Содержание
Можно ли снимать в самолете
Можно ли авиапассажирам фотографироваться на фоне лайнера?
Запрет использовать фото- и видеоаппаратуру в контролируемой зоне аэропорта без разрешения администрации аэропорта сам по себе является законным, однако не имеет, собственно, никакого отношения к пассажирам, которые и попасть в эту контролируемую зону не могут. На это указал Верховный Суд Российской Федерации в деле об оспаривании такого запрета (Решение ВС РФ от 19 октября 2018 г. № АКПИ18-871).
Идею административного иска подарили истцу транспортная прокуратура и районный суд. В свое время будущий истец хотел сделать селфи с мобильного на фоне авиалайнера (перед посадкой в самолет), но «аэросекьюрити» строго запретили ему любую съемку. Пассажир, оставшийся без фото, нажаловался прокурору, а тот ответил, что служба безопасности аэропорта законов не нарушала и мер прокурорского реагирования не заслужила (решение Центрального районного суда г. Воронежа Воронежской области от 8 августа 2016 г. по делу № 2а-4227/2016).
Неунывающий фотограф обжаловал ответ прокурора в районный суд, но и там получил отказ: дескать, сотрудники аэропорта действовали согласно Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее – ФАП № 142), которые запрещают использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры в контролируемой зоне аэропорта, а к ней относится рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или части их, доступ в которые контролируется, в том числе в контролируемую входит и так называемая «стерильная» зона – между любым пунктом предполетного досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется.
Кроме того, отметил суд, пассажир обязан соблюдать требования по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а значит, и запрет на селфи без разрешения. Ибо иное толкование нормативных актов противоречит смыслу авиационной безопасности!
Хитрый пассажир пытался было сослаться на Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» – дескать, на селфи должен был быть запечатлен лайнер с бортовым номером, а он – как пассажир, как потребитель, – вправе знать тип воздушного судна и иную информацию. Однако суд не усмотрел нарушений условий договора воздушной перевозки.
Тогда пассажир, оставшийся и без фотографий, и без сатисфакции, решил оспорить сам запрет из подп. «б» п. 16 ФАП № 142 по следующим мотивам:
- запрет умаляет конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ),
- запрет противоречит ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (об информации, являющейся общедоступной);
- запрет противоречит ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (о праве на необходимую и достоверную информацию об исполнителе и реализуемых им услугах).
А по сути требований пояснил, что селфи пассажира с гражданскими самолетами на гражданском аэродроме – вещь безобидная, на безопасность полетов никак не влияет, а если уж такой запрет и надобен, то установить его должен федеральный закон, а вовсе не подзаконный акт.
Рассмотрев дело, ВС РФ пришел к следующему:
- оспариваемый запрет не противоречит указанным истцом актами и его прав не нарушает. Само по себе введение такого запрета как меры обеспечения транспортной безопасности вызвано повышенным уровнем авиационной безопасности на воздушном транспорте;
- однако данный запрет к истцу в принципе и неприменим. Дело в том, что контролируемая зона – в которой нельзя делать фото без разрешения – это такая зона, куда могут попасть исключительно члены экипажа воздушного судна, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, а также пограничники, таможенники и иные силовики, осуществляющие госконтроль. Туда могут попасть и иные лица – но только по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска. А значит, пассажир – даже по своему билету – попасть в эту зону не должен и не может;
- более того, ни оспоренная норма, ни иные положения правил в соответствии с п. 1 ФАП № 142 не содержат указания о том, что действие спорного запрета распространяется на пассажиров!
- ведь пассажир не относится к числу упоминаемых в ФАП № 142 лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта. Пассажир как сторона договора воздушной перевозки – исходя из его предмета – никакую деятельность на территории аэропорта не осуществляет. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна лишь обязан оплатить воздушную перевозку и багаж, все!
- а стало быть, оспариваемое предписание, по сути, не устанавливает абсолютного запрета на использование пассажирами фото- и видеоаппаратуры в контролируемой зоне аэропорта. А значит, аэропорт не может просто так, необоснованно, запретить фотосъемку при отсутствии угрозы для обеспечения авиационной безопасности;
- что касается обид, нанесенных истцу в прошлом со стороны аэропорта и транспортного прокурора, – то проверка соответствующих действий не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Итог: запрет на несанкционированную фотосъемку в контролируемой зоне законен. Но только авиапассажиры под него никогда и не подпадали.
Что нельзя делать в самолете? ♂️ Чек-лист из 2⃣5⃣ пунктов
Запреты в самолете можно разделить на безусловные и рекомендательные. Первые обязательны, а за нарушение могут снять с рейса. Исполнение вторых положительно скажется на самочувствии и здоровье.
Ограничений, которые действуют абсолютно на всех рейсах, немного. Их цель — безопасность и комфорт каждого пассажира:
- На борту нельзя курить. Прежде всего, это опасно, так как может стать причиной возгорания и крушения судна. К тому же запах дыма остается на борту, что доставляет дискомфорт остальным пассажирам.
- Запрещено мешать экипажу выполнять свою работу. В том числе отвлекать бортпроводников, когда они разносят еду. Если есть какой-то вопрос или просьба, достаточно нажать кнопку для вызова стюардессы. Как только она освободится, сразу же подойдет к вам.
- Во время взлета и посадки нельзя отстегивать ремни безопасности, а также вставать со своих мест. В эти периоды наиболее вероятны резкие изменения положения судна, поэтому пассажиры могут упасть и получить травму.
- Категорически запрещено трогать спасательное оборудованиебез необходимости. Оно находится над сидениями и под креслами пассажиров, случайно задеть его никак не получится.
- Нельзя кричать, очень громко разговаривать, смотреть фильм или слушать музыку без наушников. Все это причиняет дискомфорт рядом сидящим пассажирам. Нежелательно также постоянно клацать мышкой от ноутбука — эти звуки тоже способны вызвать раздражение окружающих.
- Запрещено инициировать конфликт и создавать панику среди пассажиров. Толерантность и уважение — основы поведения на борту.
- Электронные гаджеты нельзя использовать во время взлета и посадки. В остальное время их можно включить в специальном режиме. Все, кроме единственного исключения. У модели смартфонов Samsung Galaxy Note 7 был обнаружен существенный недостаток: батарея может взорваться во время зарядки. Поэтому включать, а тем более заряжать смартфон этой модели на борту нельзя.
А теперь ограничения, которые не установлены правилами, но помогут значительно легче перенести перелет и его последствия.
- Нежелательно находиться в кресле в течение всего полета , особенно если есть проблемы с сосудами, сердцем, склонность к вегето-сосудистой дистонии. В салоне самолета низкое давление, из-за этого циркуляция крови в конечностях может замедлиться, что приведет к образованию тромбов. Избежать столь нежелательных последствий поможет разминка. Самый простой вариант — пройтись по салону. В крайнем случае (например, сосед у прохода спит, и возможности выйти нет) нужно делать упражнения сидя. Самые элементарные: имитировать ходьбу, напрягать и расслаблять икроножные мышцы, ставить ноги на цыпочки, а потом делать перекат на пятки. Кроме того, нужно как можно чаще менять положение ног и тела в целом.
- Категорически нельзя отказываться от воды. Пить надо как можно больше, пусть небольшими порциями, но на протяжение всего полета. Воздух на борту сухой, с каждым выдохом тело теряет влагу, и без правильного питьевого режима может наступить обезвоживание. Идеальный напиток — чистая негазированная вода, можно с кусочком лимона — он тонизирует, да и витамин С для иммунитета не помешает. Не стоит забывать и про увлажняющие крема.
- Спать все время взлета нельзя. Безмятежно дремать, когда самолет уже набрал высоту, но еще не начал посадку, можно и даже нужно. Так время пролетит незаметно, а с трапа вы сойдете бодрым и отдохнувшим. Однако во время взлета и посадки нужно внимательно контролировать свое состояние. Дело в том, что в эти отрезки времени перепад давления в салоне происходит быстрее, чем в ушах находящегося на борту человека. С неприятными ощущениями такого несоответствия легко справиться, достаточно жевать жвачку, сосать леденец или даже вовремя зевнуть. Если же пассажир спит и не реагирует на сигналы организма о том, что нужно принять меры, покинуть борт можно вместе с неприятным головокружением, тошнотой, снижением слуха на несколько дней или даже носовым кровотечением, ушными инфекциями и повреждением барабанной перепонки.
- Если у вас слабый вестибулярный аппарат, не стоит садиться на последние ряды. Как понять это без опыта полетов? Достаточно вспомнить поездки на автобусе или морские прогулки на корабле. Если они сопровождались неприятными ощущениями — просите место ближе к кабине пилота. Во время взлета и посадки хвост будет трясти значительно сильнее, не говоря уж про зону турбулентности, от которой не застрахован ни один полет.
- Нежелательно заказывать кофе, чай и напитки со льдом. Горячие напитки и лед делают из водопроводной самолетной воды, о качестве которой ходят легенды и отнюдь не самые приятные. Ее состав — мечта бактериолога, там часто можно встретить кишечную палочку и другие очень опасные бактерии. Температурные воздействия (кипячение, заморозка) далеко не всегда могут с ними справиться. Поэтому лучше подождать до конца полета и пить просто бутилированную воду. Возможно, от чашки кофе в самолете вас остановит тот факт, что часто у стюардесс есть отдельный чайник, где для себя они кипятят бутилированную воду.
Не нужно выключать вентиляцию над сидением
- Нельзя молчать о плохом самочувствии, особенно если со временем оно ухудшается. Даже легкое недомогание в воздухе гораздо опаснее, а последствия и скорость ухудшения состояния не предсказуемы. Если почувствовали себя плохо — сразу обратитесь к стюардессе. На борту обязательно есть аптечка скорой помощи — тонометр, градусник, медикаменты для экстренных и наиболее типичных случаев.
- Пользоваться откидным столиком, не протерев его, не стоит. И тем более есть подобранные с него крошки! Особенно опасно класть на него вещи, которые соприкасаются с лицом — телефон, очки, столовые приборы, салфетки. Сначала протрите столик антибактериальными салфетками, еще лучше — антибактериальным гелем. А заодно все, чего часто касаются руки — ремни, кнопки, подлокотники. Неизвестно, кто сидел в кресле до вас. На столик могли кашлять, плевать, класть использованный подгузник, а ребенок вполне мог закинуть ноги в кроссовках. Кстати, проведенные проверки показали, что именно на столиках самое большое скопление вредоносных бактерий в самолете.
- Не надо увлекаться едой, особенно самолетной. Есть шанс съесть слишком много очень соленого или очень сладкого. Низкое давление, сухой воздух и шум двигателя способствуют тому, что вкусовые ощущения снижаются до 30%. Соответственно, пассажиры активно используют соль и сахар, а это вредно для организма. Некоторые компании стараются изначально пересаливать самолетную еду, чтобы пассажиры остались довольны.
- Категорически не рекомендуется терпеть до конца , чтобы не пользоваться самолетным туалетом. Да, это не самое приятное и удобное место на земле. Но испытывать себя на прочность, когда хочется в туалет, — очень вредно и чревато инфекциями. Соберитесь с духом и посетите заведение. Но помните: на ручках туалета, кнопке слива и кранах очень много бактерий. Этих предметов лучше касаться через салфетку.
- Нельзя пользоваться самолетным пледом, если он не запакован. Вполне возможно, что до вас в него кашляли и даже сморкались. Лучше всего — брать свою надувную подушку и теплые вещи. Особенно для ребенка.
Как фотографировать из иллюминатора самолёта
Недавно вспомнил, что у меня есть аккаунт в Одноклассниках. Оказалось, что в личке куча непрочитанных сообщений. Вот одно из них:
Где садиться и как выбрать место?
Это один из самых важных моментов. От того, где вы сидите, будет зависеть будущий кадр. Лучше всего выбрать место в первых рядах салона, как можно дальше от крыла. Тогда оно не будет закрывать вам обзор. К сожалению, обычно там находится бизнес-класс. Когда лечу экономом и не получается взять место в начале салона, то я прошу посадить меня в самый хвост. Но есть проблема: из-за горячего шлейфа от двигателей воздух не такой прозрачный.
Если рейс регулярный, то я иду смотреть трек его полёта на сайте FlightRadar. Благодаря этой информации можно выбрать сторону.
Еще важный момент. Перед полетом поинтересуйтесь, где сидят на взлете бортпроводники. Если вы сели в первом ряду, то есть большая вероятность, что прямо перед вами будет сидеть стюардесса и запрещать снимать.
ВАЖНО! Не садитесь с камерой у аварийного выхода. В большинстве авиакомпаний просят убрать всю ручную кладь, в том числе и камеру, на полку во время взлета.
В чём снимать?
Снимайте в RAW. Даже если в обычной жизни вам не нравится возиться с тяжелыми файлами, то в самолете не стоит экономить. «РОУ-формат» (именно так правильно произносить RAW) дает вам больше возможностей по обработке. Рядом с каждой фотографией я поставил пример того, какие настройки в лайтруме применены и как они выглядели до обработки.
Когда снимать?
Лучшее время для съемки — это взлёт и посадка. Снимать во время полета с высоты 10 000 метров мне неинтересно. Хотя с правильным светом можно поймать красивые кадры. Снижается при посадке самолет медленно, вот тут есть, где разгуляться. Идеальная, на мой взгляд, высота для съемки — от 200 метров до двух км.
На рейсы из Челябинска я всегда регистрируюсь на места по левому борту. Так я могу снять наши вонючие заводы на фоне города:
На что снимать?
Я снимаю на объектив 24-70 мм, на мой взгляд, он идеален. Зум в самолете редко нужен, так как стекло иллюминатора, скорее всего, даст искажения, и вы не получите четкой картинки на 200 мм. Снимать на широкий угол нужно редко.
Блики и борьба с отражениями
Иногда кажется, что кадра не получится. Либо слишком светлый, либо не хватает деталей. Формат RAW + постобработка позволит вытянуть пересвеченную текстуру облаков. По крайней мере, у меня не получалось улучшить картинку. Старайтесь сесть с той стороны, чтобы во время взлета и посадки солнце не светило вам в иллюминатор. ВАЖНО: даже не пытайтесь пользоваться поляризационными фильтрами.
Опять же, во всех правилах есть исключения. Например, если вы планируете поймать восход:
Как снимать ночью?
Ваш главный враг — блики и отражения на стекле. Чтобы избавиться от них, накиньте куртку или шарф сверху. Помните, как раньше фотографы накрывались черной простыней за камерой? Вот надо проделать тоже самое. Главное — накрыть расстояние от объектива до стекла. Снимать надо на максимальном ISO, которое тянет ваша камера. Потом в Лайтруме уберете шум.
Можно ли снимать во время взлёта и посадки?
В интернете было масса обсуждений на эту тему. Я всегда снимаю тихо и максимально незаметно. Перед взлетом я зажимаю камеру между ног, накрываю журналом, чтобы не пугать стюардесс большим фотоаппаратом. Если у камеры есть тихий режим, то лучше использовать его, чтобы не нервировать соседей.
Многие авиакомпании приравнивают фотокамеру к электронному устройству и запрещают ей пользоваться во время взлета и посадки. Это, конечно бред. Электронные устройства не оказывают никакого вреда. В Штатах в прошлом году уже разрешили слушать плееры и смотреть кино во время взлета и посадке, и ничего. С камерами такая же история.
Наши авиакомпании имеют насчет фотосъемки разное мнение. Например, Аэрофлот открыто разрешает снимать во время полета, но запрещает во время взлета и посадки. У Трансаэро аналогичные правила.
Самый главный секрет
Не используйте бленды. Прижимайте стекло объектива вплотную к иллюминатору и небольшими движениями камеры в стороны пытайтесь добиться максимально резкого изображения по всей площади кадра.
Надеюсь, вам все уже понятно по тем 20 парам с настройками, которые я выложил. Принципиально правила обработки снятых в самолете кадров такие же, как и кадров, снятых через стекло машины. Крутим оттенок (стекло обычно зеленит все), выводим баланс белого (по облакам или асфальту, будем считать что асфальт у нас нейтрально серый), дальше контраст, тени подсветить можно.
Теперь самое интересное, чего не видно на скриншотах с — градиентные фильтры. Если стекло мутное, или на земле смог, то стандартных крутилок контраста вам не хватит. На каждую фотографию я накладываю от 2 до 10 градиентных масок с контрастом и понижением яркости. Также иногда можно накладывать маски с тонированием. Например, небо делать голубым, а землю теплой желтой маской. Вот пример по одной из фотографий в этом посте:
Надеюсь, что среди читателей найдутся те, кому не понравится мой вариант обработки. Для вас я приготовил архив с тремя исходниками. У вас есть возможность показать в комментариях свой вариант обработки. Я с радостью посмотрю их и прислушаюсь к советам.
—————————————- ——
Добавляйтесь:
Фейсбук
Тревел-инстаграм
Одноклассники
Твиттер
Авто-инстаграм
Вконтакте
Канал на YouTube
—————————————- ——
Аэропорт: фотографировать разрешено везде и всегда!
Если вы прилетите в аэропорт олимпийского города Сочи и решите сделать несколько кадров красивых взлетов-посадок вне (!) территории аэропорта — тогда готовьтесь провести пол дня в беседе с сочинскими полицейскими, одноклеточные мозги которых не в состоянии понять, что самолеты и фотография — это совместимые вещи. Именно так произошло с Игорем igorek91 , история его попытки поснимать утренние сочинские разлеты из-за забора аэропорта тут. Даже при попытке сделать кадр на мобильный телефон ко мне с истеричным криком «С-Е-К-Р-Е-Т-Н-О» устремлялись сторожевая бабка в аэропорту Улан-Уде, какой-то толстый упырь в Ростове и прыщавый полицейский-подросток в новеньком сверкающем терминале в Казани… Это российские реалии, так происходит почти везде чуть дальше, чем Москва и Питер. И даже если вы снимаете из-за территории аэропорта — все равно вас ждут большие проблемы с очень высокой долей вероятности! Дикость.
В Украине с этим намного проще, снимать можно без проблем практически всегда. Да, сейчас аэропорты один за другим открывают свои двери, устраивая специализированные мероприятия-споттинги, но это проводится всего несколько раз в году. Однако есть в мире такие аэропорты, где созданы идеальные условия для споттеров в любой день!
Сегодня я хочу показать идеальный аэропорт для тех, кто ВЛЮБЛЕН В НЕБО! Причем не только для профессиональных споттеров, но и для всей семьи, для детей и их родителей, и просто для случайных прохожих, которых захотят выпить бокал пива, наблюдая за взлетом А380… Может этот репортаж прочтут руководители аэропортов или представители пресс-служб, ведь очень трудно понять, что бывают простые, открытые и цивилизованные подходы, далекие от беспросветной бюрократии, которая есть в России.
А для споттеров — это инструкция к действию и ваше следующее направление 🙂
Сразу после получения багажа после выхода с левой стороны вы увидите информационный центр:
Здесь попросите информационный буклет для любителей авиации (слева на фото). Если вы профессиональный споттер, обязательно об этом скажите! Девушка спросила «Are you aviation enthusiast?» обратив внимание на мой 70-200 и сказала, что в этом случае полагаются бесплатные (!) билеты (на фото справа) на панорамную террасу и на специальный автобус, который раз 2 часа курсирует по территории аэропорта с остановками для съемки.
В буклете есть исчерпывающая информация о возможностях съемки вокруг аэропорта, с разных концов взлетно-посадочных полос:
Токи для фотосъемки, паркинги, кафе. Все создано для тех, кто любит самолеты!
В ограждении аэропорта есть специальный «окна» для больших объективов:
…ну и ликбез для новичков:
Впрочем, также можете планировать длительный лейовер в Цюрихе или если у вас вылет в этот же день, то бесплатный билет только на террасу вы получите, предъявив посадочный талон. У меня было 3 часа между рейсами, чем я с удовольствием и воспользовался:
Разовый вход стоит 5 франков, есть годичный абонемент за 60 франков:
Терраса находится на крыше терминала B:
Сувенирный магазин, где-то я уже видел этого мишку 🙂
Потрясающая инфографика и навигация, рассказывающая о работе аэропорта:
Инфо-стенд напротив вышки:
Вы пришли со штативом, профессиональным фото-видео- оборудованием?! Снимайте на здоровье! Никаких согласований с пресс-службой не нужно, если это делается в общественных местах и вы никому не мешаете:
Табло вылетов на террасе, ведь не у всех же есть флайтрадар24 на айфоне:
Сюда приходят целыми семьями, с детьми всех возрастов! Ведь если надоесть смотреть на самолеты.
…можно пойти на самолетную детскую площадку:
Авиа-кафе на террасе:
Вот к терминалу подруливает А320… Как узнать, откуда прилетел этот борт?
Очень просто! Можно воспользоваться электронным аэропортоскопом. Причем все аэропортоскопы и бинокли бесплатны (!), не нужно дополнительно бросать монетки, как это обычно бывает на всяких смотровых площадках.
Нужно просто навести на интересующий борт или наземный объект и получить информацию. Этот самолет прилетел из Парижа, здесь информацию о воздушном судне и о рейсе:
Потрясающее развлечение на самом деле, я не мог оторваться 🙂
У каждого гейта есть табло с информацией о самолете, который в данный момент там находится:
…а какие автобусы.
Конечно не всем интересны самолеты:
Даже Боинг-767 US Airways, отправляющийся в Вашингтон:
Но в один прекрасный момент кол-во людей на площадке удвоилось, подтянулись даже споттеры с большими объективами!
Причем споттер в идеале должен быть фриквент-флайером 🙂
А все потому что сейчас будет взлетать А380 в Сингупур! А полоса всего в сотне метров от смотровой площадки!
Я снял еще много всего интересного кроме А380, но самолеты я покажу в отдельном репортаже. Сегодня я рассказал, как это все организовано. Причем, такие же возможности предлагают большинство крупных европейских аэропортов. Во Франкфурте и Амстердаме есть потрясающие аэропортовые экскурсии с возможностью проехать по территории аэропорта с остановками для фотосъемки. В Амстердаме вокруг аэропорта есть споттерские точки, причем возле одной из них есть Макдональдс 🙂
На терассе на крыше одного из терминалом в Схипхоле установлен настоящий Фоккер-70, на борт которого можно подняться! Но до взлетно-посадочных полос в Амстердаме очень далеко, посмотреть можно только инфраструктуру терминалов. Я был дважды на этой террасе во время стыковок между рейсами, обязательно напишу отдельный репортаж.
А вот на террасу на крыше аэропорта в Сан-Сальвадоре в Центральной Америке запрещено брать с собой большие камеры и фотографировать можно только на телефон 🙂
Вот так… Нам до цивилизации как до небес со споттерской точки зрения 🙁
Другие мои репортажи на авиационную тематику смотрите по тегу aviation
Не любите самолеты? Тогда вот что можно посмотреть в Цюрихе между рейсами, когда у вас есть 4-5 часов. Ведь до города всего 15 минут на поезде: