Содержание
- Обязательно ли ходить на Всенощное бдение?
- Наша жертва Богу
- Не только долг…
- Без «социальной защиты»
- Первые шаги в храме. Как начать, чтобы не бояться
- Первые шаги в храме. Как начать, чтобы не бояться
- Как правильно ходить в церковь новичку, женщине
- Посещение церкви в первый раз
- Правила для женщин
- С чего начинать
- Поведение в храме
- Особое время богослужения
- Какой день выбрать
- Что желательно знать
Можно ли вечером ходить в храм
Обязательно ли ходить на Всенощное бдение?
Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?
Наша жертва Богу
Протоиерей Игорь Фомин
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):
Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.
Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.
Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.
Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.
Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.
Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.
Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?
Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?
Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.
Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?
Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.
Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.
Не только долг…
Протоиерей Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.
Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.
Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.
Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.
В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.
В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.
У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.
Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.
Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.
Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…
Здесь нельзя быть категоричными, налагать на людей бремена неудобоносимые, но призывать их все-таки нужно. Человек должен понимать, что потрудиться стоит, и быть на всенощном бдении.
Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.
Без «социальной защиты»
Протоиерей Алексий Уминский
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):
Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.
Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.
Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…
Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.
Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.
Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.
Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?
Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.
Первые шаги в храме. Как начать, чтобы не бояться
священник Владимир Панарин
Дети боятся идти первый раз в школу. А взрослые боятся ходить в храм: «Ничего не знаю, меня засмеют». Меня попросили написать краткое руководство: Как вести себя в храме . Рассказываю.
Крестное знамение
Наденьте и никогда не снимайте крестик , его носят под одеждой.
Первым делом научитесь правильно креститься : лоб, живот, правое плечо, левое плечо, опустите руку, поклонитесь Богу.
Крестимся правой рукой , даже если левша. Пальцы складываем так: мизинец и безымянный кладём на ладонь, а большой, указательный и средний — щепоткой. Два пальца на ладони — в знак Христа — что Он Бог и человек. А три пальца — в честь Святой Троицы.
Креститься нужно осторожно, как будто у Вас в руках огонь или лезвие. Такое знамение отгоняет демонов, пожигает страсти и грехи, освящает.
Перед иконой
Обычно перед иконой крестятся 2 раза, целуют, прикладываются лбом, ещё раз крестятся.
Детей можно приложить ручкой, не надо их бить лобиком о стекло. Кто постарше, может сам поцеловать.
Если стоите в очереди к мощам или образу, креститесь заранее, чтобы не задерживать людей. Можно и 1 раз перекреститься, не грех.
Некоторые бабушки учат «рукой пол доставать». Это народное творчество. Руку можно опустить, но колени не надо сгибать, пол не нужно трогать.
Когда священник на службе к Вам оборачивается лицом и говорит » Мир вам! «, не нужно креститься, нужно склонить голову и тихо сказать: «И дУхови твоему».
Когда делать поклоны на коленях, лучше смотреть за другими. На Литургии (служба, на которой причащаются), всегда кланяются на коленях, когда выносится Чаша с дарами перед причащением.
Женщинам я бы советовал вставать в храме где-нибудь в конце и не сгибаться пополам, достаточно согнуть спину. Чтобы не вызывать у позади стоящих мужчин никаких неприличных мыслей.
Если мужчин много, они встают в правой части храма, а женщины в левой. Мужчинам советую не вставать за женщинами, проходите вперёд.
Ещё называется «Таинство Покаяния». Вы в присутствии священника просите прощения у Бога, а батюшка властью, данной от Бога прощает и разрешает (развязывает) от грехов. Это обязательное условие перед Причащением для всех, старше 7 лет.
Узнайте в иконной лавке (регистратуре), когда будет исповедь, вечером или утром. В конце есть ссылки на статьи «Ошибки исповеди» и «Первая исповедь ребёнка».
Чаша с Дарами
К ней можно подходить только крещёным. Взрослым — кто подготовился к Причастию: постился среду и пятницу, прочитал Последование ко Святому Причащению, исповедался и получил благословение от священника причащаться. Часто читают ещё Три канона, об этом — в отельной статье, ссылка ниже. Про детей — тоже отдельно.
Нужно твёрдо верить, что Христос — Бог , который стал человеком. Что в Чаше под видом вина и хлеба — Его Настоящие Тело и Кровь. Что мы таинственно соединяемся с Ним, и Он живёт в нас.
Причащаемся натощак . Нужно не есть и не пить за 6 часов до службы. Но обычно это делают уже с 00:00. И уж тем более не курить!
Почистите зубы и вечером и утром. Если случайно глотнули воды — не беда, в этом не надо даже исповедоваться. Также и с лекарством — принимайте и причащаетесь.
Подходя к Чаше, заранее уберите от лица волосы, вытрите губы, перекреститесь. Рядом с Чашей нельзя креститься и кланяться , руки нужно заранее сложить на груди буквой Х, правая поверх левой.
Рот нужно открыть широко. Когда священник подаст ложку с Причастием, рот нужно закрыть, облизать. Затем вам вытрут уста тканью (платом). После этого поцелуйте низ Чаши и не делая резких движений отойдите к запивке. Если причастников много, могут не дать целовать Чашу.
Съешьте просфору и запейте «теплотой», теперь можно перекреститься и поклониться Богу. В храме после службы или дома прочитайте Благодарственные молитвы после причащения.
Дети и Причастие
Если никогда не причащали, встаньте в сторону, посмотрите, как это делают другие . Младенца взрослый кладёт на свою правую руку, голова малыша справа, левая ручка под подмышкой взрослого, правая ручка ребёнка прижимается к его телу. Всё для того, чтобы не разлить Чашу.
Дьякон или алтарник держит голову ребёнка, может нажать на щёчки, чтобы приоткрыть рот. Если священник вас не знает, скажите ему: ребёнок причащается только Кровью или он уже привык и прожуёт и Тело.
Перед Причастием не кормите малыша минут 20, чтобы не срыгнул. После Причастия не давайте соску минут 5.
Вечером в храмах служится Вечерня и часто Утреня . Раньше Утреня служилась с восходом солнца, и так продолжают служить на Афоне. Но людям в миру — это неудобно, поэтому служат заранее, с вечера.
Вечером службы бывают простые, часа полтора. Бывают более торжественные — «Всенощные бдения». Да, раньше их служили всю ночь. На бдениях часто освящают хлеб, вино, масло. Хлеб с вином раздают верующим, маслом помазывают.
Утром служится Божественная Литургия . Как раз за ней люди и причащаются. После Литургии часто бывает благодарственный молебен .
Самая сильная молитва
В храмах принято «подавать записки». Вот их виды :
- Заказные обедни . Или просто «заказные», «обедни». Бывают о здравии, или об упокоении. Только о крещённых. Самая «сильная» молитва в Церкви. Священник вынимает частицу из просфоры, поминая имя. А после причащения людей, ссыпает частицы в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов этих людей.
- Сугубая заказная . Та же самая заказная обедня, только с дополнительной молитвой — об исцелении, благодарении, ниспослании помощи Духа Святого, заключённых, на всякое прошение. Можно встретить о беременных, учащихся, пьющих.
- Простая записка , простое поминовение в алтаре. Также за живых или усопших.
- Молебен — только о здравии. По идее, можно и за некрещёных. Бывает несколько видов молебнов: с акафистом, водосвятный и другие.
- Панихида — похожа на отпевание, но можно заказывать много раз.
- Парастас — редко служится. Это заупокойное поминовение за Утреней.
Если Вы ошиблись с именем, ничего страшного, Бог видит за кого заказывали. Если перепутали о здравии/за упокой — тоже Бог разберётся. Но если кто специально заказал о живом «за упокой» — то тому, о ком молятся — ничего не будет. А вот горе-колдуна Бог жестоко накажет.
В некоторых епархиях сорокоуст есть только об упокоении, а о здравии говорят «поминовение 40 дней». В других епархиях есть заздравный сорокоуст, есть заупокойный. Это всё 40 дней Заказных обедней. Если службы не каждый день, то 40 дней могут растянуться и на 10 месяцев.
Больше всего паники может вызвать каждение храма. Обычно люди отходят в одну сторону, немного склонив голову в сторону священника. Некоторые крутятся по кругу, чтобы всегда стоять лицом к священнику, которые кадит. Это не совсем верно. Достаточно слегка повернуться.
В конце Литургии или молебна священник даёт целовать крест. Нужно поцеловать ноги Христу и поруч/руку священнику. Прикладываться лбом ни к чему не надо.
Как благословиться у священника
Чтобы это сделать, сложите руки: правая поверх левой. Священник Вас осенит крестным знамением и положит руку на ладони, её целуют, прикладываться лбом не надо. Как Вы понимаете, целуют руку Христа , Который и благословил. Если не хотите целовать руку, просто склоните голову со словами «Батюшка, благословите», он положит руку на голову.
Спрашивайте
Купите брошюру «Первые шаги в храме» или «Что должен знать христианин». Если что-то не понятно, спросите в иконной лавке / регистратуре. Вам подскажут! Запишитесь во взрослую воскресную школу при храме. Больше читайте!
Не осуждайте
Старайтесь повторять за большинством, это проще всего. Если кто-то делает что-то не так, не обращайте внимания. В каждом храме, епархии могут быть немного разные традиции.
Не забудьте поставить ? и подписаться! Поддержите проект репостом,? и?. Заходите на мои стримы в Инстаграме @popbloger
Первые шаги в храме. Как начать, чтобы не бояться
священник Владимир Панарин
Дети боятся идти первый раз в школу. А взрослые боятся ходить в храм: «Ничего не знаю, меня засмеют». Меня попросили написать краткое руководство: Как вести себя в храме . Рассказываю.
Крестное знамение
Наденьте и никогда не снимайте крестик , его носят под одеждой.
Первым делом научитесь правильно креститься : лоб, живот, правое плечо, левое плечо, опустите руку, поклонитесь Богу.
Крестимся правой рукой , даже если левша. Пальцы складываем так: мизинец и безымянный кладём на ладонь, а большой, указательный и средний — щепоткой. Два пальца на ладони — в знак Христа — что Он Бог и человек. А три пальца — в честь Святой Троицы.
Креститься нужно осторожно, как будто у Вас в руках огонь или лезвие. Такое знамение отгоняет демонов, пожигает страсти и грехи, освящает.
Перед иконой
Обычно перед иконой крестятся 2 раза, целуют, прикладываются лбом, ещё раз крестятся.
Детей можно приложить ручкой, не надо их бить лобиком о стекло. Кто постарше, может сам поцеловать.
Если стоите в очереди к мощам или образу, креститесь заранее, чтобы не задерживать людей. Можно и 1 раз перекреститься, не грех.
Некоторые бабушки учат «рукой пол доставать». Это народное творчество. Руку можно опустить, но колени не надо сгибать, пол не нужно трогать.
Когда священник на службе к Вам оборачивается лицом и говорит » Мир вам! «, не нужно креститься, нужно склонить голову и тихо сказать: «И дУхови твоему».
Когда делать поклоны на коленях, лучше смотреть за другими. На Литургии (служба, на которой причащаются), всегда кланяются на коленях, когда выносится Чаша с дарами перед причащением.
Женщинам я бы советовал вставать в храме где-нибудь в конце и не сгибаться пополам, достаточно согнуть спину. Чтобы не вызывать у позади стоящих мужчин никаких неприличных мыслей.
Если мужчин много, они встают в правой части храма, а женщины в левой. Мужчинам советую не вставать за женщинами, проходите вперёд.
Ещё называется «Таинство Покаяния». Вы в присутствии священника просите прощения у Бога, а батюшка властью, данной от Бога прощает и разрешает (развязывает) от грехов. Это обязательное условие перед Причащением для всех, старше 7 лет.
Узнайте в иконной лавке (регистратуре), когда будет исповедь, вечером или утром. В конце есть ссылки на статьи «Ошибки исповеди» и «Первая исповедь ребёнка».
Чаша с Дарами
К ней можно подходить только крещёным. Взрослым — кто подготовился к Причастию: постился среду и пятницу, прочитал Последование ко Святому Причащению, исповедался и получил благословение от священника причащаться. Часто читают ещё Три канона, об этом — в отельной статье, ссылка ниже. Про детей — тоже отдельно.
Нужно твёрдо верить, что Христос — Бог , который стал человеком. Что в Чаше под видом вина и хлеба — Его Настоящие Тело и Кровь. Что мы таинственно соединяемся с Ним, и Он живёт в нас.
Причащаемся натощак . Нужно не есть и не пить за 6 часов до службы. Но обычно это делают уже с 00:00. И уж тем более не курить!
Почистите зубы и вечером и утром. Если случайно глотнули воды — не беда, в этом не надо даже исповедоваться. Также и с лекарством — принимайте и причащаетесь.
Подходя к Чаше, заранее уберите от лица волосы, вытрите губы, перекреститесь. Рядом с Чашей нельзя креститься и кланяться , руки нужно заранее сложить на груди буквой Х, правая поверх левой.
Рот нужно открыть широко. Когда священник подаст ложку с Причастием, рот нужно закрыть, облизать. Затем вам вытрут уста тканью (платом). После этого поцелуйте низ Чаши и не делая резких движений отойдите к запивке. Если причастников много, могут не дать целовать Чашу.
Съешьте просфору и запейте «теплотой», теперь можно перекреститься и поклониться Богу. В храме после службы или дома прочитайте Благодарственные молитвы после причащения.
Дети и Причастие
Если никогда не причащали, встаньте в сторону, посмотрите, как это делают другие . Младенца взрослый кладёт на свою правую руку, голова малыша справа, левая ручка под подмышкой взрослого, правая ручка ребёнка прижимается к его телу. Всё для того, чтобы не разлить Чашу.
Дьякон или алтарник держит голову ребёнка, может нажать на щёчки, чтобы приоткрыть рот. Если священник вас не знает, скажите ему: ребёнок причащается только Кровью или он уже привык и прожуёт и Тело.
Перед Причастием не кормите малыша минут 20, чтобы не срыгнул. После Причастия не давайте соску минут 5.
Вечером в храмах служится Вечерня и часто Утреня . Раньше Утреня служилась с восходом солнца, и так продолжают служить на Афоне. Но людям в миру — это неудобно, поэтому служат заранее, с вечера.
Вечером службы бывают простые, часа полтора. Бывают более торжественные — «Всенощные бдения». Да, раньше их служили всю ночь. На бдениях часто освящают хлеб, вино, масло. Хлеб с вином раздают верующим, маслом помазывают.
Утром служится Божественная Литургия . Как раз за ней люди и причащаются. После Литургии часто бывает благодарственный молебен .
Самая сильная молитва
В храмах принято «подавать записки». Вот их виды :
- Заказные обедни . Или просто «заказные», «обедни». Бывают о здравии, или об упокоении. Только о крещённых. Самая «сильная» молитва в Церкви. Священник вынимает частицу из просфоры, поминая имя. А после причащения людей, ссыпает частицы в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов этих людей.
- Сугубая заказная . Та же самая заказная обедня, только с дополнительной молитвой — об исцелении, благодарении, ниспослании помощи Духа Святого, заключённых, на всякое прошение. Можно встретить о беременных, учащихся, пьющих.
- Простая записка , простое поминовение в алтаре. Также за живых или усопших.
- Молебен — только о здравии. По идее, можно и за некрещёных. Бывает несколько видов молебнов: с акафистом, водосвятный и другие.
- Панихида — похожа на отпевание, но можно заказывать много раз.
- Парастас — редко служится. Это заупокойное поминовение за Утреней.
Если Вы ошиблись с именем, ничего страшного, Бог видит за кого заказывали. Если перепутали о здравии/за упокой — тоже Бог разберётся. Но если кто специально заказал о живом «за упокой» — то тому, о ком молятся — ничего не будет. А вот горе-колдуна Бог жестоко накажет.
В некоторых епархиях сорокоуст есть только об упокоении, а о здравии говорят «поминовение 40 дней». В других епархиях есть заздравный сорокоуст, есть заупокойный. Это всё 40 дней Заказных обедней. Если службы не каждый день, то 40 дней могут растянуться и на 10 месяцев.
Больше всего паники может вызвать каждение храма. Обычно люди отходят в одну сторону, немного склонив голову в сторону священника. Некоторые крутятся по кругу, чтобы всегда стоять лицом к священнику, которые кадит. Это не совсем верно. Достаточно слегка повернуться.
В конце Литургии или молебна священник даёт целовать крест. Нужно поцеловать ноги Христу и поруч/руку священнику. Прикладываться лбом ни к чему не надо.
Как благословиться у священника
Чтобы это сделать, сложите руки: правая поверх левой. Священник Вас осенит крестным знамением и положит руку на ладони, её целуют, прикладываться лбом не надо. Как Вы понимаете, целуют руку Христа , Который и благословил. Если не хотите целовать руку, просто склоните голову со словами «Батюшка, благословите», он положит руку на голову.
Спрашивайте
Купите брошюру «Первые шаги в храме» или «Что должен знать христианин». Если что-то не понятно, спросите в иконной лавке / регистратуре. Вам подскажут! Запишитесь во взрослую воскресную школу при храме. Больше читайте!
Не осуждайте
Старайтесь повторять за большинством, это проще всего. Если кто-то делает что-то не так, не обращайте внимания. В каждом храме, епархии могут быть немного разные традиции.
Не забудьте поставить и подписаться! Поддержите проект репостом, и . Заходите на мои стримы в Инстаграме @popbloger
Как правильно ходить в церковь новичку, женщине
В период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте. Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту. Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.
Посещение церкви в первый раз
Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.
Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.
Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.
Перед походом в церковь рекомендуется прочитать самые важные для себя страницы Евангелия, чтобы заранее мысленно настроиться на духовный лад и войти в светлое состояние.
Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.
Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом, куда заходят просить о самом сокровенном.
Правила для женщин
Требования к женщинам относятся только к деталям внешнего вида и месту, где следует стоять во время Богослужения. Кто-то из старшего поколения в семье знает, как правильно ходить в церковь женщине. Об этом можно узнать у своей бабушки или мамы. Главным требованием внешнего вида является подчеркнутая скромность. Красота женского тела является символом соблазна, а поэтому женщине не стоит надевать одежду, которая оголяет какой-либо участок тела. Нельзя носить короткую юбку, декольте и даже платье, оголяющее плечи.
Перед посещением девушке желательно смыть косметику, а также покрыть голову платком. В святом месте каждый прихожанин должен задумываться о вечном. Радеть о спасении своей души, молиться. На благом пути его не должна отвлекать красота и похоть. Поэтому яркие наряды считаются неподобающими. Церковь не является местом для привлечения к себе внимания.
Во время службы женщины должны встать по левую сторону. Во время причастия женщины становятся в конец очереди.
С чего начинать
Как только церковь появилась в поле зрения, ей нужно поклониться и осенить себя крестным знамением, даже если не планируется заходить внутрь.
Подходя к двери, нужно остановиться, задуматься о своей цели, вновь перекреститься. Посещая храм, нужно представлять, что из пространства земного греха заходишь в небольшой и чистый дом Божий.
Существует единый для всех прихожан простой ритуал, как правильно зайти в церковь. Следует начать с поклона как символа смирения своей гордыни. Дальше нужно перекреститься и читать строки, обращаясь к лику Христа Спасителя в следующем порядке:
- Перед первым поклоном говорится: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».
- Второй поклон сопровождается словами: «Боже, очисти грехи мои и помилуй меня».
- Словами «без числа согрешил, Господи, прости меня» завершают ритуал.
Эту последовательность желательно запомнить и повторить во время выхода.
Поведение в храме
При посещении желательно не брать больших по размеру сумок, а если таковая есть, ее нужно оставить при входе. Во время ритуала причастия обе руки должны быть свободны.
Свою сокровенную цель можно указать в записке для священника. Обычно передается просьба помолиться за себя или за ближнего.
При входе можно пойти к служителю купить свечи, одновременно жертвуя на нужды храма в символической форме. Горящая свеча является важным символом в христианстве. Маленький свет Божьей искры горит в каждой вечной душе, поэтому свечку зажигают:
- Желая здравия своим ближним.
- За трудности в судьбе, которые удалось преодолеть. В этом случае свеча ставится с благодарностью своему Святому за посланные испытания и помощь.
- Накануне ключевого события в жизни. Перед важным решением, обращаясь за поддержкой и вразумлением к Богу, ангелам и святым.
- За упокой тем, кто уже перешел в жизнь вечную.
Для поминания усопших в каждой церкви установлен канун — специальный поминальный стол. На канун можно ставить хлеб, красное вино и печенье.
В каждом храме центральное место занимает «праздничная» икона. Посетитель первым делом прикладывается именно к ней. Эта икона может быть разной для каждого дня. Священник по известному ему календарю выбирает «праздничную» икону, выставляя ее в центр, на аналой.
Подходя к праздничной иконе, нужно осенить себя крестным знамением, совершить земной и поясной поклоны. Когда прихожане отходят от иконы, нужно поклониться ей в третий раз.
Помимо праздничной иконы, в храме выставляют особо ценную, древнюю икону. Как правило, есть несколько чудесных икон, которые путешествуют от одного храма к другому. О прибытии особо почитаемой иконы объявляется заранее.
Когда подходят к иконе почитаемого святого, своего заступника, то произносят его имя и просят: «помолись Богу о рабе Божьем», говоря имя родственника, за выздоровление которого пришли просить.
Главной богоугодной чертой поведения будет смирение. Не нужно оглядывать все вокруг, словно на экскурсии. Важно всегда помнить о главной цели своего прихода в храм.
Когда в храме появляется хорошо знакомый друг, внутри церкви не принято здороваться рукопожатием. В качестве приветствия друзья кланяются. Важно сохранять молчание, а дружеской беседе выделить другое время.
Особое внимание стоит уделить поведению детей. Ребенок может хотеть веселиться. Нужно заранее объяснить ему всю важность храма как особого места общения с Богом. Ребенка стоит научить вести себя как можно скромнее и тише.
Особое время богослужения
После начала службы желательно не мешать людям и самому священнику, а поэтому все молитвы, установку свечей и передачу записок следует завершить еще до начала церковной службы.
Запрещается беспокоить других людей своими вопросами. Слова священника следует внимать в молчании и сосредоточении, поскольку в этот момент передается Слово Божие.
Демонстрация некультурного поведения в храме обернется большими неприятностями, чем в обычной жизни. Если прихожане смотрят на человека с осуждением, он провоцирует их на грех.
Когда окружающие начинают делать поклоны и креститься, то нужно присоединиться к ним, выполняя ритуал вместе со всеми.
Для тех, кто желал бы присесть во время службы, стоит помнить, что Богослужение является актом духовного труда и поэтому выполняется стоя. Длительное стояние укрепляет дух человека, и каждый может проверить себя: если стоять тяжело, в этом есть причина. Тот, кто полон веры, трудностей не замечает. Тяжело тому, кто не может преисполниться благоговения. Внимание к словам священника приводит каждого слушателя к его моменту духовного просветления и самосовершенствования. Ради этих благих целей нужно забыть о мелких неудобствах.
Свечку держат в руках только во время панихиды или в особых случаях. В обычный день свечку ставят в подсвечник. Нужно следить, чтобы воск не капал на впереди стоящего человека.
Поскольку мирянин приходит в гости к Богу, то желательно не уходить раньше, чем завершится служба. По этой же причине на нее нельзя опаздывать. Период богослужения является личной жертвой, которую мы преподносим Богу. Посвящение своего времени духовности является обязательным для каждого верующего. Покидать службу разрешается только по очень уважительной причине. Если мать не может успокоить свое дитя, ей рекомендуется на время выходить из церкви и возвращаться, когда ребенок притихнет.
Сидеть разрешается только тому, в чьем теле есть болезнь, чья потребность в послаблении несомненна.
Во время литургии и чтения Евангелия нужно просить Бога вразумить на понимание всех Истин. Когда священник открывает Царские врата, принято отпускать поклон. Если звучат слова на неизвестном языке и проговорить не получается, тогда можно заменить эти слова известной молитвой.
Когда Священник заканчивает проповедь, он выходит к людям с крестом в руках. Прихожане по традиции целуют его руку и крест. Во время процессии существует традиционная очередность:
- Первыми должны подходить родители с маленькими детьми.
- Вторыми идут несовершеннолетние дети.
- Затем приходит очередь мужчин.
- Завершают процессию женщины.
Для каждой группы у священника приготовлена своя молитва. Если кто-то нарушил очередь, ему подскажут, где правильно встать.
Какой день выбрать
Для православного христианина является богоугодным посещение храма раз в неделю. Регулярное посещение требуется для того, чтобы мирянин отдохнул душой от грешного мира, вышел из будничной суеты и обратился к вечным вопросам.
Священник ожидает прихожан в субботу и воскресенье, а также во время церковных праздников. Точный день можно узнать из православного календаря. Если возникает потребность помолиться, сходить в церковь можно в любой день по своему желанию.
Малые церкви из-за нехватки священников могут не работать в будние дни. Понедельник считается временем отдыха после двух подряд дней богослужений. В понедельник церковь посвящает молитвы ангелам, поэтому не приветствует известное в народе суеверие по поводу тяжести этого дня. В понедельник празднуются малые именины, потому что в этот день почитают ангелов-хранителей.
Что желательно знать
Внутри церкви работает прислужник, который может подсказать, как правильно заходить в церковь и чего не следует делать. Мобильные телефоны можно не выключать, но обязательно переводить в режим «без звука». Во время службы отвечать на звонок нельзя, поскольку это не время для разговоров.
Вечером после службы можно вновь приобрести свечи уже для дома. Даже если не хватает денег, есть возможность попросить свечку бесплатно. Отказывать нуждающимся людям не принято в христианской среде.
Если дома кто-то болеет, зажженную в храме свечку относят домой и ставят в комнате, где лежит болящий. За некрещенного человека можно ставить свечку, но нельзя просить записку и заказывать молитву. Не принято просить за самоубийцу.
По завершении службы можно вернуться к индивидуальной молитве или же попросить священника о беседе, если на то есть уважительная причина. В это время есть возможность заказать молитву о другом человеке, кто болеет, но не может самостоятельно посещать Церковь.
Таким образом, верующему христианину следует посещать церковь хотя бы раз в неделю, соблюдая в храме простые ритуалы и правила поведения. Регулярно обращаясь к вечным вопросам, к Богу, человек становится чище и мудрее. Святость храма определяется не только вековой религией, но и чудотворными иконами святых, к которым можно обращаться. Внимать словам священника во время богослужения полезно каждому человеку для спасения его вечной души.