Содержание
- Категории водительских удостоверений
- Квадрициклы, трициклы и мопеды
- Как открыть водительские права категории «М»
- На чем можно ездить с категорией М
- КвадрИциклы и квадрОциклы в чем разница
- На чем нельзя ездить с категорией М
- Как открыть категорию «М»
- Обучение в автошколе на категорию М
- Экзамен на категорию М
- Категория «М»: правила дорожного движения
- Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году
- Таблица категорий водительских прав в 2020 году
- Водительские права категории А
- Подкатегория А1
- Водительское удостоверение категории В
- Подкатегория B1
- Водительские права категории С
- Подкатегория С1
- Водительское удостоверение категории D
- Подкатегория D1
- Категория E
- Категория M
- Категории Tb и Tm
- Как открыть новую категорию прав?
- Как открыть категорию М, если есть В, когда возникает право управлять мопедом
- По какой причине введена новая категория
- Правовое обоснование
- Какие преимущества принесли законодательные акты
- Где обучают правилам и навыкам вождения
- Особенность учебного процесса
- Кто может стать обладателем прав
- В каком порядке получают удостоверение
- Каких правил должен придерживаться водитель
- Какую ответственность несут водители за езду без удостоверения
- Что показывает новый образец удостоверения
Можно ли поставить категорию м в правах
Категории водительских удостоверений
Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 «Категории водительских прав»). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).
Таблица 1. «Категории водительских прав»
Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «СЕ» — подкатегории «С1E», категории «DE» — подкатегории «D1E». Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из этих категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М» (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.
Квадрициклы, трициклы и мопеды
Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
- в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Как открыть водительские права категории «М»
Без водительского удостоверения запрещено управлять любым транспортным средством, даже мопедами и квадрициклами. В связи с этим 05.11.2013 г. была введена новая категория М.
Поговорим о том, зачем нужна категория «М», какими мотоциклами можно управлять имея ее и что нужно предпринять, чтобы открыть права категории «М».
На чем можно ездить с категорией М
Новая категория «М» довольно кратко представлена в Правилах, которые регламентируют получение и замену этого документа. Буквально это выглядит так: «мопеды и легкие квадрициклы».
Но при более детальном изучении ПДД становится ясно, что в категорию «М» входят ТС, двигатель которых не превышает 50 см3 и мощностью до 4 кВт. При этом скорость, которую они могут развивать на дорожных покрытиях ограничена 50 км/ч.
В соответствии с выше представленной информацией такой характеристикой обладают:
- мопеды;
- скутеры;
- минибайки;
- легкие квадрициклы (прочитайте по слогам, как написано слово квадрИцикл. Не правда ли, что оно имеет одно существенное отличие от квадрОцикла).
Но если на руках у вас не будет прав категории «М», и тех, что стоят рангом повыше, то управлять перечисленными ТС вы не имеете права.
КвадрИциклы и квадрОциклы в чем разница
Все обладатели прав с категорией «М» не долго радовались своему счастью, когда узнали, что полноценная внедорожная техника, имеющая малый объем двигателя, в эту категорию не входит. А значит управлять ею им запрещено по закону.
Обратите внимание! Чтобы управлять квадрОциклом вам нужна категория ВУ, которая разрешает управлять трактором! И она обозначается, как «А1».
Объясняем, в чем состоит отличие:
- у квадрицикла сиденья подобны автомобильным и располагаются они под прямым углом;
- конструктивной особенностью квадрицикла является крыша (и то в некоторых случаях она отсутствует);
- все 3 педали (сцепления, тормоза и газа) расположены в нижней части кабины;
- в квадрИциклах — рулевое колесо, а в квадрОциклах — руль, как на мотоциклах.
На чем нельзя ездить с категорией М
Если вы мечтаете о легком мотоцикле, мощность которого находится в пределах 50-125 см3, то водительское удостоверение категории «М» устроит только вас, но не инспектора патрульной службы. Для управления этими легкими дорожными мотоциклами потребуется открыть А1-категорию прав.
Для управления полноценными мотоциклами с объемом двигателя, превышающим 125 см3, потребуется пройти обучение и получить «А»- категорию.
Но всех этих категорий недостаточно, чтобы управлять автомобилями, грузовиками, троллейбусами и трамваями.
Как открыть категорию «М»
На сегодняшний день есть 2 способа это сделать, но в любом случае основное требование прав категории «М» трактуется следующим образом: возраст получателя прав от 16 лет и выше и отменное физическое состояние, чтобы медицинские противопоказания отсутствовали.
Автоматическое получение категории М
Если у водителя не открыта категория М, но любая другая категория водительских прав есть, то он имеет право управлять любым ТС, относящимся к категории М. Обучение, которое дает право открыть любую другую категорию в ВУ, автоматически открывает и «М»-категорию.
Внимание! Исключение составляют водители, которые прошли обучение на тракториста-машиниста и на руках у них находится соответствующее удостоверение, а также те, кто имеет права иностранного государства. Этой категории лиц управлять мопедом нельзя.
По этой причине не стоит ли подумать о том, чтобы пройти курс обучения на более высокую категорию, а не тратить свои средства на поэтапное открытие категорий в вашем ВУ.
При замене удостоверения водителя в ГИБДД, в новом формуляре прав автоматически проставится та категория, которая была и в старых правах, и категория «М» будет у правообладателя прав в любом случае красоваться на обратной стороне ВУ.
Обучение в автошколе на категорию М
Рассмотрим случай, когда нужно пройти обучение на категорию «М». Делается это в автошколе, но прежде, чем переступить ее порог и предварительно оплатить занятия, посетите медицинский центр, чтобы обзавестись справкой о состоянии здоровья.
Бывает и такое, что обучение оплачено, а у человека специалисты находят серьезные противопоказания с медицинской точки зрения на управление скутером. Таким образом можно потерять деньги, вложенные в обучение, но водительского удостоверения, которое выдается в ГИБДД, так и не увидеть.
Стоимость обучения на категорию М — от 18 тыс. руб. и выше. Обучаться можно с 14-летнего возраста, но только в 16 лет становится возможным получить настоящие права. Сдать экзамен на управление мотоциклом с объемом двигателя 125 см3 и выше, может гражданин с 18 полных лет.
Жизнь показывает, что выгоднее начать обучение на «А»- категорию, чтобы по окончанию иметь сразу 2 категории. В данном случае самоподготовка не допустима.
Как только обучающийся успешно сдаст теорию и практический курс вождения в автошколе, ему будет выдана водительская карточка. Но, чтобы обзавестись правами, ему еще предстоит сдать экзамен в ГИБДД.
Экзамен на категорию М
Экзамен на получение категории «М» состоит их 2-х частей: первая часть — это теория, вторая — практическое вождение.
Если ТС из категории повышенной опасности, то для его управления необходимо предоставлять медсправку специального образца.
Теоретический экзамен включает в себя: проверку знаний ПДД, насколько ученик освоил основы допуска ТС к эксплуатации, содержание тех законов РФ, которые определяют ответственность водителя за безопасность на дорогах и наказание за ее несоблюдение. Особым пунктом стоит умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему на дороге.
Теоретический экзамен имеет форму теста. В каждом билете — 20 вопросов с несколькими вариантами ответов и среди них нужно выбрать правильный. Существует и лимит времени, который дается на все ответы, и он составляет 20 мин. Как только истечет время, экзамен прекращают, независимо от того, успел экзаменуемый ответить на все вопросы или нет. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Как только компьютером будет получен ответ на последний вопрос или истечет время, отведенное на экзамен, на мониторе высветится результат: либо «сдал», если отвечено на 18 вопросов из 20-ти, или «не сдал», если отвечающий не набрал 18 баллов при тестировании.
Комплект экзаменационных билетов ПДД на категорию М в теоретической ее части полностью копирует комплект билетов для сдачи теории на открытие «В»-категории.
Практический экзамен
Практический экзамен проводится сотрудником автоинспекции, который должен оценить: как экзаменуемый трогается с места, правильно ли разгоняется, маневрирует, умеет ли пользоваться зеркалами заднего вида и некоторые другие технические моменты.
Практические испытания заключаются в следующем:
- №1 — оценивается умение выполнить габаритную восьмерку, змейку, маневрировать на скорости, соблюдать габаритный коридор;
- №2 — умение произвести парковку и выезд с места парковки;
- №3 — умение выбрать безопасное место для того, чтобы провести посадку или высадку пассажиров.
Следующее видео продемонстрирует описанные выше испытания:
Экзаменатор имеет право поставить следующие оценки: «сдал», если экзаменуемый превосходно справился со всеми испытаниями или «не сдал», если какие-то 2 упражнения были провалены. Практическое вождение по городу правилами не предусматривается.
Когда все экзамены будут пройдены, и в табеле по всем пунктам будет стоять «сдал», ученик получает заслуженное вознаграждение в виде водительского удостоверения.
Категория «М»: правила дорожного движения
Теперь, при получении законных прав, водитель может сесть за руль скутера или мопеда и перемещаться на нем по любым дорогам и трассам. Но при этом не нужно забывать о соблюдении ПДД, грубое нарушение которых может привести к лишению прав на любое ТС.
При управлении мопедом, водитель обязан соблюдать следующие правила:
- не выезжать без шлема;
- находиться всегда в трезвом виде (любое появление в пьяном виде приведет к лишению ВУ);
- не садиться за руль до достижения 16-летнего возраста;
- запрещено перемещаться на скутере по середине проезжей трассы, т.к. для этого предназначена только правая часть трассы. Можно пользоваться велосипедными дорожками для перемещения или обочиной тротуара лишь в том случае, если эти действия не приносят неудобств пешеходам;
- не разрешается производить буксировку этого ТС, а также, чтобы скутер (мопед) выполнял роль буксира.
Можно надеяться, что введение новой категории «М» в правах положительно скажется на дорожной обстановке в целом.
На смену беспечности водителей этого вида транспорта в прошлом наконец-то придет ответственность за свои поступки, которая может очень дорого обойтись.
Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.
Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
Существуют 5 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.
Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.
Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав —
5 000 — 15 000 рублей.
Таблица категорий водительских прав в 2020 году
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:
Водительские права категории А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория «А» — мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Подкатегория А1
подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Водительское удостоверение категории В
категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.
Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:
1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).
Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Подкатегория B1
подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;
В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.
Обратите внимание, «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С
категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.
категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.
Подкатегория С1
подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.
Водительское удостоверение категории D
категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.
Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, — это сочлененные автобусы или «автобусы с гармошкой».
Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.
категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
Подкатегория D1
подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Категория E
В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью «Перенос категории E в новые права».
Категория M
категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.
Категории Tb и Tm
категория «Tm» — трамваи;
категория «Tb» — троллейбусы;
В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.
Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.
Как открыть новую категорию прав?
Довольно часто у водителей возникает вопрос: «Как добавить в права дополнительную категорию?». На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.
Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:
Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 — 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.
Как открыть категорию М, если есть В, когда возникает право управлять мопедом
Как открыть категорию М, если есть В – подобная ситуация не должна создавать проблем с проверяющей автоинспекцией, ничего дополнительного создавать не стоит. Одно наличие водительского удостоверения говорит, что с возрастом все в порядке, их выдают не раньше 18 лет, а управлять мопедом по правилам разрешено с 16 летнего возраста при любой категории в правах.
По какой причине введена новая категория
Введение новой категории М на управление мопедами было необходимостью
Любое требование в ПДД разрабатывалось и утверждалось после анализа всех опасных случаев, возникающих на дорогах. Бытует мнение, что правила созданы на крови.
Установить право вождения на скутерах с предоставлением водительского удостоверения и открытой новой категорией М, это не прихоть законодателей с целью пополнения государственной казны, а необходимость.
Подтвердить её сможет каждый водитель, которого подрезал малолетний скутерист, передвигающийся по трассе, как ему заблагорассудится без малейших знаний ПДД. Встречались и пьяные, неадекватные водители на мопедах, которым светофор ни к чему не обязывал, отчего создавалась аварийная обстановка.
2014 год принес законодательные нововведения, вступившие в силу, в них говорится о необходимости управлять маломощной мототехникой только при наличии прав на вождение.
Правовое обоснование
Закон регламентирует действия государственных служб, высокопоставленных должностных лиц и простых граждан. Кто допускается управлять мопедами и скутерами по специальным правам с категорией М, утверждено в основных положениях статьи 25 федерального закона №196, законодательный акт прошел редакцию в 2018 г.
В КоАП РФ и статье 12.29 ч.2 обосновано повествуется, какую ответственность несут граждане, управляющие средствами передвижения с установленным двигателем, не превышающем объём 50 куб.см. и мощностью в пределах 400 кВт.
ТС данного статуса принадлежат механизмы с двумя или тремя колесами, имеющие определенные параметры и называемые:
- скутерами;
- квадроциклами;
- мопедами;
- велосипедами, если они оборудованы навесными двигателями.
Ездить на подобных агрегатах разрешено со скоростью, не превышающей 50 км. в час.
В ПДД п.1.2 даётся четкая характеристика, что относится к мопедам. Только с 2014 года техника этого статуса стала считаться ТС. Причина — увеличение количества аварийных ситуаций, фигурантами в которых присутствуют подростки, управляющие различным механическим транспортом.
В отношении малолетних нарушителей правомочным органам было трудно разобраться, если проступки совершались на проезжей части дорожного полотна, не было закреплено законодательной базы из-за следующих нюансов:
- они полноценные участники движения на дороге;
- водители не знают элементарных правил;
- их средства передвижения нигде не зарегистрированы.
После утверждения обязанностей к мотовладельцам, предоставляющим право передвижения только с удостоверением и открытой категорией М, упростилось юридическое отношение к водителям за рулем мопеда, и стал ясным вопрос по оформлению ДТП. Правоохранители надеются, что нововведения позволят повысить на улицах безопасность.
Какие преимущества принесли законодательные акты
Водительские удостоверения ввели на основании сложной, назревшей обстановки, связанной с частыми ДТП, причиной которых стали водители мопедов и скутеров.
Новые законодательные положения позволили осуществлять обоснованный контроль над передвижением, благодаря следующим утверждениям:
- сесть за руль маломощного механического средства может человек, достигший 16 летнего возраста;
- механизмы, такие как скутеры, произведены в ранг полноценных ТС, которые предстоит регистрировать в ГИБДД, им присваивают госномер;
- право на вождение мопедом получает гражданин, если у него есть специальное водительское удостоверение, которое он может получить после успешной сдачи экзаменов.
В настоящее время к водителям скутеров предъявляются те же требования, что и к остальным людям за рулём ТС.
Где обучают правилам и навыкам вождения
Навыкам вождению мопедов обучают в автошколах
Для получения прав на управление мопедом претенденту предстоит сдать экзамен. Только положительный результат в данном испытании позволит инспекции ГИБДД выдать специализированное удостоверение в региональном подразделении. На экзамене сдают теорию и практику вождения.
Экзаменаторами могут быть квалифицированные, официальные сотрудники автоинспекции:
- возрастом не меньше 25 лет;
- имеющие оконченное высшее образование;
- с 5 летним водительским стажем.
Чтобы выбрать из всех многочисленных курсов, рекламы которых зазывают на обучение, необходимо проверить: есть ли у заведения специальная лицензия на подобную деятельность. После проверки разрешительных документов можно подписывать договорные обязательства и вносить оплату за предстоящую учебу.
Преподаватели курсов передают теоретические и практические знания, но экзаменовку проводят только на территории ГИБДД профессиональные инспекторы. Данное ведомство может находиться в любом регионе нашей страны, при этом экзаменуемый должен иметь постоянную или временную прописку в том же населенном пункте, чтобы иметь возможность получить права в этом подразделении.
Особенность учебного процесса
Кроме возрастных ограничений, претенденту на зачисление в ученики курсов следует серьёзно отнестись к справке медицинского освидетельствования. К здоровью водителей мопедов медики предъявляют требования аналогичные при открытии категории А.
Не допускаются к учебному процессу лица:
- с плохим зрением и серьёзным астигматизмом;
- состоящие на учете в наркологических, психологических диспансерах.
Записывают курсантов с предъявлением:
- медицинской справки, фотографии для её оформления отменены;
- паспорта;
- военного билета (при наличии);
- квитанции об оплате.
По условиям обучающей программы, гражданин должен прослушать теорию в количестве 72 часов. На практические знания отводят 30 час., а 18 часов ученик будет занят вождением.
За время курсовых занятий изучаются вопросы:
- Основы ПДД, поведение во время движения на светофорах, перекрестках.
- Обозначение всех знаков.
- Как оказать первую медицинскую помощь.
- Правовые статьи КоАП.
- Случаи наступления ответственности за нарушения.
По теории нужно разрешить 20 предложенных задач, которые содержит один билет на компьютере. К экзамену допускаются лица полностью прошедшие необходимый курс.
При сдаче практических навыков в город скутеристов не выпускают, достаточно показать на автодроме:
Разработчики учебного процесса для водителей мопедов постарались включить в него стандартный и полноценный материал, который предстоит пройти за сокращенное время с упрощенной экзаменационной процедурой. Теоретические знания содержат тот минимум правил, который может пригодиться при передвижении на данном транспорте. Безошибочные ответы позволят получить водительское удостоверение с категорией М на 10 лет.
Кто может стать обладателем прав
Открыть категорию М и получить права можно с 16-ти лет
Открывать категорию М и получать права предстоит гражданам, которые не достигли 18 летнего возраста, но им исполнилось 16 лет. Если водитель имеет водительское удостоверение с любой открытой категорией на управление автомобилем или мотоциклом, он автоматически наделен правом, садиться за руль мопеда. Следует отметить, что человек с удостоверением тракториста-машиниста не может управлять машиной или скутером.
Основные условия для предоставления документа:
- имеется гражданство РФ;
- постоянная или временная прописка;
- нет медицинских противопоказаний;
- сданы успешно экзамены.
Выписывать отдельные разрешительные бумаги не требуется при наличии прав с категорией «В», с подобным документом можно ездить на скутере, инспектор не вправе вменить нарушение за отсутствие категории «М» так как её открывают автоматически.
В каком порядке получают удостоверение
Удостоверения на право управления скутером выписывают после прослушивания лекций ПДД, прохождения всех моментов по обучению, сдачи устных и практических экзаменов.
Гражданин в ГИБДД предоставляет документальные приложения к заявлению:
- выписку из автошколы об окончании курсов;
- медицинскую справку, разрешающую вождение по состоянию здоровья;
- паспорт и выписку, если она необходима, о наличии временной прописки;
- данные о положительных экзаменационных результатах;
- оплату госпошлины.
Фотографии не требуют для медицинского обследования, не приносят их при оформлении прав, водителей фотографируют на месте выписки документов.
Если у получателя нет никаких противоречий в документальном сопровождении, процедура получения водительского удостоверения проходит в ускоренном режиме. Больше нет утомительных очередей перед окнами ГИБДД, сотрудники работают быстро, но достоверность данных нужно проверить, чтобы в дальнейшем не было неожиданных недоразумений, когда инспектор остановит и заметит несоответствие в фамилии или не тот год рождения. От ошибок никто не застрахован.
Каких правил должен придерживаться водитель
Когда на руках у водителя есть права с категорий М или любой другой, ему разрешено ездить на мопеде.
Его обучили на курсах следующим правилам:
- во время передвижения должен на скутере гореть ближний свет;
- водитель держится правого края дороги;
- разрешено ездить по обочине при условии, что эти действия не мешают пешеходам.
- управление одной рукой;
- перевозку малолетних граждан до 7 летнего возраста без специальных оборудованных мест;
- маневры с не застёгнутым шлемом;
- пересечения дорожного полотна, предназначенного пешеходам;
- езду с крупногабаритными, выступающими предметами;
- буксировать ТС.
Только четкое следование всем ПДД позволит избежать аварийной ситуации, обезопасит движение для всех участников.
Мопеды и скутеры признаны транспортными средствами, на этом основании, управляющий подобной мототехникой должен иметь при себе во время передвижения удостоверение на право вождения, которое обязан предъявлять по требованию правомочных лиц.
Водитель предоставляет на проверку сотрудникам автоинспекции:
- страховку ОСАГО;
- права на вождение;
- регистрационное свидетельство.
Технический паспорт и карту по техосмотру механизма можно хранить дома. Если в графе документа имеются особые отметки, обозначенные ML, это означает наличие противопоказаний в состоянии здоровья, и запрещение управлять скутером.
Какую ответственность несут водители за езду без удостоверения
При отсутствии прав на управление мопедом может грозить штраф до 15 000 руб.
Когда водитель забыл комплект документации, сопровождающий поездку, но они получены, ему грозит штраф в размере 500 руб. Другое отношение к гражданам, которые игнорируют новые положения в законодательстве и ПДД.
Инспектор может выписать санкцию до 15 000 руб., а мопед изъять на штрафстоянку, при отсутствии разрешительных документов на вождение. Если родители позволяют кататься детям до 16 летнего возраста на скутерах, за нарушение закона придется отвечать им.
Запрещено управлять любым транспортным средством в алкогольном опьянении или под воздействием наркотических средств. При остановке сотрудником дорожной полиции и положительных анализах после освидетельствования, которые показывают, что в крови присутствует алкоголь, направляется исковое заявление в судебный орган. Судья выносит решение о лишении прав или потребует оплаты, значительного по сумме штрафа.
Что показывает новый образец удостоверения
Водительские удостоверения не раз проходили усовершенствования и видоизменения. В 2017 году была прекращена выдача старых образцов, хотя по закону не требовалась замена, они по-прежнему будут действительны в течение 10 лет.
Выдают пластиковые прямоугольники со штрих кодом, который невозможно подделать, это следует знать при возникновении желания приобрести удостоверение незаконным путем. Проверяющий инспектор приложит документ к специальному устройству, ему станет доступна информация о владельце и его правонарушениях. С помощью цветовой голограммы осуществляется подтверждение подлинности документа.
На лицевой стороне прав можно увидеть:
- цветную фотографию;
- основные данные водителя;
- срок действия;
- когда было выдано удостоверение.
Обратная сторона указывает открытые категории, на каком транспорте разрешено ездить.
Некоторые сайты предлагают воспользоваться покупкой прав вместо учебы и сдачи экзаменов, по существенной цене до 30 000 руб. Опытные водители убедительно рекомендуют не подвергаться провокации. Получение поддельных документов классифицируется, как серьезное уголовное преступление. Полученные знания ПДД на курсах не помешают как молодому человеку, так и взрослому, возможно, сберегут чью-то жизнь.
В данном видео вы узнаете об особенностях получения прав на категории М, А1 и А:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.