Содержание
- Три способа не ходить в школу
- Как легально не водить ребенка в школу
- Что такое семейное обучение
- Что по закону положено бесплатно
- За что придется заплатить
- Как оформить
- Права ребенка: не ходить в школу и иметь уважение
- Должен ли ребенок ходить в школу?
- Могут ли отказать в переводе в другую школу?
- Можно ли оставить ребенка на второй год?
- Внеурочка обязательна?
- Ребенок имеет право на уважение
- Школа несет полную ответственность за учеников
- В школу можно и не ходить?
- Читайте также
Можно ли не ходить в школу
Три способа не ходить в школу
Игорь Чапковский о семейном образовании
No media source currently available
Игорь Чапковский о семейном образовании
Для тех, кто не хочет ходить в школу каждый день, есть несколько возможностей не отстать от программы, в положенный срок сдать экзамены и получить аттестат.
Все больше российских родителей выбирает форму семейного обучения. Несмотря на то, что в Москве перестали родителям выплачивать деньги, идущие за ребенком – а это было девять с половиной тысяч рублей в месяц, поменялась документальная база и школы опасаются работать в новом формате, число желающих управлять образованием своих детей продолжает расти.
Причины очевидны: школьная реформа, которая повысила ответственность учителей за успехи учеников, а, значит, усилила давление на последних; создание крупных образовательных комплексов с унифицированной схемой преподавания и уничтожение небольших, настроенных на определенные группы детей школ и центров образования.
И если раньше к альтернативным формам образования обращались по необходимости – когда возникали проблемы со здоровьем, семья на время меняла место жительства, родители мальчиков хотели увеличить шанс на поступление в вуз, чтобы избежать армии, или дополнительные занятия ребенка превращались в основные, то сегодня родители не хотят отдавать ребенка в школу даже в первый класс.
Как правило, это «сознательные» родители, действительно озабоченные здоровьем и образованием своих детей. Они готовы, если рядом с домом нет хорошей безопасной школы, рассматривать альтернативные формы обучения и непосредственно участвовать в процессе учебы. При принятии такого решения обычно выдвигаются два простых аргумента – при таком индивидуальном подходе снижается нагрузка на ребенка, а родителям, в любом случае, приходится дома восполнять недочеты школьных педагогов.
Для тех, кто не хочет ходить в школу каждый день, сегодня есть несколько возможностей не отстать от программы, в положенный срок сдать экзамены и получить аттестат.
Во-первых, ребенок может учиться самостоятельно дома с родителями, проходя необходимую аттестацию в ближайшей школе. Во-вторых, можно заниматься в семейном клубе, преподавателей которого нанимают сами родители. И третий путь – это заочное обучение, когда выбранная вами школа курирует и контролирует домашний процесс.
Об этих трех формах альтернативного образования Радио Свобода рассказали консультант по вопросам семейного образования Алексей Семенычев, руководитель семейного клуба «Ирис» Елена Свитова и администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня Наталья Чальцева.
Алексей Семенычев, консультант по вопросам семейного образования:
— Откровенно говоря, многие родители скажут, что если бы школы были хорошими, мы бы отдавали своих детей туда. Тут нет никакого радикализма, учить детей самостоятельно — это тяжелый труд. Очень сложно организовать, у меня, например, трое детей, попробуй всем удели внимание! И если бы в России школы были бы разные, и практиковалось нормальное отношение к ученикам, скорее всего, мы отдали бы детей туда и не усложняли бы себе жизнь. Однако нынешняя реформа лишила нас такой возможности, поскольку сократила число хороших школ в Москве, и, откровенно говоря, снизила шансы на то, что государственная школа станет лучше.
Существует одна важная вещь, кардинально отличающая школьные методы и подход в семейном образовании. В школе работает принцип: мы ребенку сделаем плохо, а он должен выдержать. «Двойку» поставим, с хулиганами пообщается, и от этого его уровень стрессоустойчивости улучшится. Однако не факт, что ребенок такой стресс выдержит. В семейном образовании психологический подход совершенно другой: мы формируем социальную устойчивость через внутреннюю поддержку, через позитив, через положительные эмоции. Дома мы говорим: что бы ни произошло, какие бы плохие вещи ты ни делал, как бы ни косячил в своей жизни, у тебя есть семья, дом, друзья, которые тебя поддержат. И это позволяет уровень стресса, который по разным причинам возникает, у ребенка снять. Ты не прошел аттестацию — ничего страшного, сейчас что-нибудь придумаем, позанимаемся, сдадим. Это очень сложная вещь, потому что и для большинства родителей так реагировать трудно. Это непривычно! Потому что родители часто учат ровно так же, как учили их, а это неправильно.
На самом деле, когда ребенок учится в семье, меняются все отношения в принципе: между мужем и женой, между бабушкой и дедушкой, между братьями и сестрами. Вы узнаете о себе столько всего интересного, о своих ближайших родственниках, о своих друзьях, знакомых. Иной раз думаешь: лучше бы не знал. И еще страшные демоны, которые вас будут побуждать, например, наорать на ребенка. Иногда думаешь: господи, что же он такой тупой-то?! Мы все с высшим образованием, все такие умные, что же он-то не понимает ничего? А признать, что, на самом деле, это твой косяк, это ты недоучил, очень трудно.
Но когда ты признаешь какие-то вещи в себе, свои серьезные минусы, ты сам начинаешь развиваться. И я прекрасно понимаю, что очень сильно изменился как человек, когда стал заниматься домашним образованием. Начинаешь глубже понимать детей, лучше на них реагировать, совершенно по-другому общаться. Это совершенно другой семейный мир! И мне бы хотелось, чтобы люди помнили, что семейное образование — это именно семейное, а не школьное, не дошкольное, не заочное, не дистанционное, не какое-то еще. Главное — что происходит в вашей жизни, в семье.
Елена Свитова, руководитель семейного клуба «Ирис»:
— Родители к нам в клуб приходят из той точки, что они знают, что плохо, но совершенно не знают, как нужно. Когда я начинала, у меня были и педагогические амбиции, и возмущение многими процессами в средней школе, в которой тогда учился мой сын. Я сама педагог, воспитатель, и сейчас в нашем семейном клубе преподаю музыку. А тогда хотелось найти интересных людей, действительно интересных, которые смогут инициировать какие-то яркие процессы, а не борьбу за симулякры, искусственные вещи, типа успеваемости, оценок.
Вчера я задала вопрос нашим детям, детям семейной школы «Ирис»: «Почему вы здесь?» И они так возбудились по поводу «двоек»! То есть, ничто не волновало их больше, чем угроза плохой оценки. Они абсолютно забыли про свои «пятерки», а ведь дети пришли к нам с хорошей успеваемостью, это не те дети, которые выплюнула школа, в большинстве своем. Но возникла просто минута молчания после того, как один мальчик сказал: «А потом «двойка» в году — и все!» Учиться и образовываться из точки угрозы — по-моему, это неправильный акцент.
Я бы хотела выступить в защиту тех родителей, которые сами не могут учить. Я, например, не из тех ресурсных родителей, которые смогли организовать детям обучение на дому. И поэтому я могу понять тех родителей, которые мечутся и ищут семейные клубы. Кроме того, я не уверена, что всем семьям нужна такая дидактическая составляющая между родителем и ребенком. Мама должна быть мамой, но не училкой. И тут мы часто попадаем в ситуацию сапожника без сапог. У меня, например, трое детей, но мне гораздо легче, когда они учатся в семейном клубе, чем дома со мной.
Здесь надо еще сказать про психологическую составляющую: кто мы, те люди, которые идут в такие альтернативные проекты? Вы обратили внимание на глаза? Основная особенность этих людей — гипертревожность. Это очень оправдано ситуацией в стране, которая находится в условиях перманентного кризиса. Мы ощущаем тотальную нехватку безопасности, ее дефицит. И нам проще самим контролировать то, что происходит с нашими детьми, это дает ощущение безопасности. Поэтому я бы сказала, что основная точка, из которой выходят люди из государственной школьной системы, это точка тревоги. А мы создаем безопасное пространство, где становится проще. Потому что родители не вынуждены отпускать детей в безграничный, хронический стресс и ретравматизацию, говоря психологическим языком. Ведь это совершенно не необходимо. Многие говорят, что мы воспитываем детей в оранжерейных условиях, что наши дети менее социализированы, что условия обычной школы — это про выживание, про тренировку, способность справляться. Но если в этом акцент, то где здесь образование?
Наталья Чальцева, администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня:
— Мы взяли схему и вообще самую идею семейного обучения из американского опыта. Те дети, которые учатся очно в нашей школе, получают два образования — российское государственное и осваивают национальную американскую программу, которая разработана, в том числе, и для семейного обучения. Все выстроено таким образом, что ребенок, работая в рабочих тетрадях и имея тьютора, (в этой роли может выступать родитель, учитель) самообразовывается, находит знания.
Я думаю, из-за того, что в Москве все-таки выплачивались деньги, и довольно немалая сумма, на семейное обучение, родители имели возможность объединиться, собраться в какие-то кружки и нанять профессиональных педагогов. Поэтому семейная форма обучения здесь трансформировалась в некую альтернативную форму. Но таких родителей — убежденных «семейников», которые от А до Я все понимают и берут ответственность на себя, очень мало.
Есть школы, и государственные, и частные, которые стараются создать комфортную психологическую среду. И, кстати, частное образование нередко принимает детей, которые не выдержали стресс в большой государственной школе. Давайте не будем скрывать и того, что в альтернативные формы обучения также приходят дети с проблемами, часто психологического, физического характера, с трудностями адаптации. И все это решается альтернативными формами образования.
Да, наше государство в постоянном кризисе, тем не менее, закон об образовании один из самых либеральных законов. Заочное обучение поддерживается государством, и москвичи, которые прописаны или зарегистрированы в Москве, обучаются заочно, как и все дети, за счет Департамента образования города. И эти ребята находятся под постоянным, так сказать, неусыпным контролем школы. Мы договариваемся с родителями, по какой программе ребенок учится, какие конкретные ежемесячные требования должны удовлетворяться. То есть, заочная форма обучения отличается от семейной именно тем, что школа включается как методическая составляющая.
У нас на заочном отделении много родителей, которые с помощью педагогов отлично справляются с образованием своих детей. Ситуации, конечно, разные, но если это начальная школа, родитель способен, изучив материал, выдать его своему ребенку так, чтобы это было понятно. Мы уже второй год ведем интернет-уроки, созданы целые виртуальные классы. То есть каждый ученик, сидя в своем доме, (причем они могут жить даже в разных странах), получает живой урок, общение в классе. И в этом случае даже при очном тестировании, когда ребята приходят к нам в школу, стрессовой ситуации не возникает, потому что лица уже знакомые. Поэтому сегодня многие родители способны самостоятельно, без всяких объединений, справляться с этой проблемой и переходить на альтернативную форму обучения.
Как легально не водить ребенка в школу
Но все равно дать образование
Не всем детям нравится в школе: одним скучно на уроках, других травят одноклассники, а третьи не могут найти общий язык с учителем — все это сказывается на учебе.
В таких ситуациях необязательно продолжать страдать — можно не ходить в школу, а обучаться дома. Вот как это правильно сделать, чтобы к вам в дом не пришла «опека».
Что такое семейное обучение
Каждый ребенок должен получить общее образование — за это отвечают родители. Кроме привычной очной формы образования есть и другие варианты: например, приходить в школу на консультации по индивидуальному расписанию или какие-то уроки посещать вместе с классом, а другие предметы осваивать самостоятельно.
Чтобы так делать, нужно выбрать заочную или очно-заочную форму обучения — в таком случае ребенок будет числиться в школе, а за то, насколько он хорошо усвоил программу, будут отвечать учителя.
Можно не ходить в школу вообще — это и есть семейная форма обучения: в школу ученик не записывается, а только приходит сдавать экзамены, подтверждая, что на самом деле получает образование, а не просто сидит дома.
Что по закону положено бесплатно
Семейная форма обучения предполагает, что образованием ребенка будут заниматься родители. Несмотря на это, часть расходов на обучение государство оставляет за собой. Вот за что не придется платить.
Учебники. Все нужные книги можно взять в школьной библиотеке: по закону все ученики имеют право бесплатно пользоваться библиотечными фондами. Но материалов для экспериментальных программ там может не оказаться.
Аттестация. Когда ребенок приходит сдавать экзамены, школа обязана организовать условия для этого: выделить помещение, назначить проверяющих. За все это родители не платят: брать деньги за аттестацию запрещено законом об образовании.
Когда именно будут экзамены и что на них спросят, школа определяет вместе с родителями. Дети на семейном обучении могут проходить программу в темпе и порядке, которые отличаются от тех, что в школе. Избежать аттестации вряд ли получится: во время экзаменов государство проверяет, действительно ли ребенок учится. Если ребенок сдаст тесты плохо, его могут вернуть в школу.
Участие в олимпиадах. Дети на семейном обучении могут участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах наравне с остальными и получать льготы на поступление в вузы и денежные призы. Бесплатны только государственные олимпиады, некоторые частные конкурсы берут деньги за участие, но со всех учеников.
Помощь. Если ребенку тяжело дается учеба или есть сложности с социализацией, он может получить помощь в школе или специальных центрах: пройти профориентацию, проконсультироваться по поводу индивидуального учебного плана, позаниматься с логопедом.
За что придется заплатить
Когда ребенок учится на дому, все расходы берут на себя родители: платят приходящим учителям, оборудуют место для учебы, покупают необходимую технику.
Но и на этом можно сэкономить: родители могут самостоятельно заниматься по школьным учебникам и не тратиться на репетиторов, использовать вместо парты обычный стол, а вместо доски — лист ватмана. В таком случае образование обойдется дешевле, чем в школе: не придется покупать форму и скидываться на подарки учителям и нужды класса.
Как оформить
Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родителям нужно сообщить об этом в орган местного самоуправления. На практике не всегда понятно, что это значит и куда идти, поэтому проще всего решить вопрос напрямую через школу.
Если вы выбрали семейную форму обучения, напишите заявление об этом в ту школу, где ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Это необязательно будет школа по прописке, можно обратиться в любую. В некоторых регионах этого достаточно, в других директор сам сориентирует родителей, куда нужно отнести дополнительные заявления.
Если ребенок учится в первом — девятом классе, в заявлении нужно указать «семейная форма обучения». Для учеников десятого и одиннадцатого классов — «самообразование». Не путайте с домашним или обучением на дому — эти формы образования для других ситуаций: если ребенок-инвалид не может посещать школу по состоянию здоровья, учителя бесплатно приходят учить его домой.
Независимо от формы образования, школьники массово берутся за ум и вытягивают четверть на пятерки, когда узнают эти способы обращения с деньгами:
- Научиться копить.
- Обуздать карманные расходы.
- Понять, что мелких трат не бывает.
Права ребенка: не ходить в школу и иметь уважение
Как права ребенка сочетаются с его обязанностями и школьными требованиями?
О том, что у ребенка есть особые права знают даже сами дети. В России действует Конвенция о защит прав ребенка, но кроме нее еще есть Федеральный закон «Об образовании РФ». Как сочетаются между собой два этих документа, и что делать, если у ребенка возникают какие-либо проблемы? Именно в этих нормативно-правовых актах есть ответы на многие вопросы, которые возникают у родителей и учителей. Ознакомимся с основными правами детей подробнее.
Должен ли ребенок ходить в школу?
Все родители знают, что в России действует всеобуч. Это значит, что дети в возрасте с 7 до 8 лет должны приступить к учебе. Если родитель этого не обеспечит, его могут привлечь к административной ответственности, а то и вовсе лишить родительских прав. Но, как оказалось, в школу то при этом можно и не ходить. Именно так сказано в ч.3 статьи 52 Закона об образовании:
Каждый ребенок имеет право на домашнее образование. Родители имеют право выбирать форму обучения детей.
Эта норма никак не связана со здоровьем ребенка. То есть, абсолютно здоровый ребенок имеет полное право не посещать школу и учиться дома. Правда, при этом ему все равно придется проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. То есть, сдавать тесты и экзамены.
Кстати, изменить форму обучения можно в любой момент. Не обязательно решать, нужна ли ребенку обычная традиционная школа перед первым классом. Да и отдать в первый класс ребенка можно и позже 8 лет. Правда, в этом случае только по состоянию здоровья.
Могут ли отказать в переводе в другую школу?
В этом вопросе ситуация двойственная:
- администрация школы, где учится ребенок, не может возражать против того, чтобы он перешел в другое учебное заведение;
- администрация другой школы может принять ученика только при наличии свободных мест.
Кроме того, препятствие для такого перехода возможен только в школу соответствующего уровня (например, переход 10-классника из обычной школы в физико-математическую мало вероятен). Кроме того, необходимо согласие директора той школы, куда ребенок хочет перейти, и наличие там свободных мест.
Можно ли оставить ребенка на второй год?
Многих родителей волнует вопрос, на каком основании могут оставить ученика на второй год? Оказывается, это возможно:
- по инициативе самих родителей;
- в связи с неусвоением школьного материала, по инициативе администрации школы.
Если ребенок по итогам года имеет две неудовлетворительные отметки, то он может быть оставлен на второй год или переведен в класс коррекции. Как сказано в законе:
Если у ребенка одна двойка, то по согласованию с родителями он может быть переведен в следующий класс.
В этом случае родители отвечают за то, что ребенок исправит оценку в течение года. Для исправления дается две попытки.
Внеурочка обязательна?
По закону нет. В ч.14 статьи 34 ФЗ об образовании сказано, что ученики гражданских школ не обязаны посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом. А это любые кружки, секции и подобные мероприятия. Кроме того, этой же статьей предусмотрено, что принудительное привлечение учащихся в общественно-политические организации не допустимо.
Ребенок имеет право на уважение
Каждый ребенок — личность. Поэтому взрослые не имеют право унижать его достоинство. В статье 15 ФЗ «Об образовании» сказано:
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и педагогов. Применение методов физического и психического насилия не допускается.
Конечно, учителя не хотят нарушать закон. Но получается далеко не всегда, ведь многие педагоги попросту не думают о законности своих действий. Они, к сожалению, оскорбляют учеников, унижают их и даже иногда применяют физическую силу. Ничего этого делать нельзя. Поэтому. если со стороны учителя присутствует грубость, родителям необходимо вмешаться и поднять вопрос о профпригодности педагога.
Школа несет полную ответственность за учеников
А это значит, что в первую очередь образовательная организация обязана заботится о здоровье учеников. Поэтому:
- расписание уроков должно быть составлено с учетом медицинских показаний;
- у детей должен быть перерыв для завтрака, то есть длинная перемена после первого урока;
- учебная нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка.
В школе обязательно должны проводиться профилактические мероприятия.
В школу можно и не ходить?
Недавно узнала, что я вообще могу не водить ребенка в школу, а перевести его на домашнюю форму обучения и сама с мужем проходить с ним школьную программу. При этом ребенок будет числиться в образовательном учреждении, и его не посчитают прогульщиком. Это правда?Инга, живу в Южном административном округе.
В Законе «Об образовании», принятом еще в 1994 году, есть очень интересная статья 10. В ней говорится о том, что дети могут не ходить на уроки в школу, а получать «семейное образование».
Согласно закону родители обучают ребенка дома по школьной программе. Он числится в обычном классе, только не сидит на занятиях. Правда, контрольных и экзаменов избежать не удастся. «Домашний» ребенок должен будет доказать, что знания в рамках программы у него есть. Это необходимо для получения аттестата.
Обучая ребенка в семье, родители обязаны выполнять школьную программу, но могут по-своему расставить приоритеты в обучении. В такой семейной школе может и не быть обязательных учебников. Ребенок учится сам добывать информацию из самых разных источников и обобщать сведения, что, кстати, не менее важно, чем знания сами по себе. Ученик сам планирует время, осваивает справочники, Интернет и — главное — больше думает своей головой, а не просто слушает то, что скажет учительница. Правда, такое обучение требует от родителей очень большой ответственности.
А как же коллектив?! Многие считают, что ребенок, не прошедший обычную школу, не усвоил правил поведения в обществе. Сторонники семейного образования считают, что остается больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия. Там дети набираются социального опыта, который в отличие от школьного имеет больше общего с реальными взаимоотношениями во взрослом коллективе.
Что делать, если вы решились на семейное воспитание:
1. Найти школу, в Уставе которой предусмотрена семейная форма обучения. Это можно сделать, обойдя ближайшие к вашему дому школы или узнав список школ в Департаменте образования.
2. Написать заявление о переводе на обучение в форме семейного образования и подписать договор со школой.
Ссылайтесь на «Примерное положение о получении образования в семье», изданное Минобром в том же 1994 году. Заковырка может возникнуть в том, что родителям, выбравшим семейную форму обучения, положены деньги. Они должны выплачиваться из местного бюджета. В Москве эта сумма в 2008 году составит 48 871 рубль в год. Плюс к этим деньгам ежемесячно родителям положено еще по 1,5 тысячи рублей — компенсация школьных обедов.
Куда обратиться за советом:
Существуют специальные центры для родителей, где можно получить консультацию. На сайте сторонников семейного образования в России Игоря и Валентины Чапковских www.familyeducation.ru можно задать вопрос по поводу обучения в семье и получить конкретный ответ. Так же есть клуб «Автодидакт», который поддерживает «семейников» в Москве уже 12 лет. Электронная почта: [email protected]
Читайте также
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков — об увеличении бюджетных мест в региональных вузах и гибких программах в университете
С новым руководителем ведомства побеседовал обозреватель «Комсомолки» Александр Милкус
Во время карантина школьники могут бесплатно заниматься на онлайн-курсах
Свободный доступ к материалам школы «Фоксфорд» будет открыт в течение месяца
Специалисты Яндекса научили школьников программировать голосовую помощницу Алису
В школах страны прошла всероссийская акция «Урок цифры»
Ярмарки вакансий, стажировки и личный пример: новый министр просвещения рассказал, как школьники будут проходить профориентацию
Самыми престижными дети считают профессии врача, военнослужащего, учителя и IT-шника
Врачей будут учить сочувствию
Новый министр здравоохранения выступил на совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов
«Никто на коленях передо мной не стоял!»: Что говорит пермский учитель, уволенный за то, что не отпустил школьника в туалет
Педагог с 11-летним стажем Николай Углев утверждает, что его оболгали, а потом вынудили написать заявление «по собственному желанию» [эксклюзив kp.ru]
Девятиклассников ждет собеседование перед экзаменом
Без зачета к ГИА не допустят. Чего ждать и как подготовиться?
Цифровизации поможет опыт «Просвещения»
Российское образование выходит на новый технологический уровень через диджитализацию и преодоление системных несоответствий
Учителей не хватает по всему миру, и компьютеры их не заменят
Однако педагоги всего мира однозначно выступают за технологии
Вордскиллс Россия и Международный банк реконструкции и развития договорились о сотрудничестве в сфере профобразования
Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) заключили меморандум о взаимопонимании
Пять самых дорогих видов спорта для детей
На развитие дочек и сыновей не принято жалеть денег. «КП» выбрала самые дорогие видов спорта для детей — чтобы заниматься ими, надо будет основательно вложиться
Новый министр просвещения приехал в школу, где сам раньше учился и преподавал
Сергея Кравцова там еще помнят
«Девочка была вся в слезах!»: сибиряк обвинил учителя в том, что она поставила оценку ребенку на лоб
В школе произошедшее отрицают и считают, что папа одной из третьеклассниц сводит с учителем личные счеты
Минобрнауки перераспределит бюджетные места в пользу региональных вузов
Об этом рассказала вице-премьер правительства Татьяна Голикова, представляя нового министра Валерия Фалькова
Ректор РАНХиГС Владимир Мау: «Сегодня успешный человек скорее всего не работает по специальности, указанной в дипломе»
Обозреватель «КП» Александр Милкус расспросил руководителя одного из ведущих вузов страны о том, на какие специальности выгоднее поступать нынешним абитуриентам
Учителей хотят обязать хранить в тайне информацию об особенностях и заболеваниях учеников
В школах и детсадах очень не хватает педагогов, которые умеют работать с особенными детьми
Школьникам не хватает в расписании математики, ИЗО и психологии
Российские ученики рассказали о своих любимых предметах
Возрастная категория сайта 18+