Содержание
- ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ В ЦЕРКВИ? (Правила поведения в Церкви)
- Можно ли в церкви фотографировать?
- Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?
- Могут ли животные находиться в храме?
- Можно ли некрещеным посещать церковь?
- Может ли некрещеный человек прикасаться к святыням?
- Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?
- Можно ли кушать перед посещением храма?
- Кому нельзя венчаться?
- В какое время нельзя венчаться?
- Можно ли развенчаться в церкви?
- Как следует выглядеть женщине в церкви?
- Может ли женщина ходить в храм в брюках?
- Можно ли приходить в храм накрашенной?
- Когда можно исповедоваться в церкви?
- Когда можно причаститься в церкви?
- Когда можно заходить в церковь?
- Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?
- Что можно заказать и купить в церкви?
- В какой церкви можно покреститься?
- Можно ли чем-то заразиться в церкви?
- Можно ли беременным ходить в церковь?
- Можно ли ходить в церковь во время месячных? Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь в критические дни?
- Можно ли быть на службе некрещеному?
- Что можно некрещеному человеку
- Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?
- Можно ли креститься некрещеному человеку?
- Можно ли некрещеному ходить в церковь?
- Можно ли некрещеному носить крест?
- Можно ли молиться за некрещеных живых?
- Можно ли поминать некрещеного?
- Можно ли молиться за некрещеного человека?
- Можно ли отпевать некрещеного человека?
- Можно ли некрещёным посещать церковь
- Приходить можно, но иногда нельзя
- Чего нельзя делать
- Что следует делать
- Можно ли прикасаться к святыням
- К кому обратиться
Можно ли некрещенным ходить в церковь
ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ В ЦЕРКВИ? (Правила поведения в Церкви)
Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово протоиерей Алексей Митюшин ответил на наиболее распространенные вопросы.
Можно ли в церкви фотографировать?
Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.
Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.
Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?
Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.
С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.
Могут ли животные находиться в храме?
По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.
А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.
В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.
Можно ли некрещеным посещать церковь?
Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещеным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.
Может ли некрещеный человек прикасаться к святыням?
Некрещеный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.
Некрещеному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещеным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.
Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?
Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.
Можно ли кушать перед посещением храма?
Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.
В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.
Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.
Кому нельзя венчаться?
Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.
Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.
В какое время нельзя венчаться?
Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.
Можно ли развенчаться в церкви?
В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.
Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.
Как следует выглядеть женщине в церкви?
Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.
Может ли женщина ходить в храм в брюках?
Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.
Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. Для участия в таинстве следует выглядеть соответственно.
Можно ли приходить в храм накрашенной?
Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.
Когда можно исповедоваться в церкви?
Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.
Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.
Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.
Когда можно причаститься в церкви?
В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.
Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.
Когда можно заходить в церковь?
В храм можно заходить в любое время. С 1990-х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.
Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?
Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.
В храме плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.
Что можно заказать и купить в церкви?
В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.
Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.
В какой церкви можно покреститься?
Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.
Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.
Можно ли чем-то заразиться в церкви?
Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться в церкви во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.
Можно ли беременным ходить в церковь?
Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?
Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.
Можно ли ходить в церковь во время месячных? Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь в критические дни?
Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.
Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.
Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.
В такие дни женщинам нельзя приступать к таинству причащения ицеловать иконы.
Можно ли быть на службе некрещеному?
Бывает, какой-нибудь вопрос сформируется в сознании. Ты его носишь, размышляешь, создается благоприятная ситуация или беседа: тема раскрывается. А бывает, какой-нибудь вскочит на язык и не дает покоя. Что терпеть? Подойдите к батюшке, напишите батюшке, позвоните батюшке. Церковь открыта всем. А в нынешнем номере на подборку интересных вопросов отвечает иерей Виктор Дудкин, главный редактор СМИ Нижегородской епархии.
Можно ли заразиться какой-либо инфекцией через Святое Причастие, ведь там используется общая ложка?
— Не знаю случаев из приходской жизни, когда кто-нибудь заразился чем-либо, принимая за Богослужением Тело и Кровь Христовы. И для меня лично потребляемая Чаша ни разу не стала источником инфекции. Если бы такая проблема была — у нас бы просто исчезло духовенство и сама Церковь.
Вопрос этот часто возникает лишь по одной причине: недостаток веры в человеке, а отсюда и боязнь заразиться какой-нибудь болезнью. Будем молиться о даровании веры, чтобы побороть наши необоснованные страхи.
Допустимо ли ребенку дома играть в богослужение?
— Знаете, бывают игры развлекательные (что, само собой, хорошо), а бывают игры осмысленно серьезные. То есть ребенок так серьезен в своей игре, что забывает обо всем. Игра очень сильно отражает внутреннее устроение души и направление мысли дитя. И если игра в богослужение — это порыв души, а не кощунство и веселье (а это сразу видно), то это допустимо. Это своего рода детская молитва. Чистая и непосредственная. Взрослого молитвенника не всегда застанешь в таком молитвенном состоянии. Конечно, во всем нужно знать меру. И если такая игра принимает вид шалости, ее немедленно нужно прекратить.
Что можно делать в церкви еще не крещеным, но собирающимся креститься людям? Можно ли посещать богослужения, молиться, петь?
— Собирающихся креститься, но еще не крещеных людей раньше называли оглашенными. Это те, кто, услышав проповедь Евангелия, публично заявили о своем намерении стать христианами и готовятся принять таинство Крещения. Перед Крещением проходила определенная подготовка — катехизация (научение вере). Сейчас традиция катехизации у нас восстанавливается и уже приносит свои явные плоды — люди приступают к таинству осознанно, с пониманием и представлением, как строить свою жизнь по Закону Божию. Во время подготовки ко Крещению человек может молиться в храме и участвовать в богослужениях, в том числе и в Божественной литургии (до литургии верных), но пока он не стал членом Церкви, он не может приступать к таинствам. О некрещеных не подают записки для поминовения — молиться о них можно в своей «частной», домашней молитве.
Что такое заочное отпевание и чем оно отличается от очного?
— Отпеванием называется чин погребения усопшего. Существуют разные чины — для погребения мирян, духовенства, монахов, а также для крещеных младенцев. И у них есть отличия, отражающие статус покойного.
К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри. В день похорон почившего доставляют в храм Божий, совершают чин отпевания, и похоронная процессия с пением молитв отправляется на кладбище. Здесь над свежей могилой совершается лития. Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий. И они стремятся проводить дорогих им усопших «в путь всея земли» так, как учит Православная Церковь.
Большинство наших соотечественников, увы, не зная этого, большие деньги и силы тратят на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий — поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. А чтобы все-таки исполнить свой духовный долг перед усопшим, в храм отправляется кто-то из родственников или даже знакомых, чтобы заказать так называемое «заочное» отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного. Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участи.
Как появилось заочное отпевание? Увы, до сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь в ХХ веке. Храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были лишены духовного окормления. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители с благословения священноначалия совершали так называемые «заочные отпевания». В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой. Но сегодня мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной Церкви. Храмы Божии открыты повсеместно, мы можем совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный Устав.
Совершение «заочных отпеваний» может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае «заочное отпевание» благословляется Церковью и может быть совершено. Оно имеет место быть и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом. Но, к нашему глубокому сожалению, «заочные» отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия.
Мы должны честно сказать себе, что совершение «заочного» отпевания, если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и черствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало.
Подготовил Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Что можно некрещеному человеку
Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.
Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.
Буквальный смысл свечи – это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей – условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их – подавать милостыню.
Свеча – символ нашей молитвы. Церковь – не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча – это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.
Можно ли креститься некрещеному человеку?
(речь идет о крестном знамении)
иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.
Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных – это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.
Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать – важно быть решительным на пути ко Христу.
Можно ли некрещеному ходить в церковь?
протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк
Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа “оглашенные, изыдите”. Оглашенные – это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что “мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.
Можно ли некрещеному носить крест?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест – это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.
Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос – для чего, с какой целью.
Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.
Можно ли молиться за некрещеных живых?
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?
Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.
Можно ли поминать некрещеного?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И
если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.
Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.
Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.
Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.
В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.
Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.
Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.
Можно ли молиться за некрещеного человека?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все – дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.
Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.
Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.
Можно ли отпевать некрещеного человека?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.
Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.
Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.
Можно ли некрещёным посещать церковь
Не только можно, но и нужно, так как многие горячо верующие люди и даже святые когда-то заходили в православный храм впервые – посмотреть, узнать, удивиться и проникнуться. Одни стоят минут десять–двадцать, думают о вечном и потом уходят навсегда, другие же – навсегда остаются, неожиданно даже для самих себя осознав, что такое Бог и сделав самый важный выбор в своей жизни. Но многие неверующие робеют перед дверями храма, потому что бояться сделать что-то не так и обидеть чувства православных.
Приходить можно, но иногда нельзя
На присутствие в храме некрещеных, неверующих, атеистов, агностиков и людей любых других конфессий в РПЦ запрета нет. Они могут посещать храм как во время службы, так и вне ее.
Единственной исключение из этого правила – по канонам православия некрещеные люди не могут присутствовать на Литургии (утренней службе), вернее, на той её части, которая называется литургией верных (обычно священник начинает её словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. ») и до самого окончания Таинства Евхраистии.
Что будет, если некрещённый человек нарушит такое правило? По сути, ничего криминального не произойдет и останется на совести некрещеного человека. Ну а в том случае, если он вообще не знает об этом правиле, то с него и спрос будет невелик. В больших храмах мегаполисов соблюсти подобное правило довольно сложно, ведь в храмы, имеющие культурное значение заходят и праздные туристы, однако, помнить о нем следует и, по возможности, его нужно выполнять.
Богословы считают, что ограничение для некрещёных существует на духовном уровне, потому что все, что следует на литургии верных носит сакральный смысл и понятно только воцерковленным людям.
Некрещеному человеку, которому интересно все, что происходит в православном храме, лучше приходить на вечернюю службу, которая обычно начинается в 16:00. Она тоже может быть очень красивой, особенно накануне великих праздников, но при этом нет ограничений на присутствие некрёщеных.
Чего нельзя делать
Нельзя бояться. Сам Христос в Евангелии чаще всего говорит « Не бойтесь!», а в Апокалипсисе Иоанна Богослова написаны такие слова: «Боязливые не наследуют Царствия Небесного!» Иеромонах Иoв (Гумерoв) считает, что православные люди должны радоваться и ликовать о каждом, кто переступил порог храма, и благодарить за это Бога.
Нельзя делать все то, что нельзя делать и крещёным – бегать, громко разговаривать, сметается, кричать, толкаться, вести себя непочтительно. По возможности, мужчинам не следует заходить в храм в шортах, а женщинам в мини-юбках и в других откровенных нарядах. Женщинам следует покрыть голову платком, шарфиком, панамой, шляпкой или шапочкой, а мужчинам при входе, наоборот, нужно снять головной убор.
Что следует делать
Можно: молиться Богу, с почтением прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. Следует помнить, что за некрещеных родственников (живых или усопших) молиться следует только дома, своими словами. Накладывать на себя крест (креститься) прежде принятия крещения не принято.
Но если вы что-то сделали не так – перекрестились, не так повернулись или пришли в одежде, из-за которой на вас косятся, помните, что боятся – не надо. Бог милостив и прощает многое.
Можно ли прикасаться к святыням
Некрещёный человек может с почтением и верой прикасаться к святыням, целовать иконы, крест и даже прикладываться к святым мощам.
Однако не следует это делать с магическими целями – «Крещение не приму, но вот маслицем меня помажут – и я выздоровею!» – на самом деле может выйти еще хуже.
Некрещёному не следует принимать участие в церковных таинствах, вкушать просфорки или пить святую воду.
В одном древнем патерике есть предание об иноверце, который решил «проверить» христиан, и прикинулся православным, чтобы поучаствовать в таинстве Евхаристии. Однако когда священник протянул ему лжицу (специальную ложечку) с Телом и Кровью Христа, человек в ужасе увидел на ней кровь и кусочек плоти – так Бог проучил самозванца. Поэтому следует принимать и выполнять церковные запреты с пониманием и благоговением.
К кому обратиться
С простыми вопросами можно обратиться и к церковницам – женщинам, которые заведуют церковной лавкой, продают свечи и принимают записки. Однако следует помнить, что знают они далеко не все, а могут лишь подсказать – можно или нельзя поминать человека, где находится та или иная икона, к какому священнику можно подойти чтобы более детально поговорить о вере.
Если вас интересуют более серьезные вопросы веры, следует дождаться окончания службы и подойти к освободившемуся священнику. Делать это лучше после вечерней службы. Как правило, в больших храмах священники часто специально задерживаются, чтобы ответить на вопросы прихожан и тех, кто хотел бы принять крещение, но не знает, как это сделать.