Можно ли вернуть чартерные билеты

Можно ли вернуть чартерные билеты

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Возможно ли вернуть деньги за авиабилет на регулярные и чартерные рейсы

Возможно ли вернуть деньги за авиабилет, если я как турист отказался от поездки по путевке, и, соответственно, лететь никуда не собираюсь?

Согласно статье 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Таким образом, если вы, как пассажир, отказались от полета не позднее чем за 24 часа до вылета, то имеете право требовать вернуть с перевозчика всю сумму, уплаченную за билет.

Однако если в момент отказа от полета (исполнения договора) до вылета остается менее 24 часов, деньги за билет вам будут возвращены за вычетом сбора, размер которого, в любом случае не может превышать 25 % полной стоимости билета.

Например, вы заплатили за билет 10 000 рублей. В худшем случае вам, при отказе от полета обязаны вернуть 7500 рублей (если в момент отказа до вылета оставалось менее 24 часов).

Также, согласно п. п. 89, 90 Приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 (в редакции от 16.03.2009) «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»,

в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между примененным(и) тарифом(ами) и тарифом(ами) использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки.

Подлежат возврату деньги, уплаченные за авиабилет как на регулярный, так и на чартерный рейс

На это указывалось в п. 8 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»:

«Также следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку. То есть все авиабилеты, независимо от того, приобретались ли они на чартерный либо на регулярный рейс, подлежат возврату, с выплатой за них определенной денежной суммы».

Незаконность «невозвратных билетов» до 21.06.2014 года

Авиакомпания, как перевозчик, ранее вводила свои правила. Например, известная практика «невозвратных билетов» являлась незаконной. Ведь согласно ранее действующей редакции статьи 108 Воздушного кодекса РФ, возврат денежных средств за билет осуществлялся перевозчиком вне зависимости от его цены (тарифа). Размер подлежащих возврату средств за билет ставился в зависимость лишь от времени отказа от исполнения договора перевозки пассажиром (за 24 часа до вылета или после).

На данные обстоятельства обращала внимание также антимонопольная служба РФ.

В ФАС РФ от 05.04.2010 «ФАС России обеспокоена ситуацией, сложившейся в системе формирования цен на авиаперевозки», указывалось следующее.

«Особое внимание обращает на себя практика применения «невозвратных» билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу). Статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) устанавливает право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Требованиям ВК РФ о праве пассажира на возврат денежных сумм в случае добровольного отказа от перевозки соответствуют Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155. В соответствии с пунктом 100 указанных Правил сбор за отказ от полета устанавливается перевозчиком в размере не более чем 25 процентов суммы, уплаченной за перевозку.

Таким образом, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит как положениям статьи 108 ВК РФ, наделивших пассажиров безусловным правом получения суммы (части суммы), уплаченной за перевозку, в случае добровольного отказа от перевозки, так и вышеуказанным Правилам формирования и применения тарифов, не предусматривающим применение перевозчиками не подлежащих возврату тарифов.

В целях недопущения и пресечения недобросовестной конкуренции, а также в случае доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке, в обеспечение баланса интересов авиакомпаний и потребителей транспортных услуг ФАС России считает необходимым:

. исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки».

Законность «невозвратных билетов» с 21.06.2014 года

с 21 июня 2014 года вступили в силу изменения в ВК РФ. С указанной даты, если авиабилет приобретен с условием о невозврате платы за него («невозвратный» билет), его стоимость при отказе от перелета не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств (например, аэропортовых сборов) (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).

Кто может быть надлежащим ответчиком?

В том случае, если вы приобрели турпутевку, и по условиям договора о реализации туристского продукта, турагентство обеспечивает перевозку (стоимость воздушной перевозки входит в состав турпродукта), то надлежащим ответчиком в случае отказа от полета будет являться туроператор.

В п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», разъяснено:

«По делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Вернуться к началу обзора «Как вернуть деньги за путевку? Права туриста, ответственность турагента и туроператора по договору о реализации турпродукта», в частности, см. статьи:

Как вернуть деньги за билет

Вылет отменен

Возврат билета на чартерный рейс

Что делать если отменили рейс

Если отменят чартеры в Турцию в 2017, как вернуть деньги? читайте новую статью.

Рассказывает адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Адвокатская палата Московской области

Как вернуть деньги за билет при отмене рейса

С наступлением сезона отпусков этот вопрос встает перед многими путешественниками. Перелет может не состояться по двум причинам: 1) Отказ пассажира, 2) Перенос или отмена рейса.

Причины отказов от перелета пассажира могут быть разными: заболевание пассажира, опоздание на рейс, отмена рейса и т.д.

В этом году многие российские туристы столкнулись с нечасто встречающимся основанием для отказа от перелета — попытка военного переворота в Турции. которая очевидно приведет к желанию многих россиян вернуть авиабилеты в Стамбул, Анкару, Бодрум, Анталию и другие города Турции. Как получить назад деньги за билеты ?

Сообщения о событиях в Турции в ночь с 15 на 16 июля 2016 года сопровождались сведениями о закрытии международных аэропортов Стамбула и Анкары. Утром 16 июля 2016 года стало известно о возвращении с половины пути ночного рейса Аэрофлота по маршруту Москва Стамбул. Объявлено об отмене рейсов Аэрофлота в Турцию на 16, 17 и 18 июля.

По сведениям информационных агентств Минтранс Российской Федерации с 16 июля 2016 года до особого распоряжения запретил российским авиакомпаниям полеты в Турцию.

Читать еще:  Можно ли вернуть удаленную переписку в вк

Если пассажир сам отказался от перелета, он может вернуть деньги за билет по правилам авиакомпании, если тариф это позволяет. Во всяком случае у пассажира есть время подумать и ознакомиться с порядком возврата.

Как вернуть деньги за билет пассажирам в случаях отменены или перенесения рейсов?

Возврат билетов на регулярные рейсы. Возврат «невозвратных» билетов

Скажем сразу: пассажиры регулярных рейсов располагают большими возможностями вернуть деньги за билет в случаях отмены рейсов авиакомпаниями или их переноса на более позднее время или на другую дату.

Как правило, возврат денег за авиабилет не вызывает сложностей, если пассажира уведомляют об отмене или переносе рейса непосредственно перед рейсом.

Отмена или перенос рейса в день вылета, указанного в билете, является для авиапассажира основанием отказаться от полета. Такой отказ пассажира Воздушным кодексом Российской Федерации признается вынужденным отказом пассажира от договора перевозки. При заявлении пассажиром вынужденного отказа от перелета авиакомпания обязана возвратить пассажиру полную сумму стоимости авиабилета.

На примере ситуации с отказами пассажиров от перелетов в Турцию в связи с переносом или отменой рейсов не только 16 июля 2016 года но и в более поздние даты не должны вызывать сложностей с возмещением авиакомпанией полной стоимости авиабилетов.

Отказы пассажиров от полетов в Турцию в этом случае носят вынужденный характер и мотивированы опубликованными в средствах массовой информации сведениями о запрете Минтранса Российской Федерации о полетах регулярных авиарейсов в Турцию до особого распоряжения.

Существуют так называемые «невозвратные» авиабилеты или тарифы на авиаперевозку. В случаях отмены или задержки регулярных рейсов и вынужденного отказа авиапассажира от перелета по этой причине, возврат провозной платы пассажиру с «невозвратным» билетом или тарифом осуществляется так же в размере полной стоимости авиабилета.

Для возврата денег авиапассажир должен доказать вынужденность отказа от перелета.

О вынужденном отказе пассажира от перелета авиакомпания обязана сделать отметку в билете. В случае электронного билета, авиакомпания обязана выдать авиапассажиру документ, подтверждающий обстоятельства вынужденного отказа от перелета.

Действия пассажира если отменили регулярный рейс

В случае отмены, или переноса регулярного рейса по территории Российской Федерации или из Российской Федерации за ее пределы, например в Турцию, и отказа пассажира по этой причине от перелета в 2016 году, рекомендуем пассажиру:

Действие 1: Явиться в аэропорт вылета и проставить на стойке авиакомпании отметку в авиабилете об отмене рейса или о его переносе.

Действие 2: Ознакомиться с правилами возврата билетов данной авиакомпании и формой соответствующих заявлений.

Действие 3: Написать и подать заявление в авиакомпанию о вынужденном отказе от перелета.

При необходимости к заявлению приложить необходимые документы, в конце заявления перечислить приложенные к нему документы. Рекомендуем оформить заявление в двух экземплярах, второй экземпляр для проставления отметки авиакомпании о получении заявления.

Порядок возврата электронного авиабилета на регулярный рейс

Возврат электронного авиабилета в каждом случае имеет особенности. Как правило, порядок возврата электронного авиабилета описан на сайте агрегатора, интернет-сайте по продаже билетов, на сайте авиакомпании или туроператора, где был приобретен авиабилет.

Рекомендуем придерживаться следующего порядка:

Действие 1: Получите на стойке авиакомпании в аэропорту, или в представительстве авиакомпании документ об отмене рейса или его переносе на другую дату. Этот документ подтверждает вынужденный отказ от перелета и является основанием для возврата полной стоимости авиабилета.

Действие 2: Если вы в аэропорту попросите ознакомить с порядком отказа от перелета и возврата авиабилетов. Подайте заявление непосредственно у стойки авиакомпании.

Правила возврата авиабилетов вы можете найти на сайте, через который был приобретен авиабилет. Обратитесь в службу поддержки соответствующего сайта или компании, где был приобретен авиабилет — авиакомпанию, турагентство, интернет-сайт по продаже авиабилетов.

Действие 3: Заполните заявление на возврат электронного авиабилета.

Формы заявлений индивидуальны в каждой авиакомпании. Ссылку на заявление можно найти на сайте компании, в которой был приобретен авиабилет. Если не получается найти ссылку, свяжитесь по телефону, указанному на сайте, со службой поддержки компании и попросите выслать бланк по адресу электронной почты.

  • При заполнении заявления о возврате билета необходимо указать все данные билета, дату, номер рейса, номер заказа и др. Сведения о номере заказа содержатся в информационном письме, направленном по электронной почте пассажиру при приобретении электронного авиабилета.

Возврат денег за авиабилет на чартерные рейсы

На чартерные авиационные перевозки пассажиров распространяются общие правила авиаперевозок пассажиров.

Вместе с тем, перевозка пассажиров чартерными рейсами имеет существенные отличия от регулярных рейсов. Перевозку на чартерный рейс (авиабилет) пассажир покупает не у авиакомпании а у фрахтовщика воздушного судна. Порядок возврата авиакомпанией провозной платы (авиабилета) пассажиру в случае чартерного рейса законодательством не установлен. Возврат сумм за перевозку пассажира чартерного рейса осуществляет фрахтовщик, а не авиакомпания. По этому, возможность отказа авиапассажира чартерного рейса от договора авиаперевозки (возврат билета) не ограничена, но порядок возврата провозной платы по сравнению с регулярными рейсами существенно затруднен и регулируется договором между фрахтовщиком и пассажиром.

Требования об отказе от договора перевозки и возврате провозной платы (авиабилетов) пассажиры чартерных авиарейсов могут заявить по правилам заключенного договора перевозки с учетом правил договора фрахтования конкретного воздушного судна.

Требования о возврате провозной платы авиапассажир чартерного рейса заявляет фрахтователю.

Не четкость российского законодательства в отношении прав пассажиров чартерных рейсов приводит к систематическим спорам о возврате провозной платы, которые приходится разрешать в суде.

Возврат денег за чартерный рейс

1) Перед подписанием договора перевозки на чартерном рейсе (перед покупкой авиабилета) или при покупке туристического продукта в который входит перелет чартерным рейсом (туристической поездки) изучите порядок возврата денег в случаях переноса рейса или его отмены, на обеспечение пассажира в аэропорту вылета питанием, и проживанием, а так же повторной доставкой в гостиницу и в аэропорт. Обратите внимание на удержание комиссий, штрафы, на ответственность турагента.

2) По прибытии в аэропорт вылета и выявления переноса чартерного рейса или его отмены зафиксируйте это обстоятельство всеми доступными средствами, обратитесь к ответственному представителю фрахтовщика, или турагентства. На представителе лежит обязанность обеспечить исполнение договора перевозки.

Возврат денег за билет в связи с попыткой переворота в Турции в июле 2016 года

Очевидно, попытка военного переворота, попытка ввести военное положение, действия военной авиации в небе над Анкарой и Стамбулом создают не безопасную обстановку в Турции для туристов. Подтверждением является прекращение с 16 июля 2016 года регулярных рейсов российских авиакомпаний в Турцию.

Турист, заказавший туристический продукт, вправе рассчитывать на безопасную услугу. Закон об основах туристической деятельности в Российской Федерации устанавливает право туриста отказаться от договора реализации туристического продукта в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу.

В прессе появились заявления официального представителя МИД Российской Федерации и Министра иностранных дел Российской Федерации о положении в Турции и угрозе жизни и здоровью граждан Российской Федерации, которые можно признать доказательством оснований для расторжения договора о реализации туристического продукта.

В случае заявления туриста о расторжении договора реализации туристического продукта до начала реализации туристического продукта ему возвращается полная сумма стоимости туристического продукта.

Для расторжения договора турист обязан до начала путешествия, а в случае отмены или переноса рейса, в это время подать туроператору, турагенту, у которого был приобретен туристический продукт соответствующее заявление о расторжении договора с указанием причины – объявленные властями Российской Федерации опасные условия пребывания в Турецкой республике для граждан Российской Федерации, в том числе установление запрета с 16 июля 2016 года полетов в Турцию регулярных рейсов российских авиакомпаний.

Если авиакомпания отказалась вернуть деньги за билет

Нередко авиакомпания отказалась вернуть деньги за билет. Споры о возврате провозной платы (за авиабилет) рассматривают суды. Вопрос возврата денег за билет регулируется Законом озащите прав потребителей. Так же существенное значение имеет соблюдение правил авиакомпании. Пассажир при возврате билета должен вести переговоры с авиакомпанией только в письменном виде.

До обращения в суд необходимо направить авиакомпании заявление по форме из правил авиакомпании. В случае отказа направить досудебную претензию. Важно правильно определить к кому направлять требования, кто обязан возвращать деньги пассажиру и кто будет ответчиком при обращении в суд. Возможно, это не авиакомпания, а владелец сайта, агент, или иное лицо, которое осуществляло продажу авиабилетов.

Обратите внимание: перевозчиком может оказаться иностранная компания, например, турецкая или европейская. В последнем случае, пассажир может оказаться в более выгодных условиях, поскольку европейские авиакомпании обязаны осуществлять авиаперевозки в соответствии с нормами европейского законодательства. Перенос или отмена рейса, по европейскому законодательству, предоставляет авиапассажиру не только возможность выполнить полет в более позднее время, но и получить компенсацию.

В любом случае пассажир направляет обращения о возврате билета по месту нахождения авиакомпании. А в случае отказа в возврате, подает исковое заявление в суд.

За защитой своих прав потребитель может обратиться в суд по своему месту жительства.

Я летел на чартере, его задержали, а мне — доплатили!

Туроператор отказывался, но я его заставил

Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 Р . Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».

Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.

Читать еще:  Можно ли вернуть пенсионные накопления

Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.

Справки, чеки, детализация звонков

Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.

По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем — разместить в гостинице.

Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.

Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие — вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.

Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам — и попросил оформить чек.

Услуга «Поздний выезд» стоила 20 долларов

Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание — а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.

За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день — с задержкой в 13 часов.

По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.

Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.

Я попросил поставить отметку на посадочных талонах всей семьи и для обоих рейсов — в Анталию и обратно

Отвечает туроператор

По закону за ваш отдых отвечает туроператор. Вы платите ему за всё, что есть в договоре: дорогу, проживание, питание, обслуживание. Туроператор делает так, чтобы вы всё это получили. Если что-то пошло не так, он договаривается, чтобы проблема вас не коснулась. Если не получилось — вы вправе потребовать у туроператора компенсацию. Так работает туристический пакет, и именно для этого в мире существуют туроператоры.

В реальности туроператор далеко не всегда может повлиять на ситуацию, поэтому суды иногда встают на его сторону и говорят, например, что за задержку рейса отвечает авиакомпания и компенсацию должна платить тоже она. Там есть нюансы и многое зависит от того, что написано в договоре.

Но исключение касается только регулярных рейсов — за чартерные всегда отвечает туроператор, Верховный суд подтвердил.

Что особенного в чартере

Воздушный чартер — это договор, по которому одна сторона предоставляет другой воздушное судно или его часть для перевозки пассажиров и грузов.

Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го — вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».

Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.

Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки « ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.

Как предъявлять претензию

Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.

В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.

К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.

В какой суд подавать иск

Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.

По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.

Если ответчик — крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.

Найти нужный суд проще всего так: напишите в поиске адрес организации и слово «подсудность». Если цена иска меньше 50 тысяч рублей, то нужно также добавить в поисковый запрос слова «мировой суд».

Еще один вариант — искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».

В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.

Исковое заявление

В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения — без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.

Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций — это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска — это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.

Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска — 5123 рубля .

От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше — районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.

В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:

  1. Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
  2. Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
  3. Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги — 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
  4. Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии — 50% от присужденной суммы компенсации.

К иску я приложил две его копии — для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица — если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.

Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.

Вот как выглядело мое заявление:

К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.

Читать еще:  Можно ли вернуть госпошлину

Жалоба в Роспотребнадзор

Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.

Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.

Поэтому свой иск я составлял сам.

Решение суда

Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:

Решение суда по моему искуDOCX, 34,4 КБ

  1. Стоимость проживания в отеле — 1153 Р .
  2. Неустойку за нарушение сроков путешествия — 3215 Р .
  3. Моральный вред — 20 000 Р , по 5000 Р каждому члену семьи.
  4. Штраф за отказ удовлетворить претензию — 12 184 Р .

Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р — это 34% от стоимости тура.

Получение компенсации

В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.

Другой вариант — получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.

Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.

Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Одно из платежных поручений банка туроператора. Когда банк переводит деньги по исполнительному листу, то пишет, по какому листу и какой суд так решил

Как вернуть невозвратный билет на самолет?

Для желающих сэкономить на перелете авиакомпании предлагают так называемые невозвратные билеты. Они значительно дешевле обычных. Однако, если пассажир захочет сдать такой билет, изменить время вылета или переоформить билет на другое лицо — как правило ему это либо не удастся, либо продавец заставит его заплатить вдвойне. Но из каждого правила есть исключения.

В каких случаях можно сдать невозвратный билет?

Для справки:

До апреля 2014 года любой авиабилет можно было сдать за 24 часа до вылета и вернуть деньги. Даже если пассажир сдавал билет в день вылета, авиакомпания удерживала только 25% стоимости билета.

Изменения закона (Воздушный кодекс Российской Федерации) позволили заключать между пассажиром и перевозчиком договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении данного договора по инициативе перевозчика (ст. 107 ВК РФ) либо пассажира (ст. 108 ВК РФ).

Вернуть невозвратный билет и получить за него деньги пассажир может в следующих случаях:

  • болезнь пассажира либо болезнь члена его семьи, близкого родственника, которые осуществляют совместный с пассажиром перелет;
  • смерть члена семьи пассажира или близкого родственника;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение авиакомпанией обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Например, задержка рейса на несколько часов или отмена рейса.

Однако, для того, чтобы осуществить возврат «невозвратного» билета по вышеуказанным основаниям, необходимо подтвердить эти основания документально: медицинский документ (справка), телеграмма и т. д.

Все по закону

Согласно п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажиру всегда возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, если речь идет о случаях «вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально.

Согласно п. 3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ — члены семьи — это супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), и близкие родственники — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Важно! При покупке билета в зарубежной авиакомпании порой отказаться от невозвратного билета и получить деньги по причине болезни нельзя. В Европе принято страховать свои жизни и здоровье. Деньги за несостоявшийся перелет европейскому пассажиру в случае его болезни вернет его страховая компания.

Как действовать, чтобы вернуть деньги?

Для справки:

Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза, согласно ст. 234 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

  • До отправки вашего рейса уведомите перевозчика о невозможности совершить рейс. Отправьте письмо-уведомление по электронной почте. Либо позвоните на «горячую линию» и сообщите.
  • Соберите доказательства.
  • Зафиксируйте факт болезни в медицинском учреждении — обратитесь к врачу и получите справку. Желательно с подписью главврача лечебного учреждения. Если болезнь (смерть) настигла родственника, который должен был лететь с вами, аналогичные документы надо сделать на него.
  • Напишите в адрес авиакомпании обращение. Объясните ситуацию, требуйте возврата денежных средств на основании определенных обстоятельств. Приложите справку, ксерокопии авиабилетов.
  • В правилах авиакомпании обычно указано, сколько времени они рассматривают обращения о возврате денежных средств (например, до 30 дней). Если в правилах срока нет, напишите, что ждете ответа в течение 10-14 дней.
  • Обращение отправляйте по почте, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем не пришлось писать претензию.
  • Если вы подаете обращение лично — подавайте в двух экземплярах. Требуйте на своем экземпляре поставить штамп входящей корреспонденции.
  • Если обращение осталось без ответа, деньги вам не вернули — подавайте иск в суд.

Важно! Если вы приобретали невозвратные билеты в комплекте с туром, требуйте у турагентства вернуть и деньги за авиабилеты, и стоимость туристической путевки, в которую они входят.

  • Сроки возврата билета определяются, как «до окончания регистрации на рейс». То есть, необходимо уведомить перевозчика о невозможности совершить перелет до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
  • Документы на денежное возмещение можно подавать в течение полугода после даты вылета, указанной в билете.
  • Учтите, что если не было возможности подать документы (тяжелая болезнь приковала вас к кровати), то подавать документы на денежное возмещение можно и позже, по выздоровлении.

Как понять, что тариф невозвратный?

При покупке билета обращайте внимание на то, какой тариф у билета, который вы желаете приобрести.

Для справки:

Цена авиабилета = тариф + сборы и таксы.

1) Тариф — это стоимость перелёта, установленная авиакомпанией. Стоимость перелета зависит от протяжённости маршрута, класса бронирования и сезона.

2) Сборы и таксы. Таксы — это аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолётов — топливный, страховой и сервисный. Изменилась цена на топливо? Следовательно изменилась и цена авиабилета.

Описание тарифов есть в правилах, размещенных на сайте продавца. Информация о тарифе обычно указывается на английском языке.

Словосочетание «Ticket is non-refundable» говорит, что тариф невозвратный. То есть, отмена пассажиром поездки или неявка на посадку без уважительной причины не являются основаниями для возврата билета.

При покупке обращайте внимание на возможность отмены или переноса рейса – продавцы невозвратных билетов зачастую устанавливают правила, по которым за смену времени, даты вылета или имени в билете нужно доплатить сбор, по стоимости сопоставимый с ценой авиаперелета.

Также в правилах могут встретиться фразы:

  1. Changes not permitted — билет нельзя обменять
  2. Changes any time charge eur 100.00 — билет можно обменять за дополнительную плату, например за 100 евро (сумма зависит от авиакомпании).
  3. Name change not permitted — нельзя изменить имя, указанное в билете.
  4. Were fare is non-refundable any time in this case YQ/YR surcharges are also non-refundable. — Нельзя вернуть таксы (YQ/YR), если тариф билета невозвратный.
  • У российских авиакомпаний эти тарифы обычно обозначаются словами типа «Эконом», «Стандарт», «Базовый», «Промо».
  • Иногда невозвратные билеты продаются в ходе промоакций авиакомпании.

Если вы не уверены, что стопроцентно сможете воспользоваться невозвратным билетом, лучше покупать обычный билет, который можно вернуть.

По закону удержать (то есть – сделать невозвратным) можно только сам тариф. Так что российские авиакомпании при возврате невозвратного билета без должной причины обязаны возмещать клиентам аэропортовый и топливный сбор, а также сбор за бронирование.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]