Содержание
- Меню ребенка от 1 года до 3 лет: запрещенные продукты
- Питание ребенка в праздники: что можно, что нельзя
- Блюда для детей после 1 года
- Меню для ребенка 1,5-2 лет
- Продукты под запретом
- Солить или не солить?
- Рацион питания ребёнка в 1 год и 3 месяца и варианты меню
- Необходимые продукты
- Продукты, которые дают нерегулярно
- Что давать нельзя?
- Можно ли есть с общего стола?
- Комментарии специалистов
- Новые продукты
- Режим питания
- Про нехочуху
- Переедание
- Грудное молоко
- Принципы приготовления пищи
- Меню годовалого малыша на каждый день недели с рецептами
- Общие принципы рациона питания
- Сколько и каких продуктов должен съедать ребенок
- Развитие ребенка в 1 год
- Физиологические изменения
- Физическое развитие
- Что малыш умеет?
- Занятия для развития
- Психическое развитие
- Развитие речи
- Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Можно ли годовалому ребенку
Меню ребенка от 1 года до 3 лет: запрещенные продукты
Питание ребенка в праздники: что можно, что нельзя
В праздничные дни, когда семья собирается вместе, велик соблазн накормить малыша, только знакомящегося с «взрослой» пищей, с общего стола. Что можно дать ребенку от 1 года до 3 лет из праздничного меню, а какие продукты и кушанья ему еще не по возрасту? Чего стоит избегать в питании детей и после 3 лет? Советы для мам.
Блюда для детей после 1 года
Блюда для годовалых детишек должны быть нежными по консистенции, но с мелкими кусочками, на которых кроха сможет отрабатывать свое умение жевать. Среди многочисленных кулинарных приемов выбирайте самые щадящие, чтобы не слишком нагружать пищеварение маленького: варите, тушите, запекайте или готовьте на пару.
К году малыши успевают познакомиться с основными сортами мяса и нежирной рыбы, но если раньше вы предлагали их ему только в виде пюре, то теперь еще и в котлетах (паровых, а не жареных), фрикадельках, запеченных блюдах. Как в любом полноценном обеде, дополнением к ним станет гарнир: в этом возрасте кроха уже сможет оценить и макароны, и крупы (гречку, рис), и, конечно же, всевозможные овощи — свежие (натертые на мелкой, а позже и крупной терке), отварные, тушеные, пропаренные.
На десерт предложите своему лакомке «витаминную» кашу с кусочками овощей, фруктов или сухофруктов, творожную запеканку или пудинг из манной крупы.
Меню для ребенка 1,5-2 лет
Ближе к двум годам кроха понемногу знакомится с блюдами, привычными всем взрослым. Теперь пюре и воздушные суфле можно сделать более редкими гостями на столе малыша, а мясо, овощи и фрукты резать покрупнее. При этом не стоит забывать, что организм ребенка пока готов принять отнюдь не все из того, что появляется на семейном столе. Двухлетнему крохе не подойдут:
- жареные блюда — они раздражают слизистую желудочно-кишечного тракта и содержат чересчур много жира;
- блюда в панировке — по тем же причинам;
- крепкие мясные и рыбные бульоны — в них слишком много концентрированных веществ;
- пряные блюда с уксусом и специями — например, баночная кабачковая и баклажанная икра.
Продукты под запретом
Когда ребенок сможет есть то, что приготовлено для всей семьи? — вопрос, который волнует каждую маму. Обычно переход на общий стол происходит после года, при условии, что пища адаптирована к способностям малыша.
Другой вопрос, как выбрать продукты, когда ребенок начинает есть блюда, предназначенные для всей семьи. В первую очередь, не нужно забывать о том, что, несмотря на «солидный» возраст малыша, он по‑прежнему нуждается в особом меню. Именно поэтому и после года ребенку не стоит давать продукты, в безопасности которых вы не уверены, или предлагать слишком «тяжелые» блюда, способные раздражать желудочно-кишечный тракт или вызывать аллергию.
Каких продуктов не должно быть в меню малыша до трех лет?
- Всех видов бульонов.
- Сосисок и колбас, кроме предназначенных для детского питания (полукопченые и копченые изделия не давайте до школы).
- Пшенной крупы, кроме специальной детской каши.
- Творожных десертов и молочных коктейлей промышленного производства (чудо-молока, глазированных сырков, сырковой массы).
- Морепродуктов.
- Шоколада, шоколадных конфет, сладостей в шоколаде, сдобных булочек и печенья (например, курабье).
- Тортов, пирожных с кремом.
Какие продукты остаются под запретом и после трех лет?
- Грибы в любом виде.
- Жирные сорта мяса и рыбы.
- Утки, гуси и их яйца.
- Консервы.
- Острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе, соки и напитки, приготовленные из концентратов, майонез.
- Паштеты, ливерные колбасы.
- Первые и вторые сухие (сублимированные) блюда.
- Мясное или рыбное заливное.
- Продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения). Речь идет в том числе о жевательной резинке и чипсах.
- Газировка; напитки с подсластителями и искусственными ароматизаторами и / или вкусовыми добавками.
Солить или не солить?
Организму малыша без соли никак не обойтись. При этом его потребности в ней совсем невелики, а вот избыток — совсем небезопасен.
Соль снабжает нас двумя элементами — натрием и хлором. Первый из них особенно важен, потому что поддерживает водный обмен в организме и входит в состав всех его жидких сред: крови, желудочного сока и других. Без участия натрия не обходится работа клеток мышц, сосудов, он помогает поддерживать в рамках нормы артериальное давление. Наш организм «умеет» регулировать уровень содержания натрия: если его не хватает, он «просит» съесть что‑нибудь солененькое, если его много — попить, чтобы вывести излишки наружу.
С проблемой избытка этого элемента современные малыши сталкиваются чаще, чем с его нехваткой, ведь если они и теряют его, то в основном с потом, во время расстройства пищеварения и рвоты. А вот исследования показали, что в нашем рационе слишком много соли. Став «традицией», эта особенность может вызвать у детей в будущем проблемы с обменом веществ, в работе почек, сердца и сосудов. К тому же детскому организму вообще трудно поддерживать правильный баланс минералов в организме, а особенно бороться с их избытком.
Наша задача — приучить малыша есть в меру соленую пищу. Для этого достаточно соблюдать простые правила.
- Помните, что натрий содержится почти во всех продуктах, которые малыши попробуют за первый год жизни: его много в молочных продуктах, которые составляют основу их рациона, а еще в мясе, злаках и так далее. К тому же потребность в этом элементе у грудничков невелика. Вот почему присаливать пищу детям младше 1 года необязательно. Не зря продукты из линии детского питания либо совсем не содержат соли, либо ее в них немного.
- Когда малыш подрастет, досаливать пищу ему нужно слегка, так, чтобы на ваш вкус она казалась недосоленной.
- Солить пищу лучше в конце варки, когда натрий, содержащийся в исходных продуктах, уже перейдет в блюдо, которое вы готовите.
- Солите пищу в несколько этапов, добавляя соль маленькими порциями.
- Следите за тем, чтобы всяческие соленья, например рыба, а еще колбасы, сосиски, некоторые сорта сыра, которые содержат много соли, появились в рационе малыша не раньше 3 лет.
Статья предоставлена издательством «Клевер»
Рацион питания ребёнка в 1 год и 3 месяца и варианты меню
В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.
Фото: Depositphotos.com. Автор: iakovenko123.
Необходимые продукты
Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.
Молоко и его производные
Источник животного белка, витаминов и кальция.
- Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
- Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
- Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
- Кефира или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания».
Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.
Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины, затрудняющие всасывание кальция и витамина D.
Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.
Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.
Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.
Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.
Суммарное количество в день: 200 г.
Исключение — пюре из картофеля с высоким содержанием крахмала, которое дают не чаще 2 раз в неделю.
Фрукты и ягоды
Освежают, тонизируют, учат пережёвывать пищу, имеют богатый витаминно-минеральный профиль.
Свежие яблоки, груши, бананы дают в ниблере. Сливы, абрикосы, персики, вишни предлагают без косточек и кожицы.
Из ягод: малина, белая и черная смородина, клюква, брусника, черника, крыжовник.
В день 15-месячному ребёнку достаточно 100 г из фруктово-ягодной корзины.
Диетический белковый продукт, источник незаменимых аминокислот и витаминов.
В детское меню допускаются только куриные и перепелиные яйца после термической обработки.
Норма: ½ куриного яйца (белок и желток) или целое яйцо перепёлки. Разрешается давать через день, увеличив количество в 2 раза.
Обеспечивает растущий организм витаминами A, E, D и ценными жирными кислотами.
Доля растительного масла — четверть от общего количества или 5–6 г в день, сливочного — 15 г.
В детском рационе лидерство за легкоусвояемым белым хлебом из муки грубого помола (40 г в день). Разрешается и до 20 г ржаного хлеба.
Детскую бутилированную воду предлагают в некипячёном виде. Из других источников (колодца, водопровода, скважины) требует кипячения.
Организм ребёнка сам регулирует потребность в воде в зависимости от температурного режима и физической активности. Поэтому давать нужно по требованию.
Компоты, соки, морсы
Готовят из фруктов и ягод, типичных для места проживания, без добавления сахара.
Для компотов также подходят сухофрукты и плоды, замороженные впрок.
Продукты, которые дают нерегулярно
Субпродукты
Печень, язык, сердце — источники белка, витамина B12, железа, незаменимых аминокислот.
Тушённые с овощами субпродукты (50 г) или паштет заменяют одно мясное блюдо раз в неделю.
Насыщает детский организм белками, жирными кислотами, витамином D, фосфором и кальцием.
Нежирные обитатели морей (минтай, хек, треска) ценятся за отсутствие мелких костей и паразитов.
Рыбное филе предлагают малышу 2 раза в неделю по 60 г. Его отваривают, тушат с овощами или перекручивают на фарш для котлет и тефтелей.
Макаронные изделия
Мелкую вермишель, рожки и маленькие звездочки из твердых сортов пшеницы дают не чаще 2 раз в неделю. Ограничение связано с высокой калорийностью и низким содержанием питательных веществ.
Отварные макаронные изделия подают в качестве гарнира с сыром или творогом, в объеме не более 100 г, используют для заправки овощных и молочных супов.
Не рекомендуются для детей с избыточным весом.
Сыр, сметана, сливки
Достаточно 5 г сыра в кашах, салатах или на кусочке хлеба.
Сметану или сливки по 10 г добавляют в готовые супы не чаще 2–3 раз в неделю.
Изредка можно побаловать малыша сладостями с прилавков диетических отделов, в состав которых входит фруктоза: зефир белого цвета, пастила.
Хороший вариант — ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.
Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.
С дефицитом соли в возрасте до 3 лет прекрасно справляются овощи, фрукты, зерновые и мясо.
Что давать нельзя?
В возрасте 1 год и 3 месяца запрещается давать малышу следующие категории продуктов.
С большим количеством жира (нарушает пищеварение и нагружает поджелудочную железу):
- жирные сорта мяса (свинина, баранина, мясо утки, гуся), сало;
- жареное, ассортимент фаст-фуда.
Раздражающие слизистую ЖКТ :
- маринады, специи, приправы;
- газированные напитки.
Содержащие повышенное количество соли :
- полуфабрикаты, колбасы, солёные твёрдые сыры;
- супы и вермишель быстрого приготовления;
- соленья;
- консервы;
- сельдь;
- солёные орешки, фисташки.
С экстрактивными веществами , вызывающими аллергию и нарушение функции печени и почек:
- все виды магазинных бульонов, в т. ч. из грибов.
Сладости , провоцирующие кариес, нарушение углеводного обмена:
- конфеты, шоколад, торты, кукурузные палочки;
- сладкие промышленные напитки.
Содержащие пищевые добавки , негативно влияющие на гормональную, нервную систему и органы пищеварения:
- йогурт, творожки, мороженое;
- кексы в упаковках;
- майонез, кетчуп;
- каши с ароматизаторами;
- спреды и маргарин.
Можно ли есть с общего стола?
Трапеза за общим столом открывает перед малышом новые горизонты. Поведение взрослых служит примером для формирования пищевой культуры и вкусовых пристрастий, стимулирует интерес к пище.
Если члены семьи придерживаются принципов здорового питания, то ребёнку можно предложить на пробу блюдо взрослого стола.
Не кормите вашего непоседу пищей, к которой детская пищеварительная система ещё не готова: острое и кислое, жареные и жирные блюда, щедро приправленные солью, специями и сахаром.
Комментарии специалистов
Детский диетолог, сотрудник Института питания РМАПО, Л. Титова указывает на частые ошибки, которые совершают родители при составлении меню для пятнадцатимесячного ребёнка.
- Выбор обезжиренных молочных продуктов . В них мало холестерина, который в 15 месяцев необходим для синтеза гормонов и желчных кислот. Лучшая жирность для молока и кефира — 3,2%, сметаны — 15 %, творога — до 10 %, сыров — 50 %.
- Приготовление супов на мясном или рыбном бульоне . Его экстрактивные вещества приводят к гиперсекреции пищеварительных ферментов, которые раздражают нежную слизистую, вызывают изжогу, отрыжку и воспалительные заболевания ЖКТ. Варите детские супчики только на овощном бульоне с последующим добавлением отдельно сваренного мяса. Это полезнее.
Новые продукты
Новая пища вводится в рацион ребёнка старше года:
- в минимальном количестве (чайная ложка, маленький кусочек, щепотка);
- в утренние часы;
- с постепенным увеличением объёма до возрастных норм в течение 7–10 дней.
Это могут быть новые ягоды и фрукты, каши, напитки, белок куриного яйца.
Режим питания
Остаётся принципиальным 5-разовый режим питания . Интервал в 4 часа позволяет усвоить съеденное ранее и создать оптимальные условия для переваривания следующей порции.
Кормление в строго зафиксированное время стимулирует закрепление пищевого рефлекса, выработку пищеварительных соков к определённому часу и появление аппетита.
Допустимая погрешность: 15–30 минут.
На долю завтрака и ужина приходится по 25 %, обеда — 35 %, полдника — 15 %.*
Про нехочуху
Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:
- малоподвижность;
- калорийные перекусы;
- недомогание;
- нежелание есть предложенное.
Отказ от еды — не повод насильно кормить малыша.
Детский врач Комаровский советует:
- оставить за ребёнком право выбора;
- временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
- не повторяться в течение дня и по возможности недели;
- соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
- предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.
Переедание
Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.
- избыточный вес;
- снижение физической активности;
- сбои в работе пищеварительной системы;
- нарушение микрофлоры кишечника;
- снижение иммунитета.
Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.
Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать — нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.
- Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
- Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
- Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.
Грудное молоко
Материнское молоко после года:
- на 95 % обеспечивает витамином C;
- помогает в переваривании пищи;
- предоставляет иммунную защиту от инфекций.
Принципы приготовления пищи
Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.
Овощи для свежих салатов натирают на крупной тёрке, а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.
Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.
Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.
Яйца готовят только вкрутую, в виде паровых омлетов без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.
Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.
Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.
Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.
Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.
- выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
- готовьте еду непосредственно перед подачей;
- не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.
Меню годовалого малыша на каждый день недели с рецептами
Меню годовалого ребёнка существенно разнится с тем, что было раньше. Маме уже нет необходимости целыми днями стоять у плиты, готовить блюда в отдельной посуде, точно рассчитывать «дозировку» продуктов и каждый раз изучать личико малыша в поисках прыщика. Ребёнок уже знаком практически со всеми овощами и фруктами, кашами, нежирными сортами мяса и рыбы, кисломолочной продукцией, поэтому вполне готов питаться блюдами с общего стола.
Это правило касается только тех родителей, которые придерживаются правильного питания. Если к столу ежедневно подаются жирные, острые, копчёные и слишком калорийные блюда, а на десерт предпочитаются кремовые пирожные, конфеты и тортик, то рекомендуем пока повременить с переводом малыша на семейный рацион.
Общие принципы рациона питания
- Кисломолочная и молочная продукция. В годовалом возрасте ребёнок уже кушает творог, сметану с минимальным процентом жирности, кефир, йогурт. На данном этапе в его меню разрешается вводить сыр. Только важно понимать, что это продукт должен быть с минимальным содержанием соли и без присутствия ароматизаторов и красителей. Идеально для этих целей подходит сорт «Маасдам». Обратить внимание можно на проверенных производителей — «Российский», «Пошехонский», «Гордость императора». Под запретом пока плавленые и творожные сырки, из-за наличия в них различных вредных добавок, ароматизаторов, красителей и большого количества сахара (к тому же, они очень жирные). Кисломолочную продукцию рекомендуется приобретать на молочной кухне или готовить самостоятельно на основе закваски. То же касается и молока. Козье и коровье молоко пока находится под запретом (хотя некоторые педиатры всё же советую включать их в рацион годовалого ребёнка).
- Каши. Каши ребёнок кушает самые разнообразные. Максимально полезными считаются каши из гречневой крупы, овсяной крупы, толокна, кукурузной крупы, рисовой крупы. Манную кашу и пшеничную лучше предлагать крохе реже, поскольку в них содержится глютен, который часто становится причиной аллергических реакций и плохой работы пищеварительной системы.
- Фрукты и ягоды. Предпочтение в годовалом возрасте лучше отдавать бананам, сливам, яблокам, персикам, абрикосам и грушам, то есть, тем фруктам, которые выращиваются в нашей местности. То же касается и ягод. Полезно ребёнку в этом возрасте употреблять чёрную и красную смородину, малину, ежевику, вишню, черешню, крыжовник, бруснику, клубнику. Заграничные и цитрусовые фрукты следует давать малышу с осторожностью. Не забывайте из фруктов и ягод предварительно удалять косточки, чтобы малыш не подавился. Повременить пока следует с виноградом, поскольку он способствует брожению в кишечнике.
- Напитки. В годовалом возрасте разрешается давать всевозможные фруктовые соки, ягодные морсы, предварительно разбавляя их наполовину с водой. Полезными будут кисели на основе клюквы и других фруктов, компоты из сухофруктов, некрепкий чай с долькой лимона, отвар из шиповника и т. д. Ни в коем случае не забывайте про воду.
- Овощи. Обязательно в меню годовалого крохи должна быть тыква, кабачки, цветная и белокочанная капуста, брокколи, морковь, картошка, свекла, лук, горошек. С осторожностью пока малышу предлагаются баклажаны. Перед обработкой их следует вымочить в подсоленной воде и удалить кожуру. Из нового можно подать к столу огурцы, спелые томаты, кукурузу, болгарский перец. На начальном этапе огурцы и помидоры лучше очищать от кожуры. Также можно приготовить малышу супчик, борщик с фасолью. Начинать введение нового продукта следует с минимальных доз. С редисом, редькой и чесноком следует не спешить. Гороховый суп и супы, сваренные на мясном, рыбном, грибном бульонах не подаются к столу крохи годовалого возраста.
- Мясо и рыба. Обязательно в меню ребёнка 1 года должны присутствовать нежирная говядина, свинина, телятина, куриное филе, мясо кролика, индейка, печень. Под запретом по-прежнему сосиски, сардельки, колбасы, сало, жирная свинина, говядина, мясо гуся, утки, полуфабрикаты, мясные консервы. Рыбу можно есть только нежирных сортов – минтай, хек, морского окуня, треску, судак. Постепенно разрешается вводить икру, наблюдая за реакцией ребёнка.
Что ещё можно давать малышу годовалого возраста
- Обязательно в детский рацион включается зелень – укроп, сельдерей, петрушка. Их добавляют в супчики и овощные салатики.
- Растительными маслами (оливковое, кукурузное) заправляются супчики, рагу, овощная икра, салаты.
- Сливочное масло добавляют в кашки, макароны, выпечку. С годовалого возраста разрешается намазывать его на ломтик хлеба.
- Что касается выпечки, то она также обязательна в рационе ребёнка. Это касается хлеба пшеничных сортов (не зернового и негрубого помола), печенья (овсяное, галетное, песочное, «Мария»). На полдник можно побаловать кроху сухариками с изюмом, лучше собственного приготовления. Из нового ребёнку предлагается булочка.
- Из сладостей можно кушать пастилу, джемы (в минимальных количествах, без красителей и добавок). Конфеты, торты, кремовые пирожные лучше не вводить в рацион крохи. Мёд пока тоже давать нежелательно, поскольку он очень аллергенный продукт.
- Яйцо (куриное, перепелиное) – обязательный продукт в меню ребёнка годовалого возраста. Теперь ему можно предлагать не только желток, но и белок. Подаются яйца в вареном виде, их также добавляют в сырники, суфле, выпечку, зразы, делают на их основе омлеты.
Сколько и каких продуктов должен съедать ребенок
Рассчитать, какое количество пищи в день должен съедать малыш, очень легко – достаточно разделить его вес на «9». Также просто определяется рекомендованная порция жидкости в день: на килограмм веса полагается (согласно возрастным нормам) 50 мл.
Развитие ребенка в 1 год
Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
Физиологические изменения
- Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
- Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
- Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.
Физическое развитие
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
Показатель
Среднее значение в 1 год
Мальчики в 1 год
Девочки в 1 год
Окружность грудной клетки
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш умеет?
- Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
- Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
- В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
- У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
- Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
- Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
- Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
- Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
- Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
- Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
- Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
- Кроха знает способ использования разных предметов.
- Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
- Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
- Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
- Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
- Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
- Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
- Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Занятия для развития
- Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
- Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
- Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
- Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
- Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
- Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
- Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
- Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
- Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
- В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
- Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
- Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
- Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
- Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Психическое развитие
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
- Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
- Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
- Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
- Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
- Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
- Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
- Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
- Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
- Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
- Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
- Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
- Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
- Лепить из соленого теста.
- Приклеивать наклейки на себя или на листок.
- Рисовать пальчиковыми красками.
- Играть со шнуровками.
- Наматывать нитки на клубок.
- Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
- Закручивать и откручивать крышечки.
- Играть с сортером и рамками-вкладышами.
- Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
- Играть с прищепками.
- Заниматься с сенсорной коробкой.
Развитие речи
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
- Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
- Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Делать гимнастику и массаж пальчиков.
- Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет: