Содержание
- Можно ли ходить на кладбище на пасху
- Когда возник обычай ходить на погост в Пасхальные дни
- Почему не следует на Пасху поминать усопших
- Когда следует поминать усопших
- Идти на погост после празднования Пасхи
- Как следует вести себя при посещении церкви (монастыря) или погоста
- Является ли грехом поминания на кладбищах в праздники
- 2 взгляда, можно ли ходить на кладбище в Пасху
- Пасхальное воскресенье: что принято делать в этот день?
- Можно ли в Пасху ходить на кладбище: что говорит по этому поводу религия?
- Откуда возникла традиция ходить на кладбище на Пасху, и можно ли было это делать раньше?
- Смотрим под другим углом: можно ли все-таки ходить на Пасху на кладбище?
- Как провести Радоницу: пошаговая инструкция
- Поминовение усопших в дни Пасхи
- Поминовение усопших на Пасху
- Как поминают усопших в дни Пасхи?
- Как правильно поминать усопших?
- Как вести себя на кладбище?
Можно ли на пасху ходить на кладбище
Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.
Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:
При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:
«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».
Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».
Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.
Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».
Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Можно ли ходить на кладбище на пасху
Вопрос, можно ли верующим ходить на кладбище на Пасху, интересует многих людей. Православные священники говорят, что – нет, этого делать не стоит. Пасха или Светлый праздник (Велик день) – самый главный праздник в христианской религии. В этот день и всю последующую неделю (Светлую седмицу), христиане всех конфессий радуются и приветствуют знакомых словами – «Христос воскрес».
Когда возник обычай ходить на погост в Пасхальные дни
Народный обычай посещать на кладбище могилы родственников на Пасху, как отвечают историки и некоторые батюшки, мог зародиться несколько раньше революции. Тогда погосты располагались рядом с церквями или часовнями, в больших селах. Жители небольших деревень должны были пешком преодолевать значительные расстояния или брать подводы, чтобы прийти в храм. На Пасху верующие, отстояв праздничную службу, утром могли пойти и посетить перед возвращением могилы родных и близких. Некоторые начинали там разговляться, перед дальней дорогой домой.
Советская традиция посещения на Пасху, могил родных на кладбище, возникла после революции, когда храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, а верующих людей могли выгнать с работы, посадить в тюрьму или психбольницу. Единственное место, где люди могли безнаказанно встретиться с единоверцами, поприветствовать их, обменяться куличами — было кладбище. Места захоронения родственников, являлись своеобразным символом протеста верующих против произвола атеистов. Власти не препятствовали подобному общению, так как это не являлось православной традицией. Сейчас, когда вера больше не преследуется законом, нельзя ходить и поминать усопших на кладбище на Пасху, больше нет такой причины.
Почему не следует на Пасху поминать усопших
Пасха – это главный праздник христиан всего мира. В этот день происходит торжество жизни над смертью, радость, которую не следует омрачать скорбью о тех, кто уже находится с Господом. Неуместно и не правильно приносить эту радость в место печали, которым является погост, как и скорбеть в этот Великий день, тем более заниматься уборкой. В Пасхальную неделю, не работают, в храмах не звучат молитвы о усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки. А если кто-то умирает в эти дни, служат особое отпевание, где звучат Пасхальные песнопения. Вот почему православные на Пасху и не ходят на кладбище.
Когда следует поминать усопших
В православии существуют службы особого (сугубого) поминовения умерших близких людей. Такими днями являются Родительские субботы, три из них, специально предназначены для поминовения в дни Великого поста. Накануне, в пятницу проходит служба, где священник вычитывает 17 кафизму (заупокойную) из Псалтири, зачем следует особый канон. Утром служится литургия, на которой поминают усопших, пишут записки об упокоении (только крещеных православных христиан, не самоубийц), носят в церковь – сладости, хлеб, масло, другие продукты, в память об умерших родственниках. После литургии служат панихиду, где идет обязательная молитва об упокоении всех младенцев, воинов и всех православных христиан. А затем, ходят на кладбище, убираются там после зимы.
Идти на погост после празднования Пасхи
Если интересуются, в день Пасхи ходят ли на кладбище, ответ – лучше это сделать после окончания Светлой седмицы. На следующий после нее вторник ( на девятые сутки), празднуется Радоница. Надо найти время и прибраться на могилках заранее, в понедельник. Радоница — праздник, когда живые делятся с мертвыми радостью и благой вестью о воскресении Господа. В этот праздник необходимо навещать усопших, верующими признается факт, что Христос победил смерть. Этот праздник призывает христиан не печалиться о смерти родных и близких, а радоваться их рождению для вечной жизни. На Радоницу принято опять совершать заупокойное поминовение, которое не проводилось после наступления Пасхи, служить панихиду, и ездить на кладбище. Там нужно отслужить заупокойную литию ( особый молитвенный чин) на могиле близких.
Следующий день, когда положено поминать и надо сходить на кладбище – Троицкая вселенская родительская суббота. Убирать вернее накануне праздника. Этот поминальная традиция ведет свое начало с апостольских времен, и предваряет два великих праздника – Святой Троицы и Пятидесятницы (Сошествие святого Духа). Церковь в это время просит, чтобы благодать Святого Духа сошла не только на живых, но и на мертвых.
Как следует вести себя при посещении церкви (монастыря) или погоста
Часто православные верующие, стремятся не только идти на кладбище, но и помянуть своих умерших в различных храмах, посетить монастыри. Ехать в монастырь или его подворье, сделать в церкви поминание о близких, верующий может в любое время. О усопшем можно заказать одну обедню или сколько захочет – поминание священнослужителем за литургией, сорокоуст – поминовение в течение сорока дней. Есть более длительные числа – полгода, год, в некоторых монастырях принимают и вечное поминовение.
Многие, когда ходят на кладбище, несут и оставляют на могилах на Пасху куличи, яйца, конфеты. Это языческий обычай, не приветствуется православной традицией. Особенно неуместно выглядят те, кто стремится взять на погост алкоголь и помянуть покойного рюмкой на могиле. Самое лучшее поминовение – это молитва за их души, церковная или домашняя, раздача милостыни нуждающимся, и добрые дела, которые делают в память об усопшем.
Территории церкви или монастыря, являются местом, где приняты правила Православной церкви:
- Женщины должны быть одеты в платья или юбки, закрывающие колени, плечи прикрыты, головы должны быть накрыты платками или шарфиками;
- Мужчины должны быть в брюках, одежде, прикрывающей плечи, без головного убора;
- Приходить в храмы (на кладбища) с животными;
- Вести себя вызывающе;
- Недопустима громкая музыка, сквернословие, распитие алкоголя и курение.
Является ли грехом поминания на кладбищах в праздники
В священном писании нет прямого запрета на посещения погоста в праздники или Светлую седмицу. Если человек хочет сходить на могилы родственников на Пасху, то это не является смертным грехом. Позиция церкви объясняется наличием определенных правил, специально отведенных дней для радости и скорби. Когда наступает Пасха, и люди спрашивают, можно ли идти на кладбище, то священнослужители не запрещают, а настоятельно рекомендуют отказаться от поминания на кладбищах родных, и тем более, уборки на могилках.
Верующих людей становится больше с каждым годом. Для православного человека, исполнение правил празднования, имеет большое духовное значение. Поэтому воцерковленные люди отказываются ходить на погост в праздничные дни, предпочитая помолиться о своих близких в определенное поминальное время.
2 взгляда, можно ли ходить на кладбище в Пасху
Можно ли на Пасху ходить на кладбище: анализ пасхальных традиций + взгляд на вопрос со стороны религии + чем обусловлено появление традиции + правильная трактовка вопроса и ответа + пошаговая инструкция посещения кладбища на Пасху.
Пасха – несомненно великий и значимый день в жизни каждого христианина, однако он по-прежнему окутан большим количеством споров относительно традиций его празднования.
Одним из основных вопросов остается следующий: можно ли ходить на кладбище на Пасху? Давайте выясним это прямо сейчас.
Пасхальное воскресенье: что принято делать в этот день?
Пасха – переходной праздник. Это значит, что каждый год христиане встречают его в разное время. Единственным неизменным остается день торжества – воскресенье.
Согласно истории, в ночь с субботы на воскресенье Иисус Христос, который прежде был распят на кресте и похоронен, воскрес. Сперва он спустился в ад, чтобы забрать оттуда души мирных людей, а затем отправился с ними в рай.
Главный праздник всех христиан – это Пасхальное Воскресение
Именно по этой причине каждый год все христиане отмечают этот Великий день. Традиции празднования Пасхи весьма разнообразны, и полны не только особенных правил, но и множества запретов.
К примеру, в Пасху запрещается ругаться, позволять себе нецензурные высказывания, а также любой физический труд. В этот Светлый праздник нельзя работать ни в поле, ни дома. Также запрещается охота и рукоделие.
На Пасху принято освящать куличи и крашенки, поздравлять друг друга с праздником и ходить в гости.
Как раз в Пасхальное воскресенье заканчивается продолжительный пост, а значит, люди, соблюдавшие его, могут позволить себе различные угощения.
Также в этот день многие отправляются на кладбище, чтобы проведать умерших родных и близких.
Но здесь возникает вопрос, а можно ли на Пасху ходить на кладбище? Ведь, с одной стороны, религия не говорит о том, что в этот день обязательно посещение кладбища. Но, с другой стороны, многие семьи годами придерживаются такой традиции.
Кто же прав в этом вопросе: религия или традиции?
Можно ли в Пасху ходить на кладбище: что говорит по этому поводу религия?
Однако священнослужители говорят, что поход на кладбище на Пасху – пусть и небольшой, но грех. Почему?
Дело в том, что праздник Пасхи мы отмечаем не только потому, что тело Христа воскресло. Это событие таит в себе и другие важные предположения.
Таким образом, Пасха является действительно великим торжеством, которое вселяет надежду на то, что все люди после смерти попадут в рай, а затем – смогут снова стать большой семьей.
Ввиду этого, священнослужители настроены категорично против походов на кладбище в день Пасхи по двум причинам:
- Пасха – праздник радостный, и он не предполагает грусти и скорби. В этот день много лет назад душа спасителя наконец обрела покой, и это повод веселиться и прославлять имя Господа.
- Светлое воскресенье – не только привычное для всех торжество. Это тот день, который доказал, что жизнь одержала победу над смертью, а добро – над злом. Стало быть, поэтому идти на кладбище, где все говорит о смерти, нельзя.
Священнослужители говорят, что каждый человек, который в день Пасхи пожалует на кладбище, может почувствовать себя, будто «не на своем месте». Это связано с тем, что этот день не предназначен для скорби, наоборот – он ей противостоит.
Но в Библии не говорится о том, что это грех, поэтому совет духовенства таков: от похождений на кладбище в Светлое Пасхальное воскресенье лучше воздержаться.
Пасха символизирует победу жизни над смертью
Но, как быть, если близкий человек умер недавно, и его могилу непременно нужно посетить в этот день? Можно ли тогда ходить на кладбище в Пасху?
Говорят, если человек умер накануне Пасхи или в само Светлое воскресенье, значит, вы получили знак о том, что этот гражданин был особенным, и ему выпала особая честь покинуть мирскую жизнь в такие дни.
Конечно, в церкви вам не откажут от проведения ритуала похорон, и раз уж так сложилось, никто не запретит вам в этот день пойти на кладбище. Тем более, если это не ваш далекий знакомый, а близкий и родной человек.
Правда, в посещении кладбища при таких обстоятельствах есть одна особенность. Даже если вы намерены туда пойти, помните, что скорбеть и оплакивать умершего в это день нельзя. На Пасху нужно разделить с усопшим человеком радость этого великого дня.
История из жизни о том, стоит ли идти на кладбище в Пасхальный день
Ее семья сильно переживала по поводу того, что на Пасху не принято ходить на кладбище, а посетить умершего нужно было как раз в этот день. Они на всякий случай спросили у священника, как поступить.
Он ответил, что нет прямого запрета на посещение умерших, просто стоит вести себя сдержанно, и не горевать, ведь этот праздник очень особенный, он не предполагает скорби.
А вот, что касается обряда приносить еду на кладбище к покойному, то тут священнослужитель был категоричен. Мол, это языческие отголоски, и наша религия не предполагает таких обрядов.
Откуда возникла традиция ходить на кладбище на Пасху, и можно ли было это делать раньше?
Как вы понимаете, раньше вопросом о том, можно ли посещать кладбище на большой праздник, никто не задавался. Более того, люди повсеместно шли помянуть родных в этот день, и ни о каком запрете речь не шла.
Откуда тогда возникла традиция? Существует 2 распространенных версии.
Сегодня трудно сказать, что именно стало причиной возникновения традиции, но ее присутствие в жизни людей неоспоримо.
И что важно, если взглянуть на ситуацию иначе, то станет понятно, что запрета на посещение кладбища в день Пасхи на самом деле нет.
Смотрим под другим углом: можно ли все-таки ходить на Пасху на кладбище?
Что такое Пасха? Думаю, многие из вас уверены, что Пасха – это один день, воскресенье, когда все люди чтут факт того, что Иисус Христос воскрес.
Правильна ли эта трактовка? На самом деле, нет. И вот, почему: все дело в том, что Пасхой называется не один день, и даже не неделя. Пасха – это промежуток времени, который равен 40 дням. Пасха начинается в Светлое Великое воскресенье и заканчивается в день Вознесения.
Выходит, что, говоря о Пасхе, вы подразумеваете не один день, а более одного месяца. Можно ли пойти на кладбище на протяжении этого периода? Разумеется, можно, и даже нужно, в специально отведенный для этого день.
Второй вторник после Пасхи – как раз тот день, когда людям нужно обязательно посетить кладбище и проведать умерших родных. Это 9-й день после Пасхального воскресенья, который называется Радоница.
Обратите внимание: слово «Радоница» расшифровывается, как радость. Стало быть, и в этот день с умершими близкими нужно поделиться радостью от Светлого праздника Пасхи.
Так что, если и Радоница – это Пасха, то и пойти на кладбище в Паху можно, но не на 1-й день, а на 9-й. Так будет правильнее.
Радоница – специально отведенный день для поминания родных
Нужно ли идти на Пасху на кладбище?
Как провести Радоницу: пошаговая инструкция
Если религия говорит вам о необходимости пойти на кладбище в определенный день, это не значит, что вы должны отправиться туда прямо из дому. Существуют определенные правила проведения такого дня.
Поминовение усопших в дни Пасхи
Поминовение усопших в дни Пасхи — как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.
Поминовение усопших на Пасху
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :
Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.
Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.
Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
Как поминают усопших в дни Пасхи?
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Как правильно поминать усопших?
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Как вести себя на кладбище?
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.