Содержание
Можно ли продавать кошек по исламу
ВОПРОС-ОТВЕТ
покупка кошек
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
покупка кошек
Re: покупка кошек
Ва алейкум ссалям ва рахматуЛлахи ва баракатух.
Нет проблем в том, чтобы держать кошку в доме, так как нет на это запрета и поскольку они не наджас, в отличие от собак. Однако продавать их нельзя, что является наиболее правильным мнением.
В достоверных хадисах приходит прямой и не двусмысленный запрет на продажу кошек, и у нас нет ничего, что бы исключало или ослабляло этот запрет.
Даже, несмотря на то, что собаку без сомнений продавать харам, есть хадисы, которые все же делают исключение для обученной и охотничьей собаки. См. «Сахих аль-джами’» 6946, 6947. Хоть и было разногласие в достоверности этих хадисов, все же хафиз ас-Суюты считал, что эти хадисы уровня хасан (хорошие), в чем с ним согласился и шейх аль-Альбани. И поэтому и ‘Ата и Ибрахим ан-Наха’и дозволяли, опираясь на эти хадисы, продавать обученных и охотничьих собак.
Но что же нам дает право делать исключение для кошек?
Кто-то может сказать, что большинство ученых дозволяли продавать кошку.
Ответ на это таков: джумхур (большинство) – это не иджма’ и они часто ошибаются, чему есть множество примеров, и мы не джумхуриин. Нам велено следовать Корану и Сунне, а не джумхур, тем более, когда джумхур противоречат достоверному хадису!
Во-вторых, даже если джумхур и разрешили продавать и покупать кошек, то они разрешили это лишь с условием, а именно чтобы была в этом польза, как это передал имам ас-Сан’ани! А вряд ли кто-либо покупает за несколько тысяч кошку, чтобы она ловила мышей и крыс!
В-третьих, имам аш-Шаукани говорил, что джумхур считает, что это не халяль и не харам, а макрух — нежелательно.
Что же касается доказательства тому, что продавать кошек нельзя, то им является следующий хадис: Абу аз-Забайр рассказывал: » Однажды я спросил Джабира о продаже собак и кошек и он сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строго это запрещал! » Муслим 1569.
Имам Ибн Хазм говорил о слове «заджара», которое упоминается в этом хадисе: “аз-Заджр – это строжайший запрет!” См. “аль-Мухалля” 9/13.
Но некоторые имамы говорили, что этот хадис слабый, вероятно по этой причине они и не видели запрета в продаже кошек. Имам ан-Науауи сказал: «Что же касается того, что упоминали аль-Хаттаби и Ибн аль-Мунзир, что этот хадис слабый, то это большая ошибка с их стороны! Этот хадис приводится в Сахихе Муслима с достоверным иснадом!» См. «аль-Маджму'» 9/269.
Но даже сам Ибн аль-Мунзир, считавший этот хадис слабым, говорил: » Если от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно установлен запрет на продажу кошек, то тогда продавать их нельзя! Если же этот запрет не установлен, то можно «. См. «аль-Маджму'» 9/269.
Однако хвала Аллаху, хадис достоверный и нет никаких веских претензий на счет него.
Что же касается тех, кто признал достоверность этого хадиса, но сказал, что речь идет не о категоричном запрете, а о нежелательности, то имам аш-Шаукани сказал об этом: «Нет никаких сомнений в том, что подобное заявление указывает на изменение истинного смысла запрета без веских доказательств!» См. «Найлюль-аутар» 6/227.
Имам ас-Сан’ани говорил: «Основа в запрете — это харам! Однако большинство отнесли этот запрет в хадисе к нежелательности, но это явное противоречие внешнему смыслу хадиса!» См. «Субулю-Ссалям» 5/22.
Некоторые же говорили, что запрет был этот в начале Ислама, когда о кошке говорилось, что она наджаса, однако когда стало ясно, что она не наджаса, запрет был отменен. Имам аль-Байхакъи об этом мнении говорил: «Нет на эти заявления никакого ясного доказательства!» См. «ас-Сунан аль-кубра» 6/18.
О том, что продавать кошку нельзя, говорили такие саляфы, как Абу Хурайра, Джабир, Джабир ибн Зайд, Муджахид, ‘Ата, Таус. Шейх Ибн аль-Къайим говорил: «Это мнение (запрет продажи кошек) говорил о нем Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, и это был мазхаб Таууса, Муджахида, Джабира ибн Зайда и всех захиритов. И это одно из двух мнений имама Ахмада и оно является правильным по причине достоверного хадиса на эту тему и по причине отсутствия того, что этому противоречило бы. Поэтому является обязательным (уаджиб) брать это мнение!» См. «Задуль-ма’ад» 5/773.
Также о том, что запрещено продавать кошку дафали фатуа ученые Постоянного комитета. См. «Фатауа аль-Ляджна» 13/37.
Re: покупка кошек
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость
Можно ли продавать кошек по исламу
Продажа животных по Исламу
В связи с распространившейся практикой держать дома таких домашних питомцев, часто задают вопрос: «Является ли продажа этих животных допустимой?». Хотелось бы вкратце разъяснить положения нашей религии относительного данного вопроса.
Независимо от того, были ли кошки проданы с целью ловли мышей или простого содержания дома, в этом нет ничего запретного. Ведь кошки по своему творению существа, предрасположенные жить среди людей. Посланник Аллаха (мир ему) сказал следующее:
إِنَهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ إِنَّمَا هِيَ مِنَ الطَّوَّافِينَ عَلَيْكُمْ وَالطَّوَّافَاتِ
“Она [кошка] не являются нечистой, она — одна из ваших домочадцев” [Абу Дауд, Тахарат, 38; Насаи, Тахарат, 54; Тирмизи, Тахарат, 69].
Однако не следует воспринимать это факт как одобрение. В Коране, хадисах, а также среди исламских ученых нет мнения, что продажа кошек поощряется, это просто является допустимым действием по отношению к животным. [Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 7/118; Ибн Нуджайм, 6/187].
Продажа птиц также допускается исламскими учеными. Однако, из-за широкого распространения практики содержания птиц в домашних условиях для развлекательных целей, некоторые ученые высказывали свое порицание. Причину этого они объясняли тем, что птиц следует оставлять такими, какими они были созданы по своей природе, иначе это является вмешательством в замысел Творца. Они даже советовали людям, которые занимались торговлей птицами, отказаться от этого дела.
Птицы, как и все животные, находятся в распоряжении людей. Однако человек, помещая птиц в клетку, может приносить им вред, за что ему придется держать ответ перед Всевышним.
Есть законы, которые Творец установил во Вселенной. Птицы летают по небу, рыбы плавают. Очень важно, чтобы люди не меняли среду их обитания без острой необходимости. По этой причине неуместно брать птиц и сажать их в клетку только для своего удовольствия и развлечения.
Если же дело касается продажи птицы на мясо или для охоты, в этом нет ничего плохого. Исламские ученые едины в этом отношении [Ибн Абидин, Хашийату раддиль-мухтар, 5/227].
Такое же положение распространяется и на продажу рыбы. Продажа рыбы, совершаемая с целью извлечения выгоды из мяса или любых других полезных свойств, является дозволенной. Продажа рыб лишь с целью содержания их в аквариумах, по причине того, что это может причинять им страдания, может быть противопоказанной.
Тем не менее, в вопросе содержания рыб в аквариуме не следует упускать из виду следующее: человек покупает декоративных рыб, готовит им большой аквариум, дает им корм, меняет воду, ухаживает за ними и дает им возможность размножаться. Если человек ухаживает за рыбами, извлекая из этого назидание и предаваясь глубоким размышлениям [тафаккур], то содержание рыб можно считать допустимым.
Когда речь идет о продаже собак, это допустимо только при определенных условиях. Исламские ученые в этом вопросе поставили условие, что собака должна быть обучена или же поддаваться обучению для охоты или охраны. В противном случае ее продажа запрещена. Эти решения ученых опираются на хадисы Посланника Аллаха (мир ему), связанные с содержанием собак дома. Вот один из этих хадисов:
مَنْ اقْتَنَى كَلْبًا لَيْسَ بِكَلْبٍ مَاشِيَةٍ أَوْ ضَارِيَةٍ نَقَصَ كُلَّ يَوْمٍ مِنْ عَمَلِهِ قِيرَاطَانِ
“Кто будет держать любую другую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата” [Бухари, Забаих, 6; Муслим, Мусакат, 46, 50, 56-58].
В другом хадисе относительно собак Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
لاَ تَدْخُلُ الْمَلاَئِكَةُ بَيْتًا فِيهِ صُورَةٌ وَلاَ كَلْبٌ وَلاَ جُنُبٌ
«Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение, собака или оскверненный» [Абу Дауд, Тахарат, 89; Бухари Бадуль-халк, 7, 17; Либас 77; Муслим, Либас, 81].
Ученые, опираясь на эти хадисы, не разрешали продажу собак с целью их содержания в доме. Например, в шафиитском и ханбалитском мазхабах из-за того, что собака, как и свинья, считается наджс, ее продажа запрещена.
Хотя продажа названных животных допустима, важно учитывать, как будут использоваться эти животные в дальнейшем, как будут за ними ухаживать и т.д.. Человек должен использовать этих животных с условием, что они будут приность пользу. Не разрешается продавать животных с целью развлечения, так как это является вмешательством в их естественное предназначение.
Кроме того, продажа таких животных, как змеи, скорпионы, мыши, ящерицы и хамелеоны, не допускается. Такие животные должны жить непосредственно в своей естественной среде. Тем не менее, при определенных условиях эти животные могут рассматриваться как допустимые для продажи во благо людей, например в медицине, для специальных служб спасения, для помощи незрячим и т.д. Однако истина известна лишь Аллаху.
Любимые кошки пророка Мухаммада
Отношение к кошкам в разных религиях было разным, но в основном их подозревали в связях с потусторонними силами и даже сжигали на кострах, как ведьм. Чуть реже — признавали божеством, как это было, например, в Египте. В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там. Где хочешь, там и валяйся. И никто не обидит, не прогонит.
Все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца и была она белоснежной разноглазой красавицей. Хотя, по некоторым легендам, она была абиссинской, табби, и даже сплошь черной. (легенды мало заботятся о том, чтобы соответствовать друг другу) Одно известно точно — она была кошечкой.
Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды ее погладил. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.
Согласно легенде, котики лишали Мухаммада элементов одежды не единожды. Безвестный больной котенок пришел и умостился на краю халата Пророка, пока тот общался с учениками. Урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду нужно было уходить, он не смог заставить себя прогнать котенка, и опять отрезал полу одежды в угоду хвостатому.
Конечно, кошки платили ему добром за добро. Помимо обычной оплаты теплом и мурлыканьем, которым кошки одаривают нас, Пророку они спасали жизнь. Например, однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное.
Читайте также: Мухаммад: пророк, покоривший полмира
Так и видится картина — дрожащая от волнения ладонь Мухаммада касается лба кошки, а в ответ раздается уверенное тррр-тррр… Кроме того, из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, коты почти никогда не падают на спину, но приземляются на лапки. Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.
Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.
Хадисы, предания ислама, передают рассказ Мухаммада о женщине, не кормившей кошку и запершей ее так, что кошка не могла ловить мышей. От голода кошка погибла, а женщина за это преступление направилась в ад. А вот другая женщина, проститутка, увидев бродячего пса, сняла свою туфлю и напоила из нее собаку, и за это благодеяние удостоилась прощения. Хоть пес и не кошка, но эта легенда учит относиться с добром ко всем живым тварям.
И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.
Как-то грамматик ибн Бабшад сидел с товарищем на крыше Каирской мечети и перекусывал. Мимо по карнизу проходила кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков. Кошка схватила их и убежала. Затем вернулась опять и мяуканьем потребовала добавки. Она возвращалась несколько раз, и ученые решили проследить за ней. Каково же было их удивление, когда кошка привела их к крыше, на которой сидел слепой кот. Ему она и носила угощение. Бабшад был так тронут этим, что в тот же день отказался от всего своего имущества, прожив остаток жизни в бедности, полагаясь только на милость Бога, который добр даже к слепым котам.
Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: «Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен».
В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый «кошачий сад», где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.
С кошками связаны и суеверия. Согласно им, добрый дух гарина ночью поселяется в кошке. Поэтому ни копты, ни мусульмане не смеют ударить кота, особенно вечером, боясь разгневать гарину.
И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Мурчанье не портит намаза: как относятся к кошкам в исламе
В отличие от многих других животных, кошки пользуются особым положением среди мусульман. Причина тому — отношение к ним самого Пророка Мухаммада и выросший на исламской почве народный фольклор
ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik. Коран и шариат не только формируют религиозное мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, но и весьма подробно определяют повседневную жизнь мусульман. Какую одежду носить, с кем вступать в брак, как вести бизнес – ответы на все эти вопросы в той или иной форме исламские богословы предлагают искать именно в священных текстах.
Неудивительно, что регламентация быта коснулась и братьев наших меньших, в частности — кошек. «Как относится ислам к кошкам», «хадисы о кошках», «отношение ислама к домашним животным» — вот самые популярные запросы на тематических форумах для мусульман.
О том, что на самом деле говорит Коран и Сунна о пушистых любимцах и как отношение к кошкам может влиять на загробную жизнь, попытался разобраться Sputnik Таджикистан.
По примеру Пророка
Ислам позволил человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. В принципе то же касается и животных: если оно не считается однозначно нечистым, его можно держать в качестве питомца.
Если брать собак – то здесь все непросто. Богословы столетиями спорят, является ли собака нечистым животным, так как существует очень уж много хадисов и аятов, дающих слишком широкий простор для толкования.
А вот с мурчащими питомцами все куда яснее – ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка — единственное животное, которому разрешен вход в мечеть.
Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.
Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.
А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.
Рай и ад за котят
Свидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка — Хазрати Абу Хурайра, что означает «отец котят». Приняв ислам, он прибыл в Медину и после все время находился рядом с Мухаммадом, посвящая себя изучению ислама и собирая хадисы.
Вообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс — «раб солнца», но как-то он с котенком на плече (а Абу Хурайра с детства любил животных) шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика «маленьким отцом котят». По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как «отец котят».
Также, согласно поверью, пророк запретил продавать кошек как товар, а один из питомцев Абу Хурайра спас пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть.
В суфийской традиции есть еще одна легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: «Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения».
К слову, в исламе вообще поощряет заботу о тех, кто не может помочь себе сам, а в священных текстах не раз отмечается, что сострадания заслуживает не только кошка.
Так, в хадисе, переданном богословом Мухаммадом аль-Бухари (2363 ), со слов упомянутого Абу Хурайра есть слова пророка Мухаммада: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю.
Увидев это, он сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.)».
Слушатели Мухаммада спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».
Но если сострадательное отношение к животным может быть основанием для прощения прегрешений и вхождения в рай, то, напротив – тех, кто обидел беззащитное создание, может ждать жестокая кара. «К тому, кто не проявляет милосердия к творениям Всевышнего, Аллах также не проявит милосердия», — говорится в хадисе Бухари (5538).
В одном их достоверных хадисов, собранных аль-Бухари, пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.
Кошачья чистота
Согласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом — веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, — его молитва может быть не принята Господом.
Исламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от большинства иных животных, не является нечистой.
Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.
В исламских источниках данное предание описывается обычно так: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова матери о том, как ее послали с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала знак поставить блюдо на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду с того места, приведя слова Мухаммада: «Они не нечистые, они – ваши домочадцы!»
Есть предание и о раннем исламском богослове и хадисоведе Абуль-Хаттабе Катаде ибн Диама, который в присутствии своей племянницы дал кошке испить из сосуда, где была налита вода для омовения. На удивленный вопрос родственницы он также, как и Айша, привел слова Мухаммада «Кошки — не грязные. Они смешаны с вами». Таким образом он подчеркивал, что раз питомец делит с человеком кров, то и не стоит бояться делить с ним и стол.
Кроме того, в одном из самых достоверных сборников хадисов Сахих Муслима (511) четко говорится — «молитву разрывают (проходящие перед молящимся) женщина, осел и пес, а предохраниться от этого можно чем-то вроде прута для погона скота».
И если следовать принципу – что не запрещено, то разрешено, кошка никак не может нарушить молитву мусульманина.
Почтение к хвостатым
Исламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Потому не трудно найти множество реальных примеров, когда кошки в той или иной мусульманской стране пользовались любовью как простых жителей, так и власть предержащих.
Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием.
Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.
А насчет Исмаила Саиба Сенджера, начальника знаменитой Библиотеки Баязида в Стамбуле, точно известно, что ученый муж кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли «Библиотекой кошек».
А сам блистательный Стамбул, истинную столицу государства, многие справедливо называют «городом кошек». Обилие усатых и хвостатых хищников, свободно гуляющих по улицам и заходящих в дома и мечети, давно стало визитной карточкой города.