Можно ли девушкам ходить в мечеть

Можно ли женщинам посещать мечети?

Вопрос: Существует хадис: «Не препятствуйте рабыням Аллаха в посещении мечетей». А в версии хадиса, которую приводит Абу Дауд, добавлено: «…но их дома лучше для них».

Некоторые алимы не рекомендуют женщинам посещать мечети. Ведь есть же прямой текст, где сказано, чтобы не запрещали им это. И вообще, что скажете на счёт этого хадиса и добавления в его вторую версию слов «. но их дома лучше для них» – это достоверно?

Ответ:

عبارة تحفة المحتاج .

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» (т. 3, с. 13) утверждает:

В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, сказано: «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, но их дома лучше для них».

فإن قلت إذا كانت خيرا لهن فما وجه النهي عن منعهن المستلزم لذلك الخير قلت أما النهي فهو للتنزيه كما يصرح به سياق هذا الحديث ثم الوجه حمله على زمنه صلى الله عليه وسلم أو على غير المشتهيات إذا كن مبتذلات

У кого-то может возникнуть вопрос: раз им лучше совершать намазы дома, то в чём смысл слов Пророка ﷺ «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети»? Смысл в том, что слова Пророка ﷺ в этом хадисе носят рекомендательный характер – танзих, т.е., не будет греха, если запретить.

Согласно другой версии, запрещать нельзя было только женщинам времён Пророка ﷺ .Также есть версия, согласно которой, нельзя запрещать женщинам, к которым мужчины обычно не испытывают влечения и которые идут в непривлекательной, заношенной одежде.

، والمعنى أنهن ، وإن أريد بهن ذلك ونهى عن منعهن ؛ لأن في المسجد لهن х خيرا فبيوتهن مع ذلك خير لهن

Суть вышеприведённого заключается в следующем: хотя и нельзя запрещать женщинам посещать мечети, и для них это является дозволенным деянием, так как в мечети для них есть благо, но всё же дома для них блага больше, чем в мечети.

ومن ثم كره لها حضور جماعة المسجد إن كانت تشتهى ولو في ثياب رثة أو لا تشتهى وبها شيء من الزينة أو الطيب وللإمام أو نائبه منعهن حينئذ كما أن له منع من أكل ذا ريح كريه من دخول المسجد ويحرم عليهن بغير إذن ولي

أو حليل أو سيد أو هما في أمة متزوجة ومع خشية فتنة منها أو عليها

Поэтому нежелательно (карахат) посещать мечети для совершения коллективной молитвы тем женщинам, к которым у мужчин может возникнуть влечение, даже если те будут в непривлекательной, заношенной одежде. Нежелательно посещать мечети и женщинам, к которым обычно не испытывают влечения, но которые идут туда, приукрасившись и умастившись благовониями, тем самым привлекая к себе внимание мужчин. Имам мечети или его заместитель имеют право запретить таким женщинам заходить в дом Аллаха.

Незамужним женщинам запрещено (харам) посещать мечети без разрешения опекуна, а замужним – без разрешения мужа. Также запрещено женщинам посещать мечети, если есть вероятность возникновения у них в отношении мужчин или у мужчин в отношении женщин непристойных мыслей или действий.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Женщина и мечеть: всё, что нужно знать ей

Два вопроса, которые затрагиваются в этой статье, актуальны настолько, что просто необходимо знать ответы на них, чтобы не было разногласий. Опираясь на Кyр`ан и Сунну пророка, мы откроем завесу над самыми трепетными проблемами современности.

Какая молитва для неё лучше – в мечети или дома?

В исламе совершение коллективных молитв в мечети – прерогатива только мужчин. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, советовал женщинам совершать молитвы дома, в самом уединенном уголке, и это лучше для неё. Об этом говорится в хадисах:

Умм Хумайд Саидийя, да будет доволен ею Аллах, как-то спросила: «О Пророк Аллаха, я желаю совершать молитвы, будучи руководима в них тобою». Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, тогда ей ответил:

«Мне ведомо об этом, но молитва, совершаемая тобой в укромном уголке твоего дома лучше, чем в закрытой комнате, а молитва, совершаемая тобой в закрытой комнате, лучше, чем если бы ты совершала ее во дворике своего дома; но молитва, совершаемая тобой во дворике твоего дома, лучше, чем если бы ты совершала ее в близлежащей мечети, а совершение ее тобой в близлежащей мечети лучше, чем в самой большой мечети города»

– передано имамом Ахмадом, Ат-Табарани и Абу Даудом. То есть женщины получают за молитву дома такое же вознаграждение, какое мужчины получают за молитву в мечети и прочее.

Но в исламе канонически разрешено посещать мечети женщинам. И глубоко заблуждается тот, кто запрещает им это.

Во-первых , Пророк велел мужчинам не чинить препятствий женщинам отправляться в мечеть, если они того пожелают:

«Не запрещайте рабыням Аллаха приходить в Его мечети. Если жена одного из вас испрашивает вашего разрешения отправиться в мечеть, ей не должно в этом отказывать» (аль-Бухари и Муслим).

Во-вторых , пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорил:

«Не удерживайте ваших женщин от прихода в мечети, хотя для них лучше совершать молитву дома» (передано Абу Дауд).

Да, в исламе действительно приводится история, когда Умар ибн аль-Хаттаб запретил посещать женщинам мечети и его поддержала в этом вопросе Айша – мать правоверных, жена пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Поэтому цель посещения мечетей должна заключаться в совершении молитвы и других действий, связанных с выражением веры, а не в том, чтобы рисоваться перед другими и привлекать к себе ненужное внимание. Этот запрет касался этических соображений. Но канонически, а это важно, запрета на посещения женщинами мечетей нет.

А история с запретом выглядела так: Когда женщины отправлялись в мечеть для совершения каждой молитвы, Умар наложил такой запрет, поскольку нравы стали совсем другими, чем, когда были во времена пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Протестовавшие против этого запрета женщины Медины явились к Айше, но она поддержала Умара, ответив им:

«Если бы Пророку было ведомо то, что ведомо Умару, он не позволил бы вам выходить из дома в мечеть».

Важно понимать, что религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать. Приведем ещё один хадис, который передал сын Умара ибн аль-Хаттаба – Абдулла от пророка, мир ему и благословение Всевышнего:

«Не запрещайте женщинам посещать дома Господни – мечети» (Муслим и Ахмад).

И в фикхе – мусульманском законодательстве – разрешено посещать мечети женщинам.

Взаимодействие мужчин и женщин в мечети

Самое интересное, на наш взгляд, что когда обращаемся к сунне, мы узнаем, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, взаимодействие между мужчинами и женщинами в мечети действительно существовало. Это было нормальной практикой и касалось разных дел религиозного и социального характера. Приведем несколько примеров.

Абдуллах ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сообщил, что однажды Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, вошел в мечеть в сопровождении нескольких женщин из числа ансаров, он говорил им:

«У кого бы из вас ни умерло трое детей, Аллах обязательно введет ее в Рай».

Услышав это, одна из женщин – самая почтенная среди них – спросила: «О, Посланник Аллаха, это касается женщин, которые потеряли двоих детей?». На это достопочтенный Пророк ответил:

«Да, это распространяется и на женщин, которые потеряли двоих детей».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение) провел молитву, а когда он закончил ее, то повернулся к нам и спросил:

«Есть ли среди вас тот, кто приходит к своей жене, запирает дверь, закрывает шторы, а затем выходит из дома и рассказывает: “Я делал со своей женой то-то и то-то?”».

Люди промолчали. Затем он повернулся к женщинам и спросил:

«Есть ли среди вас хоть одна, которая говорит о таких вещах?».

Тогда молодая женщина поднялась, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, смог видеть ее и слышать то, что она говорит. Женщина сказала: “Да, клянусь Аллахом, мужчины говорят об этом и женщины, тоже об этом говорят”. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Знаете ли вы, на кого похожи те, кто делает это? Они подобны дьяволу и дьяволице, которые встречаются посреди дороги и удовлетворяют свое желание, в то время как люди смотрят на них».

Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщал о следующем случае: «Обычно во время проповеди Пророк, мир ему и благословение, стоял, облокотившись на ствол пальмы. Одна женщина из числа ансаров сказала: «О, Посланник Аллаха! У меня служит плотник, не приказать ли ему построить тебе минбар?», на что Пророк, мир ему, согласился. Тогда сделали минбар. А в пятничный день, когда Пророк Мухаммад, сел на этот минбар, пальма, возле которой раньше стоял Пророк Мухаммад, мир ему, закричала подобно ребёнку,а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спустился вниз, взялся за неё и прижался к ней, после чего эта пальма принялась стонать, как ребёнок, которого стараются успокоить, и стонала, пока не затихла, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Она плакала, тоскуя по словам поминания Аллаха, которые слышала прежде».

Следующее повествование указывает нам о положении и роли женщины в мечети. Передается от Махмуда ибн Лабида: «Когда Саад был ранен стрелой в руку, он едва мог двигаться, и его передали женщине по имени Руфайда, которая лечила раненых в мечети. Когда Пророк проходил мимо, вечером или утром, он каждый раз справлялся о его самочувствии».

Также передается что однажды праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, взошел на минбар и сказал:

«Не делайте махр ваших женщин дорогим, ибо если бы это было достоинством (человека) в этой жизни или богобоязненностью перед Всевышним, то Пророк (да будет доволен им Аллах) опередил бы вас в этом. Поэтому я больше не хочу слышать о том, что кто-то заплатил женщине махр больше 400 дирхемов».

В это время с места встала одна женщина-курайшитка и возразила Умару: «О правитель правоверных! Ты что, желаешь запретить людям давать махр на сумму, превышающую более 400 дирхемов?»

Умар (да будет доволен им Аллах) твердо ответил:

«Да, запрещаю это делать!»

Тогда женщина воскликнула: «Разве вы не слышали такой аят Кyр`ана:

«Если вы захотели заменить одну жену другой, и если первой из них выделенный вами махр очень велик, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать что-либо несправедливо и совершая явный грех?» (4:20).

В ответ Умар сказал:

О Аллах! Прости мои прегрешения. Оказывается, люди гораздо умнее Умара» (в другой версии хадиса говорится: «женщина была права, а мужчина ошибался»).

Эти истории указывают нам на то, что женщина в исламе является полноценным гражданином, имеющим все права. Мечеть же является тем местом, где люди во времена пророка не просто молились, но и решали какие-то социальные и религиозные вопросы общества. И нахождение их в мечети никогда не порицалось пророком Мухаммадом.

Но необходимо учитывать определенные аспекты пребывания женщины в мечети. Мусульманские ученые подчёркивают, что, если женщина идёт в мечеть, чтобы получить ценные религиозные знания или другую пользу для своей религии, которые нельзя получить больше нигде, поход в мечеть с данной целью становится для неё вознаграждаемым. Само же посещение мечети должно соответствовать всем нормам ислама: необходимо, чтобы женщина была правильно одета – полностью покрыта, добиралась до мечети подходящим безопасным способом, не отправлялась туда одна ночью и избегала смешения с мужчинами.

Календарь событий

Правильное и искреннее выполнение молитвы. Зайд бин Халид Аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал как-то:

Проповедь имама

Ислам против террора

«Хикмәт» — областная духовная культурно-просветительская газета

О посещении мечети женщинами

حَدَّثَنَا هَارُونُ بْنُ سَعِيدٍ الْأَيْلِيُّ ، حَدَّثَنَا ابْنُ وَهْبٍ ، أَخْبَرَنِي مَخْرَمَةُ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ ، أَنَّ زَيْنَبَ الثَّقَفِيَّةَ ، كَانَتْ تُحَدِّثُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ : إِذَا شَهِدَتْ إِحْدَاكُنَّ الْعِشَاءَ فَلَا تَطَيَّبْ تِلْكَ اللَّيْلَةَ

Рассказал нам Харун бин Саид Аль-Айли: «Рассказал нам Ибн Вахб»: «Поведал мне Махрама от его отца, от Бусра бин Саида, что Зайнаб Ас-Сакафия передала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если одна из вас исполняет ночную молитву, пусть не применяет благовония в эту ночь«.

До ислама арабская женщина сидела неотлучно дома, заключённая в четырёх стенах, за редким исключением. Свой дом покидала, та, которая имела какую-либо профессию и практиковала её, а также та, которая имела рабынь и служанок. Женщине позволялось выйти только в исключительных случаях, но даже иногда и это было ей запрещено. Ислам возвысил женщину и повысил её статус. Ислам даровал женщине право на свободу убеждений и собственного мнения, право на защиту своих интересов, а также право на выполнение законного и предписанного.

Женщины Хиджаза так же, как и мужчины уверовали и последовали за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), они так же, как и мужчины присягнули ему. Они наравне с мужчинами присутствовали на уроках в мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он позволял им исполнять коллективную молитву в мечети позади мужчин.

Это была свобода, которую невозможно представить на Аравийском полуострове. Итогом этого стала психологическая борьба между тем, к чему привыкли мужчины по отношению к женщинам и теми правами, которые женщины получили с приходом ислама. Однако арабское высокомерие и желание править женщиной овладело некоторыми мужчинами, и они не позволяли женщинам ходить в мечеть. Они пожаловались Посланнику свободы, пришедшему со светом ислама и он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах): «Не запрещайте женщинам своим ходить в мечеть, если они желают этого и просят вашего дозволения на это. Если женщина попросит разрешения мужа своего, пусть он не запрещает ей. Позволяйте женщинам отправляться в мечеть«.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чувствовал, что в душе сподвижники его боятся смуты, боятся распустить женщин, и что они будут в них сомневаться, поэтому шариат наложил условия для посещения женщиной мечети, которые гарантировали сохранность от этих опасностей. Шариат обязал женщин отправляться в мечеть ночью, облачившись в одежды, не применяя благовоний и не наряжаясь.

Хадис: «Любая женщина, умастившаяся благовонием, пусть не исполняет с нами последней ночной молитвы«.

Хадис: «Те из вас (женщин), кто идёт в мечеть, пусть не применяет благовония«.

Хадис: «Любая женщина, умастившаяся духами, для того, чтобы проходящие мимо мужчины почувствовали её аромат — прелюбодейка, а каждый глаз — прелюбодей«.

Наряду с этим, шариат обязал её идти по краю дороги, чтобы не толпиться среди мужчин. По завершении утренней молитвы, мусульманки, торопясь, сразу после приветствия, окутавшись в свои одежды возвращались в свои дома в утренней мгле, чтобы не быть узнанными. Мужчины, наоборот, должны не торопиться и ждать, пока выйдут женщины.
Женщины должны становиться в конце молебного зала мечети за мужчинами и, даже если они заметили ошибку имама, они не должны говорить тасбих, им нужно хлопать в ладоши. Женщина должна отправляться в мечеть только с разрешения её мужа.

Но женщина остаётся женщиной, несмотря на свою религиозность, проявляется её сущность и женственность. Не прошло и четверти века, как женщина стала применять парфюмерию при выходе из дома, облачаться в самую красивую одежду, и применять украшения. Несомненно, это вызвало ревность мужчин к своим жёнам, и они стали запрещать им ходить в мечеть. Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) увидел, что так поступают его сыновья, и он напомнил им хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не запрещайте женщинам своим мечети, если они просят вашего дозволения на это. Не запрещайте женщинам ходить в мечети ночью«.

Один из сыновей Абдуллы сказал: «Я всё равно не буду пускать своих жён. Кто хочет, тот пусть отпускает своих жён!». Другой добавил: «Клянусь Аллахом! Мы запретим им выходить! Клянусь Аллахом! Мы не позволим им использовать поход в мечеть для распространения разврата и отправление в мечеть для прикрытия обмана».
Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) встал от услышанного и толкнул в грудь одного из своих сыновей, сказав ему: «Надоел уже ты! Да постигнет вас кара Аллаха!» С негодованием ругал и второго сына и сказал им обоим: «Я говорю вам: «Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а вы говорите: «Нет»! Я не заговорю с вами, пока вы не раскаетесь!».

Дело было не только в ревнивых мужчинах, но и в благочестивых женщинах, стремящихся сохранить устои веры. К таковым относится наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах). Она сказала: «Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что женщины после него не соблюдают столпов его учения, то он запретил бы им ходить в мечети, как это было запрещено когда-то женщинам сынов Израилевых, когда они стали появляться среди мужчин и побуждать их к греховному и скверному». Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал: «Женщине не запрещено ходить в мечеть при соблюдении условий, перечисленных учёными, взятыми ими из хадисов. Опираясь на эти условия, она не должна быть умащена духами, наряжена в украшения, не должна использовать браслеты для ног, которые издают звуки, облачаться в шикарные одежды, не смешиваться с мужчинами и юношами и всеми, кто может ею соблазниться и путь её в мечеть должен быть безопасен от греховного. Сам запрет отправиться в мечеть замужней женщине, при соблюдении выше перечисленных условий, является лёгким макрухом».

Аль-Айни сказал: «Это разрешение не является обязательным, иначе не нужно было бы спрашивать разрешения, и это может означать что тот, у кого просят разрешения может его дать или отказать».

Мужу не желательно запрещать жене отправляться в мечеть для исполнения молитвы, если она выполняет все выше перечисленные условия. Но даже если все условия соблюдены, ему не запрещено не отпускать её. Он имеет право запретить ей, если боится, что будет нарушено одно из условий. Если он точно знает, что эти условия нарушаются, то он обязан запретить ей идти в мечеть.

Женщина обязана прежде всего заботиться и беречь свою честь и репутацию, это намного важнее для неё, чем ходить в мечеть. Она должна знать, что получит меньше награды за исполненную молитву в мечети, чем за молитву, исполненную в своём доме. В других цепочках передачи приведенного хадиса указывается на то, что её молитва, исполненная дома — лучше молитвы исполненной в мечети. Приводит Абу Дауд и подтверждает его достоверность Ибн Хузейма, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте вашим женщинам мечети, но их дома лучше для них«. Ахмад и Ат-Табарани приводят, что Умм Хумейд Ас-Саидия пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обратилась к нему со словами: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я люблю молиться с тобой». Он сказал: «Я знаю, что ты любишь молиться со мной, но молитва твоя в доме твоём (спальне) лучше, чем молитва твоя в твоей комнате (нижней), твоя молитва в комнате твоей лучше молитвы твоей в твоём дворе, молитва твоя в своём дворе лучше молитвы твоей в мечети народа твоего (квартала, семьи), молитва в мечети народа твоего лучше молитвы твоей в моей мечети«. После этих слов, она велела построить ей мечеть в самом дальнем и тёмном углу своего дома, и она молилась в ней, пока не встретила Аллаха (Велик Он и Всесилен).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Суть того, что молитва женщины в укромном месте лучше заключается в безопасности от совершения всякого греха. Вероятность совершения грехов особенно увеличилась после того, как женщины стали наряжаться и украшаться, отчего и Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах) сказала то, что сказала».

Возникает вопрос: «Если дело обстоит так, что молитва женщины в её спальне лучше её молитвы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), почему он тогда запретил мужчинам препятствовать женщинам отправляться в мечеть?». Ответ в том, что есть разница между предоставлением права на свободу и использованием и применением этого права. До прихода ислама к женщине относились, как к предмету интерьера, если она была нужна мужу, он звал её, если нет, то она сидела, не вмешиваясь ни в какие дела. Ислам подарил женщине свободу, но и возложил на неё ответственность. Ислам желает, чтобы женщина пользовалась этой свободой, а не была её лишена. Да будет доволен Всевышний Аллах Умаром и его супругой. Умар не хотел отпускать её в мечеть, но не решался нарушить пророческий запрет. Он встретил её по дороге в мечеть, когда она шла исполнить утреннюю молитву и хмуро взглянул на неё. Она вернулась домой, не помолившись. Когда он сам вернулся после молитвы, он спросил её, почему она не помолилась в мечети, и она ответила ему: «Я думаю, что люди — это люди». После этого она не ходила в мечеть. В одном риваяте говорится о выходе ночью, в остальных источниках нет ограничений, связанных с местом и временем.

Аль-Айни сказал: «Не обусловленный (не ограниченный временем и местом) из этих риваятов переносится на обусловленное». Из слов Аль-Айни следует, что разрешение на посещение мечети имеет силу только ночью, потому что в это время женщины более сокрыты для чужих глаз. Как приводится Аль-Бухари: «Верующие женщины исполняли вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утреннюю молитву, закутавшись плотно в свои плащи. Исполнив молитву, они возвращались в свои дома, и никто не мог узнать их». Сказано, что невозможно было отличить мужчину от женщины. Также говорится, что люди не могли определить конкретно личность, то есть это Хадиджа или Зайнаб.

Хафиз Ибн Хаджар, наоборот, переносит обусловленное на не обусловленное, делая из этого вывод, что днём посещать мечеть для исполнения молитвы женщине проще, чем ночью. Он сказал: «Ночью больше вероятности для подозрений, чем днём».

Душа склоняется к тому, что разрешение ночного посещения мечети, не означает разрешения на дневное посещение, потому что искушение и вероятность подозрения исходят ночью только от женщины, а днём уже, как от женщины, так и от мужчины.

Остается упомянуть о некоторых мнениях и комментариях учёных в отношении посещения мечети женщиной. Автор «Аль-Хидая» сказал: «Нежелательно им (женщинам) посещать коллективные молитвы». Комментаторы «Аль-Хидая» сказали: «То есть молодым девушкам из них (женщин)».

Имам Аш-Шафии сказал: «При отсутствии искушения дозволено им идти в мечеть».
Имам Абу Ханифа и его ученики сказали: «Не дозволено им идти в мечеть, потому что это приводит к искушению и это причина запрета, ибо то, что приводит к запретному является запретным».

Аль-Айни сказал: «Эти их слова (харам — запретность) означают нежелательность, особенно в это время, когда распространился разврат среди людей. Не осуждается посещение мечети старой женщиной для исполнения утренней, вечерней и ночной молитв по причине отсутствия искушения. Так сказал Абу Ханифа. Абу Юсуф и Мухаммад сказали: «Старой женщине можно посещать все молитвы, потому что нет искушения в ней».

Учёные маликиты делают разделение между старой и молодой женщиной, говоря, что в данном хадисе говорится о старых женщинах, а не о молодых. Некоторые из них, опираясь на слова Аиши (да будет доволен ею Аллах) говорят о запрете женщинам посещать мечеть. Ибн Хаджар — шафиитский учёный так комментирует слова матери правоверных: «Это следует рассмотреть. От её слов действие закона не меняется, потому что она обусловила его тем, чего нет, опираясь на предположение. Она сказала: «Если бы он (Посланник Аллаха) увидел, то запретил бы это». Он не видел и не запретил, поэтому закон сохраняет свою силу. Сама Аиша тоже не говорит явно о запрете, из её слов понятно, что она только склоняется к этому. Также Аллах, Свят Он, знал о том, что произойдёт, но несмотря на это, сказал Своему Пророку, чтобы он запретил женщинам посещать мечеть. Если запрещено им посещать мечеть по причине того, что они стали украшаться, то посещать другие места, такие, как рынки ещё более запретно для них. Тем более, что это совершают некоторые женщины, но не все, и если это запрещено, то это касается тех, кто это делает».

Выводы из данного хадиса

1. Имам Ан-Наваи сказал: «В этом хадисе доказательство того, что женщина не должна покидать дом, кроме как с разрешения мужа. Этот хадис распространяется на мечети, поэтому в другие места он также имеет право запретить ей выходить».

2. Из хадиса следует что мужьям запрещено препятствовать исполнению предписанных, обязательных деяний, таких, как свидетельство, паломничество, посещение родителей, родных, потому что, если им запрещено препятствовать исполнению ими коллективной молитвы, что является сунной, то запрет на выполнение ваджиба тем более понятен.

3. Нужно воспитывать и наставлять даже взрослых детей, как это делал Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) со своими сыновьями.
4. В хадисе имеется указание на стремление сподвижников (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах) к сохранению сунны и их гнев при нарушении сунны.

Женщина идет в мечеть

  • Нравится
  • Не нравится

Админка 31 окт 2007

Во время жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мечеть являлась центром, в котором проходили богослужения, а также культурная, образовательная и политическая деятельность членов мусульманской общины. Это было место, предназначенное не только для мужчин, как стало практиковаться в наши дни во многих местах. И мужчины, и женщины посещали мечети.

Для женщин, заметим, посещение мечети являлось нормальным, и с точки зрения исламского вероучения имело конкретные цели.

Первые две – молитва и Итикаф, порядок которого подразумевает пребывание в мечети в течение 10 дней в месяц Рамадан и совершение всех обязательных молитв в этот период.

Третья цель, с которой женщины посещали дом молитвы, — услышать все, чему они в нем могут научиться. Необходимость учиться делала необходимым посещение мечети, как мужчин, так и женщин. Фатима (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я пришла в мечеть и присоединилась к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в молитве. Когда он завершил молитву, то сел на возвышение, улыбаясь» (Муслим).

В иной версии, рассказанной Аль-Дари, говорится, что Фатима (да будет доволен ею Аллах) передала рассказ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который он начал словами: «Некоторое количество кочевников находилось в помещении, когда оно обрушилось. Некоторые могли удержаться на краю развалин. » Очевидно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) привел в пример историю с поучительной целью. Женщины присутствовали при этом рассказе, равно как и мужчины.

Женщины могут приходить в мечеть с целью навестить тех, кто находится там во время периода Итикаф. Сафийя, супруга Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посещала его во время Итикафа, последние десять дней месяца Рамадан. Она говорила с ним, прежде чем пойти обратно домой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пошел с ней, чтоб довести до дома. Когда она стояла у дверей мечети, рядом проходили двое мужчин из ансаров и поприветствовали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал им: «Это – моя жена Сафийя». Они ответили: «Посланник Божий! Вся слава ему» и чувствовали себя очень смущенно. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) понял, что это оттого, что рядом с ним женщина и сказал мужчинам: «Сатана может быть также близок к человеку, как кровь к сосудам» (Бухари, Муслим).

Ибн Хаджар и Ибн Дакик Аль-Эйд комментируют, что женщина может посетить мужчину во время Итикаф.

Проведение времени с другими мусульманками – также хорошая цель для посещения мечети. Муавия (да будет доволен им Аллах) передает: «Утром десятого дня месяца Мухаррам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил посланников, чтоб передали, что те, кто начал день в посту, пусть продолжат его. А те, кто не постился, пусть постятся остаток дня. Мы требуем, чтоб соблюдали пост и наши дети. Если ребенок просит поесть, ему можно дать игрушку. Это поможет ему до завершения поста».

«В первые годы правления Умара (да будет доволен им Аллах), мы, женщины, отправились в мечеть. Мы взяли с собой ножи, чтоб обработать сухие пальмовые листья. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я должен остановить вас (в намерении работать)». Мы продолжили совместную молитву (в мечети) в положенное время», — так передал рассказ Хаули, дочери Кайса, Аль — Кубра.

Ответ на призыв посетить общественное собрание – также причина, по которой женщины приходили в мечеть во время жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Рассказала Фатима, дочь Кайса: «После завершения моего периода ожидания, я услышала громкий голос Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который призывал всех выходить и следовать к месту общего собрания. Я вышла с другими людьми, последовав призыву. Я стояла в первой линии молящихся женщин».

Женщины могут и должны посещать мечеть, чтоб присоединиться к праздникам или в связи с общественно значимыми событиями. Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел рядом с абиссинцами, которые играли в мечети. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прикрыл меня своей одеждой, пока я наблюдала их игру» (Бухари, Муслим).

Ибн Хаджар цитирует довод Аль-Мухаллаб, отвечая людям, которые не допускают празднований в мечети. Мечеть — это место, где охраняется благополучие мусульманской общины. Все, что связано с верой и ее укреплением, — всему тому есть место в мечети. А коль это так, то какое другое место может стать более желанным для посещения девушками и женщинами?

Перечисленные выше причины, которые могут стать мотивами посещения мечети, чаще всего не существуют раздельно. Женщины приходят на пятничную молитву, а после нее общаются с подругами-мусульманками, обсуждают свои общественные дела, принимают участие в различных мероприятиях. Многие мусульманские женщины являются членами женских исламских организаций. Это тоже замечательная причина пребывать в Божьем доме.

Источник: Islamonline . com

  • Нравится
  • Не нравится

Рукайя 01 ноя 2007

Умм Хумайд Саидийя (да будет доволен ею Аллах) сказала:»О Пророк Аллаха,я желаю совершать молитвы,будучи руководима в них тобою».Пророк,да благословит его Аллах и да приветсвует,сказал:»Мне ведомо об этом,но молитва,совершаемая тобой в укромном уголке(твоего дома)лучше,чем в закрытой комнате,а молитва,совершаемая тобой в закрытой комнате,лучше,чем бы ты совершала ее во дворике своего дома;но молитва ,совершаемая тобой во дворике твоего дома,лучше,чем бы ты совершала ее в близлежайшей мечети,а совершение ее тобой в близлежайшей мечети лучше,чем в самой большой мечети города».

Однако женщинам не запрещено посещение мечети.
Интересно ометить,что Халиф Умар и даже сама Айша были против того,чтобы женщины отправлялись в мечеть для совершения каждой молитвы.

  • Нравится
  • Не нравится

Рукайя 01 ноя 2007

И есть ли разниа между мечетью и исламской организацией?

  • Нравится
  • Не нравится

Админка 01 ноя 2007

И есть ли разниа между мечетью и исламской организацией?

Читать еще:  Можно ли ходить по пеноплексу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]