Содержание
- Книга: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ
- VII. Работа грузоподъемных машин в охранной зоне линий электропередачи или на расстоянии менее 30 м от ближайшего провода
- Работа крана вблизи ЛЭП – нормы и правила безопасности
- Правила работы крана вблизи ЛЭП
- Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП
- Перемещение и подъем опасных грузов
- Перемещение груза несколькими кранами
- Видео: охранная зона ЛЭП и правила работы автокрана
- Завершение
- Влияние высоковольтных линий электропередачи на наше здоровье: важная информация!
- Безопасность при работе на опорах воздушных линий
Можно ли работать над высоковольтным кабелем автовышкой
Книга: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы: — 0
VII. Работа грузоподъемных машин в охранной зоне линий электропередачи или на расстоянии менее 30 м от ближайшего провода
7.1. Строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 вольт следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска (приложение 2) на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допусков (приложение 3) на производство работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии электропередачи, выданного крановщику (оператору, машинисту). При установке грузоподъемных машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.
7.2. Охранная зона вдоль воздушной линии электропередачи согласно ГОСТ 12.1.051-90 устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанном в таблице 4 и представленном на рисунке 28.
Таблица 4 — Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи
Напряжение линии, кВ
— участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается работа грузоподъемных машин, но допускается передвижение крана поперек ЛЭП.
— участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается во всех случаях работа грузоподъемных машин, нахождение людей и конструкций крана при передвижении без отключения напряжения.
— граница охранной зоны ЛЭП (см. таблицу 4);
— граница опасной зоны ЛЭП (см. таблицу 5).
Рисунок 28 — Работа грузоподъемных кранов в охранной зоне ЛЭП
Таблица 5 — Границы опасных зон
Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м
Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м
В остальных электроустановках
Не нормируется (без прикосновения)
800 (постоянный ток)
7.3. Охранная зона вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних кабелей.
7.4. Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи, в которой действует опасность поражения электрическим током, является пространство, заключенное между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов, находящихся под напряжением, на соответствующем расстоянии. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливается СНиП 12-03-2001 (приложение 4) в размерах, указанных в таблице 5.
7.5. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:
а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 6.
б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, заземляются при помощи инвентарного переносного заземления.
Таблица 6 — Допустимые расстояния при работе машин в охранной зоне ЛЭП, находящейся под напряжением
Напряжение воздушной линии, кВ
минимально измеряемое техническими средствами
Свыше 35 до 110
Свыше 110 до 220
Свыше 220 до 400
Свыше 400 до 750
Свыше 750 до 1150
7.6. На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск согласно форме приложения 2.
Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.
7.7. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.
7.8. Производство работ грузоподъемными машинами на расстоянии менее 30 м от их подъемной выдвижной части в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, производится по нарядам-допускам согласно приложению В, выдаваемым крановщику (оператору, машинисту) и определяющему безопасные условия работы.
7.9. Условия работы грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов разрабатываются в ППР. Заявка на работу крана в охранной зоне ЛЭП подается не менее чем за 12 суток до начала работы владельцу ЛЭП.
Установка кранов, перемещающихся по рельсовым путям, в охранной зоне воздушных линий электропередачи согласовывается с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ хранится вместе с проектом производства работ.
7.10. Работа стреловых кранов и кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме и перемещении стрелы.
7.11. Работа грузоподъемных машин вблизи линий электропередач производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, которое указывает крановщику (оператору, машинисту) место установки грузоподъемной машины и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работ: «Установку крана (крана-манипулятора, подъемника) в указанном мною месте проверил. Работу разрешаю» и поставить свою подпись и дату.*
* Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
Оформление наряда-допуска и с соответствующей отметкой в путевом листе на работу стрелового крана в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от ее крайних проводов производится независимо от наличия на кране прибора, сигнализирующего об опасном приближении стрелы
крана к находящимся под напряжением проводам, и (или) устройства, отключающего механизмы крана при опасном приближении стрелы к проводам, находящимся под напряжением.
7.12. Производство погрузочно-разгрузочных работ с применением стреловых кранов при наличии ЛЭП над погрузочными площадками железнодорожных станций или складов запрещается.
7.13. Стреловые краны с выносными опорами при работе устанавливаются на все имеющиеся у них опоры.
Установка стрелового крана в охранной зоне линии электропередачи на аутригеры и расцепление стропов перед подъемом стрелы осуществляется непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщика.
7.14. При проезде по дорогам под ЛЭП, находящейся под напряжением, подъемные или выдвижные части грузоподъемных машин должны находиться в транспортном положении.
Проезд автотранспорта и грузоподъемных машин вне дорог под проводами ЛЭП следует производить в местах наименьшего провисания проводов, т.е. вблизи опор.
Грузоподъемные машины высотой более 4,5 м должны проезжать под ЛЭП только в предусмотренных для этого местах.
Скорость движения определяется местными условиями, но не должна превышать 10 км/ч.
Работа крана вблизи ЛЭП – нормы и правила безопасности
Высоковольтные линии электропередач – опасные объекты, работать вблизи которых надо с осторожностью и соблюдением норм безопасности. Работы крана вблизи ЛЭП ведут, только если расстояние до линий электропередач не будет меньше 30 м. Иначе требуются допуски.
Памятка для водителя крана по правилам работы возле линий электропередач
Правила работы крана вблизи ЛЭП
Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.
В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.
По воздушной линии электропередач должно протекать не менее 42 Вольт.
Порядок установки крана близко к ЛЭП
Приказы владельцев крана и подрядчиков устанавливают порядок организации производства рядом с линиями электропередач, выдачи инструктажа рабочих и наряд-допуска.
При составлении наряд-допуска учитываются стандарты и правила безопасности, прописанные в ГОСТ 12.1.013—78, который переиздавался в апреле 2001 года.
Организация, выдающая наряд, определяет время действия. Наряд-допуск получает крановщик на руки, непосредственно перед работами. Исполнителю, то есть крановщику, запрещается самовольно выбирать место установки крана рядом с ЛЭП и проводить непосредственно установку.
Этот момент отмечается записью в путевом листе. Если потребуется физическое перемещение крана с одного места на другое, составляется и выдают новый допуск.
Наряд-допуск на работу крана вблизи ЛЭП – разрешительные документы, бланк
Лицо указывает крановщику точное место, в котором должен быть установлен кран, обеспечивает выполнение условий труда, оговоренных в выданном наряд-допуске. Затем вносят запись в вахтенный журнал крановщика о том, что разрешение выдано.
Груз также не должен доставать до линий электропередач – расстояние 30 метров и больше
Если работа выполняется в охранной зоне электропередач, в пределах разрывов, которые установлены «Правилами охраны высоковольтных электросетей», наряд-допуск не может быть выдан без согласования с организацией, эксплуатирующей линий электропередач.
Охранные зоны возле ЛЭП
К охранным зонам ЛЭП относятся участки земли и пространства, находящиеся между плоскостями, расположенными по сторонам от вертикальных проекций на землю крайних проводов – все графически нарисовано на схеме сверху.
Чем выше напряжение сети, тем большими будут отступы:
- До 1кВ – 2 метра.
- От 1 до 20кВ – 10 метров.
- 35кВ – 15 метров.
- 110кВ – 20 метров.
- От 150 до 220кВ – 25 метров.
- От 330 до 500кВ – 30 метров.
- 750кВ – 40 метров.
- 1150кВ – 50 метров.
При этом расстояние от крайних проводов до крана и переносимого груза будет составлять:
- До 1кВ – 1,5 метра.
- От 1 до 20кВ – 2 метра.
- До 110кВ – 4 метра.
- От 110 до 220кВ – 5 метров.
- 330кВ – 6 метров.
- До 800 кВ – 9 метров.
Когда крановщики состоят в штате энергетического предприятия, а работы выполняются персоналом, который и эксплуатирует электроустановки, то наряд допуск на работу самоходных кранов вблизи высоковольтных линий электропередач будет выдаваться по нормам и порядкам, установленным в отрасли.
Работа может выполняться и под неподключенными электрическими проводами городского транспорта (троллейбус, трамваи). Допуск разрешается, если расстояние между контактными проводами и стрелой крана не меньше 1000 мм или 1-го метра.
При этом надо делать упор (ограничитель), который не даст этому расстоянию стать меньше. Он ограничивает максимальную высоту подъема стрелы у крана. Оно показано на следующей фотографии.
Ограничитель подъем крана
Составленный наряд-допуск должен быть подписан главным инженером, руководителем, или иным ответственным лицом, утвержденным приказом.
Предприятие, которое будет работать вблизи ЛЭП, должно согласовать свои действия, порядок и безопасность работ с владельцем электрической сети. Если напряжение сети меньше 1кВ, то запрос на согласование подается не менее чем за 3 суток. Когда напряжение выше – 12 суток.
Наряд-допуск составляется в 2-х экземплярах. Один из них — на хранении у лица, отвечающего за безопасность работ кранового оборудования, а второй выдают на руки крановщику для непосредственного ознакомления.
Ведется регистрация наряд-допусков в отдельном журнале. Срок хранения вторых экземпляров, которые находятся и лица, отвечающего за безопасность, составляет 12 месяцев.
Соблюдение правил работы в охранных зонах ЛЭП обязательно для любой строительной техники
Порядок работы кранов вблизи линии электропередач
Крановщик, заехавший на объект, сначала должен представиться лицу, отвечающему за безопасность. Он дает ему удостоверение машиниста автокрана, путевой лист и вахтенный журнал.
Ответственное лицо проверяет записи об исправном состоянии крана, имеющиеся в путевом листе и вахтенном журнале. Обращает внимание на трафаретную надпись на кабине крана о сроках частичного и полного технического осмотра.
Потом машинист знакомится с характером работы и условиями их безопасного производства.
Устанавливать стреловые краны непосредственно под воздушной линией электропередач и выполнять так работу запрещено.
Установка крана вблизи ЛЭП идет только на специально подготовленной и утрамбованной площадке. Делать установку на рыхлом основании, наклонной плоскости под углом, превышающим градус в паспорте крана, запрещено.
При необходимости установки крана на выносные опоры, он должен быть установлен на все опоры. Под них подкладываются прочные и устойчивые прокладки, являющие инвентарной принадлежностью установки.
Кран установлен на выносные опоры
Машинист совместно со стропальщиками обязан проверить исправность стропов, на которых должны быть бирки с указанием номера и даты испытаний. Проверяются на исправность предохранительные замки на крюках.
Лицо, ответственное за безопасность, дает команду машинисту привести кран в рабочее положение. Убедившись, что все стропы одинаковой длины, и ни одна из них не достает до земли, лицо, отвечающее за безопасность, отдает команду на поворот стрелы и начало работ.
Затем выполняется строповка, о которой будет рассказано в следующей главе.
Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП
Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.
Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей
Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.
Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.
При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.
Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.
Кран мостового типа
Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди
Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.
Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.
Строповка грузов в стесненном пространстве
Кранам приходится работать не только на открытых площадках. Иногда работа выполняется в непосредственной близости от стен, колонн, станков, штабелей, железнодорожных вагонов. Не допускают нахождение людей в зоне между поднимаемым грузом и объектами.
Требование выполняется при подъеме и опускании груза.
Работа крана в непосредственной близости от строящегося дома
Определение опасных зон
Каждый рабочий, находящийся рядом с краном, должен быть проинформирован об опасных зонах, в которых нельзя находиться во время работы крана. Естественно, и крановщик ориентируется на эти зоны:
- Между строениями, штабелями, прочими препятствиями и поворотной башней крана должно соблюдаться минимальное расстояние в 1 метр.
- Опасными зонами также считаются участки, над которыми идет перемещение грузов. Определяются они как расстояние от крайней точки горизонтально построенной проекции наименьшего наружного габаритного размера груза, или от стены строения с прибавлением наибольшего габаритного размера груза, который падает, и минимального отлета груза в сторону при его падении.
Это все сложно понять при словесном описании, поэтому рассмотрите следующую картинку, на которой все показано наглядно.
Опасные зоны работы крана
Используя эти данные, производится расчет по формуле.
Строповка грузов на высоте
Чтобы обеспечить безопасность персонала и техники при строповке или расстроповке грузов на высоте, необходимо выполнить следующее:
- Применяются устройства автоматической и дистанционной строповки грузозахватных устройств.
- Рабочие места обеспечиваются всеми необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты. К таковым относят леса, ограждения, подмостки, страховочные пояса и прочее.
- Укрупнительная сборка оборудования и различных конструкций, подъем которых будет осуществляться, выполняется на земле.
- Рабочие места, находящиеся на высоте, должны поддерживаться в надлежащем состоянии. На них не должно быть наледи, снега, мусора и посторонних предметов, которые могут помешать работе.
Схемы строповки различных грузов Вернуться к оглавлению
Перемещение и подъем опасных грузов
Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий.
Доставка опасного груза
К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.
Все требования определяются государственными стандартами. Также крановщики и прочий персонал проходят соответствующее техническое обучение.
После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.
Перемещение груза несколькими кранами
Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.
Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.
Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.
Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.
Видео: охранная зона ЛЭП и правила работы автокрана
Завершение
Соблюдение всех правил при работе вблизи линий электропередач – это не просто слова. Такие объекты являются повышенными источниками опасности для жизни и здоровья крановщиков и другого персонала. Все обязаны проходить инструктаж. За несоблюдение правил на строительной площадке в 2020 году определенные лица несут ответственность, вплоть до уголовной.
Влияние высоковольтных линий электропередачи на наше здоровье: важная информация!
Электричество поступает в наши дома из линий электропередачи — кабельных (подземных) и воздушных. Как правило, энергия передаётся именно воздушными линиями — они в разы дешевле подземных. Как линия электропередачи влияет на наше здоровье ? Сколько можно стоять под линией без вреда для здоровья? На каком расстоянии от линии можно строить дом? В статье ниже мы ответим на эти важные для каждого из нас вопросы .
Какие бывают воздушные линии электропередачи (ЛЭП) — отличия по внешнему виду
Опасность ЛЭП находится в прямой связи с напряжением электрического тока, который по ним передаётся. Напряжённость электромагнитного поля, которая оказывает влияние на наш организм напрямую зависит от напряжения линии и расстояния от вашего тела (головы) до самого нижнего провода. Ниже мы приведём фотографии линий разного напряжения , чтобы вы могли без труда отличить одну линию от другой «на глаз».
Линия низкого напряжения , которую каждый может увидеть в деревнях и дачных посёлках, передаёт электричество непосредственно к домам и другим постройкам, например магазинам и небольшим хозяйственным объектам. Излучение такой линии не представляет опасности , так как даже под проводами напряжённость поля не превысит 130 В/м (при норме безопасности 500 В/м).
Следующие по списку это линии с напряжением 6-10 кВ (6000 — 10000 В). Их можно легко определить по трём проводам , так как нейтраль при данном напряжении не заземляется и для передачи энергии не используется. Такие линии передают электроэнергию на небольшие — до 30 км расстояния от мощных подстанций к деревням или мелким производствам.
Стоять под такой линией не рекомендуется , по крайней мере дольше, чем несколько минут, потому что напряженность поля в этом месте составляет до 2000 В/м — это в четыре раза выше безопасного уровня. Строить жилые здания допускается не ближе чем в 10 метрах от данной линии.
ЛЭП на 35 кВ , которая способна запитать небольшой городок или посёлок городского типа, это уже серьёзная конструкция с высокими бетонными, стальными и даже деревянными опорами. Как правило, это расщеплённая надвое линия, в каждой из которых, как и в предыдущем примере, проходит по три жилы .
Под такой линией не только нельзя строить дома и находиться долгое время, но и располагать участки под ИЖС и огородничество. Жилой участок должен оканчиваться не ближе, чем в 15 метрах от края ЛЭП.
Опоры высокого напряжения (от 110 кВ и выше) это монументальные металлические конструкции высотой с многоэтажный дом, которые обычно располагают на удалении от любых наземных объектов, кроме подстанций. Тем не менее, в городах с очень большой плотностью жителей, например в Москве, они могут проходить и вблизи от жилых домов. Жильцам таких домов нужно иметь в виду, что гулять под линией высокого напряжения, особенно с детьми опасно для здоровья .
Безопасная зона для линий высокого напряжения начинается на расстоянии 30 метров от их края.
Чем грозит излучение от ЛЭП — исследования учёных
Главная опасность электромагнитного поля — токи , которые наводятся в наших тканях (как в антенне, под действием поля от передатчика). Механизм действия таких токов до сих пор не изучен , однако данные, которые были собраны в Швеции, с 53 по 78 годы прошлого века показали, что люди, жившие в непосредственной близости от высоковольтных ЛЭП и подстанций, заболевали раком , в частности лейкозами в два раза чаще , чем жители этой страны в среднем.
Те же результаты были получены в Дании, Финляндии и США. Особенно чувствительными оказались организмы детей , частота заболеваний которых, под действием излучений от ЛЭП выросла в 4 раза !
Нужно помнить, что опасно не только высокое напряжение на воздушных линиях, но и обычное напряжение 220 Вольт, при очень близком и длительном прохождении от нашего организма. Использование таких устройств, как электроодеяла лучше ограничить или вовсе ими не пользоваться.
Итак, что нам нужно знать об опасности линий электропередачи?
- жить и подолгу находиться можно только под линиями низкого напряжения 380 Вольт — все линии с высоким напряжением потенциально опасны;
- особо опасны линии с очень высоким — от 110 кВ напряжением — вблизи них лучше не гулять и не находиться дольше необходимого;
- длительное излучение с высокой напряжённостью может привести к раковым заболеваниям , особенно у детей;
- некоторые бытовые приборы , прилегающие к нашему телу, также могут быть источником вредного излучения, если они питаются от 220 Вольт — например электроодеяла .
Спасибо за просмотр и будьте осторожны! Поставьте лайк и поделитесь этой информацией с друзьями и близкими — это нужно знать всем!
Безопасность при работе на опорах воздушных линий
Работы на опорах воздушных линий являются особо сложными по организации безопасных условий труда по следующим причинам: работа связана с подъемом на опоры на большую высоту, рабочие места меняются ежедневно, а иногда и несколько раз в день, электромонтажники-линейщики рассредоточиваются по рабочим местам вдоль воздушной линии, находясь друг от друга на расстоянии пролета между опорами, что затрудняет контроль за безопасностью их труда, работа требует постоянного контроля за состоянием заземляющих устройств, а также постоянной проверки отсутствия напряжения в отключенных цепях воздушных линий, работа связана с погодными условиями, состоянием подъездных путей и конструкцией опор.
В связи с этим от каждого члена бригады требуются внимание, строгое выполнение всех требований техники безопасности и неустанный контроль за своими действиями и окружающей обстановкой.
Все электромонтажники-линейщики обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на выполнение верхолазных работ и подтверждать присвоенную группу по электробезопасности. Вновь поступающие рабочие после медицинского освидетельствования обязаны пройти курс обучения работам на воздушных линиях и проверку знаний с последующим присвоением группы по электробезопасности.
Работы на воздушных линиях, с точки зрения мер безопасности, разбиваются на следующие пять категорий:
на отключенной воздушных линиях;
на воздушных линиях находящейся под напряжением;
на отключенной воздушных линиях, но находящейся вблизи действующих линий электропередачи выше 1 кВ;
на отключенной цепи двухцепной линии, когда вторая цепь находится под напряжением;
на отключенной фазе линии, когда две другие фазы находятся под напряжением.
К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией электромонтеры-линейщики, имеющие высокую квалификацию. Персоналу электромонтажных организаций категорически запрещается производить работы на воздушных линиях, находящихся под напряжением.
Любая работа на действующей воздушной линии производится при обязательном соблюдении следующих условий : на производство работы должно выдаваться распоряжение (письменно или устно) лица, уполномоченного на это, работа на воздушных линиях должна производиться не менее чем двумя лицами, при этом одно лицо должно иметь группу по электробезопасности не ниже III, до начала электромонтажных работ на воздушной линии должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
К организационным мероприятиям относятся: оформление работ нарядом или распоряжением, оформление допуска к работе или разрешения о возможности приступить к работе, надзор во время работы, оформление окончания работы.
Электромонтажники-линейщики имеют право приступить к работе на воздушной линии только по наряду-допуску, выданному организацией, в ведении которой находится данная воздушная линия.
Наряд-допуск — это письменное распоряжение, определяющее состав бригады, содержание работ, подлежащих выполнению, место, время и условия производства работ, а также лиц, ответственных за безопасность работ. Если воздушная линия, на которую выдан наряд-допуск, проходит по территории действующего предприятия, то бригада электромонтажников-линейщиков обязана дополнительно получить от этого предприятия акт-допуск на право работы на его территории.
Ответственными за безопасность работ на воздушной линии являются следующие лица: ответственный руководитель работ, организующий работы от электромонтажной организации, оперативный персонал предприятия, в чьем ведении находится воздушная линия, выдающий наряд-допуск, отдающий распоряжение об отключении воздушной линии и разрешающий приступить к работе, производитель работ, на чье имя выдается наряд-допуск, руководящий работой на месте от электромонтажной организации.
Ответственным руководителем может быть лицо из числа ИТР, имеющий группу по электробезопасности не ниже V. Он отвечает за возможность безопасного производства работ, выполнение всего перечня работ, достаточность квалификации лиц, назначаемых для производства работ.
Производителем работ может быть лицо из числа бригадиров или мастеров (прорабов), имеющее группу по электробезопасности не ниже IV. Он отвечает за соблюдение работающими правил техники безопасности и всех предписаний в наряде-допуске, правильную расстановку людей на рабочем месте, исправность защитных средств, имеющихся в бригаде, за приспособления и инструмент и обеспечивает непрерывный надзор за работающими.
Оперативный персонал предприятия отвечает за правильность выданного наряда-допуска, четкое выполнение всех технических мероприятий, указанных в наряде-допуске, за качество инструктажа лиц, допускаемых к работе на месте производства работ, за допуск бригады в подготовленную рабочую зону.
К техническим мероприятиям относятся: снятие напряжения с воздушной линии выключателями и линейными разъединителями, заземление воздушной линии с обоих концов, вывешивание плакатов на ключах выключателей и приводах линейных разъединителей «Не включать — работа на линии», ограждение опасной зоны, вывешивание плакатов «Работать здесь», «Влезать здесь», «Заземлено» в местах, оговоренных в наряде-допуске, проверка отсутствия напряжения при допуске бригады в присутствии всех членов бригады, производителя и ответственного руководителя работ.
Проверка отсутствия напряжения производится приближением изолирующей штанги с укрепленным на ней указателем напряжения к проводам воздушной линии. Проверка отсутствия напряжения в проводах воздушной линии методом наброса стальной проволоки категорически запрещается!
Заземление фаз воздушной линии осуществляется путем наложения и закрепления на проводах воздушной линии переносных заземлений. При наложении заземления сначала присоединяется заземляющий проводник к заземлителю (деревянной или железобетонной опоры) или заземленным частям металлической опоры и только после этого разрешается накладывать и закреплять зажимы переносного заземления на проводах воздушной линии. Искусственные заземлители устраиваются путем забивки в землю металлического стержня (лома) или ввертывания специального бура на глубину 0,5 — 1 м.
Запрещается применять для заземления и закорачивания проводов воздушной линии каких-либо проводников, не предназначенных специально для этих целей.
При отсутствии видимого заземления проводов воздушной линии на месте производства работ категорически запрещается влезать на опору, работать на проводах и на гирляндах изоляторов.
Способы подъема рабочих для выполнения работ на воздушных линиях
Наиболее производительным и более безопасным способом подъема рабочих для выполнения работ на высоте является подъем с помощью специальных подъемных устройств, автовышки, автогидроподъемника и т.п.
Все работы на опорах воздушных линий относятся к верхолазным, поэтому при обеспечении безопасности работающих на опорах, гирляндах, проводах и грозозащитных тросах необходимо строго выполнять правила техники безопасности.
При наличии факторов, запрещающих или ограничивающих применение механизированных подъемных средств (автовышки, автогидроподъемники), или при отсутствии этих машин и механизмов следует использовать простейшие средства для подъема на высоту по опоре воздушной линии.
В настоящее время используются легкие переносные приспособления, обеспечивающие возможность безопасного подъема рабочих на опоры и производство работ как на самих опорах, так и на оттяжках опор, на проводах и грозозащитных тросах. К таким приспособлениям относят лестницы, люльки различной конструкции, а также монтерские когти, когти-лазы и т. п.
Для подъема на металлическую опору разрешается использовать конструкцию опоры, вследствие этого заводы изготовляют на опорах ЛЭП высотой более 20 м специальные лестницы или ступеньки, а на опорах высотой до 20 м ступеньки выполняют только в том случае, если наклон уголков решетки свыше 30° и при расстоянии между точками крепления решетки к поясам более 0,6 м.
Для подъема на железобетонную центрифугированную опору круглого сечения следует применять специальные тросовые лазы и навесные лестницы.
Для подъема на деревянные и железобетонные вибрированные опоры применяют когти-лазы различных конструкций.
Правила техники безопасности при подъеме на опору и работе на воздушной линии
Перед подъемом на опору при помощи когтей необходимо предварительно убедиться в прочности закрепления опоры в грунте или железобетонном стакане. На вновь установленную опору без разрешения производителя работ подъем категорически запрещается.
Производить работы на железобетонных и деревянных опорах разрешается, только стоя на двух когтях и застропившись к опоре стропом (цепью) предохранительного пояса.
Перед подъемом на деревянную опору обязательно нужно проверить, что загнивание комлевой части не превышает допустимой нормы, а если опора стоит на пасынках, следует проверить надежность ее соединения с железобетонным пасынком.
Перед подъемом на опору производитель работ обязан проверить исправность применяемых лестниц, предохранительных поясов, когтей, ремней и убедиться, что срок периодического испытания их (по клейму) не истек и они пригодны к применению в работе.
Лестницы необходимо закреплять на опоре во всех опорных точках, предусмотренных конструкцией.
При подъеме на опору запрещается брать с собой арматуру, оборудование и материалы. Любые грузы, в том числе и инструменты, приспособления и мелкие детали разрешается поднимать только при помощи специального (пенькового, капронового или хлопчатобумажного) каната через блок, установленный на опоре (траверсе). Поднимают груз рабочие, стоящие на земле и наблюдающие за работой на высоте.
Поднявшись на опору, электромонтер-линейщик может приступить к работе только после принятия устойчивого положения на когтях и надежного закрепления цепью (стропом) предохранительного пояса за стойку опоры поверх траверсы. При работе на высоте с люльки телескопической вышки или автогидроподъемника цепь предохранительного пояса обязательно пристегивают к ограждению люльки. Пояс должен быть застегнут на все ремни.
При перемещении автовышки или гидроподъемника от одной опоры к другой электромонтеру-линейщику запрещается находиться в люльке.
Нельзя находиться под опорой, на которой производится работа. Личный инструмент электромонтера-линейщика при работе на опоре, проводах или гирляндах должен находиться в специальной сумке для того, чтобы не допустить его падения вниз. Запрещается хранить инструмент в карманах спецодежды даже временно.
Запрещается влезать на анкерную опору и находиться на ней во время монтажа проводов со стороны натянутого провода, а также влезать на угловые опоры и работать на них со стороны внутреннего угла проводов.
При демонтаже проводов запрещается снимать сразу все провода с опоры: их следует демонтировать по одному, последовательно друг за другом.
Для предупреждения падения рабочего вместе с опорой при снятии двух последних проводов опору следует укрепить с трех-четырех сторон временными оттяжками или упорами, одновременно необходимо также укрепить две соседние опоры.
Демонтаж проводов при замене опор следует начинать с нижнего провода, а монтаж на вновь установленную опору — с верхнего. При перекладке проводов рабочий должен стоять обоими когтями на новой опоре. Стоять одним когтем на старой опоре, а другим на новой запрещается.
На воздушной линии допускается перемещение электромонтеров-линейщиков по проводам сечением не менее 240 мм2 и по тросам сечением не менее 70 мм2. При перемещении по расщепленным проводам и тросам строп предохранительного пояса должен быть закреплен за этот провод, а в случае пользования специальной тележкой — за тележку. В темное время суток перемещение по проводам строго запрещается.
Работу на опорах воздушной линии, проходящей параллельно действующей воздушной линии, производить запрещается, так как во время монтажных работ возможно опасное сближение проводов или опор монтируемой воздушной линии с проводами действующей воздушной линии.
Влезать на опору без предохранительного пояса и работать на траверсе без его закрепления запрещается.
При подъеме на опору прикреплять к предохранительному поясу конец такелажного троса или веревки не разрешается, для этой цели следует пользоваться капроновым шнуром, который всегда должен находиться в сумке у электромонтера-линейщика.
Чтобы поднять груз (конец троса или веревки, инструмент и т.п.), необходимо один конец капронового шнура прикрепить к элементам опоры, а второй конец опустить вниз (лучше через блок, закрепленный на траверсе) для привязывания груза.
Демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны предупреждаться о необходимости удаления в безопасную зону. В опасной зоне запрещается размещать временные сооружения, передвижные вагончики, площадки складов и людей.
Запрещается влезать на опору по стреле грузоподъемного крана для снятия такелажных приспособлений или выполнения каких-либо других операций на высоте.
Для подъема рабочего на высоту опоры воздушной линии или контактной сети служат стационарные, закрепленные на опорах лестницы или специальные монтажные лестницы, устанавливаемые на опорах на период монтажных работ.
Для безопасной установки дистанционных распорок на проводах воздушной линии применяются монтажные тележки. К работе с такой тележки допускаются электромонтеры-линейщики, обученные практической езде на тележках по проводам воздушных линий и сдавшие экзамен по правилам пользования тележкой.
Посадка рабочего в монтажную тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода воздушной линии. После посадки в тележку рабочий обязан страховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам электромонтер обязан одеть рукавицы. Вылезать из монтажной тележки в пролете запрещается.