Содержание
Можно ли снимать в военкомате
Военкомат не обнаглел запрещать?
Однажды по делам нужно было посетить «замечательное» заведение под названием военкомат.
При входе в этот филиал мракобесия на парадной двери красовалась табличка со следующим содержанием.
«Посетителям, гражданскому персоналу использование личных технических средств связи – смартфонов, планшетов, ноутбуков – и их пронос на территорию военного комиссариата запрещено. Основание директива ЮВО № 8/1356/40-43 от 01.02.2018. Директива ВК КК ДСП от 13.02.2018 г.»
Сразу скажу, что меня очень смутило такое требование со стороны сотрудников сего заведения. Мало того, что они пытаются запретить не только использование электронных девайсов, так еще и просто пронос на территорию военкомата.
Думаю, вы со мной согласитесь, что военкомат много на себя берет развешивая подобные таблички. Кроме того, в публичном доступе этих директив, на которые ссылается военкомат, я не нашел.
К слову, каких-либо камер хранения для личных вещей, телефонов, планшетов и тд военкомат, конечно же, не предоставляет.
Но дело даже не в организации камер хранения, а в том, что военкомат по сути ограничивает граждан России в их законных правах и свободах.
Частью 4, статьи 29 Конституции РФ гарантируется, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статьей 35 Конституции РФ определенно, что: каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения В соответствии со статьей 152.1 ГК РФ использование изображения граждан без личного согласия допускается при осуществлении фото/видео-съемки в государственных, общественных или иных публичных интересах. Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) считается, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан » Согласно части 3, статьи 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Что мы имеем в итоге?
Ни в одном федеральном законе нет запрета на использование технических средств посетителями военкомата, а также нет запрета на осуществления видео/фото-съемки должностных лиц военкомата с целью осуществления общественного контроля, защите своих прав и свобод.
Директивы, о запрете пользования тех.средствами (телефонами, планшетами, ноутбуками) на которые ссылается военкомат в своей табличке на входной двери, по определению не могут относиться и распространяться на граждан РФ, которые не работают в данном военкомате и не ставили свою личную подпись о том, что они обязуются исполнять какие-либо внутренние приказы военкомата.
Аналогично — любые внутренние приказы, приказы для служебного пользования, секретные приказы не могут и не должны иметь никаких юридических последствий для граждан РФ (посетителей военкомата), поскольку в силу статья 15 Конституции РФ: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Получается, это самоуправство должностных лиц военкомата, которые решили повесить эту табличку просто потому, что им так захотелось или все же им есть, что скрывать?
По этому факту я написал 3 мотивированные жалобы со ссылками на законы в краевой военкомат Краснодарского края, военную и гражданскую прокуратуру. Ответы из надзорных органов приложу позже, когда они появятся.
По-вашему является ли такое требование законным и обоснованным со стороны военкомата?
Многие военкоматы пользуются такой практикой, вывешивая всякие запрещающие видеосъемку, телефоны и тд таблички. Встречались ли вы с таким?
Военкомат не обнаглел запрещать?
Однажды по делам нужно было посетить «замечательное» заведение под названием военкомат.
При входе в этот филиал мракобесия на парадной двери красовалась табличка со следующим содержанием.
«Посетителям, гражданскому персоналу использование личных технических средств связи – смартфонов, планшетов, ноутбуков – и их пронос на территорию военного комиссариата запрещено. Основание директива ЮВО № 8/1356/40-43 от 01.02.2018. Директива ВК КК ДСП от 13.02.2018 г.»
Сразу скажу, что меня очень смутило такое требование со стороны сотрудников сего заведения. Мало того, что они пытаются запретить не только использование электронных девайсов, так еще и просто пронос на территорию военкомата.
Думаю, вы со мной согласитесь, что военкомат много на себя берет развешивая подобные таблички. Кроме того, в публичном доступе этих директив, на которые ссылается военкомат, я не нашел.
К слову, каких-либо камер хранения для личных вещей, телефонов, планшетов и тд военкомат, конечно же, не предоставляет.
Но дело даже не в организации камер хранения, а в том, что военкомат по сути ограничивает граждан России в их законных правах и свободах.
Частью 4, статьи 29 Конституции РФ гарантируется, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статьей 35 Конституции РФ определенно, что: каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения В соответствии со статьей 152.1 ГК РФ использование изображения граждан без личного согласия допускается при осуществлении фото/видео-съемки в государственных, общественных или иных публичных интересах. Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) считается, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан » Согласно части 3, статьи 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Что мы имеем в итоге?
Ни в одном федеральном законе нет запрета на использование технических средств посетителями военкомата, а также нет запрета на осуществления видео/фото-съемки должностных лиц военкомата с целью осуществления общественного контроля, защите своих прав и свобод.
Директивы, о запрете пользования тех.средствами (телефонами, планшетами, ноутбуками) на которые ссылается военкомат в своей табличке на входной двери, по определению не могут относиться и распространяться на граждан РФ, которые не работают в данном военкомате и не ставили свою личную подпись о том, что они обязуются исполнять какие-либо внутренние приказы военкомата.
Аналогично — любые внутренние приказы, приказы для служебного пользования, секретные приказы не могут и не должны иметь никаких юридических последствий для граждан РФ (посетителей военкомата), поскольку в силу статья 15 Конституции РФ: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Получается, это самоуправство должностных лиц военкомата, которые решили повесить эту табличку просто потому, что им так захотелось или все же им есть, что скрывать?
По этому факту я написал 3 мотивированные жалобы со ссылками на законы в краевой военкомат Краснодарского края, военную и гражданскую прокуратуру. Ответы из надзорных органов приложу позже, когда они появятся.
По-вашему является ли такое требование законным и обоснованным со стороны военкомата?
Многие военкоматы пользуются такой практикой, вывешивая всякие запрещающие видеосъемку, телефоны и тд таблички. Встречались ли вы с таким?
Призывников обязали состоять на воинском учете по месту фактического проживания. Что это значит?
6 февраля 2019 года Президент Российской Федерации подписал закон, согласно которому призывники будут обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по фактическому месту проживания, независимо от наличия регистрации. Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук рассказал о том, к каким последствиям приведут законодательные новеллы.
Как было раньше?
Ранее все граждане состояли на воинском учете в военном комиссариате исключительно по месту жительства (постоянная регистрация) или же по месту пребывания (временная регистрация). В случае, к примеру, если молодой человек переезжал из Мурманска в Санкт-Петербург и снимал там квартиру, при этом не имея регистрации в Петербурге, он продолжал состоять на воинском учете в Мурманске, что фактически лишало возможности военный комиссариат оповестить его о необходимости явки с целью призыва на военную службу.
С другой стороны возникали проблемы у тех призывников, которые хотели встать на воинский учет, но отсутствие регистрации не позволяло им сделать это.
Что изменилось?
Теперь положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривают, что гражданин обязан состоять на воинском учете по месту фактического пребывания независимо от наличия у него соответствующей регистрации. Закон прямо устанавливает, что отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.
Когда гражданин обязан встать на воинский учет по месту фактического проживания?
Такая обязанность возникает при переезде на новое место жительства или место пребывания на срок более 3 месяцев (пункт 50 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).
К примеру, если призывник, обучающийся по заочной форме, временно уезжает в другой город для того, чтобы сдать сессию, которая длится два месяца, то в таком случае вставать на воинский учет по новому месту жительства не нужно.
Однако если же переезд связан с обучением по очной (дневной) форме и молодой человек будет проживать в новом городе более трех месяцев, то в такой ситуации постановка на воинский учет по новому месту жительства будет являться обязательной.
Я уехал жить в другой город, учусь по очной форме или работаю. Как военкомат узнает обо мне?
Закон возлагает на сотрудников организаций, ответственных за военно-учетную работу, обязанность в двухдневный срок направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления призывников, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять. Кроме того, они обязаны вручать гражданам повестки для постановки на воинский учет.
Если же работодатель или сотрудник ВУЗа уклонится от исполнения своей обязанности, то в таком случае ему грозит штраф.
Как встать на воинский учет по месту фактического проживания?
Гражданину необходимо прийти в военный комиссариат и сообщить информацию о месте пребывания (учебы), в том числе не подтвержденном регистрацией, после чего призывника поставят на воинский учет.
Какая ответственность предусмотрена за непостановку на воинский учет по месту фактического проживания?
В первую очередь административная – в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Однако сумма штрафов может вырасти – накануне в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий в десять раз повысить штрафы «уклонистам». Учитывая, что поправки внес депутат от «Единой России», высока вероятность, что закон будет принят.
Однако при определенных обстоятельствах призывника могут привлечь и к уголовной ответственности – Верховный Суд России уже разъяснял, что в случае, если гражданин, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, прибывает на новое место жительства без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата, то содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 3).
Вместе с тем, к уголовной ответственности не смогут привлечь граждан, которые нарушили правила воинского учета, но при этом не подлежали призыву на военную службу, например, в связи с наличием отсрочки по учебе (см. пункт 3 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда).
Когда начнут действовать новые правила о воинском учете?
Закон был опубликован 6 февраля 2019 года. Так как текст документа не предусматривает порядок вступления в законную силу, то по общему правилу это произойдет спустя 10 дней.
Мы не берем ни копейки денег за нашу работу, поэтому очень ценим вашу регулярную поддержку.
Как встать на воинский учет
1. В каком возрасте и когда проходит постановка на воинский учет?
Первоначальная постановка на воинский учет проходит каждый год с 1 января по 31 марта. Ей подлежат все юноши, которые имеют российское гражданство, постоянно проживают на территории России* и которым в год постановки на учет исполняется 17 лет.
Если по каким-то причинам юноша не встал на воинский учет в установленные сроки, военные комиссариаты поставят его на воинский учет и в другое время в течение календарного года.
Россияне, постоянно проживающие за пределами страны, могут встать на воинский учет в России по собственному желанию, если между Россией и страной, в которой они постоянно проживают, заключен и ратифицирован соответствующий договор.
2. Когда нужно идти в военкомат для постановки на воинский учет?
Сначала юноша должен получить повестку военного комиссариата для постановки на воинский учет.
Если он учится в школе или колледже, организацией централизованного похода в военкомат занимается образовательная организация. Как правило, детей вызывают по группам (классам) в один день. (Дата определяется военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителем образовательной организации.)
Если юноша не учится и получил повестку, явиться в назначенное время в военный комиссариат, указанный в повестке, он должен сам.
Воинский учет гражданина ведет военкомат по месту его жительства. Если юноша проживает и зарегистрирован по месту пребывания дольше 3-х месяцев — военкомат по месту пребывания.
О смене места жительства военкоматы уведомляют органы МВД. Но вы также можете сделать это лично.
Обратите внимание. Отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания не освободит от обязанности состоять на воинском учете, и не станет поводом для отказа в постановке на учет.
Воинский учет гражданина, без регистрации по месту жительства или месту пребывания (в том числе по месту пребывания на срок более 3-х месяцев), ведет военкомат по месту фактического пребывания или учебы.
3. Какие документы нужны для постановки на воинский учет?
Для постановки на воинский учет понадобятся:
- паспорт, свидетельство о рождении и их копии;
- справка с места жительства и справка о семейном положении;
- справка с места работы или учебы;
- шесть фотографий размером 3 x 4 сантиметра;
- документ об образовании и его копия;
- выписки, справки и другие медицинские документы о состоянии здоровья. Карту из поликлиники, информацию из психоневрологического, наркологического, противотуберкулезного и кожно-венерологического диспансеров военкомат запросит самостоятельно;
- квалификационное удостоверение и его копия, если есть первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта;
- оригинал и копия справки или удостоверения, подтверждающих, что юноша прошел подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях (при наличии).
Документы нужно представлять в военкомат лично.
Детей-инвалидов, инвалидов I группы и инвалидов других групп, но без указания срока переосвидетельствования с их согласия или согласия их законных представителей могут поставить на учет заочно.
После постановки на воинский учет вы получите удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — приписное свидетельство.
4. Как проходит постановка на воинский учет?
При первоначальной постановке на воинский учет сотрудники военкомата рассказывают будущим призывникам и их родителям, как проходит военная служба, какие привилегии полагаются после ее прохождения и какие профессии можно освоить во время службы.
Тогда же юноша проходит первую медкомиссию, во время которой предварительно определяют, годен ли он к военной службе и может ли рассчитывать на подготовку по военным специальностям или на обучение в военных учебных заведениях. По результатам медицинской комиссии будущих призывников также предварительно распределяют по видам и родам войск.
Результаты медицинской комиссии, информация об интересах, личных качествах, полученном образовании и случаях привлечения к уголовной и административной ответственности вносится в личное дело будущего призывника, которое хранится в военкомате.
5. Что будет, если не встать на воинский учет?
Обратите внимание, что для постановки на воинский учет военкомат направит вам повестку. Если вы получили повестку, то обязательно должны явиться в военкомат. Не явиться в военкомат вы можете только в случае:
- заболевания или увечья, связанного с утратой вами работоспособности;
- тяжелого состояния здоровья или похорон отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или вашего усыновителя;
- препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы или другого обстоятельства, не зависящего от вас, — например, пожара или стихийного бедствия;
- других причин, которые признает уважительными суд или комиссия по постановке на воинский учет.
Если вы не явились в военкомат по повестке по одной из этих причин, вам потребуется их документальное подтверждение. Как только эти обстоятельства перестают действовать, вы должны явиться в военкомат своего района, не дожидаясь новой повестки.
Неявка в военкомат без уважительной причины влечет предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 рублей. Такое же наказание вменяется тем, кто уклоняется от прохождения медкомиссии.
Если вы не прошли первоначальную постановку на воинский учет, это не освобождает вас от службы в армии или от ответственности за уклонение от нее. Все юноши, подлежащие призыву, но не прошедшие первоначальную постановку на воинский учет, проходят ее непосредственно во время призыва (с 18 лет).