Содержание
- 10 секретов кинотеатров, о которых знают их работники, но не зрители
- Попасть в кино? Да это же легко
- Видеосъемка в общественных местах. Что нужно знать
- О съемке в магазине
- О видеосъемке должностных лиц
- О съемке в школе
- О съемке в кинотеатре
- О съемке журналистами в общественных местах
- Когда требуется разрешение на съемку
- Как устроен кинопрокат
- Производители фильмов
- Выход в прокат
- Озвучивание и дубляж
Можно ли снимать в кинотеатре
10 секретов кинотеатров, о которых знают их работники, но не зрители
Смотреть на большом экране какой-нибудь зрелищный блокбастер гораздо приятнее, чем делать это дома. И это одна из причин, по которым все мы любим кинотеатры. Но что вы скажете, если узнаете, что за вами будут следить на протяжении всего сеанса, когда вы придете на премьеру? Кинотеатры скрывают от нас многое, и иногда их работники рассказывают удивительные истории.
AdMe.ru собрал несколько интересных вещей, о которых вы могли не знать. Если, конечно, не работаете в кинотеатре.
1. Большая часть дохода за сеанс приходит вовсе не от продажи билетов
Это может показаться странным, но кинотеатры зарабатывают больше денег на попкорне и сладкой газировке, чем на билетах. Большую часть выручки они вынуждены отдавать киностудии, и это касается первых двух месяцев проката картины. После этого полученные за билеты деньги идут уже исключительно в кассу кинотеатра, поэтому некоторые фильмы показывают и через полгода после премьеры.
2. Пиратство очень распространено
Да, пиратство — это плохо, но некоторые люди по-прежнему приходят на премьеру фильма только для того, чтобы записать его. Сотрудники кинотеатров борются с этим и выгоняют нарушителей.
В США, к примеру, такой подход поощряется киноакадемией. Работникам кинотеатров, которые сорвали попытку записать фильм, даже выдают премии в размере $ 500. Неплохая прибавка к зарплате.
3. На фильмы с рейтингом «18+» проходят более юные зрители
Многие кинотеатры пытаются с этим бороться, но все равно такие случаи происходят регулярно.
Основная уловка, которая помогает обойти запрет, — купить билет на время, когда начинаются два фильма вместе, и один из них не имеет возрастного ограничения для зрителей. Сотрудники кинотеатров не всегда будут проверять, на какой именно сеанс вы отправитесь, после того как пройдете контроль.
4. Зрители плачут, кричат и выбегают из кинозалов
Какой была ваша самая сильная и странная эмоциональная реакция на фильм? Может быть, вы плакали, потому что расчувствовались на трогательном моменте, а может, отводили взгляд от экрана, когда там показывали что-то особенно страшное или отталкивающее?
В кинотеатрах тоже многие люди не могут сдержать эмоций, и это нормально. К примеру, фильм о каннибалах «Сырое» оказался слишком тяжелым зрелищем для двух зрителей на кинофестивале в Торонто в 2016 году. Эти люди упали в обморок, и один из них сильно ударился о стену головой, когда падал на пол. Работники кинотеатров могут рассказать много похожих историй, и поэтому у них всегда есть нашатырный спирт и валерьянка про запас.
5. Еду с собой проносить нельзя, но некоторые зрители очень изобретательны
Вам может не нравиться попкорн и все, чем зрителям предлагают угоститься в кинотеатре, но свои закуски приносить на сеанс категорически запрещается.
И все же многие люди пытаются нарушить это правило. В карьере каждого сотрудника кинотеатра был не один такой случай. Иногда такие моменты попадают в объективы камер, как, например, вот этот. Парочка запихала целую тележку продуктов в детское автокресло для новорожденных и так прошла на сеанс. А девушка с фото выше просто положила пасту в пакеты и пронесла в зал в своей сумке.
6. Многие избегают 3D, и это правильно
Популярность фильмов в 3D неуклонно снижается, и дело не только в том, что билеты на них стоят дороже, а очки иногда оказываются поцарапанными.
Есть еще одна причина, по которой зрители чаще предпочитают 2D. Когда вы надеваете очки, ваши глаза посылают в мозг сигналы, что вы движетесь. Вы ведь как будто находитесь внутри фильма, и это сбивает зрительный анализатор с толку. Ваше внутреннее ухо, отвечающее за равновесие, напротив, посылает сигнал, что вы неподвижны, ведь вы на самом деле сидите. Это и вызывает физический дискомфорт, который многие из нас ощущают при просмотре кино в 3D.
7. Если с картинкой на экране проблемы, работник из киноаппаратной не поможет
Хотя кинопроектор в течение дня и нужно перепрограммировать, во время показа фильма за ним не находится отдельный сотрудник. Цифровые устройства вполне справляются и сами по себе, и сейчас кинопоказы в гораздо большей степени автоматизированы, чем это было в прошлом веке.
Так что имейте в виду: если на сеансе возникли какие-то проблемы с проектором (изображение нечеткое, немного съехало и т. п.), нужно встать и выйти к сотрудникам в холл. Бесполезно просить парня в киноаппаратной подвинуть картинку, потому что никакого парня там просто нет.
8. В зрительном зале больше всего мусора по вечерам в выходные
Короткий перерыв между двумя сеансами не дает работникам кинотеатров возможности провести основательную уборку, поэтому пол под ногами может быть липким, а под сиденьем можно найти прилепленную предыдущим зрителем жвачку.
Если же вы очень любите чистоту, то старайтесь ходить на утренние сеансы и избегайте вечерних по пятницам и субботам, когда больше людей решают посмотреть премьеру на широком экране.
9. Драки в кинотеатрах — частое явление
Конфликт может вспыхнуть где угодно, и кинотеатры не исключение. Кажется, что спорить там не о чем, не будешь же с кулаками отстаивать свое мнение о фильме, но все-таки поводы находятся. Кто-то занял чье-то парковочное место, кто-то говорит по телефону, когда сеанс уже начался, а кто-то просто слишком громко чавкает. Кстати, в сети есть много видео с такими драками.
10. За вами наблюдают, и если вы сидите на «местах для поцелуев» — особенно внимательно
В кинозале установлены камеры, обращенные в зрительный зал. Это сделано не только из соображений безопасности, но и чтобы предотвратить драки или попытки вести незаконную запись фильма. А еще благодаря скрытым камерам работникам кинотеатров удается обнаружить и вывести из зала парочки, готовые зайти слишком далеко на «местах для поцелуев». Так что если в следующий раз вы решите посмотреть фильм в последнем ряду кинотеатра, то будьте готовы к повышенному вниманию к вашему поведению.
Что из этого списка удивило вас больше всего? А может быть, вы сами работаете в кинотеатре и могли бы рассказать что-то интересное? Поделитесь с нами в комментариях.
Попасть в кино? Да это же легко
На форумах киностудий полным-полно посланий от желающих стать звездами. Вот, скажем, на для этого сначала неплохо бы поучиться. Но ведь бывает и так — некоторые без актерского образования вполне себе устраиваются «звездами». Как? Прийти просто с улицы? Дорожек в кино много. По трем из них прошла корреспондент «Недели» — и теперь готова поделиться опытом.
Дубль первый: на «Мосфильм»
В том же интернете я наткнулась на объявление: «Девушки и юноши, на этой недели в выходные состоится кастинг! Кино документально-художественное, есть перспективы (если вы понравитесь) работать в будущем, т.к. набирается штат актеров. Светлана».
Набираю номер. Похоже, Светлану слегка смутил мой звонок: «Так это когда было! Я искала людей в массовку, на свой дипломный проект. А в кино, вот так, через форум попасть нереально! Разве что через «Мосфильм». «
Ага. Можно попробовать, походить вокруг нашей главной кинофабрики. Путь внутрь — только через пропускной пункт. Как проникнуть на территорию? Самый простой способ — записаться на экскурсию по «Мосфильму» (за 140 руб. по вторникам и четвергам в 15.30) или стать участником телепрограмм, многие из которых снимаются в павильонах. Можно устроиться работать в съемочную бригаду. На сайте киноконцерна есть раздел вакансий, но берут туда без опыта работы неохотно. Хотя меня попросили прислать резюме, чтобы понять, могу ли я пригодиться. Чем черт не шутит?
При отборе актеров на кастинг первым делом смотрят на внешность. Так что, отправляясь на «Мосфильм», не забудьте фото, желательно профессиональное. По словам Светланы, портфолио делают и на студии в самом киноконцерне.
Итак вы попали внутрь, портфолио под мышкой — куда дальше? В кабинетах производственного корпуса — директории различных фильмов. Их легко определить по табличкам на дверях. Дальше дело техники: стучитесь и предлагайте фото. Возьмут — уже полдела.
Лучше приглашают в исторические фильмы и сериалы — их сейчас такое множество, народные массы рубятся на экранах страшно, так что на подмогу всегда требуются новенькие. Главную роль предложат вряд ли — не обольщайтесь попусту. Зато промелькнуть в эпизодической роли — вполне. А сколько великих актеров начинало с эпизодических ролей! Вот то-то.
Стоп-кадр: что в итоге:
— сделать профессиональное портфолио;
— попасть на территорию «Мосфильма»;
— смело стучаться в каждую дверь, даже если за одной (двумя, тремя) из них грубо (очень грубо) ответят;
— приготовиться к тому, что попадешь на съемки «того, не знаю чего, туда, не знаю куда»;
— приготовиться к тому, что попасть никуда не удастся.
Дубль второй: в актерские агентства
А вот еще пишет некая Кристина, ей 12 лет, она баскетболистка, «кудрявая с каштановыми волосами немного ниже плеч». И тоже очень хочет сняться в кино. Боевая такая, смесь набоковской Лолиты с Никитой — вполне популярный сейчас у режиссеров типаж. Но первым делом ими интересуются так называемые актерские агентства.
Хотя агентства регистрируют в своей базе данных всех желающих — потом их рассылают ассистентам режиссеров в разные проекты. Или, наоборот, те сами обращаются. Словом, я позвонила в два агентства покрупнее.
В первом девушка спросила, профессиональная ли я актриса, сколько мне лет, есть ли опыт работы в кино. Мои «нет» ее не удивили. Но нужно еще профессиональное портфолио на диске и в распечатанном виде плюс 1500 рублей. Хотя она честно предупредила: максимум, что мне светит, — фотосессии, эпизодические роли, реклама. Ну, я бы согласилась и на это, но в базе агентства уже было 2500 таких же страждущих.
«Все зависит от ваших данных», — прожурчал мужской баритон по второму номеру. Но конкуренция большая и никаких гарантий плюс за внесение в базу данных — 1000 руб. Когда-то я уже бывала в модельном агентстве, обещавшем сделать из меня звезду подиумов за 500 долларов, но то агентство исчезло со всеми долларами и портфолио буквально через месяц. Однако риск благородное дело. Назавтра к 18 часам я прибыла в актерское агентство.
Все пусто, дверь не заперта, а в уютной комнатке на диванчике развалился единственный персонаж: что нужно? Поясняю, мол, хочу попасть в кино, звонила намедни. «Конец рабочего дня, все уехали, — а обычно-то народу тут пруд пруди». Странно, а говорили — до 21 часа.
А не затеряется ли, спрашиваю, моя анкета, в этом вашем «пруд пруди»? «Ой, ну 1000 рублей — не такие большие деньги. Вот в бесплатном агентстве фото точно пропадет без следа. А у нас — нет. Кто вы, кстати, по гороскопу. Весы? Понятно, значит, долго будете думать».
Тут он пустился в пространные рассказы о сложностях актерской жизни, о всяких перспективах. В базе у них 400 с лишним человек. Но ничего, они развиваются и скоро займут лидирующие позиции в деле работы с актерами. На сайте их потом я нашла запросы от каких-то кинопроектов: например, на шесть девушек ростом 165 см для молодежного фильма.
Стоп-кадр: что в итоге:
— приготовиться к тому, что можно потратить деньги зря;
— зарегистрироваться сразу в нескольких агентствах;
— при регистрации не стыдиться своего скептического отношения — и попросить продемонстрировать достижения агентства;
— сказать друзьям или близким, куда идете, особенно если адрес вас настораживает (мало ли, всякое бывает, да и люди попадаются разные).
Дубль третий: в массовку
Искать массовку — дело нехитрое: в интернете или через знакомых. О том, что съемка будет проходить ночью, я узнала накануне. Планировалась дневная съемка в воскресенье, о чем подробно обещали рассказать в субботу. Но, видимо, забыли — желающих в массовку хоть отбавляй! Пришлось напомнить самой. То, что я попала не на тот фильм, который обещали, тоже стало для меня сюрпризом.
Записывалась на съемки «Самого лучшего фильма-2», а попала на мюзикл «Буги-вуги на костях» режиссера Валерия Тодоровского. Фильм о московских стилягах 50-х годов, контрабандно записывавших «враждебный» рок-н-ролл и буги-вуги на рентгеновских снимках. Снимаются здесь Оксана Акиньшина, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Олег Янковский. На экраны обещают выпустить фильм под Новый год.
В день моего кинодебюта снималась финальная часть картины. Встречу назначили в час ночи у метро «Динамо». Подошла без 15, но толпа стояла уже приличная. Какой-то подросток чуть не сбил меня с ног, другой решил познакомиться. Тут все рванули к невысокой девушке, и я за ними. Девушка по списку регистрировала фамилии и раздавала номера, по которым потом выдадут деньги. Съемочный день «массовщика» — 500-600 руб., ночь — 1000 руб. Тут многие этим зарабатывают. Встречаются уже как родные, вспоминают былые съемки.
Но меня в списках девушки не оказалось, пришлось искать юношу, с которым говорила по телефону, тот пообещал все уладить. Вот не зря меня запугивали в агентстве: «Видишь, на улице ливень. Если сейчас идет съемка, актера и согреют, и чай нальют, и зонтик принесут. А массовка будет мокнуть и мерзнуть — никто пальцем не пошевельнет».
В общем, новичку в массовке непросто. Бригадиры не объясняют толком — что, когда, где. «Возьмите меня. Смотрите, какие у меня джинсы. Таких ни у кого нет», — подбежала к бригадиру какая-то девушка. «Не записаны? До свидания!» — отбоярил ее грубиян.
Кстати, об одежде. Надевая джинсы и розовую майку, я всерьез боялась, что не пройду «дресс-код» (нужна была «клубная одежда»). Но, судя по окружающим, клуб этот был из далекой провинции далекого прошлого. Гламурами не пахло. Девушки в платьях и на каблуках под утро замерзли и устали до неузнаваемости. Кем-то даже заинтересовалась проезжающая мимо милиция.
От метро мы шли минут 40 к аэровокзалу на Ходынском поле. Темень, негде присесть, только колесные шины по периметру асфальтированной полосы — они достались счастливчикам. Умные, кстати, прихватили с собой покрывала!
Еще три часа — ни слуху ни духу. За территорию не выпускают. Кто спал, кто развлекался как мог. Зачем это надо — всем собравшимся тут? Кого-то интересует заработок, пусть небольшой. Один мужчина признался, что в Москве он проездом и так сэкономил на гостинице.
Когда стало светать, я придвинулась поближе к «киношникам». Они маялись вокруг крана с камерой и монитора. Кто-то крикнул оператору на кране: «Спускайся, еще темно!» Ага, значит, ждем восхода солнца. В час ночи собрали, чтобы последним поездом метро добрались: утром никто на съемку не приедет.
Около 6 утра солнце наконец показалось. Нас позвали на площадку, попросили снять черные вещи, оставить сумки (вот уж дудки!). Бригадир спешно разделил массовку на первый и второй план. Первый — в одежде поярче, я оказалась в этой группе. Почти всех мужчин задвинули подальше. Выстроили в квадрат и попросили тех, кто пришел со своей парой, воссоединиться. Сейчас будут снимать что-то вроде карнавала, так что нужно изобразить радость, танцы и веселье, а влюбленным целоваться и обниматься.
Радоваться было нелегко и холодно. Нас еще долго тасовали, распределяли так и эдак, просили бежать на камеру, танцуя одновременно. В общем, утренняя зарядка. «Все хорошо. Но вот задний план у нас заснул, поэтому из-за него мы будем переснимать еще раз. Так что, первый план, скажите второму «бу-у-у-у»».
Наконец все. Выстраиваемся парами за деньгами. Тут надо сказать, что «массовщики» — люди дикие: толкаются и лезут вперед. Но свою честно заработанную 1000 рублей я тем не менее получила.
Думаю теперь, идти мне в актеры? Или подождать, пока сами за мной придут?
Стоп-кадр: что в итоге:
— записаться на съемки заранее;
— по телефону уточнить все вопросы — на месте до вас руки не дойдут;
— приготовиться убить часов 8 неизвестно на что;
— взять с собой друга или найти его на месте;
— смириться с тем, что в кадр можешь не попасть, а если попадешь, тебя все равно никто не узнает;
— забыть про комплексы и делать, что бы ни попросил режиссер, — а иначе нечего было ввязываться
Кто как попадал на экран?
Оксана Фандера стала призером конкурса «Московская красавица» — и кинорежиссеры стали звать ее на заметные роли. Хотя еще раньше она снялась в эпизодической роли школьницы в «Приключениях Электроника».
Александр Лойе в пятилетнем возрасте отдыхал с родителями в Подмосковье, а неподалеку съемочная группа «Мосфильма» работала над фильмом «Дубровский». Огненно-рыжего Сашу заметили и пригласили сняться в эпизоде. А потом Свердловская киностудия пригласила его на главную роль в фильме «Транти-Ванти».
Дмитрий Харатьян учился в 9-м классе, когда девочка Галя, с которой он отдыхал в пионерлагере, пригласила его с собой на пробы в фильм «Розыгрыш»: искали мальчика, который умеет играть на гитаре и петь. Режиссер Владимир Меньшов утвердил его на роль.
Василий Лыкшин попал в кино после детдома и колонии для несовершеннолетних, откуда его вытащили продюсер и режиссер сериала «Громовы». Светлана Стасенко заметила Василия в детдоме, когда набирала массовку. А позже даже стала его приемной матерью.
Василий Прокопьев, еще один герой сериала «Громовы», попал в кино, зайдя перекусить в «Макдоналдс». К нему подошел мужчина и пригласил на пробы в сериал.
Оксана Акиньшина попала в кино, услышав объявление по радио о конкурсе на главную роль в фильме «Сестры». Режиссер Сергей Бодров-мл. поговорил с Оксаной и утвердил ее на роль.
Юлия Новикова после 3-го курса института оставила на пробах в «Мосфильме» фото, которое увидел Глеб Панфилов: режиссер пригласил ее на роль великой княжны в фильме «Романовы: венценосная семья».
Актер Виктор Добронравов: «К удаче надо долго идти» («Антикиллер-2», «Побег», сериалы «Кодекс чести-2», «Московские окна», «Не родись красивой»)
«Режиссер может заметить вас на улице или в метро. Кино — это не театр, тут важен типаж. Актерское образование — только отправная точка. Есть много примеров, когда в кино попадали, не заканчивая театральный вуз. Важно не только попасть на кастинг, но и пройти его, выполнив задания режиссера. Помню, меня однажды на пробах попросили сыграть постельную сцену. Выглядело это очень комично, ведь я первый раз увиделся с девушкой: «Привет, я Витя» — «Привет, я Аня» — «Пойдем?» — «Пойдем!».
Нет какого-то одного способа попасть в кино. Все зависит от удачи. Можно постоянно сниматься в эпизодах, потом попасть в полнометражный фильм и в один миг стать звездой. Но к этому надо очень долго идти».
Актер Константин Крюков: «Формула — талант и трудоспо-собность» (солдат-художник «Джоконда» в фильме «9 рота»)
«Если человек хочет попасть в кино, он должен «жить» на «Мосфильме». Даже в массовке он постепенно узнает кухню кино, людей, которые там работают, — и его шансы увеличиваются.
Однажды одна моя подруга призналась, что хочет сниматься в кино. И я взял ее на кастинг, полагая, что если мы будем вместе, то я смогу восполнить недостаток ее опыта своим. Но там мне стало очень стыдно, потому что она не представляла себе, что такое актерство. Съемочная группа тоже не поняла, зачем я ее привел. Одного желания мало. Формула успеха в кино: талант плюс трудоспособность. Причем отсутствие одного может быть восполнено другим».
Продюсер Надежда Копытина: «Сейчас все ищут новые лица» («Ванечка»)
«Главного героя фильма «Ванечка», Максима Галкина, мы выбирали через интернет: искали на сайтах, где размещают дет-ские фотографии (по сюжету главному герою — 8 месяцев). Достаточно быстро его нашли и утвердили.
Есть миф, что в кино попасть сложно, что это закрытая атмосфера, где все свои. Я тоже так раньше считала, но это неправильно. Желающим попасть в кино надо постоянно ходить на кастинги, обучаться театральному мастерству, можно начать реализовывать себя в рекламных кампаниях. Раньше снимали меньше, а сейчас постоянно ищут новые лица».
Видеосъемка в общественных местах. Что нужно знать
Видеосъемка стала неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Но прежде чем достать видеокамеру и начать снимать, необходимо знать законно ли это. Закон о видеосъемке в общественных местах гласит, что снимать можно практически все, но возникают запреты на использование материала в коммерческих целях.
О съемке в магазине
Торговые объекты любого назначения относятся к общественным местам, а поэтому потребитель вправе получать информацию о товарах и услугах любым способом. Если в зале висят знаки, запрещающие видеосъемку, это незаконно. Купить их можно в любом магазине, а администрации не составит труда повесить наклейки на двери.
Если же продавец, охранник или руководитель запрещает покупателю выполнять съемку, он нарушает права потребителей, прописанных в статье 14.8. Нужно предложить сотрудникам почитать закон, откуда они узнают, можно ли вести видеосъемку в общественном месте.
Зачастую сотрудники магазина не разрешают снимать товар на прилавках с ценниками, ссылаясь на тайную информацию, которая не подлежит съемке в общественных местах. Это неверное утверждение: товары, относящиеся к коммерческой тайне, располагаются в местах с ограниченным просмотром.
О видеосъемке должностных лиц
Видеосъемка в общественных местах должностных лиц при исполнении тоже не запрещена законом. Нередко чиновники угрожают привлечь к ответственности видеооператора. Но согласно законодательству, ориентированному на борьбу с коррупцией, деятельность полицейских и чиновников должна быть открытой.
Если же человек при исполнении пытается помешать съемке, его можно привлечь к административной ответственности в виду того, что он нарушает принцип открытости. Когда сотрудник органов не дает зафиксировать попытку взятки, его действия расцениваются как препятствие следствию.
О съемке в школе
Школа – это общественное место, а поэтому съемка тут тоже разрешена. Однако стоит учитывать такой момент: если на кадрах будут люди, то публикация их лиц разрешена только с письменного разрешения. Если сняты дети до 14 лет, потребуется разрешение от родителей или опекунов.
Это же правило распространяется и на съемку людей на улице. Она не запрещена, но согласно конституционным правам человека, требуется его согласие.
Однако существует ряд ситуаций, когда от человека не требуется разрешение на использование его изображения:
- съемки новостей СМИ;
- материал отснят в интересах государства;
- видеозапись получена во время массовых мероприятий: концерт, забастовка, митинг;
- должностное лицо при исполнении;
- человек не выступает в роли основного объекта, и он попал в кадр случайно (например, проходил мимо).
О съемке в кинотеатре
Профессиональная видеосъемка в кинотеатре разрешается, но с соблюдением некоторых условий. Так как на экранах транслируются произведения с авторскими правами, то накладываются некоторые ограничения. Нельзя снимать видео так, чтобы экран был основным объектом видеокамеры.
Запрещается съемка экрана с целью наживы, например, после посещения кинотеатра нельзя разместить в сеть трансляцию фильма. Это действие наказуемо и привлекает видеооператора к уголовной ответственности.
О съемке журналистами в общественных местах
Журналисты могут выполнять видеосъемку в общественных местах без согласия людей, находящихся там. Даже если материал будет опубликован в общем доступе, привлечь человека невозможно, если в видеофрагментах нет снимков, порочащих деловой репутации человека.
Но репортер должен предупредить людей о съемке и по требованию предъявить документ, разрешающий ему выполнить эти действия.
Когда требуется разрешение на съемку
Но есть ряд мест, где видеосъемка разрешена только после получения письменного согласия:
- судебное заседание и только при открытой форме;
- закрытое заседание Госдумы;
- места заключения (согласие требуется от администрации колонии и самого заключенного);
- точки ближе 5 км. от российской границы.
Нередко люди, которые попадают в объект видеокамеры, пытаются запретить человеку съемку, ссылаясь на несуществующие законы. При попытке отобрать у видеооператора камеру, это действие может расценивать как грабеж. Попытайтесь спокойно объяснить человеку, что все действия законны,а видеосъемка в общественных местах вполне допустима.
Как устроен кинопрокат
13 августа 2014 в 18:12
Алексей Простяков
киноэксперт онлайн-кинотеатра
Ayyo, профессиональный кинозакупщик
Производители фильмов
На рынке активнее всего работают так называемые мэйджоры, то есть большие голливудские студии — Sony Pictures, Disney, Universal, Warner Brothers и другие. У них есть давно отработанная схема кинопроизводства и доставки продукта конечному потребителю, их отделения находятся в каждой большой цивилизованной стране, в том числе и у нас. Например, 20th Century Fox Russia, «Уолт Дисней Компани СНГ» или Universal Pictures Russia. Помимо своих картин, заокеанские мэйджоры работают с независимым продуктом, права на прокат которого они приобретают.
В отдельных случаях крупные студии-мэйджоры предпочитают работать в нашем кинопрокате с партнёрами-агентами. Например, Warner Brothers долгое время работают с нашим киногигантом «Каро», а Paramount Pictures выбрали себе в качестве кинотеатрального партнёра компанию «Централ Партнершип».
Система независимой кинодистрибуции меньше, но, с моей точки зрения, именно там происходит всё самое интересное. Сначала продюсер (или продюсерская компания) находит и разрабатывает проект. Затем определяется с бюджетом, находит частных инвесторов или так называемые мягкие деньги — от фондов и государства. За океаном собственные деньги продюсер вкладывает редко — только в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Например, у знаменитого продюсера Сола Заентца ближе к концу съёмок «Английского пациента» (за которого он потом получил множество «Оскаров») отозвали средства. Чтобы закончить и смонтировать картину, он заложил всю свою недвижимость, включая собственный дом.
Выход в прокат
Когда крупная студия запускает фильм в производство, она уже знает дату его премьеры (спустя год-полтора), хотя ещё не снят ни один метр плёнки и нет ни одного гигабайта цифрового изображения. Начинает работать рекламная кампания, на которую тратятся колоссальные средства. Представительства в каждой стране, где будет показана картина, тоже готовятся к её выпуску.
Весь 2015 год уже расписан по датам, причём студии бодаются друг с другом, чтобы разойтись по времени: в одну дату не должны сходиться фильмы похожего типажа — например, две комедии, ориентированные на одну аудиторию.
На каждом кинофестивале студии показывают тизеры, нарезки, трейлеры, отрывки из фильмов. Все кинотеатры, которые будут катать эти фильмы, заряжены на целый год вперёд. Они прекрасно знают, что на больших зрелищных фильмах зарабатывают свои главные деньги, поэтому картины мэйджоров у них в приоритете.
Гораздо сложнее приходится независимым компаниям. Существует несколько ключевых кинорынков — европейский (EFM), который проводится во время Берлинского кинофестиваля, Le Marché du Film — во время Каннского и американский (American Film Market), который проходит в Лос-Анджелесе в ноябре. Там независимые студии или компании-продавцы (sales-houses) продают свои готовые и ещё не снятые фильмы. Сценарии запущенных в производство картин рассылаются потенциальным покупателям по всему миру. Фактически дистрибьютор покупает фамилии: автора экранизируемой книги, проверенного временем режиссёра, узнаваемых актёров и так далее. Права на дистрибуцию картины чаще всего оказываются у того, кто предложил больше денег.
Как работает кинобизнес
Купившие фильм независимые дистрибьюторы выпускают ленту в прокат на своей территории — самостоятельно (если есть своё кинотеатральное подразделение) либо с помощью крупной компании или мэйджора. В последнем случае компания, берущая на себя на себя кинопрокатные обязательства, оставляет себе 10–17 % от сборов.
Поскольку у представительств мэйджоров — колоссальные мощности и возможности, любой независимый дистрибьютор, который договаривается с ними о кинопрокате, имеет серьёзный шанс заработать на картине. Они промоутируют картину максимально мощно. Рекламная кампания может обойтись в несколько миллионов долларов.
Если студия-мэйджор выпускает фильм, у неё есть утверждённый изобразительный рекламный ряд: тизер-постер, плакат, персонажные постеры, менять их на свой лад запрещено. В случае с независимым кино дистрибьютор чаще всего вправе сам решать, как подавать зрителю приобретённую картину.
Озвучивание и дубляж
Для начала нужно отметить, что есть разница между озвучиванием и дубляжом. Озвучивание, или озвучка, — это когда три актёра бубнят за кадром (двое мужчин с разным тембром голоса и одна женщина). Это делается быстро, недорого и без проблем. Дубляж — дорогая, сложная, трудоёмкая процедура, над которой трудятся масса актёров и специалистов.
В независимом кинопрокатном секторе картина дублируется, когда ты определился с потенциальным прокатным потенциалом, датой выхода, заплатил за неё и получил материалы. Потом ты платишь студии дубляжа, и она возвращает тебе уже готовую звуковую дорожку. При большом кинопрокатном релизе фильм дублируется всегда. Но если ты купил картину, которая получилась не такой, как ты предполагал, но тебе нужно для проформы сделать релиз и сэкономить, ленту можно озвучить «бубняжом».
Не так давно вышла французская картина «Ив Сен-Лоран» — она была не дублирована, а озвучена. Частенько фильм выходит в «бубняже» в регионах, где публика менее взыскательная.
Есть огромное количество студий, которые делают дубляж и озвучку, например «Мосфильм-Мастер» или «Пифагор». Озвучивание может стоить от 7 до 30 тысяч долларов и больше в зависимости от того, сколько возни с фильмом. Часто студии берут на себя и перевод картины.
Существуют целые кланы актёров, которые занимаются только дубляжом и являются звёздами в своей области. У голливудских фильмов категории А+ к большим звёздам чаще всего прикручен какой-то определённый актёр. Обычно студия дубляжа занимается и переводом, и редактурой, и усадкой диалоговых листов. Режиссёр дубляжа берёт переведённые монтажные листы, смотрит картину, усаживает слова в уста и составляет план: кого бы он хотел видеть в разных ролях, обзванивает артистов и собирает труппу. Всё это происходит под патронажем студии дубляжа. Запись может длиться и один день, и целую неделю.
Компании-дистрибьюторы покупают фильм на пять-восемь-пятнадцать лет. За это время они делают с фильмом всё, что хотят: продают на телеканалы, в онлайн-кинотеатры, издают на видеодисках. Они должны выжать из фильма всё возможное, потому что перед покупкой заносят студии-продавцу так называемую минимальную гарантию (или MG) — фиксированную сумму, которую в идеале должны окупить, чтобы заработать. Цена вопроса — от пяти-десяти тысяч долларов до пяти миллионов и больше. Сейчас хорошим результатом часто считается выход в ноль при том, что ты покупаешь картину, год её ждёшь, много месяцев готовишь к выходу, тратишь кучу денег на рекламу, придумываешь оригинальную локализацию.
Из прибыли с кинопроката фильма половину суммы всегда получают кинотеатры, половину — дистрибьютор. Со своей половины он ещё должен поделиться с компанией, которая продала ему права на фильм. Кроме того, продавец взимает огромное количество процентных сумм, которые капают ей с ТВ-продаж, с видеодисков и с интернет-проката. Процентное соотношение зависит от правил продавца и условий, которые выторговал дистрибьютор. Это может быть 50 на 50, 70 на 30 или 80 на 20 — в пользу дистрибьютора.
Однако он не спешит делиться, поскольку и так отвалил кучу денег, поэтому обязательства исполняются не всегда. Тогда дистрибьютор может сказать, что не окупил картину: много денег ушло на рекламу, а результат не оправдал ожиданий.
Борьба с пиратством бесполезна в условиях открытого интернета. Либо ты смиряешься с этим, либо радикально перекрываешь абсолютно все источники, как это делают в некоторых странах. Во многих странах этим могут заниматься сами интернет-провайдеры. У нас есть Роскомнадзор.
Как правообладатель ты можешь написать туда обращение о том, что кто-то незаконно крутит твой фильм. Тогда Роскомнадзор попросит заблокировать раздачу, однако интернет-пользователи находят способы обойти блокировку. Также можно написать обращение к руководству сайта, где представлен фильм, например во «ВКонтакте», чтобы они его убрали.
Когда я проводил исследование о том, откуда люди качают фильмы, выяснилось, что девять из десяти опрошенных не скачивают их, а смотрят онлайн, потому что им просто лень делать лишние движения. Мы как видеосервис делаем этот процесс удобным — так, чтобы человек мог посмотреть картину в хорошем качестве сразу после того, как она прокатилась по кинотеатрам. Наш главный союзник — лень зрителя. Он хочет нажать на кнопочку, и чтобы всё сразу случилось. Время популярности экранных копий прошло — сегодня люди не хотят смотреть фильмы в плохом качестве, поэтому готовы чуть-чуть подождать. К тому же окна между кинорелизом и релизом в интернете становятся всё меньше.
Инфографика: Наталья Осипова