., эта причина вынуждает закрывать двери мечети на замок. Что же касается того времени, когда совершается намаз, то закрывать двери мечети нельзя. (Ибн Абидин)
Если я пришёл в мечеть и, увидев, что уже совершают фарз-намаз, присоединился к намазу, когда имам совершал земной поклон, успел ли я на этот ракаат?
Нет, не успели. Успевает на ракаат тот, кто совершит руку’ (поясной поклон) вместе с имамом. Если молящийся вступил в намаз за имамом и наклонился для руку’ после того, как имам уже поднялся с руку’, то он не успел на этот ракаат. После того как имам даст салам в обе стороны, опоздавшему следует встать и дополнить этот ракаат. («Маракиль фалях»)
Можно ли брать плату за омывание покойного и за копание могилы? (Астраханская область)
Будет наилучшим омывать покойного и копать могилу бесплатно. Однако тому, кто омывает или копает, допускается взять плату в том случае, если есть ещё кто-то, кто может это делать. Если же он единственный, кто может омывать покойного или копать могилу, то брать плату нельзя, потому что в этом случае эта обязанность определяется на нём. Иначе говоря, это становится обязательным именно ему, и он уже не может требовать плату за то, что он и так обязан сделать. (Ад-дурруль Мухтар)
Мусульманин, выходя из дома в основном с намерением во имя Аллаха ﷻ на работу, если его настигает смерть, получает ли степень шахида? (Дагестан, Табасаранский район)
Кто будет работать для своей семьи, выполняя повеление Аллаха в отношении родных и обеспечивая их дозволенным пропитанием, Аллах ﷻ сделает его из числа шахидов в их степени в Судный день. (Раддуль Мухтар)
Можно ли спать ногами в сторону Каабы?
Является макрух (порицаемым) намеренно протягивать ноги в сторону Каабы, будь то во время сна или в другое время. При этом некоторые учёные сказали, что имеется в виду макрух, близкий к дозволенному (халяль). Это значит, что человек не совершает этим действием грех, однако это действие не одобряется. Другие же высказали мнение, указывающее на то, что имеется в виду макрух, близкий к запретному (харам). То есть это будет греховным поступком. (Раддуль Мухтар)
Помню, когда был подростком, ходили на кладбище со взрослыми и кидали горсть земли. Так надо делать?
Это делается, когда хоронят человека. Желательно посыпать три горсти со стороны головы. Так передано от Пророка Мухаммада ﷺ. («Маракиль фалях»)
Ас-саламу алейкум! Можно ли кормить людей, которые находятся на кладбище и копают могилу для усопшего?
Ва алейкум ас-салям! Можно накормить только за пределами кладбища. На кладбище порицаемо делать что-то постороннее.
Правда ли, что после обязательных намазов (фардов) сначала надо читать азкары, а потом дополнительные намазы (сунна)?
Согласно ханафитскому мазхабу является сунной после совершения обязательного намаза произнести следующую молитву: «Аллаhумма анта с-Саляму уа минка ссаляму табаракта йа заль-джалали уаль икрам» – или же другую подобного размера, как это передали имам Муслим и ат-Тирмизи. После этого сразу совершаются дополнительные намазы. А что касается тех хадисов, где говорится об азкарах после намаза, – в них нет указания на то, что эти азкары нужно читать до дополнительных намазов (сунна). Наоборот, эти хадисы указывают на необходимость чтения этих азкаров после суннат-намазов, потому что дополнительные намазы-суннаты связаны с обязательными намазами (фард), идут следом за ними и совершенствуют их, а значит, не являются чем-то отдельным от обязательных намазов. Поэтому то, что будет сделано после дополнительных намазов, будет считаться выполненным после обязательных. Следовательно, после совершения обязательного намаза следует сразу читать дополнительные намазы (сунна), а затем азкары, на которых постоянствуют в мечетях (чтение аята «аль-Курси», слова «субханаллах», «альхамдулиллях» и «Аллаху акбар» по 33 раза и т.д.). (Ибн Абидин, «Маракиль фалях»)