Содержание
- Водительские права для инвалидов: как получить?
- Имеет ли право инвалид водить машину?
- Когда можно использовать автомобиль только с ручным управлением?
- Когда можно использовать автомобиль только с автоматической коробкой?
- Могут ли водить машину люди с нарушениями слуха и зрения?
- Выдают ли автомобили инвалидам бесплатно?
- Что нужно для получения водительских прав инвалидом?
- На что обращать внимание при выборе автошколы для инвалидов?
- С днем вождения
- Как получить водительские права человеку с ограниченными возможностями здоровья
- Скидка не для всех
- Можно ли получить права с дцп
- Курсанты особого назначения
- Где и как инвалиды могут обучиться вождению автомобиля и получить права
- Особый курсант
- Пандус, костыли и пересадочная доска
- На войне проще, чем на дороге
- Права — лучший стимул купить машину
- Дорога зовет
Можно ли получить права с дцп
Водительские права для инвалидов: как получить?
Имеет ли право инвалид водить машину?
Человек с инвалидностью может получить водительское удостоверение при отсутствии у него заболеваний, препятствующих управлению автомобилем.
Перечень заболеваний и медицинских ограничений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604. В список медицинских противопоказаний входят следующие заболевания:
1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства
2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
3. Расстройства настроения (аффективные расстройства)
4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
6. Умственная отсталость
7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
10. Слепота обоих глаз
Тем же постановлением закреплен перечень заболеваний, при которых инвалид может использовать машину только с ручным управлением или автоматической трансмиссией.
Когда можно использовать автомобиль только с ручным управлением?
Список медицинских показаний, при которых возможно использование только ручного управления на автомобиле следующий:
1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.
2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
3. Ампутационные культи обоих бедер.
4. Ампутационные культи обеих голеней.
5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).
6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).
7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.
8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).
Когда можно использовать автомобиль только с автоматической коробкой?
Машину только с автоматической коробкой передач можно использовать при наличии следующих медицинских показаний:
1. Отсутствие верхней конечности или кисти.
2. Отсутствие нижней конечности или стопы.
3. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
4. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.
5. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;
б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
6. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.
Могут ли водить машину люди с нарушениями слуха и зрения?
Водить машину могут люди с аномалией рефракции (преломления), которая снижает остроту зрения ниже разрешенного уровня. При этом в таком случае необходимо использовать очки или контактные линзы, которые компенсируют это падение.
Слепота одного глаза является медицинским показанием к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочное системой.
Люди с болезнями уха и сосцевидного отростка, которые снижают слух ниже разрешенного уровня, могут стать водителями при использовании слухового аппарата или речевого процессора.
Выдают ли автомобили инвалидам бесплатно?
До 2005 года Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 была предусмотрена выдача автомобилей инвалидам бесплатно. По программе выделялись машины марок «Таврия» или «Ока». Однако сейчас эта льгота отменена.
Что нужно для получения водительских прав инвалидом?
Процедура получения водительских прав инвалидом не имеет значительных особенностей.
Основное отличие заключается в необходимости закончить специализированную автошколу, которая имеет технические возможности для обучение инвалидов. Затем нужно пройти медицинское освидетельствование и сдать экзамены в ГИБДД (п. 1 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
Порядок медицинского освидетельствования регулируется Приказом Минздрава от 15 июня 2015 г. N 344н. По результатам медкомиссии выдается заключение по форме N 003-В/у.
Для получения прав необходимо предоставить в ГИБДД следующий комплект документов (п. п. 21 — 23 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.10.2015 N 995):
1) заявление по форме, утвержденной вышеуказанным регламентом;
3) мед. заключение;
4) документы, подтверждающие прохождение обучения;
5) квитанцию об оплате госпошлины;
Обычно автошколы сами организовывают подачу документов в ГИБДД, а также предоставляют машины для сдачи экзамена.
На что обращать внимание при выборе автошколы для инвалидов?
При выборе автошколы для инвалидов рекомендуется обратить внимание на следующее: наличие современного и специализированного автопарка, необходимой разрешительной документации (лицензии), преобладание положительных отзывов об автошколе над отрицательными, возраст и опыт преподавательского состава.
Адвокат Олег Искаков оказывает правовую помощь гражданам и организациям в областях гражданского, уголовного, семейного и трудового права
С днем вождения
Такое желание даже у врачей медкомиссии иногда вызывает шок и непонимание.
— Когда я пришла и подала документы на прохождение медкомиссии, на меня посмотрели вот такими вот глазами, размером с блюдце, и сказали: «Ты — водить машину? Иди отсюда, иди-иди!» — рассказывает Ольга Назарко.
Она прилетела в кубанскую автошколу для инвалидов аж из Комсомольска-на-Амуре. Потому что эта школа в России единственная. Другой такой нет нигде, кроме Тимашевского комплексного центра реабилитации инвалидов (КЦРИ) в Краснодарском крае.
Оля — симпатичная девушка с обаятельной улыбкой и точеной фигуркой. Она вполне могла бы стать фотомоделью, если бы не одно обстоятельство: из-за развившегося в детстве ДЦП (детский церебральный паралич) Оля очень плохо ходит. Чтобы двигаться, ей нужны специальные ходунки, которые она ставит перед собой.
— Это было настоящее шоу, как я уговаривала врачей в Комсомольске-на-Амуре дать мне правильное медицинское заключение, — продолжает свой рассказ девушка, иронично улыбаясь. — Они не могли понять, что такое возможно вообще. Я им объясняю — машина с ручным управлением. Ноги у меня плохо двигаются, но руки-то совершенно здоровы.
Глядя на то, как тяжело и с трудом Оле дается каждый пройденный метр, сразу понимаешь, насколько ей важно получить водительские права. Такие люди не могут запросто подняться по лестнице, что здоровый человек делает иногда по нескольку раз в день. А отправиться по делам в центр города для них целая проблема. Но обычный автомобиль в этой ситуации вдруг превращается в волшебный механизм, который решает все проблемы.
География городов, откуда люди приезжают в кубанскую автошколу, включает всю Россию: Свердловск, Новосибирск, Тюмень, Сыктывкар, Махачкала, Комсомольск-на-Амуре. Города Краснодарского края, Дона и Ставрополья — не в счет, потому что их пришлось бы перечислить абсолютно все.
— В группе у нас учатся 16 человек, а весь цикл занятий и сдача экзаменов в ГИБДД занимает чуть менее чем два месяца, — рассказывает заведующий отделением социальной адаптации (автошкола) Тимашевского КЦРИ Дмитрий Быргазов. — Все это время ребята живут и питаются здесь же, в центре, где оборудованы отдельные комфортные номера и специальные подъемники для людей с ограниченными возможностями. Как в любой автошколе, мы обучаем сначала правилам дорожного движения и устройству автомобиля, а затем практике вождения. На последнее выделяется 58 часов. Ученики отрабатывают навыки управления автомобилем как во время движения по городу, так и по автодрому. В этом году мы обучили уже 45 человек, а за все время нашей работы — с 2013 года — более 250 человек.
В классе закончились теоретические занятия по ПДД. Ольга Назарко, проделав огромный путь из Комсомольска-на-Амуре, наконец, делает последние шаги и садится в автомобиль, чтобы первый раз в жизни тронуться с места, управляя машиной. Некоторые ученики после курса занятий и сдачи экзаменов в ГИБДД в буквальном смысле уезжают на своих собственных автомобилях домой. Однако большинству все-таки приходится ждать, пока доставят и установят заказанное оборудование для ручного управления машиной.
— Я окончил музыкальное отделение факультета искусств Адыгейского государственного университета и работаю учителем музыки, — рассказывает Артур Арушанян, приехавший в тимашевскую автошколу из Майкопа. — Получается, что мне надо ехать преподавать то в одно место, то в другое, иногда даже в соседних городах. Хожу, как видите, с большим трудом. И машина для меня, получается, настоящий инструмент выживания. Без нее я не смогу зарабатывать на жизнь.
Как получить водительские права человеку с ограниченными возможностями здоровья
1 Пройти водительскую медкомиссию и получить допуск к управлению автомобилем. Право на это у людей с ограниченными возможностями здоровья есть в соответствии с постановлением правительства от 16.04, подписанным в декабре 2015 года.
2 Обратиться в центр реабилитации инвалидов, пройти обучение и сдать экзамены в ГИБДД.
3 Верить в себя и не отказываться от поставленной цели получить водительские права. Первая неделя обучения для учеников оказывается очень тяжелая. Женщины даже плачут, отказываются и уходят. Надо преодолеть себя, закончить начатое.
Скидка не для всех
Тимашевский КЦРИ включен в краевой реестр поставщиков социальных услуг. Как сообщили в минсоцразвития региона, жителям Кубани с ограниченными возможностями здоровья услуги по реабилитации предоставляются по тарифам, утвержденным в соответствии с федеральным законодательством (но не более 75 процентов среднедушевого дохода человека). Это важно, так как за 54 дня проживания и питания в центре его ученики платят около 22 тысяч рублей (услуги обучения вождению оплачиваются отдельно). Но если у человека, допустим, среднемесячный доход составляет семь тысяч рублей, то за время обучения он заплатит 5250 рублей. Такая своеобразная «скидка» возможна лишь для жителей Краснодарского края: остальную часть суммы за них доплачивает бюджет Кубани. Однако, поскольку в других регионах Тимашевский КЦРИ не значится в реестре поставщика соцуслуг, жителям этих регионов придется платить полную стоимость. По словам экспертов, выход из этой ситуации можно найти, только изменив федеральный закон.
Можно ли получить права с дцп
Значит ситуация такая! Обращаюсь в ГИБДД говорю сне надо права на утравления машины, они говорят надо медсправку, пошел к врачам они говорят с вашим диагназом нельзя водить! Ну и попал в тупил, во все инстанции оброщался везде один ответ нет и все!
У меня спастика на правую сторону, рука и нога праая, но передвигаюсь я самостоятельно и без проблем, дак вот мне по работе машина нужна как воздух, купил себе машину с коробкой автомат и езжу бес проблем, только мусорам приходится каждый рас петь в уши и широко улыбатся довая деньги так как нет прав! Пришлось пока что нанять водителя и ездить с ним, но это каквы понемаете все не каждый может себе позволить и его рабочий день с 9 до 18 и все, а машина мне нужна 24 часа в сутки!
Ситуация выходит такая человек может ездить но ему тупо закон не дает это делать, тем самым подталкивая его на нарушения закона!
Может кто ни буть из вас получил права или сталкивался с подобным, отпишитесь!
Слово «абсолютно» пишется через «а».
Если вы умеете ездить, это не значит, что в критической ситуации вы сумеете среагировать и не допустить трагедии. А выход здесь может быть только один — ездить на общественном транспорте. Хотя, если есть желание можите попробовать «подмазать» медкомиссию.
Что же касается тупости, то тупо рисковать своей и чужой жизнями.
может я и скажу что то не то (мне ток 18 лет и я не бегал с данной проблемой но. )
смотрел как то передачи где люди без ноги или руки получали права. А вывод прова получить можно и вам
как же получить права?
помню (если не ошибаюсь эта передача шла давно) в той передаче спрашивалась у того человека как же вы получили прова? еще раз повторюсь ответ может быть ошибочным. так вот ответ был таким типа мол отучилась сама пошла в гаи и сдала
а вообше я думаю всетаки надо разговаривать со знакомым работником ГАИ ведь ток они могут отобрать права а значит если в документах будет стоять печать печать ГАИ о разрешении на вождение не должно быть проблем
ВНИМАНИЕ: реч не идет о подмазовании гаи
или можно попробывать написать призеденту ведь после его указаний помоч вам с этим вопросом врядли кто сможет отказать
для Россиан сайт президента http://kremlin.ru/
я думаю он не откажет
Ребята, вы не путайте одно с другим. У ампутантов реакция нормальная, у них нет противопоказаний по вождению. А если у человека вторая, ДЦП, и врач отказывается ему выдавать справку, значит водить ему протвопоказано.
Я бы тоже хотел водить автомобиль, но рисковать чужими жизнями у меня никакого желания нет.
Александр, а в платной медкомиссии тоже не дают?
Мне дали, но у меня нет финансовой возможности пока учится, а тем более купить машинку.
В Питере есть ОДНа автошкола для инвалидов, понятно, что оним учат на ручном управлении, что тож не всех устраивает, потому что переделать машину под ручное стоит бешанных денег.
Александр спастика может возникать в разных случаях
1. испуг
2. стеснительность у человека перед кем то
3. страх
4. попытка сделать что то (какое то движение) на большей скорости
5. и еще много др.
все кроме 5-ого пункта я отношу к особо часто встречаюшемся
а большая скорось это дествительно адреналин и не к одному из пунктов он не относится
в своем сообшении #14 я не хотел сказать что ты не можешь водить норм машины просто врачи тоже бояться веть при любом дтп учитывая твой диагноз будут проверяться справки и врача которого дал те справку могут даже уволить. Поэтому любой врач перестраховывается и не дает справку
в случае спец машин все уже может быть по иному. Но перед покупкой спец машины сначало поговори с врачем что б не получилось так что ты купишь машину а те не дадут справку
А с медкомиссией проблемы были или сразу врачи согласились справку дать?
Когда задался вопросом, о получении прав, тоже было много проблем, во всех поликлиниках отказывались давать мед. справку.
Поднял бучу, всю поликлинику переполошил. Предлагал даже невропотолога прокатить без прав ))))))) не знаю почему он отказался))))))))))))))) они аж в районный центр звонили, там сказали (т.к. руки, голова, речь, слух в порядке, то пусть пробует отучиться на ручном управлении, раз уж он ТАК хочет.
Далее оказалось что в нашем городе нет обучения на автомобиле с Ручным управлением. Выход был найден 🙂 Т.к. с 16 лет я ездил на отцовской машине по полевым деревенским дорогам, без всякого ручного, то вопросов смогу ли вообще — не было.
Учиться я стал сразу в двух школах! (в нашей обычной учил теорию и вождение на обычной семёрке (инструктору доплачивал за дополнительные уроки вождения сверх программы), а в липецкой области просто числился и куда позже приехал сдавать экзамены.)
Я как увидел ЧТО это за ручное управление, так сразу инструктору сказал — Я его трогать не буду, иначе вообще никуда не уеду)))))))
Сдал ногами без проблем с первого раза.
Потом был куплен автомобиль 2110, после покупки поехал в Москву для того чтобы поставить на него ручное, разумеется со всеми документами. (т.к. в правах стоит отметка — первично ручное управление)
Кстати, Свет, стоило это не совсем уж бешаных денег 🙂
в Москве в 2008 году было 3700 рублей. (один рычаг на сцепление, т.к. это был необходимый минимум чтобы был.)
Само ручное я по приезду снял и вожу его в багажнике (не удобное оно, мешается) ставлю его только перед ТО.
На всякий случай сделал муляж ручного)))))) — аккуратненький рычаг слева который ничего не делает, просто есть.
Курсанты особого назначения
Где и как инвалиды могут обучиться вождению автомобиля и получить права
Фото: предоставлено автошколой «Априори»
Добраться до аптеки, магазина, больницы, работы, съездить в гости к друзьям. Сегодня для инвалидов собственный автомобиль — не роскошь, а жизненная необходимость. Однако многие автошколы отказываются принимать на обучение людей с ограниченными возможностями, ссылаясь на то, что маломобильные слушатели осложняют занятия обычным учащимся. Тем не менее есть несколько автошкол, где особым курсантам только рады. О двух таких учебных центрах «Лента.ру» рассказывает в продолжение спецпроекта «Страна добрых дел».
Три года назад на трассе Москва — Волгоград инспекторы ДПС остановили легковой автомобиль за превышение скорости. Когда же водитель, не успевший остановиться в нужном месте, сдал назад и поравнялся с патрульной машиной, обнаружилось, что за рулем — инвалид с ампутированными ногами. «Извините, увлекся», — сказал он, предъявляя водительское удостоверение. Как выяснилось, инвалид догонял своих — участников авторалли «Планета Добра Сталинград — 2013», организованного благотворительным фондом «Планета добра».
По закону, управлять автомобилем категорически запрещено только людям с тяжелыми психическими нарушениями. Остальные категории инвалидов — с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающие ДЦП, слабослышащие, — имеют право получить водительское удостоверение категории «В» и водить машину с ручным управлением, отмеченную знаком «Инвалид» или «Глухой водитель».
И в то же время, социальная адаптация и реабилитация людей с ограниченными возможностями — остается актуальной проблемой современного российского общества. По статистике только в одном Краснодарском крае проживает более 420 000 инвалидов, 120 000 из которых — трудоспособного возраста.
Между тем обучиться вождению автомобиля инвалидам сегодня непросто. По данным «Гильдии автошкол» в нашей стране еще два года назад было 11,5 тысяч учебных автоцентров, но лишь немногие из них брались за обучение людей с ограниченными возможностями. Среди самых известных: Тимашевский центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп» на Кубани. На данный момент центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп» — один из трех подобных центров в России и единственный в своем роде в ЮФО. Особенность этого центра состоит в том, что, помимо услуг по социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями, он оказывает услуги по обучению вождения автомобиля с ручным управлением.
Как рассказала «Ленте.ру» секретарь Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова: «Большую роль в обустройстве школы вождения «Олимп» сыграла фабрика «Филип Моррис Кубань». В рамках одного из благотворительных проектов фабрики в школе вождения проведены работы по озеленению, построены специализированный автодром площадью 6 тысяч квадратных метров и технический комплекс с панорамным остеклением для приема экзаменов. Кроме того, приобретен транспорт с подъемным устройством, который перевозит инвалидов-колясочников из учебного центра на автодром для отработки практических навыков вождения.
В 2014 году Общественная палата Краснодарского края вручила производственному предприятию «Филип Моррис Кубань» награду «Общественное признание» за продвижение высоких стандартов корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионе и поддержку социально значимых проектов, таких как школа вождения «Олимп». Созданные компанией условия помогают социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, в том числе, в сфере получения новых профессиональных навыков».
Инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата имеют право получить водительское удостоверение категории «В» и водить машину с ручным управлением
Фото: предоставлено автошколой «Априори»
Так же обучиться вождению люди с ограниченными возможностями могут в Шереметьевском центре в Долгопрудном и в московском учебном центре «Надежда», основанном еще в 1991 году Всероссийским обществом инвалидов.
Однако в конце 2014 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, автошколы, с советских времен считавшиеся центрами дополнительного образования, теперь признаны профессиональными образовательными учреждениями. Чтобы получить лицензию, каждая автошкола должна создать условия для обучения людей с ограниченными возможностями: тренажеры для развития психофизиологических качеств водителя, автомобили с ручным управлением, пандусы и лифты в учебных зданиях и т.д.
Вводя новые правила, чиновники полагали, что у инвалидов появится больше возможностей обучиться вождению автомобиля. Однако случилось обратное. В ходе реформы количество автошкол в нашей стране сократилось до 5 тысяч. Из них лишь 5 процентов добросовестно создают условия для обучения «курсантов особого назначения», остальные же избегают принимать инвалидов, ссылаясь на то, что люди с ограниченными возможностями мешают заниматься здоровым слушателям.
Особый курсант
— Знакомьтесь, это Саша, — представляет одного из своих учеников инструктор Дмитрий Викторович Мосейкин. Мы стоим втроем во дворе автошколы «Априори». Двухэтажное кирпичное здание советской постройки на задах Института иммунологии. У подъезда курят сотрудники из соседних офисов. На стоянке, у учебных машин, над чем-то смеются инструкторы. Душно. Летит тополиный пух. Лают собаки. Вдали, за Москвой-рекой, собирается первая летняя гроза.
Ожидая начала урока, мы садимся с Сашей в автомобиль Audi A3, оборудованный сертифицированным ручным управлением и автоматической коробкой передач. От обычной учебной машины он отличается лишь тем, что ножные педали водителя дублированы рычагами газа и тормоза, выведенными под рулевое колесо. Пока Саша устраивается, поправляя кресло и зеркала, он рассказывает свою историю.
Полностью его зовут Александр Дорохов, ему 38 лет. В прошлом военный, он служил в Чечне, в 2000 году был ранен и потерял ногу. После лечения стал носить протез. Окончил Военную академию им. Фрунзе, служил офицером в научно-практическом центре министерства обороны, сейчас вышел в отставку.
— Я часто езжу по делам или в спортивный клуб, — говорит Саша. — Сейчас я пользуюсь городским транспортом. Но в автобусе — толпа, в метро — толпа. Только сядешь: «Молодой человек, уступите место!» Начинаю вставать, люди видят, что я инвалид, сразу: «Ой, ладно, сидите!» Неприятно…
Прошлой зимой Саша решил купить машину — Kia Sorento. Автошколу нашел не сразу. Сначала письменно обратился в Департамент социальной защиты населения города Москвы с просьбой подсказать ему, где и как инвалид может получить водительские права, но в департаменте в помощи ему отказали. Затем в интернете обнаружил сайт «Априори». Школа Саше понравилась тем, что ему до нее легко добираться: от «Речного вокзала», где он живет, до «Каширской» — прямая ветка.
Пандус, костыли и пересадочная доска
«Априори» — одна из немногих автошкол, где принимают инвалидов. Она — комбинированного типа — инвалиды занимаются в ней в общих группах со здоровыми слушателями. Сама школа существует с 1996 года, однако людей с ограниченными возможностями здесь стали обучать вождению всего полтора года назад.
Выпускники-инвалиды приезжают в «Априори», показывают новые машины, иногда просят помощи в их покупке или установке сертифицированного ручного управления
Фото: предоставлено автошколой «Априори»
— Первых учащихся мы набрали в реабилитационном центре «Преодоление», — рассказывает директор автошколы Нина Оселедкина, — Перед началом занятий подготовились: оборудовали одну из машин Audi A3 ручным управлением, установили в санузлах поручни, купили на всякий случай запасные костыли. И договорились с инструкторами, что они будут помогать инвалидам подниматься в класс. Здание у нас старое, и установить в нем пандусы, к сожалению, невозможно.
В настоящее время в «Априори» занимаются восемь особых курсантов. Стандартный курс «Правил дорожного движения» длится 134 часа, причем теоретические занятия разбиты на три блока — собственно ПДД, правила оказания первой медицинской помощи при ДТП и курс психологической подготовки водителя-инвалида. Что важно: теоретическую часть, комплект учебной литературы, а также автомобиль для сдачи экзаменов в ГИБДД автошкола «Априори» предоставляет инвалидам бесплатно.
Курс практических занятий стоит 33 тысячи рублей. Он включает в себя 27 уроков вождения по 1,5 часа каждый. В штате «Априори» есть два инструктора, занимающихся с особыми курсантами, и две машины с ручным управлением — Audi и Renault. Автодром расположен сразу за автошколой, в соседних дворах. Кроме привычных «змеек» и «боксов» здесь есть небольшие парковки, крутые повороты, горки, «лежачие полицейские». «Город» же курсанты накатывают на улицах с интенсивным движением.
— В некоторых школах сейчас для особых курсантов и условия создают особые: иномарки с фирменным ручным управлением, выдвижные автокресла, есть даже робот, автоматически подающий коляску из багажника, — говорит Нина Викторовна. — Но мало кто из инвалидов сможет поставить себе на машину такое дорогое оборудование. Мы учим курсантов тому, с чем они столкнутся в реальной жизни. Как сесть за руль с помощью простой пересадочной доски, как убрать коляску на заднее сиденье и даже как, подъехав к супермаркету, припарковаться на инвалидное место, а потом, выйдя из магазина убрать сумки в багажник…
На войне проще, чем на дороге
— Саша, в драйве руль крути! Так, выезжай, выезжай… «Лежачего полицейского» переезжай нежно… И за пешеходным переходом — пошел. — командует инструктор Дмитрий Мосейкин.
Обучиться вождению автомобиля инвалидам сегодня непросто
Фото: предоставлено автошколой «Априори»
Высокий, с седеющим байкерским хвостом, Дмитрий Викторович занимает в «Априори» должность заместителя директора. А также ведет отдел социальной работы. Курсанты говорят, на занятиях он не кричит, не ворчит, он — рычит. Но инвалиды все равно его любят — за то, что он терпеливо объясняет им каждый поворот руля.
У Дмитрия Викторовича с Сашей сегодня урок вождения в городе — один из последних перед сдачей в ГИБДД. Экзаменационный маршрут проходит в районе Коломенской улицы, позади музея-заповедника «Коломенское». Мы отправляется по нему, чтобы разобрать все нюансы: повороты, перестроения, светофоры.
Для ученика Саша ведет машину совсем неплохо. Он осторожно выезжает из двора на улице Маршала Шестопалова, пересекает Каширское шоссе и вливается в поток машин на проспекте Андропова. Тормозит плавно, перестраивается аккуратно. Новичка в нем выдает лишь взмокшая от пота рубашка.
— На войне проще, чем на дороге, — говорит он. — Там я знал конкретно задачу и как ее выполнить. А здесь дорожная обстановка все время меняется. Еду по светофору, потом — хоп — по знакам. И пешеходы еще эти… Страшно…
— Больше внимания и уверенности в себе, и через год ты не будешь отличаться от других участников дорожного движения, — подбадривает его инструктор. И добавляет, уже для меня: — За полтора года работы у нас была только одна курсантка, Татьяна Алексеевна, которой понадобилось 68 занятий по вождению. Но ей было уже больше 70 лет. У нее ампутированы обе ноги. И она никогда до того не водила машину. А теперь не выходит из-за руля.
Права — лучший стимул купить машину
Подметенные дорожки, клумбы с красно-желтыми цветами, трех-, четырехместные комнаты, просторная столовая с пятиразовым питанием, комната отдыха, душевые, круглосуточное медицинское наблюдение…
Особенность Тимашевского реабилитационного центра «Олимп» в том, что это — пансионат. Курсанты приезжают сюда со всей России — из-под Липецка, Воронежа, Ростова, Волгограда, даже Мурманска — и живут весь срок обучения. Кроме занятий по вождению, инвалиды могут пройти курс лечебных процедур, чтобы поправить здоровье. А в свободное время они читают, смотрят телевизор, играют в настольные игры, отмечают праздники.
Курс автовождения в Тимашевском центре длится 45 дней и стоит 18 тысяч рублей с учетом скидки для инвалидов. Уроки занимают почти весь рабочий день: с утра — занятия по ПДД, после обеда — практическое вождение на автодроме. Учебный класс оснащен по последнему слову техники: индукционная система помощи слабослышащим, мультимедийный проектор, манекены-тренажеры для отработки приемов реанимации пострадавших в ДТП. Автопарк состоит из шести машин с ручным управлением: четырех Lada и двух иномарок — Daewoo и Nissan.
Татьяна Алексеевна никогда в жизни не водила машину, а в 70 с лишним лет научилась и теперь ездит постоянно
Фото: предоставлено автошколой «Априори»
— Мне крутые повороты сначала не удавались, — говорит Александр Бабин из города Новошахтинска Ростовской области. — Выверну руль — и либо на встречку попаду, либо в кювет заеду. Теперь освоился. Без машины сегодня никуда, вот получу права, и мне будет легче передвигаться по родному городу.
Правда, собственного автомобиля у Александра пока нет, как, впрочем, и у многих других курсантов. Но инвалиды считают, что права — лучший стимул скопить денег и приобрести машину. Экзамены по вождению ученики сдают прямо в автошколе, специально приглашенному сотруднику ГИБДД. Скидок на состояние здоровья нет никаких. Зато, если экзамен прошел успешно, инспектор торжественно, в тот же день, вручает выпускникам водительские удостоверения.
Дорога зовет
— Одну половину мира мне подарил компьютер, вторую — автомобиль, — говорит Юрий Иванов, один из выпускников автошколы «Априори».
Мы беседуем с Юрой в его новой белой Skoda Octavia, оборудованной всеми удобствами: парктроники, климат-контроль. Юра — колясочник, из-за паралича ног последние тридцать лет прикован к инвалидному креслу. В то же время, он человек активный и любознательный. У него есть семья, друзья, он любит путешествовать, но главное, у него есть собственное дело — он строит и раскручивает интернет-сайты.
— И жена, и сын — оба автомобилисты, — рассказывает Юра. — Но в будние дни они всегда на работе. Так что я долгое время в своих поездках пользовался социальным такси. А это очень неудобный сервис. Когда человек на колесах, дела решаются намного быстрее.