Содержание
Можно ли ездить на мотоцикле в дождь
Как ездить на мотоцикле в дождь?
Несомненный аргумент в пользу мотожизни – максимальное ощущение реальности в путешествии: никакого каркаса безопасности, отсутствие кондиционера, поэтому если жара, то ты чувствуешь ее на себе, а если дождь, то промокаешь до нитки. По сути, езда в плохую погоду такой же контраргумент, как плюсик за реальность ощущений в погожий день.
Что нужно учитывать при езде в дождь?
- Плохая видимость. Плохо видите вы и еще хуже видят вас
- Плохое сцепление покрышки с поверхностью дороги
Осадки, большие или маленькие, всегда портят обзор, заливая визор пилоту, лобовое стекло водителю и глаза оголтелому пешеходу, спешащему через восемь полос магистрали домой на просмотр очередной серии «Игры престолов». По итогу, никто никого не видит, но подозревает, о существовании встречного и попутного движения с редкими сюрпризами выбегающих горожан на проезжую часть.
Покрытие Anti Rain на визоре улучшит ситуацию в вашу пользу, как и снижение скорости до благоразумной.
При езде в дождь рекомендуется пользоваться светоотражающими жилетами или яркими дождевиками, потому что видимость падает, а яркая экипировка выделяет вас из толпы.
Наверное, единственные мотоциклисты, которым любой дождь нипочем и вообще звучит, как вызов – эндуристы и кроссмены, спешащие на штурм трассы и луж с счастливыми возгласами «Уиии!». Именно у этих парней и девушек стоит поучиться езде в плохую погоду или поспрашивать о поведении мотоцикла, когда сцепление с поверхностью близко к символическому.
В городских условиях штурмовать лужи – плохой план. Покрытие дороги коварно не только из-за влажности, но и из-за скрытых под водой ям. Если вам везло не влетать передним колесом в открытый люк, это не значит, что такие везение бесконечно. Чем больше осадке, тем быстрее лужи превращаются в реки, под которыми могут скрываться любые неровности дороги.
Следите за тем, как залитые водой участки трассы проезжают автомобили, проваливаются ли они колесом, объезжают ли какой-то участок? Старайтесь увеличивать дистанцию внутри своей полосы, чтобы оставлять место для маневра при необходимости.
Плохое сцепление с дорогой
Во-первых, очевидно, что дождь вымывает на поверхность все, что накопилось на дороге с прошлого ливня. Мусор, масляные пятна, листья и прочий сор теперь не копится по краю проезжей части, а может попадать под колеса. В большинстве мотошкол советуют переждать начало дождя, а лучшее вообще не выезжать в непогоду.
Во-вторых, тормозной путь увеличивается до неприличия. Многие об этом забывают и начинают прижиматься в потоке, будто это поможет быстрее проехать.
Множество пилотов или забывают, или не знают вовсе о существовании понятия «аквапланирование». Этот термин говорит о том, что при движении по влажной поверхности с увеличением скорости перед колесом образуется водная подушка, этакая накатанная волна, которою колесо гонит перед собой. В результате сцепление покрышки с поверхностью дороги просто исчезает. Пятна контакта нет из-за водного клина, секундный воблинг на повышении скорости или неудачном маневре и вы продолжаете свой путь аки морская звезда, выброшенная на берег, с брызгами стирая экипировку и даря части цветного пластика асфальту.
Дабы увеличить пятно контакта покрышки, опытные пилоты снижают давление в колесах. Правда, от образования водной подушки перед колесом это не спасет. Главное помнить, что чем выше ваша скорость, тем больше воды покрышка толкает перед собой. А как вы хотели? Вода жидкость, а мотоцикл рассекает ее, а не движется поверх. Влаге некуда деваться с пути колеса, потому что не все отводится через каналы протектора и излишки неизбежно собираются впереди.
Что же делать при езде в дождь?
- Подходяще экипироваться. Наличие дождевика, бахил, запасной сухой одежды, залог, как минимум не испорченного настроения в конце пути.
- Воспользоваться светоотражающим жилетом, чтобы выделяться на дороге и не пострадать из-за плохо видимости.
- Езда на низких скоростях. Спешить вам некуда, в скользячку уйти всегда успеете, поэтому не торопитесь.
- Плавные маневры без резких движений. Любые резкие движения чреваты потерей баланса или сносом колеса.
- Разгрузить мотоцикл от ненужных вещей, навесных сумок и прочего. Стараться не брать пассажира в дождь. Любой лишний вес, кроме собственного, смещает баланс мотоцикла и влияет на управляемость, что в дождь и без того не просто.
- Не использовать только передний тормоз. Как мы уже рассматривали в предыдущей статье («Игра в баланс»), что при торможении мы перегружаем одно из колес, серьезно перемещаем центр тяжести. Торможение только передним тормозом чревато падением. Работать в дождь лучше обоими тормозами.
- Принимаем во внимание увеличившийся тормозной путь, а значит увеличиваем дистанцию.
- Можно снизить давление в шинах, но не больше чем на 0.3-0.2
И последняя мелочь, которая обрушивается, как лавина: брызги из-под колес машин. Вот уж что правда, то правда. Едешь себе тихо в дождевике и бахилах, скорость не нарушаешь, никому не мешаешь как. на фонтан аля цунами от промчавшихся «жигулей». Как из брандспойта окатит! А главное, водителю даже в голову не приходит, что сильные брызги из лужи могут выбить вас из равновесия.
Если есть возможность, лучше не рисковать, а просто переждать непогоду.
Сhopper.lv — Форум мотоциклистов
Езда на мотоцикле в дождь
Езда на мотоцикле в дождь
BARSUK » Пт июл 01, 2016 3:36 pm
Ну вот и полилось. Сложно смотреть вдаль, от машин идет «спрей», а одежда промокла. Визор мотошлема «потеет» и вы не совсем уверены, как вы и ваш мотоцикл собираетесь справиться с дождем. Замедлитесь немного. Расслабьтесь. В конце концов, это всего лишь вода.
Если ехать под дождем в течение длительного периода времени вы наверняка промокните. При этом не имеет значения, сколько денег вы потратили на дождевик. Есть шаги, которые можно и нужно предпринять, чтобы остаться теплым, в основном сухим и, самое главное, в безопасности.
Первое, что нужно устранить, это запотевание стекла (визора). С влагой в воздухе, любой шлем наверняка будет затуманивается и стекло будет потеть. Это решается установкой пинлока. Небольшое пояснение: Пинлоком называют второе стекло или плёнку, которая наклеивается или вставляется на стекло шлема. Получается как бы стеклопакет, который решает проблему запотевания. Вы скажете спасибо за этот совет, когда попадете в дождь.
Также по теме зрения: выбросьте темный или тонированный визор. Если вы регулярно ездите по мокрой дороге, рассмотрите для себя прозрачный желтый визор. Этот цвет дает увеличение контрастности и дает возможность видеть в плохих условиях.
Любой производитель шлемов скажет вам что нельзя применять жидкость типа «Rain-X» или нечто подобное. Тем не менее, многие опытные мотоциклисты делают это в течение многих лет без каких-либо побочных эффектов. Это заставляет воду быстро скатываться в шарики и «убегать» со стекла. Говорят, что разного рода жидкости уменьшают срок службы стекла, но в любом случае лучше менять визор один раз в год из-за царапин, так как даже незначительные дефекты снижают прозрачность. Так что это, безусловно, стоит учесть, если вы регулярно ездите в дождливую погоду.
Следующее, что нужно рассмотреть, это ваши руки. Руки первые начинают мерзнуть, а они нужны для точного и деликатного управления мотоциклом. Если ваши руки немеют, вы не в состоянии четко контролировать органы управления и это скажется на безопасности. Руки нужно держать в тепле и сухости. Посмотрите на пару перчаток любого известного бренда с водонепроницаемой мембраной, такой как «Gore-Tex» или что-то подобное. В первую очередь обратите внимание на водонепроницаемые перчатки Alpinestars и Dainese.
Такой же совет можно дать и по водонепроницаемой мембране для вашей куртки и брюк. Убедитесь что в молнии есть защита от влаги. Цельные костюмы лучше для поддержания вас в сухости, чем две части, куртка и штаны,просто потому, что дождь не может проникнуть в области нижней части спины. Регулярное применение «Nikwax» или других составов может помочь не пустить воду.
И, вдобавок ко всему, в дождь снижается видимость на дороге. Надевайте яркие, отражающие предметы на себя, которые помогут водителям видеть вас через брызги и пелену.
Почему-то производители до сих пор не могут найти способ сделать достойную пару водонепроницаемых мотоциклетных сапог, которые при этом еще и безопасны. Ищите сапоги, в которых есть водонепроницаемую мембрана с клапаном, которая идет почти так же высоко, как и сам сапог. Применяйте силиконовый спрей или аналогичный вокруг строчки подошва/сапог. Носите шерстяные носки, они будут держать вас в тепле, даже если они промокнут.
Вы знали о том, что асфальт имеет пористую структуру? Когда поверхность асфальтированной дороги сухая, поры впитывают масло и другие вещества, которые затем поднимаются на поверхность дождевой водой, поскольку масло легче воды. Наиболее опасное время ездить в первый час сильного ливня, когда все масло было поднято на поверхность дороги, но еще не было смыто с нее.
Дорожная разметка, казалось бы, предназначенная для обеспечения безопасности, также становится коварной. Когда краска для маркировки полосы движения намокает, она становится как ледяное пятно. То же самое касается крышки люков. Эти вещи просто смерть под дождем. Смотрите вперед, планируйте заранее и двигайтесь плавно. Никогда не позволяйте себе быть пойманным на этих штуках, когда вдруг нужно применить тормоз или резко ускориться открыв газ.
Вода находящаяся на поверхности дороги попадает между шинами и дорогой, снижая сцепление. Единственная задача протектора на шинах заключается в удалении воды из пространства между шиной и дорогой. Вот почему есть правило, что чем выше протектор, тем более эффективно вода будет удалена. В отличие от автомобиля, аквапланирование на мотоцикле менее вероятно из-за более узких шин мотоцикла. Но это может произойти. Если впереди глубокая лужа, по возможности, избегайте ее. Если же вам все же приходится ехать через нее, держите газ ровно и не пользуйтесь тормозом, держите руль прямо.
Чего нужно остерегаться.
Даже на хорошем, чистом, ровном дорожном покрытии, но мокрой поверхности, уровень сцепления будет снижаться. Вы не сможете тормозить, ускоряться или поворачивать так же, как и на сухой дороге. Это также относится ко всем остальным участникам дорожного движения, но на водителей легковых и грузовых машин это в меньшей степени влияет, чем на мотоциклистов. На мокрой дороге нужно быть еще более осторожными относительно других транспортных средств. Помните, что для них видимость тоже снижается, тормозной путь машин увеличивается и шансы водителя автомобиля кого-то сбить или просто сделать что-то непредсказуемое и глупое чрезвычайно растут.
Что вы можете сделать.
Для чего нужно снизить скорость? Мало того, что это нужно сделать из-за уменьшения коэффициента трения шин, это еще и даст вам больше времени, чтобы смотреть вперед, выявлять и анализировать заблаговременно опасности и в нужный момент придумать план как их избежать. Это даст вам больше времени для чтения дорожных знаков и уменьшит ваш тормозной путь.
Кроме того, необходимо сосредоточиться на плавной езде. Резкое применение тормоза или руления может усугубить ограниченное сцепление, вызывая скольжение.
Не цепляйтесь за руль мертвой хваткой.
При использовании тормозов, применяйте тот же метод, как при езде по сухой дороге: медленно сожмите рычаг, чтобы загрузить переднее колесо и сжать подвеску, затем постепенно увеличивайте силу нажатия, пока не достигнете желаемой степени замедления. Тормозить довольно трудно на мокрой дороге, вы просто должны делать это плавно и постепенно. На самом деле, это относится ко всем элементам управления. Будьте осторожны с задним тормозом, снижение сцепление может привести к блокировке колеса и юзу даже раньше, чем можно представить. То же самое и с дросселем. Ускорение делайте мягко. Когда вы подъезжаете к светофору, начинайте торможение даже раньше, чем это нужно. Это помогает контролировать машины за вами, вы не должны удивлять других водителей неожиданной остановкой.
И последнее, но не менее важное: Системы ABS и Traction Control хорошо работают и помогают при движении в дождь. Это не бесполезные опции, желательно чтобы они входили в список функций, которые нужно иметь на вашем мотоцикле.
МОЙ МОТОЦИКЛ
МОТОЦИКЛ И СЦЕПЛЕНИЕ ДОРОГИ В ДОЖДЬ
Самая большая проблема при поездке в дождь заключается в том, что водитель совершенно не представляет, на что способны шины мотоцикла и насколько резко можно тормозить. В результате водитель часто едет с излишними предосторожностями. Многие необоснованно снижают скорость на свободной, пустой дороге с хорошим покрытием и обзором, когда вполне безопасно двигаться на приличной скорости даже в дождь.
Возможно, не с такой высокой скоростью, как по сухому покрытию, но все же достаточно быстро. В трафике вам, вероятно, придется идти с общей скоростью потока, в противном случае, вы будете раздражать других водителей. Нет ничего плохого в осторожном ведении мотоцикла в дождь, но излишняя предосторожность начнет сказываться на негативном отношении к вам других участников движения. Если вы знаете, что делать можно, а чего делать нельзя, то поездка в дождь может оказаться даже приятной и интересной!
Сцепление с покрытием
Подумайте, как дождь влияет на сцепление. Подойдите к этому с точки зрения логики — посмотрите на поверхность дороги и спросите себя, как долго уже идет дождь? Безусловно, мокрая поверхность имеет меньшую степень сцепления по сравнению с сухой дорогой, и вам придется уменьшать угол наклона мотоцикла и увеличивать тормозной путь. Тем не менее, если поверхность дороги чистая и ровная, у байка с современными шинами достаточно высокая степень сцепления.
Проблемы начинаются тогда, когда поверхность дороги грязная и/или неровная. Выровнять поверхность дороги вы не можете. Ее приходится принимать такой, какая она есть.
Следите за состоянием дороги впереди себя. Отмечайте изменения покрытия заранее и старайтесь выбрать такую траекторию, чтобы мотоцикл проходил по более качественному покрытию. Следите за изменением цвета заплаток на дороге — это могут быть заплатки из особенно скользких материалов, ямы, карманы и вырезки в покрытии, «отполированные» участки дороги.
Вы, наверняка, замечали, что по одним поверхностям мотоцикл скользит больше, чем по другим. Некоторые поверхности, по которым абсолютно безопасно ездить в сухую погоду, в дождь становятся практически не пригодными для двухколесных машин, другие поверхности обладают сцеплением, которое свойственно трекам, некоторые поверхности обладают средним сцеплением, независимо от того, сухие они, или мокрые. Полезно знать, чем эти поверхности отличаются. Лучше узнать это в теории, чем проверить на своем горьком опыте.
Не забывайте о поверхностях, которые становятся очень скользкими в дождь:
— Металлические крышки люков
— Катафоты и светоотражатели
— Белые линии и другая дорожная разметка
— «Отполированные» и изношенные участки дороги
— Просмоленные/гудронированные швы
— Опадшие листья
— Масляные пятна.
В мокрую погоду все эти типы поверхности блестят! Общее правило: считаете любое блестящее пятно или участок дороги потенциально скользким и, по возможности, старайтесь не проезжать по таким поверхностям.
Избегайте участков, где наиболее часто скапливается масло, смазка и грязь:
— Между колесами автомобилей на светофорах и стоп-знаках
— На внешней линии поворота (другими словами, в правой части полосы при левом повороте и в левой части полосы при правом повороте)
— На разворотах.
Самую большую опасность представляет разлившееся дизельное топливо. Согласно статистическим данным организации FEMA, 10% всех аварий на мотоциклах происходит именно из-за дизеля. В данном случае вам может помочь ваш нос, «чутье». Как правило, вы чувствуете запах дизеля прежде, чем проезжаете по пятну. Кроме того, остерегаетесь проезжать по блестящим, но темным пятнам, подтекам, а также по тем участкам дороги, где образуется эффект радуги (радужные переливающиеся пятна).
В принципе, покрытие дороги становится особенно скользким после кратковременного дождя в летние месяцы, непосредственно после пересушенного состояния дороги — масло, попадающее на дорогу, смешивается с остатками изношенной резины, что и создает чрезвычайно скользкие пятна и участки. Длительный дождь смывает масло и резину с дороги, и при нормальном состоянии покрытия, дорога обладает достаточно хорошим сцеплением.
Избегайте излишнего скопления воды на дороге: луж, потоков, ручьев и т.д. Не забывайте, что оценить глубину лужи часто сложно, а то и невозможно. По дороге могут бежать ручьи, которые наносят на покрытие грязь и гравий, которые могут скапливаться под поверхностью воды, и вы их не увидите. Не удивляйтесь, что участки дороги у подножия холмов будут чрезвычайно скользкими после сильного ливня. Глубокие карманы и выбоины могут привести к тому, что вы потеряйте контроль над мотоциклом, если попадете в такую выбоину на высокой скорости. Иногда представление о глубине лужи может дать сравнение поверхности с высотой бордюрного камня или дорожного ограждения. Вообще старайтесь не ездить по лужам, вы можете или угодить в глубокую выбоину, или можете наехать на что-либо, что скрывается под поверхностью воды.
Следует руководствоваться компромиссом. Для того чтобы находить участки с хорошим сцеплением, нужно искать их. Что более важно, не выбираете такую траекторию движения, которая лишает вас выбора, не дает возможности для маневрирования. Когда вы не выбираете экстремальные траектории, у вас есть возможность изменить направление движения. Если вы держитесь на расстоянии от гудронированных швов и белых линий разметки, вы можете поворачивать с достаточной степенью сцепления, без боязни проехать по скользкой поверхности и упасть. Нужно смотреть вперед и думать о том, что вы делаете.
Ключевым моментом при езде в дождь является равномерное и плавное выполнение действий и маневров. Старайтесь не менять резко направление движения или скорость. Все очень просто — старайтесь ехать мягко и последовательно. Чем меньше/реже вы пользуйтесь ручками управления, тем лучше.
Не забывайте о том, что на мокром покрытии тормозной путь мотоцикла увеличивается вдвое или больше, поэтому начинайте тормозить с учетом этого факта. Когда вы начинаете тормозить, делайте это мягко и прогрессивно — вы удивитесь, насколько у вас увеличится сцепление с покрытием, если вы дадите подвеске возможность успокоиться, обрести стабильное состояние. Если вы резко включите передний тормоз, то заблокируйте его — на мокром покрытии он сработает раньше, чем вы успеете среагировать. Как и на сухой дороге, а на мокрой — особенно, лучше всего входить в поворот с отпущенными тормозами, перенося вес на заднюю часть мотоцикла и аккуратно пользуясь заслонкой.
Ускоряясь, делайте это мягко и принимайте в расчет, что переключиться вам надо будет раньше, чем обычно. Это снизит вероятность заноса заднего колеса при увеличении скорости или на высоких оборотах двигателя. Однако не следует совершать ошибку и идти на слишком малых оборотах двигателя. Большинство моторов «чувствует себя» не очень хорошо в нижнем диапазоне, и им потребуется более высокая скорость для поддержания оборотов. Поддерживайте работу двигателя в наиболее приемлемом, оптимальном для него диапазоне, но смещайтесь в сторону снижения оборотов, а не увеличения их количества.
При выполнении поворотов применяется та же техника, что используется при сухом покрытии, но в дождь чрезвычайно возрастает необходимость все выполнить правильно. Заканчивайте торможение, пока мотоцикл идет по прямой, дайте подвеске время успокоиться, прекратить колебания, входите в поворот мягко, поддерживайте невысокую мощность в повороте (для этого, соответственно, нужно выбрать такую траекторию, линию, которая позволяет вам поддерживать мягкое ускорение, что, в свою очередь, означает, что вы должны выбирать более поздний апекс (вершину) поворота), которая передает нагрузку на заднее колесо и помогает переднему колесу выполнять поворот.
При наклоне мотоцикла ускоряйтесь особенно мягко, аккуратно пользуйтесь заслонкой, прикладывайте более высокое ускорение только тогда, когда мотоцикл принял вертикальное положение. Занос на прямой траектории обычно легко контролировать, занос на мокром покрытии при наклоне мотоцикла к поверхности почти неизбежно приведет к тому, что машина упадет.
В большинстве случаев вы можете опустить мотоцикл к покрытию больше, чем вам кажется безопасным, но следует избегать неожиданных, резких движений. При сухом покрытии можно начинать поворачивать позднее, быстрее поворачивать руль и уменьшать радиус прохождения поворота. В дождь этой техникой тоже можно пользоваться. Такая техника безопасна, так как она лучше открывает поворот, но нужно входить в поворот на меньшей скорости, выполнять маневр мягче и делать более мягким (большим) радиус поворота.
Это не значит, что входить в поворот надо слишком рано — многие мотоциклисты начинают поворачивать слишком рано даже в сухую погоду, теряя траекторию в середине поворота, что заставляет их тормозить в повороте, стараясь сбросить скорость. В сырую погоду такие действия еще более чреваты последствиями.
Если вам приходится тормозить в повороте, пользуйтесь задним тормозом мягко, не резко, и очень внимательно относитесь к передней части. У вас может быть очень высокая степень сцепления, но если вы застопорите тормоза, вы, всего скорее, упадете. Если у вас заблокировался задний тормоз, есть возможность избежать падения: включите сцепление, чтобы отключить привод. Мотоцикл вильнет, но если вы делайте все достаточно быстро, мотоцикл не упадет
По материалам «Типичный мотоциклист» (группа в контакте)
Езда на мотоцикле под дождем и в ветреную погоду
Опубликовал: zzman в Выбор мотоцикла и экипировки 24/08/2013 0 4,103 Просмотров
В зависимости от опыта, навыков, уровня подготовки и любви к риску, езда на мотоцикле в дождь может быть как пугающей, так и захватывающей. В любом случае, это более сложно и потенциально опасно, чем прогулка по сухой солнечной дороге с рекомендованной скоростью. К тому же, Вам и двухколесному другу после возвращения домой потребуется основательный душ.
Некоторые ездоки избегают дождя, особенно в районах с большим количеством осадков. Но если Вы привыкли ездить далеко и долго, то рано или поздно столкнетесь с этим явлением природы, хотите того или нет.
Если полагаете, что придется ездить под дождем, лучше знать заранее, чего следует ожидать и подготовиться. Примите вызов и не опасайтесь неизведанного – это только повредит.
Как говорилось выше, некоторые райдеры любят дождь. Даже мотогонки не отменяют из-за слякоти на круге – вода с неба еще не повод оставлять мотоциклы в гаражах.
Одежда и защита
Если все водители согласились на полностью закрывающий голову шлем – то на улице явно идет дождь. Дождевые капли больно жалят кожу на скорости, а порывы ветра могут принести какой-нибудь не слишком мягкий предмет из ниоткуда прямо в лицо.
Иметь соответствующую поездке одежду тоже жизненно важно. Дождевики работают неплохо, особенно при обычном несильном дожде. Но лучше надеть что-то более значительное, с учетом того, что вы можете еще и упасть. Специальная мотоциклетная одежда для непогоды сшита так, что не дает проникнуть ветру и дождю вовнутрь. Ведь незакрытые манжеты рукавов, штанов и горловина – фактически ворота для влаги и воздуха.
Например, если у вас есть влагостойкая куртка и перчатки с крагами, давление воздуха может погнать дождевую воду по крагам в рукава. Некоторые райдеры делают дополнительные защипы на рукавах, другие же довольствуются более тщательным утягиванием. То же самое и с шеей: высокий воротник или специальный утеплитель шеи могут спровоцировать затекание влаги.
Если планируете длительную поездку, не поленитесь протестировать экипировку в дождливый день недалеко от дома. Отработка возможных проблем в «тепличных» условиях в будущем поможет совершить поездку под дождем, считая ее приятной прогулкой, а не проклинать каждый километр пути.
Если все-таки намокнете – замерзнуть или «запариться» в одежде зависит только от вас. Зная о непогоде, можно надеть под спецодежду белье, которое не пропускает влагу – полиэстер, флис или шерсть. Водитель, отвлекающийся на собственные ощущения, может упустить ситуацию на дороге. Поэтому продумайте все заранее.
Дождевая вода делает даже чистое покрытие менее бугристым и шины не прогреваются так быстро, как на такой же сухой поверхности.
И что более неприятно, если осадков не было довольно долго, грязь, масла и другие технические жидкости, попадающие на дорогу, формируют скользящий слой, который смывается только при сильном дожде. Причем сам этот слой становится во время дождя еще более скользким.
И как сцепление на сухой поверхности зависит от ее типа, то же самое справедливо и для мокрых поверхностей. На некоторых дорогах «мокрое» сцепление весьма неплохое, на других же – просто ужасное. И именно ездоку придется на себе определять, где какое.
Чтобы протестировать сцепление, надо аккуратно и быстро нажать и отпустить задний тормоз. Это работает и на сухих поверхностях и способ лучше, чем никакой, для определения тормозного пути. Делать это надо только на прямом ровном участке дороги, иначе рискуете оказаться в кювете.
Опасность представляют недавно отремонтированные участки, старый оплавленный асфальт, определенные покрытия, гравий и глина, смытые на дорогу, «стиральные доски» и поверхности с разлитым на них маслом. Гаражи и многоуровневые стоянки, которые протекают под дождем, но никогда затем полностью не вымываются, также могут доставить неприятные минуты. Берегитесь трамвайных путей, металлических покрытий на дороге и тому подобных препятствий. Краска на пешеходных переходах и толсто нарисованные линии разметки также весьма скользки при намокании, поэтому если есть возможность – избегайте наезжать на них.
Конечно, на мокрых дорогах все сбрасывают скорость, но ключевой навык – аккуратное изменение траектории движения. Не зажимайтесь, сидя на мотоцикле, расслабьте тело и не сжимайте судорожно руль – пусть мотоцикл делает свое дело. Используйте тормоза не резко, а постепенно выбирая гашетку. Входите в повороты и ускоряйтесь плавно. Езда «в натяжку» поможет избежать прокручивания заднего колеса.
Гидропланирование менее характерно для мотоцикла, чем для машины. Но чем шире шина или выше скорость – тем большая вероятность, что эффект произойдет. Дренажные канавки или насечки на шинах должны быть достаточно глубоки.
Дождевая резина для города обычно имеет больше канавок, для уличных гонок – меньше. Зато спортивная резина может похвастаться своим составом. Как и на сухой поверхности, более мягкие шины имеют лучшее сцепление с дорогой, чем сделанные из более твердых компонентов.
Видимость на дороге
Специальная жидкость Rain-X наносится снаружи забрала шлема для скорейшего стекания жидкости. Обработка стекла с внутренней стороны специализированным средством помогает уменьшить запотевание. Чем ниже скорость, тем быстрее происходит запотевание и тем больше капель остается снаружи. Периодическое откидывание забрала создаст дополнительную вентиляцию, а если Вам совсем ничего не видно через стекло, то его придется держать открытым постоянно, держа при этом невысокую скорость.
Очки с желтыми или оранжевыми стеклами увеличивают четкость картинки, особенно при езде под дождем днем и в сумерках.
Если ветровое стекло высокое, Вы не сможете нормально смотреть поверх. Стоит подумать об уменьшении его размеров.
Яркие цвета и светоотражающие элементы гораздо лучше, чем черный или нейтральный. Если упадете на проезжую часть, то лучше бы окружающие водители четко понимали, что перед их колесами человек, а не кусок шифера.
Соблюдайте безопасную дистанцию и держитесь подальше от тех, кто ей пренебрегает или хочет повиснуть у Вас на седелке. Такие типы имеют все шансы не успеть изменить траекторию своих транспортных средств, чтобы избежать столкновения при резком маневре впереди едущего мотоцикла. Постарайтесь показать им, что надо немного отстать или обогнать Вас, но не висеть на хвосте.
Нежелательно ездить во время гроз. Райдера может убить молнией или лишить сознания. Счастливчик очнется в больнице, остальные же будут коротать вечность в земле. Пик летних гроз приходится на июль-август.
Мотоцикл – как маленький парус. Легкие байки с обтекателями, закрывающими весь корпус, особенно подвержены боковому ветру. Будьте готовы наклоняться вместе с мотоциклом против ветра для того, чтобы двигаться перпендикулярно поверхности дороги. Но не забывайте, что ветер может налетать порывами – и при ослаблении давления надо успеть принять вертикальное положение, чтобы не упасть. Иногда райдеры прячутся за большими машинами для защиты от ветра. Не забывайте, что у водителя есть слепые зоны по зеркалам или из-за элементов корпуса самой машины и он просто может Вас не заметить, меняя направление движения.
Заключение
Лишь только Вы сами можете накопить опыт движения под дождем. Если внезапно окажетесь в ситуации, с которой явно не можете совладать – лучше остановиться и переждать. Хорошей идеей является превентивное обучение езде под дождем в контролируемых условиях. Помните: паника – худшее, что может случиться на дороге. Поэтому думайте, перед тем как совершать маневры, постоянно учитесь и не выходите за пределы возможностей своего мотоцикла.