Можно ли работать стоматологом без ординатуры

Отмена ординатуры для врача-стоматолога

Недавно вышедший Приказ Минздрава России от 15.06.2017 N 328н , касающийся новых квалификационных требований к врачам, уже наделал много шума за столь короткий промежуток времени, породив собой еще больше проблем, чем, по всей видимости, призван был решить.

В данном случае речь пойдет о пресловутой сноске (9) указанного приказа, смысл которой, вероятнее всего, был в том, чтобы дать возможность некоторым стоматологам (речь идет о тех, кто получил специальность «Стоматология общей практики» — уровень специалитета с кодом 31.05.03) работать по своей профессии даже без ординатуры. Для наглядности целесообразно будет привести указанную сноску:

«. (9) Для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста, подготовка в интернатуре/ординатуре не является обязательной при замещении должностей врача-стоматолога. «

Последствия не заставили себя долго ждать, множество врачей-стоматологов радостно побежали со своими дипломами и свидетельствами аккредитации устраиваться в стоматологические клиники, будучи уверенные, что многолетняя, весьма спорная и поэтому довольно многострадальная реформа здравоохранения, в т.ч. в части медицинского образования, вдруг неожиданно обошла их стороной.

Однако, в скором времени эйфория скорейшего начала по-настоящему самостоятельной трудовой деятельности неожиданно прекратилась. Связано это было, прежде всего, с тем, что тот уровень юридической техники, который был использован при создании указанного приказа, оставляет желать лучшего, недостаточное знание права и банальная невнимательность породили не только элементарные оЧепятки (замечания о наличии которых уже можно увидеть на «Консультант Плюс» ), но и достаточно серьезные юридические коллизии, преодолеть которые оказалось очень нелегко.

То, на что не обратил или не захотел обращать внимание врач, оказалось не совсем понятно специалистам кадрового производства, т.к. у многих из них существует укоренившееся на протяжении долгих лет практики понимание оснований возникновения трудовых отношений.

Это привело к тому, что в некоторых клиниках новоиспеченным стоматологам смогли предложить только ВРЕМЕННУЮ работу, на то время, пока другой врач-стоматолог находится на больничном, отдыхает в отпуске или «носит своих начальников на руках» будучи в декрете.

А дело вот в чем — при всем своем диспозитивном характере приведенная выше норма, казалось бы, дает право выбора — учиться в ординатуре или нет для замещения определенных должностей, однако, абсолютно не учитывает возможного толкования смысла термина «замещение» с учетом положений Трудового кодекса .

Несмотря на то, что непосредственного определения термина «Замещение» ТК РФ не содержит, существуют несколько статей данного закона, исходя из которых, можно уяснить его значение.

В ст. 16 определен исчерпывающий перечень оснований, когда могут возникать трудовые отношения и в каком порядке, с раскрытием смысла каждого из оснований в последующих статьях, подробно цитировать все статьи смысла нет, остановим свое внимание на самых важных аспектах:

— избрание на должность (ст. 17) — трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции;

— избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 18) — трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности;

— назначение на должность или утверждение в должности (ст. 19) — трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Также стоит обратить внимание на ст. 72.2., которая регламентирует перевод сотрудника на другую работу:
«По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным«

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, многие считают правомерным в настоящее время прием на работу врачей-стоматологов, получивших высшее образование после 1 января 2016 года без ординатуры только при одновременном соблюдении двух условий:

1. Наличие у них свидетельства об аккредитации.
2. При приеме на работу посредством ЗАМЕЩЕНИЯ соответствующей должности врача-стоматолога, которое, в свою очередь, имеет место в двух случаях:

А. В результате избрания по конкурсу (ст. 18 ТК), при этом в мед. организации должны быть разработаны соответствующие документы о порядке такого приема и перечне соответствующих должностей (данное положение более актуально для государственной службы).

Б. При временном замещении отсутствующего работника (больничный, отпуск, декрет) – замещение в таком случае подразумевает временный характер пребывания нанятого работника на занимаемой должности с сохранением основного места работы за отсутствующим работником.

Возможно, существуют определенные коллизионные техники, которые позволяют решить данную проблему, однако, не стоит забывать, что сам факт наличия подобных коллизий смог вызвать множество проблем с применением приказа уже через пару недель после его вступления в силу.

Закон, как впрочем и подзаконный нормативный акт, должен быть понятен не только юристам-профессионалам, но и рядовым гражданам, особенно в тех случаях, когда он напрямую затрагивает их интересы.

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 2: Последипломное образование (ординатура) в РФ

Я не буду описывать процесс обучения в медицинском ВУЗе, так как в каждом заведении свои особенности, порядки и рассказать обо всем не представляется возможным. Программа обучения на 6 лет везде плюс-минус одинаковая, а в остальном все слишком индивидуально. В заключительной части, я постараюсь кое-что пояснить исходя из своего собственного опыта, а пока перейду к общему описанию перспектив и порядка, после получения диплома медицинского ВУЗа.

Читать еще:  Можно ли работать без договора поставки

После окончания ВУЗа у выпускника два пути (в настоящее время обязательной отработки после ВУЗа не существует для всех, кроме целевиков. Условия целевиков прописаны в их договоре):

1. Сразу же пойти работать

Это вариант является самым простым и, как сейчас говорят в кулуарах – для бедных или невезучих. Для тех, кому не повезло набрать несколько баллов для прохождения по конкурсу на бюджет, а для обучения на платном отделении нет финансовой возможности. Или же отсутствуют нужные связи, чтобы получить место в ординатуре. За счет этих ребят будет закрываться недостаток врачей в поликлиниках, причем не самых лучших (на это очень сильно упирает Минздрав, которому любой ценой необходимо заполнить первичное звено). В хорошую поликлинику без рекомендаций и должного уровня образования не попасть. Считается, что сразу после ВУЗа необходимыми знаниями выпускник не обладает (возможно, спустя некоторое время и после осознания новых порядков допуска к самостоятельной медицинской деятельности это мнение изменится). Довелось мне общаться с одним главврачом приличной поликлиники по этому вопросу. Получил следующий комментарий: что я могу предложить выпускнику после аккредитации даже при наличии места? Минимум 6 месяцев неоплачиваемой стажировки в поликлинике под руководством уже работающего врача и только после этого, с учетом мнения стажирующего врача, принимать решение о приеме на работу. Потому что если терапевт или хуже, педиатр, на нашем участке завалит/получит осложнения у взрослого или ребенка, первым делом огребу я.

Важный момент: та работа, на которую вы попали сразу после ВУЗа, это ваш потолок. Никакого вертикального карьерного роста не будет. Вы не специалист (у вас нет ординатуры), вы не можете претендовать на профессиональную переподготовку (там иные условия, она не для вас и вскоре вообще будет упразднена), в крупный стационар по лечебной специальности вас никто не возьмет, там берут только после ординатуры.

Что можно порекомендовать этим ребятам: устраиваться всеми правдами и неправдами на работу (пусть даже это будет не топовое лечебное заведение в городе/районе), чтобы была хоть какая-то оплата и стаж, а тем временем работать по схеме с зарубежной страной (будет описана в заключительной части), если задумались об этом только сейчас, а не во времена студенчества. Или же копить деньги, чтобы пойти по второму пути.

2. Поступить в ординатуру по желаемой специальности

*По окончании ВУЗа рекомендую ознакомиться со списком специальностей, на которые вы можете поступать со своего факультета.

До введения аккредитации прием в ординатуру складывался из нескольких составляющих:

— подача документов, за которые начислялись дополнительные баллы (т.н. индивидуальные достижения);

— обязательное очное собеседование.

В зависимости от учебного заведения список учитываемых индивидуальных достижений и баллов за них существенно разнился, а на собеседовании отсеивались откровенные дуболомы и неадекваты. Конечно же, блатные поступали в любом случае, платно или бесплатно, тут уж кто как договорился.

После введения аккредитации поступают в ординатуру только на основании подаваемых документов с учетом индивидуальных достижений (теперь они все строго регламентируются документами Минздрава) и аккредитационного теста (вспомните первый этап аккредитации 60 вопросов за 60 минут – это именно он). Теперь претендента на место в ординатуру не требуется воочию лицезреть на этапе отбора. Документы могут меняться, необходимо следить за актуальной информацией.

Небольшое отступление: РФ является уникальной страной, где для поступления в медицинский ВУЗ не требуется сдавать экзамен по языку, на котором ведется обучение (в большинстве случаев это русский). Да и в другие учебные заведения он или не сдается, или не представляет трудностей. Вы только вдумайтесь. В любой приличной стране с вами никто не будет разговаривать на эту тему до тех пор, пока вы не предоставите результаты лицензированного языкового экзамена уровнем не ниже B2-C1 (это очень высокий уровень).

Именно поэтому многочисленные представители бывших советских республик (особенно южных), и прочие индусы, африканцы, беспрепятственно поступают в ВУЗы и ординатуру. Всего-то нужно написать/списать тест, приложить пару документов и ждать списков, поступить может вообще любой. А потом у нас начинают работать, как заметил один из комментаторов – “вчерашние плиточники”. Я учился вместе с таким товарищем, и в первый день ординатуры, мой наставник написал для нас подробную запись в истории болезни, для того, чтобы мы могли ознакомиться с нюансами заполнения документов по профилю отделения. Мы сели читать и тут он выдает фразу: читай, пожалуйста, вслух, я не понимаю что тут написано. Он так же не понимал, что написано в книгах, заключениях специалистов, с трудом говорил на русском языке и т.д., но закончил вместе со мной и мы получили одинаковые сертификаты специалиста. Таких ребят становится все больше, уже сейчас в ординатуре соотношение минимум 50/50 (иностранцы/россияне). Чтобы отчислиться из ординатуры необходимо приложить массу усилий, так что в 99% случаев закончат все.

Порядок поступления в ординатуру:

Как выбрать специальность?

Опять же, каждый выбирает то, что ему ближе, и то, что ему нравится. Если подходить к вопросу более прагматично, то лучше иметь специальность, которая “состоит из двух слов” (анестезиология-реаниматология, акушерство и гинекология, сердечно-сосудистая хирургия и т.д.) или же дает возможность работать по большому спектру направлений в государственной и частной клиниках одновременно (функциональная диагностика). Это нужно для того, чтобы у вас был выбор и запасной вариант, если что-то пойдет не так. К примеру, вы поступили в сердечно-сосудистую хирургию и хотите быть кардиохирургом. К концу первого года ординатуры вы понимаете, что кардиохирургом у вас стать не получится (оказалось не ваше, понимаете, что не устроитесь), и вы спокойно посвящаете второй год обучения сосудистой хирургии, из которой вообще есть еще два выхода: большая сосудистая хирургия в стационаре или флебология в условиях частной клиники. Таким образом, с одним сертификатом сердечно-сосудистого хирурга у вас сформирован приличный пул направлений, что гарантирует вам больше возможностей трудоустройства. Или возможность уйти в частную клинику, если что-то не получается/надоело в государственной.

Читать еще:  Можно ли работать поваром с псориазом

1. Перед поступлением обстоятельно все осмыслите, кем вы хотите быть, чтобы не получилось, так, как я видел во время приемной кампании: человек подавал документы на кардиологию, сердечно-сосудистую хирургию и психиатрию одновременно, искренне считая, что разница-то невелика. Вам потом с этой специальностью работать большую часть жизни. Конечно, можно уйти после первого года ординатуры, поступить заново, но зачем вам этот головняк, когда можно все обдумать на старте.

2. Если вы успели пройти интернатуру и хотите получить более узкую специализацию, для вас есть два варианта:

профессиональная переподготовка (ПП): возможности и специальности регулируются приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

ординатура: бесплатная, если выбранную вами специальность можно получить только в ординатуре, вы выдержали общий конкурс на бюджет, если у вас есть целевое направление и вы выдержали конкурс среди целевиков. Если же по выбранной специальности есть ПП, то ординатура для вас платная. Пример: после интернатуры по терапии нельзя поступить в бесплатную ординатуру по кардиологии (есть ПП по кардиологии), но можно поступить на бюджет в ординатуру по эндокринологии (нет ПП по эндокринологии).

3. Отслеживайте правила приема и изменения в них. Я хорошо помню приемную кампанию 2017 года, когда прошли все адекватные сроки публикации каких-либо изменений в правилах приема Минздравом РФ, и народ уже готовился поступать по старым правилам, как во второй половине мая были опубликованы принципиально новые правила приема. Чтобы вы понимали: вторая половина мая, в июне государственные экзамены и аккредитация в ВУЗе и следом поступление в ординатуру по внезапно новым правилам. Народ сходил с ума от таких качелей. Я никому не желаю оказаться в такой ситуации, но помните, что, даже отслеживая актуальную информацию, все может измениться в последний момент. Это Россия.

Куда поступать в ординатуру?

По моему глубокому убеждению, обучаться в ординатуре необходимо в ведущем медицинском центре, специализирующемся на выбранном вами направлении (сейчас это национальные/федеральные медицинские центры) или в крупных лечебных учреждениях, где это направление присутствует. Только там вы сможете познакомиться с современнейшими методами диагностики и лечения на деле, увидеть сложные случаи, о которых вы до этого только слышали только от преподавателей и читали в учебниках и посмотреть, как их лечат, посетить актуальные конференции, зачастую с международным участием и много чего еще весьма полезного и интересного. При последующем трудоустройстве будет очень важно, где вы проходили ординатуру и у кого. Вывеска учебного заведения и фамилия руководителя направления при собеседовании будут играть за вас, а дальше – как уж вы себя покажете. Когда я устраивался на работу, работодатель, в лице заведующего/руководителя направления, во всех случаях отмечал наличие хорошей школы в месте моего обучения и большое уважение к моему руководителю. После этого разговор строился уже в более удобном для меня направлении. Поступить в такие центры крайне непросто, особенно на бюджет (количество заявлений переваливает за 1400 на все направления, а количество мест крайне небольшое), и это, в подавляющем большинстве случаев, переезд в другой город (чаще всего Москву или Санкт-Петербург), что дополнительно увеличивает бюджет приключения. К тому же, сейчас, это превращается тупо в бизнес (подробности в следующей части).

Можно ли работать врачом без ординатуры

Вопрос того, можно ли работать врачом без ординатуры, крайне актуален для многих россиян, которые решили посвятить свою жизнь медицине. При этом в этом вопросе есть много тонкостей и нюансов, в зависимости от выбранной специальности, например, нет никаких оснований, запрещающих работать стоматологом без ординатуры, однако она является уже обязательной для стоматолога-терапевта.

Можно ли работать врачом без ординатуры

На текущий момент в Российской Федерации большинство выпускников учреждений высшего образования по направлению медицины должны получить помимо основного диплома в рамках специальности, какое-либо дополнительное подтверждение своих навыков и знаний, прежде чем приступать к фактическому ведению рабочей деятельности или частной медицинской практики. При этом долгое время существовало два варианта получения практических и теоретических знаний.

Интернатура предполагала годовое обучение в качестве помощника врача в больничном учреждении.

Ординатура подразумевала более длительное, двухлетнее обучение со значительным количеством изучаемых теоретических материалов для подготовки узких специалистов.

Сейчас интернатуру в качестве возможного варианта получения врачами послевузовского образования отменили, и поэтому у многих выпускников появился вопрос — можно ли работать врачом без ординатуры. Ответ на этот вопрос достаточно простой — в зависимости от программы обучения в ВУЗе, предполагается возможность сдачи экзаменов на аккредитацию в качестве участкового терапевта либо участкового педиатра.

Таким образом, ответ на вопрос, можно ли работать врачом без ординатуры, положительный. Однако, чтобы работать в качестве врача узкого профиля, необходимо будет в обязательном порядке пройти ординатуру. То же самое касается и открытия собственного кабинета и занятия частной практикой — однако для них также необходимо пройти и дополнительную процедуру аккредитации.

Можно ли работать стоматологом без ординатуры

Стоматологи относятся к отдельной категории врачей — для них предусмотрены другие образовательные программы и широкое количество различных стоматологических специальностей. Более того — различается и порядок получения аккредитации и ведения частной практики с точки зрения законодательного регулирования. И так как стоматология является одним из наиболее прибыльных и выгодных сейчас направлений медицины, многих интересует, можно ли работать стоматологом без ординатуры.

В отличие от врачей узкого профиля, не связанных с работой в сфере стоматологии, стоматологи могут работать без ординатуры — по крайней мере, замещая должности врача-стоматолога, или даже заместителя заведующего либо владельца клиники. Для ведения частной практики, конечно, придется иметь пять лет практического стажа, чтобы получить соответствующую аккредитацию. Однако общих ограничений на трудоустройство в виде полноценного врача законом не предусмотрено.

Тем не менее, определенные ограничения есть и для работы в сфере стоматологии, если не была пройдена ординатура. В частности, допускается работа исключительно в качестве врача-стоматолога общей практики. Для замещения специфических должностей в сфере стоматологии, в том числе для того, чтобы стать стоматологом-терапевтом, хирургом-стоматологом и другим специалистом в различных углубленных сферах работы, уже без ординатуры в Российской Федерации не обойтись.

Читать еще:  Можно ли продать здание без земли

Можно ли работать, учась в ординатуре

Ординатура — это специфический способ послевузовской подготовки врачей. На текущий момент особенности правового регулирования ординатуры имеют несколько правовых коллизий, которые связаны с возможностью трудоустройства в этот период. Так, в ординатуру будущий или действующий врач может попасть тремя путями:

Пройдя на бюджетное обучение путем сдачи экзамена в ВУЗе. К сожалению, сейчас стать бюджетником на ординатуре достаточно сложно. Кроме непосредственно сложных экзаменов, конкуренция обостряется еще и за счет того, что к экзаменам добавляются дополнительные баллы, например, за работу в сельской местности и другую деятельность. Несмотря на то, что такой подход стимулирует врачей работать в сельской местности и повышать квалификацию, это также ограничивает возможности по обучению в ординатуре других людей.

  • Оплатить обучение в ординатуре самостоятельно. Учитывая ограниченное количество мест для обучения в ординатуре, подобное решение может быть доступным далеко не для каждой российской семьи и не для каждого будущего узкоспециализированного врача. А с учетом зарплат врачей в России, может стать по-настоящему сложным вопросом.
  • Быть направленным на прохождение ординатуры каким-либо учреждением. Именно так большинство современных российских врачей проходят ординатуру. Они заключают ученический договор с медицинским учреждением, в рамках которого после ординатуры становятся обязанными проработать в течение определенного срока или возместить работодателю стоимость обучения.
  • При этом действующие нормативы законодательства предполагают, что врачам, проходящим обучение по программам ординатуры, выплачивается стипендия. Однако, предусмотрена также и возможность работы по принципу совместительства — то есть на полставки или ниже. Но реализовать такую возможность, не нарушая законодательства, нельзя. Ведь чтобы оформиться совместителем, нужно уже иметь определенное место работы, а во время обучения в ординатуре врач не считается трудоустроенным, а является именно обучающимся лицом. Все это лишь усугубляет проблемы российской медицины и здравоохранения.

    Тем не менее, реформирование системы здравоохранения и образования сейчас в Российской Федерации продолжается. И эти проблемы также обрабатываются Минздравом и Минобром в полной мере, поэтому в ближайшие годы ситуация может измениться и медикам предоставят адекватную возможность работать, имея высшее образование, но не имея ординатуры.

    Какое должно быть образование у врачей (стоматологи — для примера)

    ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО:

    1. Знать, какие специалисты вам нужны, чтобы получить лицензию (какие документы у них должны быть).
    2. Представлять, что может и не может делать врач, работающий у вас (за что он несет и не несет ответственности).
    3. Представлять, чему и когда учить работающих у вас врачей, чтобы не иметь проблем с лицензирующими органами.

    Нормативных актов, определяющих, что могут, умеют и главное, что НЕ могут и НЕ должны делать врачи-стоматологи той или иной специальности — МНОГО и содержат они часто противоречивую информацию. Тем не менее:

    Нормативные акты, которыми регулируется образование врачей:

    1. Приказ Минздрава СССР № 579 1988 годадействующий приказ, очень хороший с точки зрения того, что должны врачи-стоматологи разных специальностей знать, уметь и пр. — можно использовать для составления должностных инструкций.
    2. Приказ № 541н 2010 годаобновленный приказ 1988 года, но про стоматологов там просто забыли – есть только гигиенисты и зубные техники – если надо узнать квалификационные требования к гигиенисту и зубному технику – смотреть в этом приказе.
    3. Приказ № 707н от 08.10.2015 годаустанавливает вид и уровни высшего образования для каждой медицинской специальности
    4. Приказ №66н от 03.08.2012 годаопределяет порядок совершенствования знаний (стаж более 10 лет – повышение квалификации от 100-500 часов, стаж от 5-10 лет – профессиональная переподготовка более 500 часов).
    5. Приказ № 83н от 10.02.2016 года —устанавливает вид и уровни образования для медицинских работников со средним медицинским образованием

    Исходя из названных приказов:

    1. Стоматолог общей практики:

    — высшее образование – «стоматология»

    — интернатура/ординатура – «стоматология» или «стоматология общей практики»

    — повышение квалификации один раз в пять лет «стоматология» или «стоматология общей практики»

    — что умеет и может делать: только терапия и пародонтология.

    1. Стоматология детская:

    — высшее образование – стоматология;

    — ординатура по специальности «стоматология детская» ИЛИ ординатура/интернатура по специальности «стоматология»/ «стоматология общей практики» + профессиональная переподготовка по специальности «Стоматология детская».

    — повышение квалификации 1 раз в пять лет – «стоматология детская»;

    — должность «врач стоматолог детский»

    — что умеет и может: лечит и удаляет временные и постоянные зубы у детей до 18 лет

    1. Стоматология терапевтическая:

    — высшее образование – стоматология;

    — ординатура по специальности «стоматологиятерапевтическая» ИЛИ ординатура/интернатура по специальности «стоматология»/ «стоматология общей практики» + профессиональная переподготовка по специальности «Стоматология терапевтическая».

    — повышение квалификации 1 раз в пять лет – «стоматология терапевтическая»;

    — должность «врач стоматолог терапевт»

    — что умеет и может: терапевтическое и пародонтологическое лечение лиц старше 18 лет.

    1. Стоматология ортопедическая:

    — высшее образование – стоматология;

    — ординатура по специальности «стоматология ортопедическая» ИЛИ ординатура/ интернатура по специальности «стоматология»/»стоматология общей практики» + профессиональная переподготовка по «стоматологии ортопедической».

    — повышение квалификации один раз в пять лет – «стоматология ортопедическая»;

    — должность «врач стоматолог-ортопед».

    — высшее образование – стоматология

    — ординатура по специальности «ортодонтия»

    — повышение квалификации 1 раз в пять лет

    — должности: Врач-ортодонт; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-ортодонт

    1. Стоматология хирургическая:

    — высшее образование – стоматология;

    — ординатура по специальности «стоматология хирургическая» ИЛИ ординатура/ интернатура по специальности «стоматология»/»стоматология общей практики» + профессиональная переподготовка по «стоматологии хирургической».

    — повышение квалификации один раз в пять лет – «стоматология хирургическая»;

    — должность «врач стоматолог-хирург»;

    — что умеет и может: может удалять временные и постоянные зубы детям до 18 лет.

    — может заниматься имплантологией при наличии несертифицированного образования (Нобель, Альфа Био и пр.).

    1. Гигиенист стоматологический:

    — среднее профессиональное образование «стоматология профилактическая»;

    — повышение квалификации 1 раз в пять лет «стоматология профилактическая».

    1. Стоматология ортопедическая (зубной техник):

    — среднее профессиональное образование «стоматология ортопедическая»;

    — повышение квалификации 1 раз в пять лет «стоматология ортопедическая».

    1. Сестринское дело:

    — среднее профессиональное образование «сестринское дело»;

    — повышение квалификации 1 раз в пять лет «сестринское дело в стоматологии».

    ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ:

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: webs24@cp9.ru