Содержание
- Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви
- Происхождение традиции
- Можно ли ходить в церковь без платка
- Какой платок выбрать для церкви
- Как завязать платок
- Можно ли девочке быть в храме без косынки: традиции православия и других христианских религий
- Можно ли девочке заходить в православную церковь без косынки
- Традиции в других христианских религиях
- Матушка без платка
- Почему православные женщины покрывают голову в храме
- Апостольское послание
- Греческая традиция
- Русская женщина и её головной убор
Можно ли ходить в церковь без платка
Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви
Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?
Происхождение традиции
Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.
Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:
«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)
Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).
Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды. И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности. Поэтому, апостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена.
В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».
В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.
Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.
Можно ли ходить в церковь без платка
Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.
Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы.
Какой платок выбрать для церкви
На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:
- Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
- На Рождество надевали белые.
- В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
- К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
- Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
- В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.
Интересно о православии:
Как завязать платок
У прихожанок есть несколько популярных способов завязывать платок. Например:
- Длинный легкий шарф просто накидывают на голову и оставляют свободным или закрепляют у подбородка маленькой булавкой.
- Концы шарфа закидывают за плечи, завязывают сзади или оставляют свободно.
- Небольшой платок складывают в треугольник, покрывают им голову и завязывают концы под подбородком или за шеей.
- Платок или косынку оборачивают вокруг головы и завязывают сзади.
- Платком делается специальная складка, закрывающая лоб, концы завязываются спереди или оборачивают ими шею. Самый «благочестивый» способ. В народе о нем говорят: «носить платок внахмурку».
- Есть специальные платки-покрывала, которые имеют что-то вроде капюшона, затягиваемого на шее с помощью шнурков.
Совет! Желающие могут носить в церковь и другие головные уборы. Зимой почти все прихожанки молятся в шапках. Летом можно надевать шляпы. Никаких запретов на это нет.
Можно ли девочке быть в храме без косынки: традиции православия и других христианских религий
Взрослые, регулярно посещающие православные храмы, конечно, стараются брать с собой детей. Перед входом в церковь мужчины, как известно, снимают головные уборы, а женщины, наоборот, покрывают голову платком и затем уже заходят в храм. Но не все знают, можно ли зайти без косынки девушке или девочке, особенно если она ещё маленькая? Что говорят по этому поводу священники? Как решается этот вопрос в других христианских конфессиях?
Можно ли девочке заходить в православную церковь без косынки
Если обратиться к истории христианства, то можно узнать, что традиция покрывать голову женщинам перед порогом храма основывается на словах апостола Павла в его Послании к коринфянам.
«…Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Апостол Павел «Послание к коринфянам» (1Кор.11.10)
Традиция покрывать голову женщинам в храме связана со словами апостола Павла в его Послании к коринфянам
Таким образом, ученик Христа говорит о зависимости жены от мужа, её подчинённости ему. И покрытые волосы являются знаком, определяющим статус женщины.
Надевая платок, женщина показывает свою власть перед ангелами, которая у неё есть от мужа над нею. Что она замужняя женщина, и соответственно, это для неё честь.
Максим Каскун, священник
https://elitsy.ru/communities/31338/56858/
Между тем из послания не следует вывод о том, что и незамужние представительницы женского пола должны поступать таким же образом, то есть молиться в головном уборе. И в ранний период христианства незамужние девушки и маленькие девочки могли приходить в храм с непокрытой головой (естественно, сразу было понятно, кто замужем, а кто нет).
Но со временем христианская вера разделилась на разные религии. И в православии укоренилась традиция надевать платки всем женщинам, даже маленьким девочкам. Но следует сделать оговорку, что опять-таки это характерно не для всех стран.
Например, в православной Греции так не делают, поскольку за годы турецкого владычества мусульманское правительство принуждало христианок носить стиль одежды, диктуемый Кораном. Поэтому отказ от платка стал своего рода протестом. Но вот в Грузии (также православной стране) в храме редко встретишь девочку, а тем более женщину, без платка.
В русской же православной церкви женщины любого возраста приходят в храм с покрытой головой (здесь даже есть платочки на случай, если кто-то забыл их дома). Что касается маленьких девочек, то это может быть косынка, шапочка, чепчик. Но, как объясняют батюшки, это не необходимость, а именно традиция.
В русской православной церкви традиционно все женщины приходят в храм с покрытой головой
Платочек на службе помогает настроиться на определённый лад. Ребёнку же эта деталь одежды поможет осознать отличие пространства православного храма от пространства дома, улицы, подчеркнёт отличие времени общения с Богом от будничного времени.
Однако если девочка, подросток, да и взрослая женщина придёт в храм с непокрытой головой, её никто не вправе осуждать, а тем более открыто ругать. В этом нет ничего предосудительного.
Даже если девочка придёт в храм без платочка (равно как и её мама), в этом нет ничего предосудительного, окружающие не вправе её порицать
Возможно, человек заранее не собирался в храм, а зашёл туда после работы или учёбы, чтобы поставить свечу, постоять перед иконами, развеять мрачные мысли, сомнения. А досужие «правильные» бабульки, которые могут упрекнуть женщину или девочку, сами тем самым грешат.
Видео: можно ли женщинам не покрывать голову в храме (объясняет православный священник)
Батюшка объясняет, что нет строгой необходимости покрывать платок женщинам в церкви — это просто традиция. За две тысячи лет многое поменялось: ведь раньше, когда женщина стригла волосы, это считалось позором, а сейчас это вполне нормально, модно. И если женщина забыла платок дома, не нужно прибегать к крайностям, например, класть на голову носовой платок (это нелепо, лучше уж стоять с непокрытой головой).
Традиции в других христианских религиях
Интересно, что у представителей других направлений христианства (католики, протестанты, баптисты) нет традиции надевать женщинам в храм платок. Естественно, это относится и к девочкам.
В других христианских религиях женщины, заходя в храм, не покрывают голову платком, — здесь просто нет такой традиции
Вспомним, например, знаменитый мистический фильм «Константин». Главная героиня Анжела, считающая себя примерной католичкой, приходит в храм в брюках и с непокрытой головой, в таком виде спокойно беседует со священником.
Показательно, что в известном фильме «Константин» главная героиня Анжела приходит в католический храм в брюках и с непокрытой головой
Дело в том, что данные религии не трактуют Послание апостола Павла как прямое руководство к действию. Есть версия, что оно было адресовано конкретно коринфянам, то есть касается местного обычая. Жители этих мест отличались разгульным образом жизни (в Коринфе процветало пьянство, разврат, проституция). Поэтому апостол Павел и рекомендовал женщинам, приходящим на проповедь, покрывать голову платком, чтобы те не вызывали греховных желаний у мужчин.
В православный храм маленькие девочки, как взрослые женщины, традиционно приходят в платке. Однако это не обязательное требование, а именно традиция. Ведь гораздо важнее не внешние атрибуты, а стремление человека, пусть и совсем юного, к молитве, понимание таинства посещаемого места.
Матушка без платка
В октябре моего мужа рукоположили в священный сан. Я стала женой священника, матушкой. Эти дни не были радостными для меня. Да, они были волнующими, трепетными, но только не радостными. Помню, когда в первый раз подходила к кресту, который давал мой супруг, я плакала. Мне казалось, что я потеряла мужа. Но через два месяца это ощущение прошло. Все встало на свои места. Я была просто женой, а он просто моим любимым мужем. Я осталась все тем же человеком: училась, общалась, мечтала, любила, огорчалась… Я не чувствовала себя матушкой, какой-то особенной. На меня не сошла великая благодать, я не стала прилежнее в молитве, не стала кроткой и смиренной. Господь не отсыпал мне килограммы терпения и веры. Но подруги почему-то настойчиво спрашивали меня: «тяжело ли быть матушкой», «это ведь особое служение» — и все в том же духе. Поначалу я терялась, задумывалась, спрашивала себя: «А что же со мной произошло?», но ответа не находила. Ответа просто не было. Может быть, я какая-то неправильная матушка и христианка, если не чувствую своего особенного положения, ведь мой муж священник, и мы с ним «одна плоть». Но я его действительно не чувствую! Я живу обыкновенной жизнью, а у меня всё пытаются выспросить «каково же это — быть матушкой». Не знаю я!
Как-то мы сидели в трапезной с мужем после службы. А служит он в соборе. Как говорят в таких случаях, «пятая матушка десятого священника». Так вот. За столом сидела женщина, которая спросила обо мне. Я простодушно ответила, что зовут меня Кристина, а вот мой батюшка рядом. Затем я вежливо поинтересовалась, кто моя собеседница. Она ответила мне: «Я матушка N». Я опять же дружелюбно спросила ее: «Женам священников нужно представляться с добавлением «матушка», но это ведь не сан?» Причем я в тот момент задней мысли не имела, как-то оскорбить ее или поддеть, просто меня это удивило! Но после этого я ощутила неприятие с ее стороны.
Хочу добавить, что я никогда не представляюсь матушкой даже среди «своих». Мне кажется, это лишнее, ненужное. Ты как бы подчеркиваешь, что ты вроде не как все. Да, матушка она не как все, но так вышло не из-за ее заслуг или достоинств. Она особенная в глазах других, потому что ее муж особенный. Священство — это особая категория людей, они служат Богу. И нет ничего священнее этого на земле. И как батюшка отличается от тракториста, так и матушка от жены тракториста. Но это не значит, что матушка должна этим гордиться. О, это самое ужасное, что может произойти с такой несчастной, которая будет относиться к другим свысока. Ведь матушка – это действительно не сан.
Мне бы хотелось, чтобы меня любили и уважали не потому, что я жена священника, а потому, что я человек, которого можно любить и уважать. Я работаю в воскресной школе, и самую большую любовь и благодарность я получаю там! Многие из деток, кстати, не знают, что я матушка. Я их прошу называть меня по имени-отчеству.
Вот постепенно в своем рассказе я подхожу к тому моменту, который стал причиной его названия. Вы не подумайте, в храме я всегда в платке. Да, в юбке не в пол, но в платке обязательно. Ведь апостол Павел заповедовал женам, то есть тем, кто замужем, носить платок. Но этот прекрасный и очень женственный, на мой взгляд, головной убор я могу снять на территории храма и не ношу в воскресной школе. Замечу, что остальные женщины из воскресной школы (но они все же в возрасте) носят платки везде и повсюду. Я считаю, это дело каждого: носить или не носить платочек вне стен храма. Здесь не может быть строгого и обличительного: «носи платок!»
Но, к сожалению, я столкнулась с воинствующими «платочковицами», вернее, «платочковцем», если быть более точной. Меня не раз увещали надеть платок, мол, этим я чуть ли не оскверняю детские души, подаю отвратительный пример, и как я вообще могу быть без платка, ведь я же МАТУШКА. По их разумению, матушка и платок — вещи нераздельные, они просто не существуют друг без друга. Каждая порядочная матушка носит платок везде: в храме и в воскресной школе, на работе и дома, спит в нем и даже ходит в ванну (вероятно, существуют непромокаемые платки)! Так как я всего этого не делаю, значит, я — плохая матушка. И пусть так, даже не хочется оправдываться. Хотя я могла бы сказать, что в главном храме страны, храме Христа Спасителя, ученицы воскресной школы аккуратно причесаны и на службе молятся без платков. Интересно, кто им подал такой «плохой» пример?
Честно скажу, мне бы не хотелось, чтобы из моих детей выросли фарисеи. Чтобы они отсеивали людей по принципу длины юбок и наличию платков. Это грустно. И своим подопечным я все время говорю: главное — что находится в их сердце, а с внешним как-нибудь разберемся.
Скоро годовщина рукоположения моего супруга. И в этот день я уже буду радоваться. Не тому, что исполнилась моя мечта — стать матушкой. И только теперь я это понимаю. Я буду радоваться шуршащим листьям под ногами, высокому голубому небу над головой, звону колоколов… и просто тому, что мы рядом. И мы идем в храм.
Фото Владимира Ештокина
Почему православные женщины покрывают голову в храме
Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.
О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «. Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»
В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «. Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. » Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка — принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.
Апостольское послание
Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.
«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.
Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.
И теперь напутствие святого Павла «. если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. » говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «. если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется. ». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.
Греческая традиция
В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.
В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.
Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.
С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.
Русская женщина и её головной убор
В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «. не муж создан для жены, но жена для мужа. » Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.
Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.