Можно ли ставить свечи во время поста

Добрый вечер, объясните пожалуйста когда и куда в первую очередь надо ставить свечи: за упокой или за здравие, и можно ли это делать во время службы? Понимаю,что существует этикет и нехорошо ходить и отвлекать других, но не знаю определенных правил.
Благодарю за ответ.

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей; к праздничной иконе на аналое посреди церкви, к Образу спасителя или Божьей Матери, на поминальный столик (канун, особый прямоугольный подсвечник с изображением Распятия) — о упокоении усопших. Можно поставить свечу к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Ставя свечу перед иконой, Крестом, мощами святых, мы тем самым возносим молитву перед церковной святыней, символически показываем горение нашей души перед Богом (именно это обозначает пламя свечи). В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. Есть и особый столик с Распятием — обычно находящийся в левой стороне Церкви, перед изображением Креста Господня — куда ставятся свечи с молитвой о упокоении почивших (=За упокой=). Подойдя к подсвечнику, следует 2 раза перекреститься и поклониться святыне, затем зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике, поставить её на свободное место (или если все места заняты, просто положить рядом — церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).

После того, как вы поставили свечку, следует ещё раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка, можно приложиться к святыне — благоговейно поцеловать её. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или святому — кого мы почитаем возжжением свечи.

Если в Церкви много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, следует просто передать её впередистоящим и сказать, к какой иконе её следует поставить. Нужно заметить, что среди некоторых пожилых людей прихожанок существует совершенно бессмысленное мнение, что передавать свечу левой рукой — «грешно» («можно только правой»). Поэтому, приходя в церковь, следует иметь это в виду, чтобы не раздражать таких людей и не испортить настроение себе и окружающим.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Ответ на этот вопрос прочитали 2674 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Нарушают ли пост свечи, которые вводят в анальный проход с лечебной целью?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет проблем постящемуся мусульманину использовать свечу, которую вводят в анальный проход, если он болеет, поскольку она не является едой и питем и не несет в себе значения еды и питья. Законодатель запретил нам принимать пищу и питье (в месяц рамадан), поэтому и тому, что заменяет место еды и питья, дают положение еды и питья. А то, что не является таковым, не входит в пищу и питье, как произношением, так и значением, поскольку постановление еды и питья неустановлено в отношении его. А Аллаху ведомо лучше!» (См. «Мажмуъу Фатауа» 19204).

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «То, что вводят в анальный проход для того, чтобы узнать температуру больного и прочее, не нарушает пост.

Потом у нас есть важное правило для требующего знания, а это: если мы впали в сомнение относительно какой-либо вещи, нарушает ли она пост или нет, то основа, что она не нарушает. Ибо мы не осмеливаемся делать недействительным поклонение раба Аллаха, кроме как на основании ясного довода, который станет аргументом для нас перед Всемогущим и Великим Аллахом» (См. «Шарх Мумтиъ» 346).

Нарушает ли пост использование сурьмы и закапывание глазных, ушных и носовых капель?

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «По наиболее правильному мнению ученых, по причине глазных и ушных капель постящийся мусульманин не нарушает пост. Поэтому если он ощутит вкус капель в своем горле, то в качестве принятия меры предосторожности лучше возместить этот день, но это не является обязательным действием, поскольку уши и глаза не являются отверстиями для прохода еды и питья. А что касается носовых капель, то не дозволено использовать их, поскольку нос является отверстием для прохода. Поэтому Пророк (ﷺ) сказал: «Тщательно промывай нос, если только ты не постишься». Посему же кто использует их, то на нем возмещение исходя из этого хадиса…» (См «Маджуъ Фатауа» 15260)

Читать еще:  Можно ли ставить фиалки в спальне

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет проблем использования сурьмы, будучи постящимся, так же, как и нет проблем в использовании глазных и ушных капель. Даже если он ощутит ее вкус в своем горле, она все равно не нарушает его пост, поскольку она не подобна еде и питью и не несет в себе смысл еды и питья. А довод этому является то, что когда Всевышний Аллах запретил принимать пищу и воду, после наступления рассвета, то Он не присоединил к ним то, что не содержит в себе смысл еды и питья. И это мнение, о котором мы упомянули, предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. И оно является правильным. А что касается использования носовых капель, если она проникнет в желудок (или живот), то она нарушает пост, если это совершили сознательно. Исходя из слов Пророка (ﷺ): «Тщательно промывай нос, если только ты не постишься» (Абу Дауд, 142,Тирмизи, 788 и др.)» (См. «Мажмуъу Фатауа уа Расаил» 19205.).

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, на том мнении, что сурьма не нарушает пост, даже если ее вкус дойдет до горла, поскольку она не именуется как еда и питье и не несет в себе значение еды и питья. И посредством ее не получают то, что обретают по причине еды и питья. И не пришло от Пророка (ﷺ) очевидного достоверного хадиса, который указывает на то, что сурьма нарушает пост. Поэтому основа – отсутствие нарушения поста и действительность поклонения, пока не будет нам доказано то, что она сделала недействительным поклонение. И это мнение его (Ибн Таймии) является верным, даже если человек ощутит вкус ее в своем горле» (См. «Маджмуъ аль-Фатауа» 25233-235. И «Шарх Мумтиъ» 346.).

Шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах, спросили относительно того, каково положение использования сурьмы и некоторых средств украшения для женщин в дневное время рамадана? Шейх ответил следующим образом: «Использование сурьмы не нарушает пост ни женщин, ни мужчин по наиболее правильному мнению среди двух мнений ученых. Однако лучше использовать ее ночью (после заката солнца). Точно также и то, посредством чего обретается красота лиц, как мыло, крем и прочее из того, что касается внешней стороны кожи, к этому относится и хна, грим (аль-макйиадж) и прочие, в использовании всего этого нет проблем постящемуся. Но вместе с этим не следует использовать грим, если он вредит лицу» (См. «Маджмуъ Фатауа»15259).

Нарушают ли пост уколы?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Уколы делятся на две части:

Первая часть: Это питательные уколы, посредством чего не нуждаются в еде и питье, поскольку они дают то, что дает еда и питье, то такие уколы нарушают пост!…

Вторая часть: Это не питательные уколы, посредством чего утоляется нужда в еде и питье, такие уколы не нарушают пост… поскольку это не является ни едой, ни питьем, так же, как и не несет в себе смысл еды и питья. Основа – действительность поста, пока не будет доказано то, что нарушает его согласно шари’атскому доводу» (См. «Фатауа аль-Сыям» шейх Ибн ‘Усаймин, стр.58)

Нарушает ли пост использование пульверизаторов против астмы?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Постящемуся мусульманину дозволено использовать пульверизаторов против астмы. Независимо от того, постится ли он в месяц рамадан или в другие месяца. Это потому, что пульверизатор не доходит до желудка, а доходит до дыхательных путей, затем он раскрывает их по причине свойств, которые содержит в себе. И человек после этого дышит обычным дыханием. К тому же он не дает того, что дает еда и питье, которое доходит до желудка. И общеизвестно, что основа — действительность поста, пока не придет довод из Корана, или Сунны, или единогласного мнения ученых или правильной аналогии (кийаса), — довод, который будет указывать на недействительность поста» (См. «Фадаил Рамадан» стр.1).

Как правильно ставить свечи в храме

Большинство православных задается вопросом, как правильно поставить свечи в церкви. Эти восковые атрибуты излучают божественное сияние, которое принес на грешную землю Наш Спаситель. Только Сын Божий способен развеять тьму и неведение простого люда.

Чистый воск является символом полного раскаяния человека в собственных преступлениях перед миром. Этот атрибут способен явится прямым проводником навстречу Божьему сознанию.

Как поставить в церкви свечи

Основой для правильного процесса предстает искренняя вера личности. Ставить эти церковные атрибуты необходимо с любовью и реальным осознанием цели это действа. Покупая свечи в церкви, вы уже демонстрируете эти качества перед Господом, а чистое сердце позволяет добиться желаемого. Перед посещением священного места следует тщательно подготовиться к Исповеди и необходимому Причастию. Эти ритуалы входят в обязательный распорядок любого богослужения.

На заметку! Количество свечей, которые человек желает поставить в монастыре, не влияют на то, что желание непременно сбудется.

Ритуал установления воскового атрибута — добровольное действие, которое не следует рассматривать в качестве магического обряда. Ни стоимость, ни количество свечей не обеспечивают абсолютного шанса на исполнение надежд и желаний. Приобретать их рекомендуют в церковных лавках. Любые денежные пожертвования за свечи направляются на оплату коммунальных счетов, ремонта и поддержание деятельности социальных служений.

Эта малая жертва является обязательной для богослужений. Когда человек поджигает свечу, ему необходимо читать молитву. Обращаться к Господу возможно через собственные слова, но обязательна искренность.

Существует следующий порядок зажжения свечей во время служений:

  • Подойдя к подсвечнику, человеку нужно перекреститься, поклониться и поставить свечу на свободное место;
  • Свечи зажигаются от других свечей, которые уже горят.
  • Спички в монастырях и храмах использовать не рекомендуется.
  • Свечи не зажигают от лампады, так как воск способен потушить огонь последней.

Особые указания

Прихожанин должен соблюдать правила приличия, держаться степенно и спокойно.

  • Если вы стоите с горящей свечой, следите за тем, чтобы воск не капал вниз.
  • Остерегайтесь поджечь стоящего впереди человека.
  • Перед приходом в церковь постарайтесь изучить правила поведения в святом месте.
  • Поставить свечи и молиться за некрещеного человека разрешается, но записывать в церковной книге его имя запрещено.
  • В случае наркотической проблемы советуют ставить свечи перед иконой Богородицы, которую называют «Неупиваемая чаша», перед изображениями Вонифатия-мученика или Иоанна Кронштадского.
  • Воск перед изображением святого Пантелеимона помогает снизить негативные последствия предстоящей операции.
  • Желающий обрести благополучие от Всевышнего и святых должен искренне молиться и жить по заповедям. Через Святое Евангелие Бог обращает внимание каждого на добродетель, любовь и смирение. Однако люди только просят, но сделать самостоятельный шаг на пути совершенствования не могут.
  • Ставить восковые свечи о здравии или упокоении разрешается в любой день, но молитв об умерших в Пасху не совершают. Процесс переносят на Радоницу.
  • Старайтесь совершить пожертвование для храма. Желание помощи должно исходить из глубин сердца. Жертвуйте финансы нищим, которых можно в большом количестве видеть у монастырей.
  • Доброе расположение приносит больше пользы, чем крупная денежная сумма, пожертвованная неискренне. Господь обращает внимание на духовность человека, а не на его карман. Он не осуждает бедность, а наказывает избавляться от жадности.
Читать еще:  Можно ли ставить коронку во время беременности

О церковных свечах:

Ритуал установления свечей за здравие или упокой является важнейшим средством постижения любви к Господу. Свеча символизирует множество добродетельных качеств и свет на пути в Его обитель. В обязанности верующего, пришедшего на процессию, входят поклоны, крестные жесты и искренние молитвы. Поставив свечи, человек просит о благоденствии, здоровье и деловых успехах, а также почитает усопшего.

Когда ставятся свечи

На разные подсвечники можно ставить свечи:

  • За здравие. Осуществляется по разнообразным поводам: удачное приобретение, благодарение, помощь в осуществлении какого-либо дела.
  • Заупокойные свечи ставятся на канун (специфический стол) для почтения памяти усопшего.

Священнослужители рекомендуют для начала ставить свечи к центральному аналою (столу) или к святой иконе. Затем ее подносят к мощам божьих угодников, а только потом за здравие или за успокоение.

Важно! Если огонь неожиданно потух, то в народе говорят о порче или плохом знаке. Рациональные монахи ссылаются на некачественный воск или дефектную технологию производства. То же относится и к потрескиванию.

Церковные свечи за здравие

Это можно делать в любом месте монастыря и перед любым образом. Правильнее всего обращаться к собственному покровителю-святому на иконе. Духовенство отмечает, что важнее здесь именно искренние молитвы, которых существует достаточное количество.

Совет! Сборники прошений следует приобретать в специализированных церковных лавках, потому что подпольная литература часто несет в себе ложную информацию.

Свечи за здравие часто ставят перед изображением Целителя Пантелеймона, Христа, Божией Матери, Матроны Московской и другими святыми. Все эти образы обладают могуществом при исцелении от смертельных недугов и при разрешении трудных жизненных позиций.

Пара, желающая родить ребенка, устанавливает свечи в храме и возносит молитвы ликам Анны и Иоакима, которые являются родителями Девы Марии. Прошение у Святой Богородицы также помогает женщинам, ждущим новорождённого.

Церковные свечи за упокой

Во многих храмах для поминания установлены специальные столы, которые называются канунами. Чаще их располагают в левой части церкви. Канун имеет прямоугольную форму, а на его поверхности установлено Распятие.

Важно! Церковные атрибуты устанавливаются до начала церковной службы.

Если специальные столы отсутствуют, зажженный воск разрешается устанавливать на любом подсвечнике. Принесенные дары должно складывать в корзины, которые находятся рядом с кануном. Необходимо понимать, что свеча — это малый дар для Господа, а молитва является большей частью любого обращения за помощью.

Для установки свечи за упокой созданы специальные правила:

  • Подойдя к кануну, православный обязан перекреститься два раза и совершить поклон.
  • Свеча зажигается от уже горящих на пьедестале. Использовать спички или зажигалки не рекомендуется.
  • Зажженная свеча устанавливается на специальное место и должна стоять прямо.
  • Чтобы отвлечь сознание от мирских передряг и успокоится, рекомендуется непродолжительное время сконцентрироваться на огне.
  • Если есть желание, можно читать заупокойную молитву шепотом или мысленно.
  • Можно воспроизвести в памяти образ того, о ком было прошение.
  • Отойти от кануна можно после финального поклона и крестного знамени.

На заметку! Не следует обижаться, если служители церкви задули свечу. Молитва уже была услышана Всевышним, а жертва принесена.

История традиции

Для большинства людей любая церковь ассоциируется с возжеганием огня. Когда христианство только возникало, тайные собрания, которые скрывались от гонений в катакомбах и подземельях, освещались только масляными светильниками.

Огонь часто использовался в язычестве. О применении таких изделий в богослужениях впервые упоминается на страницах жития мученика Киприана.

Положение вещей коренным образом изменилось при Константине, когда христианские обряды стали проникать в римскую культуру. Постепенно свечи приобрели статус постоянного атрибута в богослужениях. С IV в. их возжигают у тел умерших, с ними также провожали в «последний путь». В V веке свечи используются повсеместно.

Свеча имеет собственный символизм:

  • Мягкий и податливый воск всегда ассоциировался у основателей православной церкви с душою, таящей от раскаяния.
  • Она символизирует послушание перед волей Всемогущего Отца.
  • Воск обладает хорошей пластичностью, это демонстрирует, как душа человека закономерно перерождается в Иисусе Христе, Главе Церкви.
  • Огонь на свече открыто символизирует теплую надежду в служение Богу.

Народные суеверия

Большинство церковных обрядов сопровождается массой предрассудков. Православные христиане стремятся избегать их.

  • Верующий совершит большой грех, если поставит заупокойную свечку во имя живого человека. Этих манипуляций следует сторониться, так как Церковь причисляет их к черной магии.
  • 12 свечей в 12 церквях ставится во имя получения счастья. Заговор читается троекратно перед любым изображением божьего угодника.
  • Священники относят увлечение сновидениями к разряду опасных. Толкования могут быть противоположными и объяснять сновидения в различных тонах.
  • Если в грезах человеку виделось, как он ставит свечи в разрушенном храме, это знаменует несчастия. Посещение восстановленного монастыря (во сне) говорит о скорой помощи в личных делах.
  • Церковное пение предвещает исполнение самых потаенных желаний.

Еще о суевериях:

Однако святые отцы учат не относиться к сновидениям с серьезностью. Реальные духовные явления — большая редкость, доступная единицам. Увлекаясь сонниками, верующий навлекает на себя большой грех.

Порой православные выказывают сильную наивность, считая, что прихода в храм на праздник достаточно для получения истинного благословения. Они принимают установку восковых свечей за решение всех жизненных проблем. Однако такой подход присущ язычеству, характерному для древнего Рима. Христианская духовная жизнь заключается в церковных служениях, таинствах и молитвенных песнях. Она приближает к Богу, но не гарантирует материального счастья и богатства.

Вопросы новоначальных. Вопросы крещеных, но невоцерковленных о Храме и службе.

1. Как часто надо ходить в храм? Как часто можно и нужно причащать детей?

Чем чаще, тем лучше. В житейской ситуации, когда у человека полный набор житейских дел (дом, работа, дети и т.д.) – хотя бы по воскресениям. Причащаться взрослым можно и нужно в среднем 1 раз в месяц, детям можно чаще, но с благоговением, пусть и неидеальным, но с чувством уважения к Таинству. И главное — самим родителям причащаться, а не только детей привозить. Благодать Божия сходит на семью в первую очередь через ее главу.
Если бы родители сами причащались 1 раз в месяц, то детей можно было бы причащать и каждую неделю, внимательно следя при этом за тем, чтобы дети относились к этому как к награде, а не как к обязаловке. Детям можно в силу их восприятия пояснить, что Причастие — это Божественный Хлеб, очищающий их от злых поступков и мыслей, помогающий не болеть душой и телом.

2. Служба часто непонятна — нечеткие слова и неясное пение, можно ли в это время читать другие молитвы из молитвослова или надо купить последование службе и пытаться вчитываться в текст параллельно службе? А если текста нет, что тогда?

Сейчас издано множество книг с разъяснением хода службы. Купить их можно заранее, у нас в храме таких книг порядка 3-4. На службе можно только их использовать для уяснения некоторых неясностей. Но лучше это делать дома, а в храме молиться. Преподобный Серафим советовал, если чтение непонятно или плохо слышно, молиться Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного», но стараться и в службу вникать насколько можно.

Читать еще:  Можно ли ставить стекло в микроволновку

3. До службы надо ли читать утренние молитвы или просто ехать в храм?

Утренние молитвы читаются до службы. Но если нет времени, то лучше кратко помолиться и ехать в храм к началу службы (или с детьми — к чтению Евангелия или даже к Причащению), а потом прочитать молитвы после службы, или читать дорогой в машине с помощью записи на диске, но с благоговением. Для семейных людей можно читать не все правило, а какую-то часть из него, посоветовавшись об этом со священником.

4. Обязательны ли посты в среду и пятницу?

Да, но для больных, беременных, солдат, путешествующих или несущих тяжелые физические нагрузки пост послабляется. Но не отменяется. Духовная составляющая поста при этом увеличивается. Можно добавить также земные поклоны. Вообще, лучше поговорить с духовником о ваших нормах поста.

5. Если надо уйти со службы пораньше, в какой момент службы нежелательно покидать храм?

Уходить со службы, если очень надо, допускается в любой момент. Но лучше, если не причащаетесь, дождаться окончания пения «Отче наш» и закрытия Царских врат.

6. Детям трудно выстаивать более 1 часа, жена не всякий раз хочет ехать в храм, получается: я привожу детей к причастию на 15 мин., еще 30-40 мин. нахожусь с ними в храме на молебне после причащения и должен выходить. Сам при этом не успеваю прислушаться, т. к. слежу за поведением детей. Может, давать им альбомы, чтобы сидели и рисовали, и за счет этого побольше самому постоять, или как?

Во-первых, можно уходить со службы сразу после ее окончания, не оставаясь на молебен, т.к. главное — это ПРИЧАЩЕНИЕ (молебен начинается с молитвы «Царю Небесный»). Во-вторых, можно давать детям альбомы, но пусть рисуют не в храме, а в притворе. А лучше пусть немного поухаживают за свечами — они это любят. Обязанность родителя — следить за детьми, так что придется этому уделять часть своего внимания, но надо и детей приучать не мешать отцу или матери молиться. Не надо чрезмерно им потакать, пусть приучаются к службе. Жена не хочет ехать? Пусть остается с детьми, а ты езжай, в следующий раз поедет. Бог должен быть на первом месте, на втором семья.

7. Как приучать детей к службе, мне порой ничего не понятно, а им тем более, как их удержать?

Приучать означает постепенно учить чему-либо. Хорошему учатся долго, а плохому – быстро. Учить других – очень просто, а вот научить – очень сложно. По-моему, детей можно научить чему-либо хорошему, в том числе и любви к церковной службе, если сам учитель (в данном случае – родитель) будет увлечен службой по-настоящему. Дети воспринимают в первую очередь чувства и внутренние переживания учителя, а не слова. Сам увлечешься по-настоящему, и они увлекутся. А вот как самому заинтересоваться службой? Для этого надо просить Бога, чтобы Он дал почувствовать, в том числе и детям с женою, благодать богослужения, красоту церковной службы, мир, рождающийся в душе после храмовой молитвы. Нужно найти время, чтобы хоть 1 раз в месяц придти на вечернее богослужение одному, побыть в храме наедине с Богом. Один знакомый архимандрит (теперь – архиепископ) как-то сказал, что нужно почувствовать сладость молитвы, чтобы стремиться молиться как можно чаще. Есть молитвы о даровании молитвы, можно молить Бога и о даровании церковной молитвы. Молитва есть, пишет свт. Феофан затворник, не просто слова, но рождающиеся от них чувства покаяния, смирения, благоговения и т.д. молись, и сама молитва научит тебя молиться.

8. Храмовые иконы общедоступны, не заразно ли подносить детей целовать икону, если делают они это автоматически, без должного трепета перед Богом?

По вере вашей да будет вам. Священник, после того как все причастятся, Всё, что осталось в Чаше, потребляет (съедает). Т.е., по-научному, он должен был бы столько болезней нахватать от людей, что и года не прослужил бы. То же касается и вопроса: «Можно ли заразиться от икон?» Зараза не передается через Святыню. Конечно, если заметили, что кто-то случайно или специально оставил после себя много следов на иконе, то надо сказать, чтобы её протерли, впрочем, за этим специально следят служащие храма.
Насчет благоговения у детей при целовании икон. От того, что дети неблагоговейно ведут себя за столом, их не лишают пищи, а приучают есть, как положено; то же и с иконами: приучайте целовать иконы с благоговением, а не запрещайте детям прикладываться к источникам святости и благодати. Икона – не просто изображение или картинка. Таинственен сам святой, изображенный на иконе.

9. Можно ли во время службы подходить и ставить свечи к иконам или кресту или целовать иконы?

Можно, но очень тихо, никого не отвлекая от молитвы. Лучше ставить свечи и целовать иконы перед началом службы, но если вы приехали с детьми к Причастию, то внимательно прислушайтесь, что сейчас происходит в храме. Если начался Евхаристический канон, то надо зайти в храм и стоять, ничего не ставя, а только молиться. Смотрите, как ведут себя бывалые, благоговейные прихожане, и поступайте так же. После «Отче наш» можно поставить свечи, но когда священник выйдет причащать, надо все отставить, сделать глубокий поясной поклон, или лучше земной, сложить руки на груди крестообразно и идти причащаться. К иконам обычно прикладываются до и после службы.

10. Обязательно ли после причастия пить компот (боюсь чтоб дети не подхватили какую-нибудь заразу, не думаю, что эти чашечки тоже обладают святым бактерицидным действием)?

Смотрите пункт 9. То, что пьют после причащения, называется не компот, а запивка. Делается это не потому, что нас хотят угостить сладенькой водичкой, а для того, чтобы ни одна крошка Тела Христова не осталась у нас во рту, и мы Её случайно потом не выплюнули.
Если нет веры церковным чашечкам, можно приходить со своими, даже запивку свою приносить. Но лучше веровать в чистоту церковных сосудов — Господь прокаженных касался и не заболевал, а мы будем каких-то бактерий бояться и людей, причастившихся Его Тела и Крови, чураться. Надо просто поверить, что Бог не попустит заразиться через Святыню и освященных Ею людей.

11. Как соблюдать рождественский и другие посты, если жена несознательна и требует близости?

«Если женщина просит…», то для сохранения семьи пост в этом отношении отменяется, но супруг пытается найти компромисс, чтобы реже вступать в близкие телесные отношения. Особенно накануне Праздников, воскресения, среды и пятницы. Главное — сохранять при этом мир в семье. А восполнить нарушенный телесной близостью пост можно путем более строгого воздержания в чем-то другом, например в деликатесах, в вине или пиве, в просмотре телепередач и т.д..

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]