Содержание
- Получена двойка по итогам года, полугодия, что будет?
- Кого и за что могут оставить на второй год
- Две двойки — второй год?
- Несдача итоговой аттестации — второй год
- Второй год за пропуски
- Можно ли за год поставить 2 если
- Текущий номер
- Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
- Наши приложения
- Право на двойку
- Напрыгала на двойку
Можно ли за год поставить 2 если
Получена двойка по итогам года, полугодия, что будет?
Какие последствия могут наступить при получении двойки по одному или нескольким предметам? Какие права есть у учащихся, имеющих академическую задолженность и их родителей? Как исправить ситуацию, что можно требовать от администрации?
Если учащийся получил одну или нескольких двоек за год по итогам промежуточной аттестации, значит у него образовалась академическая задолженность, которую он обязан ликвидировать.
До момента ликвидации задолженности администрация школы должна перевести учащегося в следующий класс условно. Также школа обязана обеспечить условия для исправления оценки. Возможность исправить оценку учащемуся должна быть предоставлена дважды.
Для этого администрация школы назначает срок проведения переаттестации. В первый раз предмет сдается учителю, во второй раз создается комиссия. Чаще всего, пересдача проходит в начале следующего учебного года, но по усмотрению педагога и школы, она может быть назначена на лето. Сроки пересдачи могут быть определены в соответствующем положении на сайте школы.
Если учащийся с двух попыток не смог исправить оценку – родители имеют право выбрать один из нескольких вариантов:
1. Остаться на второй год;
2. Перейти на обучение по адаптированным программам, например, в коррекционную школу в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо перейти в вечернюю школу;
3. Перейти на индивидуальную форму обучения (т.е. остаться на индивидуальной форме обучения в своей школе, если в ней такая возможность предусмотрена, либо перейти в другую школу, которая имеет соответствующее положение).
Учащийся, имеющий академическую задолженность, имеет право:
- дважды пройти промежуточную аттестацию (попытаться исправить оценку) в сроки, установленные школой, в течение одного года;
- в случае болезни просить перенести срок сдачи академической задолженности;
- при наличии сомнений в объективности выставления оценок — требовать включения в состав комиссии, которая проводит промежуточную аттестацию, педагогов из другой школы.
При необходимости родители учащегося могут сами инициировать пересдачу, направив соответствующее заявление с просьбой обеспечить возможность прохождения промежуточной аттестации на имя директора.
Администрация школы не имеет права настаивать на отчислении учащегося из школы по причине плохой успеваемости. Школа также не вправе ставить вопрос об оставлении на второй год до тех пор, пока учащему не было предоставлено двух попыток для того, чтобы исправить оценку по каждому предмету.
Особенно серьезные последствия имеет получение двойки за год для учащихся выпускных классов – 4, 9 и 11 класса.
Учащиеся 9 и 11 класса при наличии академической задолженности не могут быть допущены до сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
В Законе об образовании есть специальная оговорка о том, что
«Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования».
Соответственно, учащиеся 4 и 9 классов не могут быть условно переведены в следующий класс. И в случае получения двойки за год у них остается, как правило, только один вариант – оставаться на второй год даже до того, как они смогли воспользоваться правом исправить оценки.
Цитата из Закона:
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Кого и за что могут оставить на второй год
Реален ли второй год обучения в одном и том же классе в современной школе?
Еще пару десятков лет назад второгодники были совсем не редким явлением. В стране царил закон о всеобуче, а учителя не стеснялись ставить своим ученикам заслуженные двойки не только за ответы у доски, но и за четверть или за год. А с двойками путь в другой класс был закрыт. Вот и сидели такие недоросли порой по нескольку лет в одном классе, пока их не переводили на коррекционное обучение или в прямо в ПТУ, если исполнилось 14 лет.
В современной школе большое внимание уделяется чувствам учеников. Так как получать двойки приятного мало, то существует негласная установка их не ставить, особенно итоговые. И да, сейчас двойка за год по предмету в большей степени проблема учителя, а не ученика. Это он плохо сумел научить, а не ребенок ленился. Соответственно и двоечников (номинально) стало намного меньше. Ведь учителя совсем не хотят писать объяснительные по этому поводу и подтверждать свою квалификацию. Проще поставить тройку, ну а там уже ГИА рассудит.
Может ли в таких условиях идти речь о втором годе обучения? Оказывается, может.
Две двойки — второй год?
Действующий Федеральный закон «Об образовании» к ученикам лоялен. Поэтому, один итоговый неуд за год основанием для повторного обучения в том же классе не является. Статьей 17 Закона РФ «Об образовании» определено, что обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. То есть они должны исправить свою двойку в следующем классе.
О втором годе может зайти речь, если ученик, который учится со 2-го по 9-й класс, получил две или более неудовлетворительных оценки за год. Но и тут возможны варианты. Такого ученика по закону можно:
- оставить на второй год,
- перевести в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника,
- перевести на получение образования в иной форме (домашнее, семейное, дистанционное и т.д.).
Родителям ученика дано право выбора в этой ситуации. То есть они должны дать свое согласие на то, чтобы их ребенок повторно прошел курс обучения в том же классе. Или был переведен на другую форму обучения. Поскольку такая ситуация создает определенные сложности для школы, чаще всего нерадивому ученику идут на встречу и дают возможность исправить «хвосты» или найти другой компромисс. Кстати, законодательно определено право на две пересдачи академической задолженности. То есть реальный шанс исправить двойки и продолжить обучение со своими одноклассниками у ребенка есть.
Несдача итоговой аттестации — второй год
В статье 66 ФЗ «Об образовании» сказано:
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Это значит, что если ученик 4-го или 9-го класса не усвоил программу, то есть не сдал аттестацию по итогам года, он остается на второй год. По идее, аналогичная норма распространяется и на oдиннaдцaтиклaccников. Но их уж точно никто не оставляет на второй год. Выдают справку, что прослушал курс, и в вольное плавание. Что касается четвероклассников и девятиклассников, то им дают возможность исправить ситуацию, то есть пересдать аттестацию. Не получилось? Придется прослушать курс повторно.
Второй год за пропуски
Могут ли оставить на второй год ученика, который пропускал занятия? Этот вопрос сильно волнует родителей часто болеющих детей. Ответ также можно найти в законе. В нем ничего не сказано о том, что, если ребенок пропустил 50% и более учебного времени ( в том числе по уважительной причине) его нужно оставить на второй год. Однако. многие школы в своих локальных актах прописывают, что такое количество пропусков признается неаттестацией ученика, вне зависимости от того, какие у него итоговые оценки. То есть, ребенок, к примеру, провел месяц или больше в больнице в связи с хроническим или инфекционным заболеванием, и ему отказывают в переводе в следующий класс.
Родители должны знать, что такие действия школы незаконны. В этом случае ученику обязаны предоставить возможность сдать академическую задолженность. Родители могут просить администрацию школы назначить срок ликвидации академической задолженности в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 58 ФЗ «Об образовании в РФ» в конце текущего учебного года. Если ученик с этим справится хотя бы удовлетворительно, перевести его в следующий класс обязаны. Если нет, то с согласия родителей возможны варианты. В частности перевод на домашнее обучение. То есть, если ребенок много пропустил, но знает материал, второгодником он быть не должен.
Можно ли за год поставить 2 если
Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?
Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»
Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»
Как вы считаете, правильно ли делить учебный год на 4 четверти?
Да, проверено временем
Нет, лучше учиться по полугодиям/семестрам, как в вузе
Нет, лучше учиться по триместрам
Нет, лучше длинную третью четверть разделить пополам
Не надо никаких изменений, мы от них уже устали!
Всего проголосовало: 112
Текущий номер
Когда-то для Татьяны Черноусовой мечтой стал английский язык
номер 07, от 18 февраля 2020
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Как помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.
В России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст «самостоятельной жизни» ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.
Сегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника «знать» книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.
Одна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале «Юность», рассказе «Беспокойная натура» действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.
Наши приложения
Право на двойку
В погоне за показателями люди идут на крайние меры
Дорогая редакция!
Даже не знаю, как начать письмо. Мне нужен ваш совет. Ситуация такая: недавно нас собрали на очередное совещание и в очередной раз напомнили о том, что двойки в триместре мы ставить не должны. Что наше местное министерство в лице местного министра (. ) взялось за повышение качества знаний. Если мы наберемся смелости и поставим эту двойку даже самому заядлому неучу, которому просто невозможно ее не ставить, одними дополнительными занятиями по индивидуальному образовательному маршруту мы не отделаемся. Надо будет придумывать нестандартные методы работы с этим учеником, а беседы, занятия и привлечение ученика к внеурочной деятельности — это прошлый век. Не выдумали, не научили этого ребенка на тройку — вы некомпетентны, подумайте, на своем ли вы месте работаете!
Не вопрос, я могу найти несложную для ребенка работу (например, раскрасить картинку), которую он выполнит, и поставлю ему эту тройку. Но это не будет тем качеством знаний, которое он должен показать на выходе. Да и перспектива получить двойку в триместре очень часто заставляет некоторый контингент учеников хоть что-то делать. Если такого инструмента давления на ученика не будет, перестанут учиться не только двоечники (зачем, все равно поставят «3»!), но и троечники, ибо зачем дергаться, вон сосед-двоечник ведь ничего не делает, а свою тройку имеет. И даже некоторые отличники будут работать вполсилы. Зачем им прикладывать усилия, ведь двоечнику ни за что ставят трояк. Я умнее, я что-то сделаю, и мне поставят более высокую отметку.
А на выходе — ОГЭ или ЕГЭ. Отговаривать ребенка сдавать экзамен я тоже не имею права. Если я ученику не поставлю заслуженную двойку, он и его родители искренне поверят, что и на экзамене уж как-нибудь да вытянут на тройку. А липовый хорошист, который на его фоне делал хоть что-то, получит низкий балл. (Сейчас с подобной ситуацией я столкнулась в 10-х классах, когда все липовые троечники — настоящие двоечники — отсеялись, а хорошисты и отличники при нормальных требованиях показывают совсем не тот результат, который хотелось бы.)
По словам школьной администрации, никаких доводов наш министр слушать не хочет. Ни от кого. Нас (и особенно меня) предупредили, что разговор должен остаться в стенах школы. И никаких громких возмущений в Интернете быть не должно. Ситуация очень напоминает приказ №227 «Ни шагу назад!». Но сейчас нет войны. Наши чиновники от образования в своих реформах сделали много системных ошибок, при которых, как ни старайся, нужного результата не добиться. Можно, как в том мультике, сшить из одной шкуры восемь шапок. Но можно ли будет эти шапки носить?
Большинство моих коллег приняли для себя решение имитировать бурную деятельность. В открытую борьбу ни с министром, ни с администрацией школы вступать не будут. А если кто-то и вступит, возможно, не найдет поддержки.
Молчать мне не позволяет совесть. Начать громко возмущаться или просто высказать свое недовольство — значит нажить себе врагов. Может, и не уволят, но сделать условия работы невыносимыми вполне могут.
Работаю я и так на износ. Больше, чем я делаю, делать не могу. Очень хочу свое возмущение и злость направить в конструктивное русло, придумать такой инструмент работы, позволяющий моим ученикам помочь заработать те тройки, которые меня просит поставить администрация. Но пока что-то не получается.
Подскажите, как быть.
Мы попросили прокомментировать письмо директоров городских и поселковых школ из 16 регионов страны, рассказать, существует ли вообще у них подобная проблема, ограничивают ли они своих учителей в праве выставлять ученику заслуженную отметку, давит ли на них самих кто-либо извне. Как это ни грустно, но все они поголовно отвечать отказались. Что само по себе наводит на определенные размышления. Зато обитатели социальных сетей и виртуальных педагогических сообществ оказались более открытыми. Приводим их высказывания.
Регина Станиславовна:
— У нас в школе ставятся двойки. Но за них вычитают энную сумму из стимулирующих. Говорят, что нежелательно ставить, но и не запрещают.
Лидия Петровна:
— Нам не разрешают ставить плохие отметки. В школе обучаются больше тысячи человек, всем двоечникам учителя ставят липовые тройки. Ученик делает больше ста ошибок в диктанте, а за четверть у него стоит «3». Зато ни одного неуспевающего ученика ни по одному предмету.
Антонина Алексеевна:
— За двойки придется писать столько бумаг! Нужно вести тетради с дополнительными занятиями ребенка, составлять план работы с отчетом по всем темам и разделам. Кому это надо? Проще поставить «3».
Александр Геннадьевич:
— Безнаказанно влепить «пару» может только тот, кому нечего терять, кроме своих цепей!
Иван Петрович:
— Палка о двух концах. И кто прав, кто виноват — не разобраться. Разрешить ставить двойки — многие учителя будут свое нежелание или неумение учить оправдывать неспособностью ученика. Не разрешить — дети оборзеют. Как соблюсти баланс? Загадка природы. Поэтому в текущих оценках двойки ставим, но итоговые — минимум «3».
Валентина Васильевна:
— Если сидел на уроке, уже тройка! Что-то да услышал.
Ольга Андреевна:
— Двойки не ставим за четверть. Якобы запрещено законом. Не знаю, каким, но там будто бы написано: на базовый уровень учитель обязан научить. А базовый — это и есть «3». Это слова завуча, так ему сказал руководитель, который приезжал из министерства.
Ирина Викторовна:
— Ставила двойки с сентября. на свою голову. Потом кто-то написал письмо, приехала комиссия (4 дамы + юрист). Проверяли не детей, а меня. Долго, неприятно, унизительно. Объясняла каждую двойку. Все мои коллеги учились на моем примере. И делали правильные выводы.
Валентина Михайловна:
— Несмотря ни на что, двойки мы все-таки ставим. Подвигла нас на это коллега из другой школы. В этом году девятиклассники выбирают два предмета для экзамена. Но они с 5-го по 8-й класс не учились, мы им рисовали тройки (чтобы не ставить двойки себе), а теперь они навыбирали предметов, в которых ни бум-бум. Так вот коллега сказала, что в таком случае спокойно ставит «2» в одном из триместров, чтобы потом никого не удивила «2» на экзамене. Я так и делаю. Первый раз выставила двойки, и мне за это НИЧЕГО НЕ БЫЛО. Правда, завуч предупредила, что в следующем году я уже не смогу так просто поставить то, что хочу (не помню, почему, но она как-то это объяснила).
Наталья Леонидовна:
— По каждому предмету, к каждому учебному комплексу у каждого учителя есть программы. В них четко прописано, что конкретно ученик должен знать и уметь. И вот ученик ничего НЕ знает, НЕ умеет, а мы, педагоги, ему все равно ставим «3». «Все подлости на земле совершаются с нашего молчаливого согласия». Да, нервы, да, зарплата. Но если все молчат и соглашаются, то на что и кого сетовать? «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. »- это про нас, учителей.
Людмила Федоровна:
— Неофициально запрещают! В ход идут все перечисленные выше аргументы, заодно намекается, что ребенок-де зацикливается на учебных неудачах и испытывает психологический дискомфорт.
Ирина Валентиновна:
— Поставила нынче за 2-й триместр двойку в 9-м классе. Посмотрим, что будет. В 1-м триместре уже была «пара» у семиклассника. Тогда обошлось без скандалов — просто объяснила, почему именно такая отметка: не работает на уроке, не выполняет домашние задания, не выполняет письменные задания в классе и т. д.
Ирина Ивановна:
— Я ставила двойки в четверти. Конечно, потом бумаги, дополнительные занятия, но за год в 9-м классе поставлю всем тройки — пусть получают аттестат, может быть, будут неплохими рабочими. Конечно, мечта учителя — поставить то, что заслужил ученик, но тогда надо оставить на второй год. А смысл? В моей практике ни один второгодник не стал умнее и прилежнее. Так что мне уже трудно сверху запретить ставить «2», я сама себе запрещаю.
Татьяна Викторовна:
— Нам сверху указали (но не приказом, а на словах!) всем девятиклассникам поставить тройки, чтобы ВСЕ они были допущены до экзамена («Дайте детям шанс. »). Бог с ними, я-то дам, но в классе прямым текстом скажу детям, почему ставлю именно такие отметки. Пусть даже это непедагогично.
Елена Михайловна:
— Двойки ставить перестала. А раньше правду-матку резала. Но когда за снижение качества знаний отчитали в районе, пришлось изменить принципам. Ну и пусть дура, ну и пусть пальцем показывают. Надоело.
Инна Викторовна:
— В прошлом году в нашей школе за 3-ю четверть в выпускном 9-м классе половине класса были выставлены двойки по русскому языку. И выставил их учитель высшей категории. А вы говорите. Правда, к концу года двоечников стало значительно меньше, и до экзаменов не допустили только четверых.
Честно говоря, ситуация вовсе не нова. Наше издание писало об этом едва ли не с первых лет своего существования. Беда в другом — периодически «болезнь» обостряется настолько, что требуется «хирургическое вмешательство». Так, в 30-е годы прошлого столетия страну захлестнула волна соцсоревнований, которая не обошла и систему образования. Школы и учителей тогда тоже оценивали (выражаясь по-современному, «рейтинговали»), в том числе и по формальным показателям, в частности по успеваемости. Результат не заставил долго ждать: учителя сплошь и рядом начали завышать оценки, снижать требования к ученикам, упала персональная ответственность педагога за качество обучения. Причем все вроде бы понимали, что это нехорошо, неправильно, однако что поделать, ведь иначе школа будет на плохом счету.
Итогом стал приказ Наркомпроса РСФСР от 25.01.1944 №52 «О социалистическом соревновании в школе», который запретил оценивать деятельность образовательных учреждений и учителей только по процентам успеваемости и количеству неуспевающих.
«Желание не испортить статистику дает повод для директоров школ воздействовать на учителя и вынуждать его изменять балл, переводить второгодников, ставить незаслуженные тройки двоечникам, — писала в №8 «Учительской газеты» от 1 марта 1944 года Вера Голенкина. — Формула проста: если ты выставил много двоек и единиц — значит ты плохой педагог и тебе надо подтянуться. Нетрудно понять, что подобное давление на учителя есть продолжение старой, осужденной наркомом просвещения РСФСР практики руководителей школ, которые в погоне за внешними показателями, за высоким процентом успеваемости всячески нажимали на педагогов, требуя от них благополучия в успеваемости. Исправлялись именно отметки, а не знания. Ученикам давали 2-3-дневный срок на исправление, несмотря на то что эта мера являлась явно антипедагогической, ведь в такой короткий срок ученик не мог подготовиться за целую четверть, да и, кроме того, возможность легко, без особого напряжения исправить отметку в конце четверти приучала учеников легкомысленно относиться к такому серьезному делу, как учеба».
Не кажется ли вам это чем-то очень и очень знакомым? Но если так, то необходимость в принятии нового «приказа №52» давно настала.
Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы система оценки знаний стала максимально объективной, не зависящей от прихоти отдельных чиновников и руководителей?
Напрыгала на двойку
17 января 2017 1:00 78
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
На днях бывший корреспондент « КП » Елена Ардабацкая на своей страничке в соцсети опубликовала показательную запись. О школьных оценках и справедливости. Откликов на нее было множество. Поэтому мы посчитали возможным опубликовать пост встревоженной мамы у нас. А вы можете подключиться к его обсуждению.
«На днях у меня был большой и содержательный спор с нашим учителем физкультуры. Дочь Маргарита принесла двойку по физкультуре. Больше не напрыгала, как ей сказали. Буквально. Через скакалку. Я уже не говорю о том, что у нее есть справка от педиатра, в которой указано, что у нее не общая группа по физкультуре в связи с ее заболеванием. И об этом мы с учителем говорили, еще в прошлом году обсуждали, что нагрузку ей давать по самочувствию. И вот — двойка.
Как, скажите мне, можно наказывать человека за то, что он физически не может? Я понимаю, забыла сделать домашнее задание по французскому, ей поставили в тетради двойку карандашом. Маргарита на следующий день домашку быстро написала, в дневник пошла — с учетом забывчивости — не пятерка (за уровень исполнения), а четверка — нечего, мол, тормозить. Согласна. Но двойка за то, что не напрыгала?!
Учитель физкультуры со мной согласился, что девочка не лентяйка, а труженица, что просто больше сейчас напрыгать не может. И объяснил, что двойку он поставил для стимула. Для какого стимула? В чем стимуляция? Если ребенок знает, учитель знает и другие дети знают, что Маргарита больше напрыгать не может!
Говорит, что, мол, стимуляция и для других. На пятерку, кстати, надо напрыгать во втором классе 80 раз. Ни я, ни моя мама в детстве прыгучестью не отличались. Я легко плавала и на коньках бегала на золотой значок ГТО. Ни разу в жизни не перепрыгнула нормально через коня и ни сантиметра не подтянулась по канату. Я хорошо бегала на лыжах, но обычный кросс добегала, когда все уже отдыхали. Помню, как спасали меня с этим мальчишки в классе. Когда я добегала и взять высоту уже не могла, они отвлекали учителя своими криками, а потом хлопали, будто я перепрыгнула, хотя я огибала препятствие. Кстати, я рассказала об этом Маргарите. Она сказала, что это нечестно, сразу, без раздумий. Я немного растерялась, но ответила, что, с одной стороны, да. С другой стороны, это история о дружбе, взаимовыручке и о том, что невозможно делать все идеально.
Разговор учитель физкультуры закончил выводом: для вас двойка — это болезненно. Вывод не совсем правильный. Болезненно не потому, что двойка, а потому что несправедливо».
СПРАВКА «КП»
Можно ли поставить оценку «просто так»?
Вообще-то критерии выставления оценок очень жестко прописаны. Поставить двойку просто так или за поведение учитель не может. Для каждого предмета критерии свои, так что в контрольной по математике и сочинении по литературе оценки будут выставляться по-разному.
ОЦЕНКА 5. В целом пятерка ставится, если ребенок не сделал ни одной ошибки, максимум, допустил один недочет.
ОЦЕНКА 4. Четверку ставят за 2 — 3 ошибки или 4 — 6 недочетов, ну или если ученик использовал нерациональное решение или немного нарушил логику изложения материала.
ОЦЕНКА 3. Тройку можно получить за 4 — 6 ошибок или 10 недочетов, а также за неполный ответ на вопрос.
ОЦЕНКА 2. Двойку учитель ставит, если ребенок сделал более 6 ошибок или 10 недочетов, не раскрыл вопроса или не привел верных аргументов. Что считается ошибкой, а что недочетом, также прописано отдельно.
Такая система оценивания была введена еще в советских школах в 40-е годы. Сейчас школы могут сами решать, какую систему использовать — пяти- или десятибалльную. Но, понятно, почти все по привычке используют пятибалльную, от которой, положа руку на сердце, осталось всего четыре балла.
КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ НЕ СОГЛАСЕН С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
— Поговорить с учителем: чаще всего оценку можно исправить.
— Подойти к директору: если педагог не прав, отметку аннулируют.
— Обратиться в окружное управление образования: если оценки систематически занижают, а дирекция бездействует.
— Поговорить с ребенком: возможно, дело вовсе не в «плохом» учителе.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Да убоится ученик учителя своего
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
В девятом классе к нам пришел новый учитель русского языка и литературы. Скуластый, решительный. По привычке — а учился я не в самом образцово-показательном классе с литерой В, были у нас ребятишки разные — класс решил проверить учителя «на слабо». Когда он впервые зашел в класс, по аудитории, выписывая пируэты, полетели бумажные самолетики, кто-то на последней парте устроил небольшую потасовку. Гам стоял неимоверный. Юрий Константинович, казалось, на шум и беспорядки не обращал внимания. Он спокойно открыл журнал и стал по очереди по алфавиту поднимать учеников и задавать вопросы по пройденному в 8-м классе материалу. Двух сказанных в замешательстве слов хватало на то, чтобы в журнал уходила жирная двойка или — удача — тройка. За двадцать минут был «обилечен» весь строптивый класс. Мы прижали уши.
На следующем уроке в классе стояла тишина с того самого момента, как в коридоре утих звонок. Потом мы узнали: до прихода в школу Юрий Константинович преподавал в колонии для малолетних преступников.
Столько лет прошло, а я иногда вспоминаю этот эпизод и размышляю — насколько педагогично поступил учитель? Ставить поголовно двойки, да еще в журнал в первый день своей работы — это подставить и самого себя, и учителя, который работал в классе до тебя. С другой стороны, как утихомирить подростков, находящихся в самом расцвете гормонального всплеска? Потом класс с учителем подружился. Его эмоциональные, яркие уроки запоминались. Ео рассказы слушали, открыв рот.
Значит, все-таки иногда оценки могут быть способом воспитания и поддержания дисциплины?