Содержание
- Где должны ездить электросамокаты: с пешеходами или с машинами?
- Правила езды для самоката: с двигателем и без него
- Что такое самокат и электросамокат по ПДД?
- Электросамокат – это транспортное средство?
- Где можно ездить на самокате?
- Можно ли ехать по дороге?
- Что, если я буду ехать на самокате пьяным?
- Важное замечание!
- ПДД для самокатов в 2019 году
- Движение по тротуарам
- Движение по проезжей части
- Переход проезжей части
- Пдд для электросамокатов
- Официальный ответ 2012 года
- @letskickchat
- Нужны ли права на электросамокат и можно ли ездить по дорогам на самокате без удостоверения
- Нужны ли права на электросамокат?
- Можно ли ездить на самокате по дороге?
- Какие штрафы могут быть выставлены за нарушение прав?
- Другие правовые аспекты езды на самокатах
Можно ли на самокате ездить по дороге
Где должны ездить электросамокаты: с пешеходами или с машинами?
В России бум альтернативного транспорта: электросамокатов, гироскутеров, моноколес, а законодатели, как всегда, не успевают присвоить всем видам юридический статус и определить, где их место – на проезжей части или на тротуаре. Большинство владельцев электротранспорта предпочитают тротуар. И это правильно – потому что ГИБДД говорит то же самое, считая пользователей электросамокатов и сегвеев пешеходами. Правда, простые пешеходы, без самокатов и моноколес, этим не очень довольны.
Не слишком ли быстро они ездят?
Поскольку электротранспорта в пользовании граждан становится все больше, специалисты в разных странах размышляют, в какую категорию его отнести и какими правилами заставить руководствоваться. Если внимательно прочитать российские Правила дорожного движения, станет понятно, что объявить электросамокат мопедом можно практически в любой момент. Мощность двигателя позволяет, руль мотоциклетного типа есть. Даже сегвей можно приписать к мопедами при желании. Но пока у МВД такого желания нет.
В Интернете есть несколько видео, на которых самокат едет по проезжей части, лихо рвет на светофоре и оставляет далеко позади малолитражки. «Город 812» нашел производителей таких самокатов и стал выяснять, какие у такого транспорта есть документы. Отметим, что стандартные электросамокаты мощностью до киловатта имеют ограничитель скорости – 24 км/ч. Они могут быстро ездить, но им не дают. Но если один человек сумел ограничение поставить, то всегда найдутся и те, кто сможет его снять.
Суперсамокат с электродвигателем мощностью в 5,4 киловатт, максимальной скоростью 85 км/ч, массой 37 килограммов и стоимостью 150 тысяч рублей производит корейская фирма. В России таких самокатов уже около тысячи. Продавец охотно рассказал нам, что никто из полиции «игрушкой» ни разу не интересовался и к получению документов не обязывал. Издали самокат ничем не отличается от обычного безмоторного. Только подойдя вплотную, можно разглядеть, что вся платформа представляет собой аккумулятор.
– Скажите, травму получить на вашем самокате можно?
– Смертельных случаев не было. Были серьезные ушибы, когда люди перед ямкой путали газ и тормоз. Кстати, тормозной путь у него – 30–40 метров, как у машины. Разумеется, пользователь должен иметь крепкие руки, чтобы удержать такую махину на ходу и тем более – когда приходится спешиваться и вести ее рядом. Так что это не женский транспорт. В любом случае, для машин и прочих соседей по трафику – если это не пешеходы – такой самокат ничуть не опасен.
Кто ты: пешеход или мопед?
Вместе с автоэкспертом Дмитрием Поповым мы изучили ПДД, отыскивая в них упоминание о современных видах транспорта. Вот Правила дорожного движения в виде таблицы.
В ГИБДД на данный момент считают, что весь электротранспорт относится к «иным аналогичным средствам» из пункта о пешеходах. Поэтому владельцы электротранспорта должны соблюдать «Обязанности пешеходов» и нести ответственность за нарушения ПДД по ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ (штраф от 500 до 1500 рублей).
Автоэксперт Дмитрий Попов считает, что все это может быть ненадолго.
– Само упоминание киловаттов появилось в ПДД только в 2010 году. XXI век на дворе, а у нас были только лошадиные силы и рабочие объемы поршневого двигателя.
– Но теперь они упоминаются – и что это значит?
– На мой взгляд, то, что владельцы альтернативного транспорта должны получать права категории М, раз электродвигатели наконец-то получили прописку в ПДД, как раз в главе о мопедах.
– А по мнению ГИБДД, весь этот транспорт должен ездить по тротуарам.
– Это большая проблема. Недавно Дирекция по организации дорожного движения провела конкурс детского рисунка «Дорожный знак». Надо было нарисовать знак, которого городу не хватает. И очень много было работ, в которых дети требовали запретить альтернативные средства на тротуаре. Правда, кто-то, наоборот, нарисовал «место для катания на сегвеях». Но он был один, а тех, кому электротранспорт на тротуаре не нравится, больше. В ПДД есть и другие проблемы: например, там дорожные рабочие упоминаются только в том смысле, что их нельзя приравнивать к пешеходам. Если пешехода собьют не на зебре, в принципе, понятно, кто виноват. А если рабочего? Как следователь должен это трактовать?
В правилах не прописан велосипедист на одном колесе (унициклист). У нас только что усовершенствовали ПДД, добавили туда всякой ненужной ерунды вроде знаков для машин разных экологических классов, а ключевые термины так и остались непроработанными. С роликами десять лет назад реформа и вовсе сработала с точностью до наоборот. Раньше роллеры сами решали, где им место. Те, у кого были специальные ролики с большими колесами, катались только по проезжей части, потому что развивали скорость 25 км/ч и считали, что на тротуаре им не место, тем более что коньки практически не имеют тормозов. Но вот закрепили роликовые коньки в ПДД – приравняли к пешеходам, и всё.
– Все равно для большинства катальщиков тротуар безопаснее. Даже велосипедисты так считают.
– Если бы велосипедисты хотя бы соблюдали правило по «зебре» передвигаться пешим ходом! Недавно был случай на севере города: таксист сбил велосипедиста при повороте направо. Была трасологическая экспертиза, которая доказала: велосипедист в результате неспешивания попал для таксиста в слепую зону. Сам я не велосипедист, но в компании Дарьи Табачниковой, лидера «Велосипедизации Петербурга», несколько раз ездил по городу. И понял, что надо ездить по проезжей части. Нас там видно!
– В какую сторону, думаете, будут менять ПДД?
– У нас сейчас будут активно искать деньги. Майский указ президента требует 8 триллионов рублей – их будут искать в наших карманах. Автомобилистов будут штрафовать за тонировку, а тех, кто ездит на мопедах, – за езду без прав.
Где ездить на одном колесе?
Где должны ездить и реально ездят владельцы одноколесников? «Город 812» поговорил с владельцем уницикла Ильясом Кудашевым и моноколесистом Александром Трацевским.
– Три раза я привлекал внимание инспекторов ГИБДД, – говорит Ильяс. – Один раз просто сдернули во время движения. Еще пару раз указывали жезлом, чтобы я переместился на тротуар. Я считаю свой аппарат велосипедом, потому что у него есть техническая возможность поставить два дополнительных колеса (маленькие, от скейта). Я их и ставлю во время стоянок. Остальные требования тоже выполнены: исправная тормозная и рулевая системы, передний и задний свет. Это я говорю про свой большой уницикл, с колесом диаметром 36 дюймов. На унициклах 20″–29″ я чаще ездил по обочине, не маневрируя между рядами. На тротуар перебирался редко, так как скорость все равно выше пешеходной, и, в отличие от автомобилистов, люди на тротуаре расслаблены, непредсказуемы в маневрах и всегда готовы замереть, удивленные, на твоем пути. Спасибо хоть мягкие…
Александр Трацевский, недавно путешествовавший на моноколесе в Финляндию, тоже не боится санкции со стороны ГИБДД. Во всех странах, пояснил он, наблюдается лояльное отношение к альтернативному транспорту. Исключением стала Англия, в которой боятся внедрять что-то новое, пока оно не будет закреплено соответствующим законом.
«Моноколесо не опасно для пешехода, хоть и может разогнаться до 45 км/ч. Люди вздрагивают, только если не видели твоего приближения – например, смотрели в смартфон. На дороге моноколесу и гироскутеру не место: с них можно упасть на любой выбоине – и прямо под колеса. А на тротуаре порядочный катальщик все-таки будет ориентироваться на скорость окружающих прохожих. Для пешеходов моноколесо – куда меньшая головная боль, чем велосипед. Оно подсвечивается в темноте, оно маневренное. И если начнут борьбу за чистые тротуары, то не с нас».
Правила езды для самоката: с двигателем и без него
Самокаты приобретают всё большую популярность в России. Ещё больше распространяются электросамокаты и начинают появляться на дорогах байки с двигателем внутреннего сгорания. Мы уже выяснили действие законодательства на гироскутеры и сегвеи. Настало время поговорить о вновь набирающих распространённость средствах передвижения. Как на них действуют ПДД в 2020 году? Можно ли ездить на них по дорогах для автомобилей? И как оценивается это транспортное средство с точки зрения Правил? Всё это мы узнаем в формате вопросов и ответов в этой статье.
Что такое самокат и электросамокат по ПДД?
Чёткого определения этого средства передвижения в Правилах дорожного движения на сегодняшний день нет. И потому оно подходит для целого ряда именно касательно терминов. Все такие определения перечислены в пункте 1.2, и вы удивитесь, к каким из них можно причислить обсуждаемый нами транспорт!
В контексте автозакона важно знать следующие характеристики:
- самокат – двухколёсный, в редких случаях трёх- и четырёхколёсный,
- он приводится в движение ногами либо электродвигателем (реже – бензиновым мотором),
- мощность электродвигателя самоката в среднем составляет 250-400 Вт,
- конструктивная скорость – 20-40 км/ч.
И исходя из этих параметров давайте рассмотрим, к каким определениям можно отнести самокат. Обратите внимание, сначала мы проведём анализ законодательства, предполагая и размышляя, и только потом сделаем вывод, к чему отнести самокат, и выясним правила движения по дорогам и тротуарам для них.
Неожиданно, но больше всего по терминологии самокаты подходят именно для определения велосипедов по ПДД. Но, забегая вперёд, сразу оговоримся, что это не велосипеды. Почему? Узнаете ниже!
Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Если речь идёт не об электросамокатах, то это вполне себе велосипед, не имея собственного описания в действующих на 2020 год Правилах.
Из этого следует, что для самоката действуют те же пункты, что и для велосипедистов:
- на самокатах нужно ездить только по дорогам и велодорожкам в общих случаях,
- по тротуарам и пешеходным дорожкам можно кататься, только не создавая помех пешеходам.
Ещё неожиданнее, не правда ли?! Но формально самокат подходит и под определения мопеда.
Мопед – двух- или трёхколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 см 3 , или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
И нигде не указано, что к мопедам не относятся средства передвижения, на которых вы стоите ногами, коими и являются электросамокаты. Между тем, некоторые судьи придерживаются такого же мнения. Так, пару лет назад целых 2 судьи в Тамбове (мировой и районный) вынесли вердикт на наездника электросамоката о лишении его автомобильных прав за то, что тот ехал в состоянии опьянения.
И, наконец, последнее определение предписывает нам, что катающийся на самокате с точки зрения ПДД является простым смертным пешеходом.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Как видим, самокат всё же упоминается в Правилах, хотя и не имеет строгого собственного термина в этом подзаконном акте.
Но к чему же правильнее всего отнести электросамокаты и таковые без мотора, чтобы понять, где можно ездить на них?
Электросамокат – это транспортное средство?
Нет. Итак, настало время делать выводы.
Для того, чтобы определить, какие права есть у водителя самоката, нужно выяснить, относится ли последний к транспортным средствам. Велосипед и мопед и есть таковые, а вот пешеход – нет. Но для нас единственной практической целью выяснения этого являются возможные наказания в случае нарушения движения на электросамокате. А такие наказания содержатся в КоАП.
Между тем, именно в КоАП в целях применения санкций ко всем участникам дорожного движения даётся наиболее точное определение транспортного средства. Это такой транспорт, который приводится в движение двигателем мощностью не менее 4 кВт, а максимальная скорость у него выше 50 км/ч. И редкий электросамокат будет обладать такими характеристиками – по меньшей мере, по части мощности мотора.
Такую трактовку вы можете найти в примечании статьи 12.1 Кодекса.
Более того, само определение пешехода в Правилах дорожного движения причисляет к таковому именно едущего на обсуждаемом нами средстве передвижения. Да, в термине не говорится ничего об электросамокатах. Но отсюда закономерно можно сделать вывод о том, что даже при наличии мотора электросамокат не меняет своё название и остаётся именно самокатом.
Таким образом, делаем вывод, что передвигающийся на самокате или электросамокате – не более, чем пешеход. Это единственное верное определение.
А вот в ГИБДД логично предположили, что к водителю такого транспорта должны применяться части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП, предусматривающие ответственность для иных лиц, участвующих в дорожном движении. Такой ответ был получен нами специально для данной статьи:
Где можно ездить на самокате?
Исходя из сделанного вывода получаем, что на владельца электросамоката действуют ПДД по части пешеходов. И это такие правила езды (их полностью регулирует раздел 4):
- на самокате можно двигаться по пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также тротуарам при их присутствии на данном участке (пункт 4.1 ПДД),
- по дороге на электросамокате можно двигаться по обочине – опять же при её наличии,
- если же обочины нет, то можно ехать по краю проезжей части против хода движения в один ряд (последнее означает, что вам запрещается обгонять пешеходов, также движущихся по этой дороге),
- по пешеходному переходу не нужно спешиваться, ведь вы не велосипедист, а электросамокат не является транспортным средством,
- в тёмное время суток при движении вне населённого пункта самокатчик обязан иметь предметы со светоотражающим покрытием.
Можно ли ехать по дороге?
Нет. Как мы уже указали выше, единственное условие, когда на самокате можно ездить по дороге (именно по проезжей части) – это отсутствие тротуара или пешеходной дорожки, а также обочины.
Если таковые есть, то по проезжей части дороги кататься в 2020 году с точки зрения ПДД нельзя.
Что, если я буду ехать на самокате пьяным?
В таком случае вполне может быть и лишение автомобильных прав. Это незаконно. Но выше мы привели ссылку на не совсем верное указание районного судьи, где неумолимая судебная практика, тем не менее, не сделала легче жизнь самокатчика, который, к тому же, в момент, когда к нему подошли сотрудники ГИБДД, просто стоял рядом с электросамокатом.
Судья в этом решение указал на то, что самокат является транспортным средством. Дело было рассмотрено не всесторонне, так как в решении есть отсылка на определение ТС в Административном кодексе, согласно которому электросамокат никак нельзя причислить к последнему, однако, никто даже не стал смотреть на характеристики устройства.
Постановление другого суда, напротив переквалифицировало наказание для пьяного «наездника» электросамоката в статью 12.29 КоАП, которая предусматривает ответственность для пешеходов. Виновник ехал также в состоянии опьянения. Но его защитник верно сформулировал определения в законодательных актах, и судья понял, что в данном случае речь идёт о нарушении именно пешехода.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и анализируя руководства пользователя электросамокатом МК-01 , суд считает, что Шульгин Д.И. в 01 час 50 минут в районе дома по ул. г. области управлял электросамокатом, который нельзя отнести к какому-либо транспортному средству, управление которого в состоянии алкогольного опьянения образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Важное замечание!
- В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
- В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.
или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).
ПДД для самокатов в 2019 году
В актуальной редакции ПДД «пешеход» — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Это значит, что неправильно приравнивать самокаты к транспортным средствам, в том числе к велосипедам, а самокатчики должны подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам. В определённых случаях выезд на велодорожку и край проезжей части допускается.
Движение по тротуарам
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Движение по проезжей части
4.1 (продолжение). При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Переход проезжей части
4.3. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Также важный момент. Во время заездов дорогу переходим организованной группой.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.
Пдд для электросамокатов
На данный момент упоминание персонального электротранспорта отсутствует в ПДД, поэтому электросамокаты должны подчиняться правилам для обычных самокатов, то есть пешеходов: передвижение допускается только по тротуарам, а выезд на дороги общего пользования запрещён.
Вопрос выделения электротранспорта в отдельную категорию поднимается чиновниками, как минимум, с 2015 года. Но дальше декларации о намерениях продвижения пока нет.
Официальный ответ 2012 года
В 2012 году, ещё до изменения ПДД, мы отправили запрос в ГИБДД Москвы и получили официальный ответ. Он интересен объяснением причин того, почему самокаты нельзя приравнивать к велосипеду.
«В настоящее время в Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД РФ) отсутствует определение самоката как транспортного средства. Также отсутствуют и требования, предъявляемые к нему при движении и использовании. В тоже время, изучением данного вопроса установлено, что самокат не допустимо приравнивать к велосипеду. Метод приведения самоката в движение — отталкивание предусматривает постоянный, с небольшим промежутком времени, контакт лица, управляющего самокатом, и дорожного покрытия. Указанные обстоятельства, а также не соответствие большинства самокатов требованиям, предъявляемым, в том числе к велосипедам, дают основания отнести лицо, управляющее самокатом, к категории пешехода. Пешеходы, будучи участниками дорожного движения, должны руководствоваться требованиями, предъявляемыми к ним ПДД РФ, в том числе своими действиями не создавать опасности для движения других.»
Помните о правилах, не выезжайте на проезжую часть без лишней необходимости. Не забывайте – самокат, средство передвижения, предназначенное для разных возрастов и ваш положительный пример может спасти кому-то жизнь.
Подписывайтесь на канал Движения в Telegram!
@letskickchat
Обсуждайте самокаты в нашем Telegram-чате!
© 2011 – 2019 Движение городских самокатов Let’s Kick.
Материалы опубликованы под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike».
Политика конфиденциальности.
Нужны ли права на электросамокат и можно ли ездить по дорогам на самокате без удостоверения
Электросамокаты — популярное транспортное средство у разных возрастных категорий населения. С каждым годом в России появляется все больше желающих пересесть на этот экологичный вид транспорта. В связи с этим у любителей прокатиться с ветерком возникает вопрос о том, нужны ли права на электросамокат и, если да, то где их можно получить.
Нужны ли права на электросамокат?
Согласно правилам дорожного движения, техника с 2 колесами и более, оснащенная электромотором, делится на 2 категории:
В 2018 г. тем, у кого двухколесный аппарат имел двигатель меньше 250 Вт, удостоверение на вождение транспортным средством было не нужно. Такая категория лиц приравнивалась к пешеходам. В этом случае электросамокат и ПДД — это отношения к правилам человека, движущегося на своих двоих ногах, инвалидной коляске без мотора или велосипеде.
Если мощность двигателя двухколесного аппарата с рулем превышает указанную «пешеходную» норму в 250 Вт, то оно автоматически по закону приравнивается к мопедам. В таком случае вопрос о том, нужны ли права на электросамокат в России, имеет утвердительный ответ.
Разбираясь в нюансах правил дорожного движения и реакции на их нарушения ГИБДД, нужно понять, что такое мопед и приравненные к нему самоходные аппараты. Согласно законодательству, мопед — это двух- или трехколесное транспортное средство, развивающее максимальную скорость от 25 до 50 км/ч и имеющее двигатель внутреннего сгорания объемом до 50 куб. см, или электродвигатель, мощность которого варьируется от 250 до 4000 Вт. Блюстители правопорядка на дороге приравняли к мопеду и гироскутер с теми же показателями.
Если двухколесное транспортное средство полностью отвечает описанному шаблону, то для его управления человеку нужны права категории «М» или выше. До осени 2014 г. права на мопеды и скутеры сотрудники ГИБДД не спрашивали, несмотря на то, что закон был от 2013 г. Такая лояльность объяснялась тем, что там не было четких указаний, как различать электротранспорт на 2 колесах. Ситуация на 2019 г. обстоит так, что мест, где профессионально обучают езде на самокате или мопеде по России немного, поэтому в большинстве случаев документ на управление аппаратом не спрашивают.
Обеспокоены статусом владельцев гироскутеров, моноколес, сегвеев и электросамокатов депутаты некоторых регионов РФ. Они отмечают, что из-за неправомерных действий катающихся на двух- и одноколесных аппаратах на тротуарах и проезжих частях участились несчастные случаи с участием как владельцев самокатов, так и пешеходов.
Можно ли ездить на самокате по дороге?
Электросамокат и ПДД — вопрос, требующий доработок и углубленного изучения. Случается, что катающиеся выезжают на проезжую часть и становятся полноправными участниками движения наравне с велосипедистами.
В таком случае правила дорожного движения отмечают, что двухколесный участник трафика должен себя вести, как велосипед, т. е. двигаться в крайнем правом ряду, и только в случае необходимости повернуть влево или сделать разворот. Самокату на дороге разрешается перестроиться в крайний левый ряд. Таких правил должен придерживаться человек, управляющий двух- или трехколесным средством, максимальная скорость которого не превышает показатель в 25 км/ч, а мощность двигателя равна 250 Вт и ниже.
Маломощный аппарат с моторчиком может катиться по дороге, если доступ на тротуар или обочину невозможен по техническим причинам. По краю проезжей части самокатчики могут двигаться по одному в колонну.
Если устройство развивает скорость до 50 км/ч, то он приравнивается к мопедам, значит, права на электросамокат в этом случае обязательны. По закону хозяин такого транспортного средства не имеет права кататься по тротуарам, пешеходным зонам и велодорожкам. Местом, где разрешено управлять мощным электросамокатом, с точки зрения законодательства, автоматически становится проезжая часть.
Какие штрафы могут быть выставлены за нарушение прав?
Самокат — транспортное средство, которое часто становится участником автомобильного трафика. Если аппарат обладает мощным двигателем и развивает скорость, характерную для мопеда, то езда без прав категории «М» на нем карается по закону.
В случае нарушения ПДД электросамокатчиком с него может взиматься штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей. При этом транспортное средство сотрудники ГИБДД имеют право конфисковать и отогнать на штрафплощадку, с которой получить обратно его может человек с правами указанной или выше категории.
В случае, когда несовершеннолетний управлял двухколесным аппаратом с электродвигателем мощностью от 250 Вт, и стал участником ДТП или был остановлен для досмотра документов, нормативные взыскания налагаются на родителей, формальных владельцев электросамоката.
Так как в России пока не везде есть возможность получить права категории «М», то владельцы мопедов и прочего приравненного к ним электротранспорта могут сдавать на категорию «В».
В таком случае обладатель «корочки» станет законным участником движения и будет защищен на государственном уровне. При этом стоит учесть, что самокатчики не защищены от воздействия внешних факторов конструкцией управляемого аппарата, что повышает риск «неприятностей» на дороге, где ездит более габаритный и тяжелый транспорт. Так что права будут в этом случае гарантом соблюдения буквы закона.
Другие правовые аспекты езды на самокатах
Чтобы понять, где можно ездить на электросамокате, нужно разобраться, к какой категории транспорта его относит ГИБДД. На мощном аппарате катаются и выполняют перевозку грузов и пассажиров по правилам, установленным для мопедов. Если же электросамокат обладает малой мощностью и приравнен ПДД к велосипедам, то его водителю рекомендуется придерживаться правил для этого вида транспорта.
Например, согласно пункту 24.8 ПДД РФ, водителям мопедов и велосипедов запрещается управлять колесным средством, не держась за руль и не опираясь ногами в пол аппарата. Кроме этого, перевозимый груз не должен выступать за габариты транспорта более чем на 50 см. Катать детей и пассажиров тоже надлежит в специализированных сиденьях, и если это предусмотрено модификацией колесного средства.
Приобретая себе или ребенку электросамокат, нужно подойти к мероприятию с ответственностью. Подбирать колесный транспорт рекомендуется согласно возрасту и пожеланиям катающегося и так, чтобы это не противоречило законодательству страны, резидентом которой является человек.