Содержание
- Можно ли снимать нательный крестик в экстренных ситуациях: мнение церкви
- Древняя традиция
- Сила креста
- Экстренные ситуации
- Потеря нательного креста
- Можно ли снимать нательный крест?
- Предательство — это так просто!
- Правила обращения с нательным крестиком не оставляют места бессмысленным суевериям
- Какой крестик носить
- На чем носят крестик
- Можно ли носить крестик поверх одежды
- Можно ли снимать нательный крестик
- С чем и как носить крестик
Можно ли снимать крестик
Можно ли снимать нательный крестик в экстренных ситуациях: мнение церкви
При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращенного христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освященное распятие помогает крещеному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.
Древняя традиция
По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека. Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик стал восприниматься как грех и даже отступничество от веры.
Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».
Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19), является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34] произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».
Сила креста
О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»
В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать свое распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.
Однако, Сергий Шалберов, предупреждает о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведет аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность и уж тем более не будет греховным.
Экстренные ситуации
Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой. Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога, иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.
Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зеленкой.
При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освященный в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.
К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.
Потеря нательного креста
Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.
Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.
Можно ли снимать нательный крест?
К нам обратилась читательница с вопросом: «Меня часто спрашивают, можно ли младенцу снимать крестик, например, перед сном или купанием… Я отвечаю — нет. Но это моё личное мнение. Может, я неправа. Своей дочери я сказала, что если она снимет крест, значит, отречётся от Христа. Муж считает, что это не так. Многие боятся удушения и поэтому не надевают маленьким детям крестик». Как же быть? Можно снимать крест малышам или нет? Действительно ли тот, кто снимет свой крестик, отрекается о Бога? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.
Давайте сначала разберёмся, для чего христианин носит крест. Крест — символ нашего спасения. Надевая его на шею, мы тем самым даём понять, что пребываем со Христом, помним о том, что Он взошёл на Крест, был на нём распят и искупил наши грехи. Мы обрели спасение через крестную смерть Нашего Спасителя, о чём свидетельствуем. Взрослому человеку, ведущему осознанную духовную жизнь, нужно иметь на себе крест всегда. Но мы должны понимать, что он — не талисман и не оберег, а символ нашего спасения. Часто люди придают кресту какое-то мистическое значение, а порой — даже оккультное. Потерялся крестик, упал куда-то, сломался — считают, что это приведёт к горю, беде, болезням, плохим переменам в жизни. Что сказать? — не надо путать земное и небесное. Любой крестик сделан из какого-то материала, и он может сломаться, потеряться и так далее. Не надо придавать этому какое-то особое значение, иначе получается, что мы верим не в воскресшего Христа, а в силу предмета. Это ошибочная вера, которая близка к язычеству.
Что касается креста на младенцах — конечно, я крещу малышей, надеваю на них крестики и рекомендую их не снимать. Но мы люди разумные. Ребёнок сучит ручками и ножками, суёт их под шнурок и этим может как-то себе навредить. Нет никакой беды в том, что мама снимет на ночь крестик с ребёнка и повесит его в изголовье кроватки или коляски. Если предстоит какое-то медицинское вмешательство — операция, рентген, обследование — ничего страшного, если вы снимете крест, положите его в карман, намотаете на руку, зажмёте в кулаке. Те, кто утверждает, что снимать крестик ни в коем случае нельзя, очень глубоко ошибаются. Как священник говорю со всей ответственностью: нет греха в том, чтобы с ребёнка на какое-то время снять крест — так, чтобы он находился возле него. Можно даже прийти в церковную лавку и купить специальный браслетик, к которому прикрепить крест — тогда родители могут не бояться, что ребёнок задушится шнурком или как-то ещё себе навредит.
У заданного вопроса есть ещё один аспект: утверждение, что, сняв крестик, дочка отречётся от Христа. Это подмена понятий и манипуляция. Если человек осознанно говорит, что он отказывается от Христа, не хочет быть с Ним — тогда это отречение. Совсем иное дело, если он ввиду каких-то обстоятельств снимает крест на время. Мы уже вспомнили медицинские обследования, здесь же стоит упомянуть контактные виды спорта — борьбу, баскетбол и тому подобные, во время занятий которыми запрещено иметь на шее крестики, цепочки и что-либо ещё. У меня сын много лет занимался баскетболом, и на время игры всегда снимал крест, клал его в специальный кармашек на молнии. Это необходимо, чтобы не травмироваться во время матча. О каком отречении здесь может идти речь? Человек не отрекается от Христа, а обеспечивает свою безопасность.
Возможно, дочь автора вопроса — подросток и переживает кризис веры, не хочет ходить в храм, снимает крестик — и мама, переживая, таким образом пытается уберечь ребёнка от ошибок. Что сказать? — да, ребёнок взрослеет, меняется, живёт своими интересами. Ему надо дать время на осознание того, кто он в этом мире. Когда родители начинают жёстко прессовать ребёнка, они не приносят ему пользу. Я не знаю случаев, чтобы такой прессинг кончился чем-то хорошим. Ребёнку надо дать возможность выбора.
Приведу пример из моей практики. У нас на приходе немало детей, и мы ввели традицию, чтобы они по очереди читали третий или шестой час перед литургией. Одним нравится, и они с радостью и ответственностью готовятся, у других это не вызывает ни желания, ни интереса. Есть одна девочка, которая вымучила это чтение, а потом в кругу детей говорила, что ей это не нравится. Я попросил, чтобы её пока не трогали: пусть походит в храм, послушает, как другие читают, и сама решит, надо это ей или нет. А тем, кто с радостью читает, мы постепенно увеличиваем нагрузку — добавляем чтение шестого часа или молитв перед причастием.
Мы имеем дело с неокрепшей детской психикой и можем сильно навредить, нагружая нежелаемым. Ко Христу нельзя приводить силой, гнуть через колено, заставляя читать правило, ходить на литургию или носить крестик. Таким отношением к ребёнку и его неокрепшей вере мы нанесём только вред. Он убежит от храма так далеко, как только сможет, при первом же удобном случае, потому что там на него оказывали давление, духовно насиловали, а это недопустимо. Я бы посоветовал всем родителям очень трепетно и с большим вниманием относиться к психике детей и ни в коем случае не заставлять быть в Церкви. Можно мягко поговорить, своим примером показать что-то — ведь часто родители, принуждающие вычитывать правило или выстаивать долгие службы, не имеют мира между собой или просто не живут так, как учат ребёнка. Дети видят это, и у них возникает диссонанс, что не способствует ни укреплению веры, ни улучшению отношений с родителями.
Ещё пример: один священник рассказывал, как в детстве его заставляли ходить на длинные монастырские службы, что было для него пыткой. Будучи уже взрослым человеком, он вообще не ездит в ту обитель, поскольку она связана в его сознании с детской травмой. Надо это учитывать. Храм должен приносить радость, счастье общения с Богом, внутреннее успокоение, а не дурные воспоминания.
Предательство — это так просто!
«Больше всего потрясли те нетерпение, гнев и даже ярость, с которой на нас обрушились братья по вере. Свои — русские, православные! — сначала ворчали, а потом уже с вызовом говорили, мол, шел бы ты, поп, своей дорогой, не мешал бы приличным людям отдыхать. Мы деньги заплатили за удовольствие, понял?! Так что иди поскорее. Решайся: либо крест снимешь, либо уйдешь отсюда. Уйдешь? Прекрасно. Только быстро. И сына с собой возьми — на нем тоже крестик». Отец Андрей Рожнов, настоятель храма во имя святого апостола Андрея Первозванного, решил порадовать восьмилетнего сына Колю — съездить с ним этим летом на наше черноморское побережье, в пригород Сочи. «Там, говорят, аквапарк замечательный. Конечно, парню интересно — не каждый день можно в бассейн сходить, всякие диковинные штуки испробовать, на водных горках покататься. Да что говорить — мне и самому захотелось вновь себя ребенком почувствовать! Вот и почувствовали…»
Почувствовали, по словам священника, то, как легко, самозабвенно и беспечно люди могут в сущности отказаться от Христа ради возведенного в ранг религии Удовольствия: «Зашли в здание этого аквапарка, купили билеты. Прошли к водным горкам, а там надпись, запрещающая (“ради вашей безопасности”) иметь на себе, помимо всяких браслетов-заколок-сережек еще и… нательные кресты! Мол, если клиент своим крестиком за что-нибудь на водной горке зацепится, беда будет. Ага, а если я, предположим, локтем, коленом, длинными волосами, носом, ушами, оставшимися зубами за что-нибудь там зацеплюсь, беды не будет, да? Здо-орово, — подумали мы с сыном и попытались пройти все-таки на горки. Не тут-то было: перед нами вырос охранник-мусульманин и сообщил, что кресты нужно все-таки снять, “иначе нельзя”.
— Как так?! Мы — христиане, мы всегда носим крест на себе, снимать его не хотим и не будем. Крест нам вообще-то помогает, а не является источником повышенной опасности. Так что не беспокойтесь — ничего с нами на горках не случится.
— Вы — христиане, и это ваши проблемы, но я вас пропустить с крестами не имею права.
А тут подоспели еще человек десять наших “культурно отдыхающих собратьев”, которые и стали настойчиво требовать от нас “проходить поскорее”:
— Сняли бы свои кресты — и шли бы наслаждаться! Сына любишь? Вот и веди его на горки — подумаешь, без креста! Мы-то сняли свои!
— Вот потому что люблю, крест ни с сына, ни с себя снимать не буду — пусть парень учится выбирать между Христом и велиаром!
— Дава-ай, поп, свои проповеди! Оставь их для церкви. А здесь — место отдыха!
— Отдыха-то отдыха. Но не от Бога же отдыхать!
— Все, кончай базар!
Группа ринулась на вожделенные горки, раздались визги, плеск, шум.
Как это страшно — видеть, как твой соотечественник и единоверец совершенно спокойно снимает с себя и со своих детей крест! Какое убийственно спокойное отношение к, вообще говоря, предательству! Бедняга Иуда, помнится, повесился от стыда, апостол Петр всю жизнь плакал, вспоминая свое троекратное отречение, а наши номинальные христиане отрекаются от Христа так — походя, со смешком, улыбочкой и искренним удивлением; как это другие не хотят, вишь, без креста — украшение же, и все. Страшно видеть это, поверьте.
Кончилось все тем, что мы ни на какие горки не пошли — духовная безопасность нам показалась важнее соблюдения неких придуманных “правил” — сходили в бассейн, потом еще куда-то, где крест снимать не требуют.
Пока не требуют, я так думаю. Потом могут. А почему бы и нет?»
Возмущение священника понятно больше всего, наверное, тем, кто воспринял свое крещение всерьез — не как красивый обряд со свечками, хождением вокруг купели и какими-то словами, а как осознанное присоединение к Церкви Христовой. Вполне допускаю, что многими людьми, легко снимающими нательные кресты, их христианство воспринимается просто как дань какой-то народной традиции. То, что Церковь земная — воинствующая, они, вполне возможно, и не подозревают. Интересно, если бы воина любой армии пропускали в какой-то дом только при условии, что он снимет с себя все признаки своего служения отечеству, смог бы он именоваться воином дальше? Вряд ли. Христиане тоже ведь служат, причем постоянно. И даже войну ведут. Будь то война против собственных грехов, против духов злобы поднебесной, против мира сего преходящего — война серьезнейшая, с потом и кровью.
Почему же многие (дай Бог, не большинство!) считают свое христианство настолько несерьезным, что спокойно расстаются со знаками своего «воинского отличия»? Не говорит ли эта несерьезность о катастрофическом положении, в котором находится наше православное просвещение? А потому, может, и не стоит допускать к Таинству крещения решительно всех, желающих «воспользоваться услугами этой вашей РПЦ»: «Я, дескать, вам тут денег даю — обеспечьте мне, чтоб все было, как надо!» Денег, может, и даст, но стоят ли они того, чтобы этот же человек считал свою номинальную принадлежность Церкви Христовой в лучшем случае поводом для отмечания очередного праздника? Зачем нам плодить потенциальных отступников?
Знаем мы, слава Богу, и совсем другие истории. Вспомним Евгения Родионова, который отказался снять нательный крест, ценой жизни оставшись верным Богу. Думается, пример этого воина стоило бы приводить нашим батюшкам во время таинства Крещения, во время огласительных бесед.
Пусть люди действительно задумаются над тем, что все всерьез — и верность, и отречение.
Правила обращения с нательным крестиком не оставляют места бессмысленным суевериям
Крестик надевается человеку при его крещении. После этого он имеет право его носить. Эта святыня означает, что человек выбрал православную веру и согласен жить по божьим заповедям. Но, как и всем святым вещам, ему тоже приписали свойства, которые не всегда имеют подтверждение. Правила обращения с нательным крестиком расставляет точки над придуманными суевериями.
Какой крестик носить
Нательные крестики, которые уже освящены, продаются в любой церковной лавке. Поэтому приобретая его в этих местах, можно быть уверенным, что он имеет защитную силу. В магазинах или других торговых точках тоже могут продаваться крестики. Только нужно учитывать, что без освящения его в церкви он является просто украшением.
Дорогие крестики не имеют большей силы, чем деревянные, поэтому не стоит выбирать тот, который подороже. Правильным считается нательный крестик, который имеет восемь углов с изображением Иисуса Христа и надписью «Спаси и сохрани». Она связана с молитвами, которые читаются для защиты, спасении души и тела человека. Найденные или подаренные крестики лучше освятить, если нет уверенности, что он прошел эту процедуру.
На чем носят крестик
Для ношения крестика можно взять на выбор цепочку или веревочку. Разницы в этом нет, кроме предпочтения человека. Их даже не нужно освящать, потому что не в них находится защитная и охранная сила.
Обратить внимание нужно только на длину цепочки или веревочки. Они не должны быть сильно длинными, чтобы не зацепиться крестиком за что-либо. Сильно короткие тоже не рекомендуются. Лучшая длина та, которая позволит спрятать крестик под одежду.
Крестик всегда должен быть повернут образом наружу. Если он перекручивается, то его нужно поправлять или правильно закрепить на веревочке. Иногда люди носят иконку святого или Богородицы. Это не запрещается, но только вместе крестиком. Они его заменить не могут.
Можно ли носить крестик поверх одежды
Нательный крестик уже в своем названии имеет объяснение, как его нужно правильно носить. Он должен быть под одеждой – на теле. Поверх одежды его можно носить только священникам православной церкви. У греков нет такого правила, и все люди, включая священников, носят его под одеждой.
Когда крестик одевается поверх одежды, это говорит об гордыни и хвастливости человека, что является одним из грехов человека. Крестик прячется еще и для того, чтобы никто не смог поругать святыню. А показывать другим нужно свои поступки и достижения.
Можно ли снимать нательный крестик
Не нужно снимать крестик, если эта просьба прозвучала от человека другой веры. Таким действием человек как бы подтверждает, что он готов отречься от Христа и его веры. Если создается такая ситуация, когда его нельзя открыто носить, то разрешается его держать на теле скрытно.
Снять крестик придется, когда человек проходит медицинское обследование, и железные предметы при этом запрещаются. В таких случаях его можно заменить на деревянный или же просто держать рядом. В этом ничего грешного нет, ведь человек не отказывается от Бога. Для проведения операции тоже может понадобиться снять крестик. Тогда его можно закрепить на руке или отдаться на волю Всевышнего. Но если звучит такая просьба, не продиктованная безопасностью, то лучше отказаться снимать крестик. Возможно, он и в самом деле убережет от неоправданного шага.
С чем и как носить крестик
К освященному крестику нужно относиться как к святыне. Поэтому не годится его носить брошенным в сумочку или положенным просто в карман. На браслете ему тоже не место. Если нет возможности одеть на шею, то лучше прикрепить его к одежде с изнаночной стороны.
Нельзя сочетать крестик и одежду, на которой есть эзотерические рисунки. Изображения сатаны, звезд и символов другой веры не соответствуют православной вере в Христа. Поэтому у человека, который носит крестик, во внешнем виде должна быть полная гармония. Это относится и к эзотерическим украшениям, кабалистическим оберегам и знакам зодиака. С таким разнообразием символов человек себя отдаляет от Бога, давая другим сущностям завладеть умом и душою.
Не желательно иметь татуировки. Но если это было до принятия веры или по глупости, то их желательно свести. Когда невозможно их убрать, священники рекомендуют прикрывать одеждой. Если человек сделал татуировку креста и думает, что находится под защитой Бога, то очень ошибается. Такой крест не несет в себе никакой святости.